Гранаты, яблоки, финики и остальные древесные плоды услаждают телесную гортань; божественные слова святых учителей, срастворенные любовью, воспринимаясь слухом назидания, услаждают душевную гортань. И как собравший древесные плоды, во время собирания их, хвалит деревья, – так и собравший своим слухом божественные слова учителей, потом восприняв их умом и вкусив сладости слова, выражая устами похвалы учителю, говорит: "Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим" (коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда и сота устом моим) (Пс. 118: 103). И мудрейший Соломон, уподобив прекрасные слова сотовому меду, говорит: "Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей" (сотове медовнии словеса добрая) (Прит. 16: 24). Как гортань, отведывая снеди, умеет различать хорошие от худых, так и ум души умеет различать полезные изречения от худых, как говорится у Иова: "Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?" (гортань брашна вкушает, ум же словеса разсуждает) (Иов. 12: 11). И никто пусть же думает, что домовладыка имеет в своем саду различные деревья – финики, яблони, маслины, а Господь в Своем саду церкви не имеет различных отцов, так, чтобы каждый, по своей доброте, износил из глубины сердца плоды слова, для вкушения приходящим. Иной из них, как хорошо растущая маслина, густо покрыт листьями веры и плодовит делами благочестия; иной, как финик, увенчан вайями победы над диаволом, и доставляет бедным сладчайший плод благодеяния, – о нем говорит Писание: "Праведник цветет, как пальма" (праведник яко финикс процветет) (Пс. 91: 13). Иной, как яблоня, доставляет людям два наслаждения, запах и сладость для гортани; невеста Церковь, хваля такого в Песнях песней, что говорит? "Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей" (Яко яблонь посреде древес лесных, тако брат мой посреде сынов Израиля: под сень ею восхотех и седох, и плод его сладок в гортани) (Песн. 2: 3). Что же делать мне, возлюбленные, когда я владею небольшой листвой слов и (немногими) плодами, не могу ни прохладить утомленных зноем, ни напитать голодающих плодами слов? Хорошо мне было бы вместе с вами изучать наставления святых отцов! Но так как страх Божий и ваша любовь побуждают нас к речи, то, взяв два или три слова из сладчайшего Евангелия, как бы финики, и вкусив, мы возбудим вас – с усердием, с пылким духом, подвигнуться к плодоносным деревьям святых отцов. Только что мы слышали слова евангелиста: "В половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил" (в преполовение праздника, взыде Иисус во церковь, и учаше) (Иоан. 7: 14). Не напрасно это евангельское слово, так как наступило время праздника; прилично настоящему (случаю) евангельское чтение, согласно с днем поучение; сила этого слова – сестра настоящего праздника. "В половине праздника вошел Иисус в храм" (В преполовение праздника, взыде Иисус во церковь). По окончании праздника Он уже более не восходит в храм, но поднимается на небо. "В половине праздника вошел Иисус в храм". Под праздником он разумеет не то, что бывает у эллинов и иудеев, где пьянство, шутки, блудные песни, обольстительное благозвучие и оживленные пляски, – но праздник святой, приличный христианам, где не пьянство и шутки, но молитвы, песнопения и умилостивления; где не блудные песни, расслабляющие тело, но божественные песни, укрепляющие душу; где не оживленные пляски, но веселая резвость святых душ. Если желаешь видеть у нас поющих, пляшущих и прыгающих, каковы они, то посмотри на Исаию, поющего и говорящего: "Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его" (воспою возлюбленному песнь возлюбленнаго моего, винограду моему) (Ис. 5: 1). Погляди и на хор святых жен, Марию, сестру Моисея, с другими женами израильтян, поющих победные песни Богу и говорящих: "Пою Господу, ибо Он высоко превознесся" (поим Господеви, славно бо прославися) (Исх. 15: 1). Об этом вспоминает и Давид, словами: "в средине девы с тимпанами: в собраниях благословите [Бога Господа]" (посреде дев тимпанниц в церквах благословите Бога) (Пс. 67: 26, 27). И сам блаженный Давид не стыдится плясать впереди богоносного ковчега, как можно слышать из его слов: "пред Господом играть и смеяться, и плясать буду" (и буду играти и плясати пред Господем) (2 Цар. 6: 21). Младенец Елизаветы, Иоанн, увидит богоносную кисть, скрывающуюся в небрачной утробе, взыграл во чреве. "В преполовение праздника, вошел Иисус в храм". Храм есть жилище только для Бога. И эллины говорят: у нас есть храм, (но) по незнанию, что это не храм, а мерзость. Где пролитие крови, возлияния, идольский тук и демонские таинства, там не может быть храма, но мерзость демонов. "В преполовение праздника вошел Иисус в храм". Храм есть жилище, принадлежащее только Богу; здесь обитают любовь и мир, вера и целомудрие. Потому и иерею Божию, священнодействующему перед Богом, надлежит быть мирным и тихим, не хищником, не коварным, не сребролюбивым, чтобы прежде всего в его душе Бог был совершен, и потом изменял бы так по своему образу свой народ. Может называться храмом и очищенная душа каждого верующего человека: "поставлю жилище Мое среди вас… и буду ходить среди вас" (вселюся в вас, и похожду) (Лев. 26: 12). Храм поистине свят, жертва и иерей – это Христос, в Котором, по божественному апостолу, "обитает вся полнота Божества телесно" (всяко исполнение божества живет телесне) (Колос. 