Желаю, возлюбленные, праздновать, хочу торжествовать; это – священный день света, и печать праздника, и дверь торжества. Он (праздник) запечатывает вифлеемскую пещеру, где ветхий денми, как грудной младенец, возлежал в яслях; но открывает иорданские источники, где опять Он крестится с грешниками, даруя миру отпущение грехов Своим пренепорочным телом. Но когда изшел из утробы на землю, Он явился детям как дитя, человекам как человек, матери как сын, пастырям как пастырь: "Я пастырь добрый, положивший душу свою за овец" (аз есмъ пастырь добрый, пастырь добрый душу свою полагает за овцы), – говорит божественное Писание (Иоан. 10: 11). Теперь Он намерен придти к источникам иорданским, (источникам для) мытарей и грешников, из желания омыть с них грехи. И велико чудо этого торжества. Мудрейший Павел возглашает словами: "явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков" (явися благодать Божия спасительная всем человеком) (Тит. 2: 11), и во всем мире преизобилует радость. Радуется небо, так как первым слышит исходящий голос; освящается воздух парением Духа; водное естество научилось омывать души вместе с телами. И вся тварь совершает праздничное веселье; скорбит только диавол при виде приготовленной купели, давящей лишь его. Что же говорит (евангелист)? "Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Тогда приходит Иисус на Иордан ко Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше ему, глаголя: аз требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко мне) (Мф. 3: 13, 14). Кто видел, что владыка стоит перед рабом? Кто видел, что царь склоняется главой к воину? Кто видел, что подвигоположник награждается борцом? Мне надобно креститься от Тебя. Ты сам, Владыко, дай мне, говорит, то, что намерен даровать миру, крещение. Мне надобно креститься от Тебя, потому что я подвержен прародительскому греху, ношу в себе яд змея; мне нужно смыть нечистоту древнего преступления, а Ты за какие грехи пришел для крещения? У Тебя есть свидетельство пророка о Тебе: "Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его" (беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех его) (Ис. 53: 9). Как Ты ищешь искупления, когда доставляешь умилостивление? Крещаемым свойственно исповедываться в своих грехах, а что есть у Тебя для исповедывания, когда Ты во всем безгрешен? Что Ты от меня спрашиваешь, чему я не научен? Я не осмеливаюсь на большее; не знаю, как очищается свет; не умею омывать солнце правды; ночь не освещает дня; золото не рабствует свинцу; создание не исправляет создателя; море не заимствуется от источника; река не нуждается в капле; чистота не очищается скверной; осужденный не разрешает судью: мне надобно креститься от Тебя; мертвенность не воскрешает жизни; болезнь не исцеляет врача; я знаю ничтожество своей природы; нет ученика выше учителя, ни раба выше господа своего; ко мне не приближаются со страхом херувимы; мне не восклицают Трисвятого преклоненно серафимы; я не владею небом, как престолом; обо мне не проповедывала волхвам звезда; у меня нет голоса, создателя всего; Моисей, служитель, удостоился увидеть задняя, и как я осмелюсь коснуться пренепорочной главы? Зачем Ты мне предоставляешь, что превосходить меня? У меня нет длани, могущей крестить Бога: мне надобно креститься от Тебя. От неплодной я рожден но, по Твоему повелению, природа не противилась; и тогда, обитая в месте своего рождения, когда еще не мог говорить, я воспользовался устами своей матери, – а теперь как не буду богословствовать о Тебе присутствующем, Которого вместил девственный кивот? Разве я ослеп умом, подобно иудеям? Знаю, что, будучи Владыкой, Ты принял образ раба, чтобы исцелить образ, – знаю, что Ты явился тем, кого спасаешь, – знаю, что Ты стал камнем веры для того, кого помиловал; но мне не препятствует видимое мной, так как я вижу мыслимое. Я смертен, Ты – Бог бессмертный; я от неплодной, но Ты – от Девы; я первый, но я не больше Тебя, пришедшего после меня; я предварил проповедью, но не крещением таким; я узнал в Тебе секиру, лежащую при корне; я узнал посекателя бесплодного иудейского насаждения; я увидел серп против страстей; я сказал, что источник исцелений вблизи нас; какое найду место, непричастное к Твоим чудесам? Ты очистил словом прокаженных; иссушил ток крови прикосновением к краю одежды; одним повелением укрепил расслабленного; Твоим чудом крупицы напитали дочь хананеянки; Ты грязью открыл глаза слепцу; и как Ты требуешь моего рукоположения? Мне надобно креститься от Тебя. "Призирает на землю, и она трясется" (Призираяй на землю, и творяй ю трястися) (Пс. 103: 32) – это Ты, шествующий по водам, как по полу, дозволивший блуднице отереть Твои ноги и даровавший отпущение грехов. Как я осмелюсь коснуться Твоей святой главы, когда я часто восклицал в проповеди: "идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его" (грядет креплий мене, во след мене, емуже несмъ достоин разрешити ремень сапог его) (Мрк. 1: 7)? Возьми от меня воду Твоего снисхождения: потопляясь, я не переношу ее больше". Что же говорит ему Христос? "Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. (Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду) (Мф. 3: 15). Оставь теперь. Как голос служи Слову; как раб содействуй Владыке, как воин – Царю, как создание – Создателю; не бойся прикосновения, но будь смел; крести меня, чтобы Мне освободить мир. Я предал Себя на смерть, чтобы оживить умерщвленную природу. Ты медлишь протянуть свою руку, когда тебе приказывают, а иудеи спустя немного не изумятся предательству Меня. Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Раньше веков Я определил, по Своему человеколюбию, спасти род человеческий; стал человеком для человека; много ли, если Сыном человеческим прихожу для крещения? Я не презрел создания Своих рук; не устыдился земного естества; то, что Я был, сделался тем, чем не был, когда Моя природа осталась без изменения. Оставь теперь. Враг рода (человеческого) извергнут с неба, прогнан с земли; он гнездится еще в водном естестве, но и отсюда Я пришел его изгнать, по восклицанию пророка: "Ты сокрушил головы змиев в воде" (ты сокрушил ecu главу змиеву в воде) (Пс. 73: 14). Оставь теперь. Как к человеку, ко Мне подошел искуситель, и Я переношу, чтобы всем объявить о его немощи; Я скажу ему: «не искушай Господа Бога твоего»" (не искусиши Господа Бога твоего) (Мф. 4: 7). О, новое чудо! О, несказанная благодать! Христос подвизается, и я получаю награду; Он борется с диаволом, и я усваиваю себе Его победу над диаволом; Он сокрушает в воде главу дракона, и я венчаюсь, как законный борец; Он крестится, и я снимаю свою нечистоту; на Него сходит Дух Святой, и мне даруется отпущение грехов; Он свидетельствуется от Отца Сыном возлюбленным, и я делаюсь сыном Божиим через Него. Небеса открылись для Него, чтобы явилось жилище крещенного, и голос Отца свидетельствует для Него словами: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте" (сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих, того послушайте) (Мф. 3: 17; Лук. 9: 35). Ему подобает слава и держава всегда, ныне и во все веки. Аминь.