2: 9). Ему сказал Отец: "Ты священник вовек по чину Мелхиседека" (ты иерей во век, по чину Мелхиседекову) (Пс. 109: 4). Теперь, неожиданно попав на величайший вопрос, я затрудняюсь, куда склонить взор своей мысли, не знаю, куда направить кормило назидания. Если апостол, дойдя до главного, о Мелхиседеке не решился подробно излагать, слегка сказав: "О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать" (о немже многое нам слово и неудобь сказаемое) (Евр. 5: 11), – то что я могу сказать, когда настолько уступаю апостолу, насколько может рассуждать человек? И как путник, пока идет по наклонной и ровной дороге, с удовольствием совершает путешествие, а когда придет на какое-нибудь неровное место, или крутое и непроходимое, где гора превысокая, остановившись и обсудив труд подъема, начинает тихо идти, чтобы не обессилеть скоро, так и мы, пока у нас были покатость и равнинность Евангелия, шествовали с удовольствием путем слова, а когда подошли к превысокой мысли, начинаем тихо восходить по небесной лестнице толкования. Что же это за вопрос, исследуемый всеми христианами? Для чего апостол, вспомнив о Мелхиседеке, сказал, что он без отца и родословия, не имеет ни начала дней, ни конца жизни (Евр. 7: 3)? Такой ведь не может быть человеком, но Богом. Многие, не вдумавшись в сказанное о нем, сочли его большим Христа, образовали из себя ересь и называются мелхиседекианами; споря с нами и желая показать, что Мелхиседек больше Христа, приводят нам в свидетели Писание, говорящее: "Ты священник вовек по чину Мелхиседека". "Как, – говорят, – Мелхиседек не больше, по образу и чину которого Христос иерействует?" Другие, заблудившись, говорят, что он Дух Святой. А мы говорим, что он человек подобострастный нам, и не больше Христа – да что говорить о Христе – даже и Иоанна Крестителя, потому что истинно слово Господа: "Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (аминь глаголю вам, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя) (Мф. 11: 11). Но он не есть и Дух Святой. Что Мелхиседек не больше Христа – пусть скажут нам они, говорящее это, откуда или из какого места он? Из небесных, земных, преисподних? Если они скажут, что Мелхиседек из небесного или другого какого-нибудь места, то пусть послушают, что колено его преклоняется перед Христом; апостол именно говорит, что Ему поклонится "всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедает" (всяко колено, и всяк язык исповестъ, небесных, земных и преисподних) (Филип. 2: 10, 11). Если Мелхиседек склоняет колено перед Христом, то поклоняющийся Мелхиседек меньше поклоняемого от него Христа. Почему же, несчастные, они не слушают и следующего по порядку стиха, сказанного апостолом, чтобы им знать, что он меньше Христа? Он прибавляет: "уподобляясь Сыну Божию" (уподоблен же Сыну Божию) (Евр. 7: 3), как и мы стали по образу и подобию Христа. Но может быть, кто-либо из слушателей спросить: "Почему же говорится, что Мелхиседек без отца и без матери и без родословия?" Ему мы ответим: "Иудеи сказали, что он рожден от блуда, и потому в Писании нет родословия". Им мы ответим: "Худо вы сказали: мы находим что другие рождены от блуда, но имеют родословие". Соломон, рожденный от жены Урии, родословится; и Авимелех, сын Гедеона, рожденный от блуда, родословится. Почему же не родословится Мелхиседек? Потому что Мелхиседек был типом Христа, и носил образ Христа. Поэтому Писание опустило отца и матерь, и рассказывает о нем без родословия, чтобы в нем, как в образе, мы усматривали Христа, (Который) поистине без отца, без матери и без родословия. Христос безотечен на земле по плоти, безматерен на небесах по Духу, по божеству. Таков есть "не имеющий ни начала дней, ни конца жизни" (ни начала днем, ни животу конца имея) (Евр. 7: 3). Писание не обозначило родства Мелхиседекова, но опустило и рождение его и кончину, чтобы, как мы раньше сказали, в нем мы созерцали этого истинного Мелхиседека. Мелхиседек значит "царь правды", Который есть Христос, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни. Бог Слово ни начала дней не имел, ни прекращался когда-либо, или умирал; Христос всегда пребывает. Нам возражают Мелхиседекиане: "Что же это, что Ему говорит Отец – «Ты иерей во век, по чину Мелхиседекову?»" Им мы говорим: "Этот Мелхиседек был мужем праведным и поистине носил в себе образ Бога. Движимый пророческим Духом, он рассудил теперь принести от себя Богу будущее приношение от Христа: хлебом и вином чествовал Бога, подражая будущему Христу. Так как у иудеев чин Аарона приносил в жертву не хлеб и вино, но тельцов и агнцев, прославлял Бога кровавыми жертвами, то Бог имеющему родиться от Девы Марии Иисусу восклицает словами: "ты иерей в век, по чину Мелхиседекову; не по чину Аарона, служившего тельцами, агнцами и кровавыми жертвами, но ты иерей в век, по чину Мелхиседекову, хлебом и вином совершаешь приношение язычников вечно". Но, чтобы не казалось, возлюбленные, что мы попусту удлиняем слово, здесь прекратив слово, отошлем вас к источнику назидания отцов, которые и жажду души вашей утолят и сердца ваши возвеселит, исполняя Духом Святым, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.