"У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти" (Сотнику некоему раб боля зле хотяше умрети) (Лук. 7: 1); но он не умер, благодаря Владыке, хотя имел умереть, потому что был человеком; не умер, благодаря угодному для Бога ходатайству. Природа требует своего долга, но Владыка природы уступил по вере владетелю его владение. Смерть и необходимость природы понуждали к кончине, но вера, воюющая со смертью и разрушающая законы смерти, перетянула на свою сторону. И ты не поверишь, может ли столько вера, чтобы разорвать оковы смерти и извлечь души из преисподней пропасти? Вера открывает даже врата смерти, заключает небо, изменяет пределы природы, укрощает силу огня, обращает пламень в росу и притупляет жало смерти. Не буду говорить без свидетельства; уверю тебя Священным Писанием. Я сказал, что вера открывает двери ада, и небо заключает – прими ясные доказательства. Смотри: блаженный Петр словом открыл двери ада и вывел из преисподней Тавифу. Он только сказал: "Тавифа! Встань" (Тавифо, востани) (Деян. 9: 40), (и) тотчас двери ада открываются, засовы преисподней падают, и умершая повинуется быстрее живых. Опять пророк Илия, положившись на эту веру, сказал: "Не будет дождя, разве только по моему слову" (точию от уст моих) (3 Цар. 17: 1), и небо становится медью, задерживается дождь на три года и шесть месяцев, земля, как бы железная по природе, отказывает в своем обычном плоде, чтобы ты знал, сколько может вера. Человек на земле решает, и Бог на небе утверждает это решение; смертные уста изрекают, и воля Божия определяет, выражая слово в деле. Заключил Илия небо три года и шесть месяцев (три лета и месяц шесть) (Лук. 4: 25); запором небесным были уста смертного человека, украшенные благочестивой верой. Опять Илия осмелился взойти на огненную колесницу и, как птица, взлетел в воздушные обители; и, без сомнения, до сего дня не вкушает смерти, не по закону природы, но по единственной в своем роде благодати, непоколебимо соблюдаясь силой веры. И зачем об этом много говорить? Енох перешел с телом от жизни в жизнь, превзойдя верой смерть и старость и природу. Много и другого можно говорить о вере, но я ограничиваю слово, чтобы не вызвать излишества. Я знаю, что божественные слова служат для вашего христолюбивого слуха не к пресыщению, но к любви, однако возвращусь к предмету речи. "У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти"; он был рабом уважаемым для господина. Если корыстолюбие жизни придумало раба, то благоразумие господина не отказало ему в родстве природы. Он не презрел (его), как раба, но полюбил, как единоплеменника, облегчая тяжкое иго рабства человеколюбием. Слушайте и учитесь, господа рабов, чтобы вам не презирать рабов, как чуждой природы, и не изнурять сородичей, как врагов, повинуясь слову блаженного Павла: "Господа, рабам равенство оказывайте, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь" (Колос. 4: 1; Эф. 6: 9). Бог дозволил ему быть рабом, чтобы ты учился быть рабом Божиим. Ты требуешь благомыслия от раба? Будь благомыслен и сам к Владыке. Ты наказываешь его за ошибку? Не согреши же, чтобы не быть тебе наказанным Богом. Ты не прощаешь сородичу? И ты не проси прощения. Тебя учит Евангелие так молиться: "и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" (остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим) (Мф. 6: 12). Ища у Бога человеколюбия, и вы оказывайте человеколюбие единоплеменникам.
"Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин" (Слышав же о Иисусе, посла к нему старцы Иудейския) (Лук. 7: 3). Что услышав? Что Он словом исцеляет, словом животворит мертвых, словом прогоняет демонов, словом все совершает: "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого" (живо бо слово Божие, и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра) (Евр. 4: 12). Не травы и лекарства Он употребляет, но слово Им произносится, и дело совершается. Смотри, какая разница между сотником и иудеями! Он, услышав, только по одному слуху уверовал и, уверовав, подошел, как к Богу; а они, смотря на самые чудеса, отвергли чудотворца, хотя зрение действеннее слуха. Зрение действеннее слуха, но у них было учителем болезни нечестие. Поэтому слепцы презрели на своем суде Судью.
"Послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его" (Посла старцы Иудейския, моля его, яко да пришед спасет раба его). Послал к Нему Иудейских старейшин; не из гордости отказывается сам прийти, но не решается за самого себя ходатайствовать, по величию этого достоинства. Он сознавал себя человеком от человека тленного, а Иисуса Богом от Бога, единородным Сыном от нерожденного Отца. Поэтому, вследствие благоговения, посылает старейшин церкви, поступая по-апостольски раньше апостолов: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним… и если он соделал грехи, простятся ему" (болит ли кто, да призовет пресвитеры церковных, и да молитву сотворят над ним, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему) (Иак. 5: 14, 15). Итак, он послал к Нему старейшин, прося Его прийти спасти его раба. Дивись состраданию этого мужа! Во время болезни своего слуги, он не презирал его, но прилагал столько усердия, сколько кто-нибудь показал бы при собственном страдании. Это относится к добродетели разумного мужа – выказать столько усердия, и послать от себя ходатайство об исцелении слуги. Он знал о равночестности природы, и не презирал его, как раба, но сострадал ему, как сорабу, зная, что Бог существует для всех вообще. Таким был сотник. Многие из богачей требуют без снисхождения от здоровых службы, а о больных нисколько не заботятся; когда случилась болезнь, и рабыня повержена на земле, ни господин не обращает внимания, ни госпожа не наблюдает; и если когда нужно госпоже подойти, она не смотрит, как на сродную, но внимает с мрачным взглядом и заговаривает с ней суровыми словами, отвергшись родства природы по высокомерию. Однако вы читаете Писание. Не знаете, что говорит святой Давид? "Вот, как очи рабов [обращены] на руку господ их, как очи рабы - на руку госпожи ее, так очи наши - к Господу, Богу нашему " (Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему) (Пс. 122: 2). Почти образ, уважь написанное, снизойди на помощь к немощному! Спаситель, единородный Сын Божий, благоволил сделаться человеком для человеков; ты, будучи человеком, отказываешься от равночестного, как будто от неравночестного, отказываешься от сострадания сородной природе? И когда какое-нибудь неразумное животное хромает, ты заботишься для своей пользы; а когда разумное, т. е., твой слуга болеет, ты отвергаешь (его) и не печешься. Ужели пренебрегаешь из-за того, что разумное тебе служит? А мы потому – завидуем. Весьма прекрасен перед Богом человек, но муж милостивый драгоценен. Мы не обращаем внимания на написанное, но питаем внешних, гоняясь за славой от людей, а внутренних оставляем гибнуть голодом и мерзнуть от холода, не помышляем о воздаянии Божием. Не таков был сотник: во всем трезвый, в собственном смысле владетель, сохранявший имущество и себя, как имущество Божие, исполненный разума и сиявший божественной мудростью. Поэтому, он наперед посылает к Иисусу старейшин. Они с большой
готовностью ходатайствуют, предлагают достаточно убеждений, и говорят: "Достоин тот, которому Ты окажешь милость; благоразумен получатель дара; достоин Твоего пришествия. Ибо он любит народ наш и построил нам синагогу" (Любит бо язык наш, и сонмище той созда нам). Поистине, достаточно признаков богопочтения, достаточно доказательств благой совести. Каковы же (доказательства)? Любовь к Богу и истинное расположение к человеку. Ибо он любит народ наш (Любит бо язык наш), т. е. закон. "Любовь есть исполнение закона" (Исполнение закона любы) (Рим. 13: 10). "И построил нам синагогу", выражая любовь к Богу. Устроением дома Богу он воздвиг как бы отовсюду видимую колонну своей любви к Нему. Смотри, как прекрасные дела, воспоминаясь во время нужды, доставляют много дерзновения тем, за кого ходатайствуют; всюду прекрасные дела достаточны для убеждения. Так они ходатайствовали; Иисус принял приглашение старейшин, не их уважая, но одобряя веру сотника. Встав, Он отправился с ними. Он шел кое-где с промедлением и делал остановки, не опаздывая совершать благодеяние, но выжидая времени, чтобы всем объявить расположение, таившееся внутри сотника, чтобы похвалить неуклонную веру, в обличение неверных, чтобы обнаружить чистое и неподдельное произведение.
"И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой" (Лук. 7: 6). По первому побуждение своей души, он посылает старейшин; но сделав это и ожидая у себя, он не остается в покое. Подумав про себя, сколько различия в достоинстве, он высылает наперед рабов, с приглашением и словами: "Не беспокойся: ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой". О, сообразительность и трезвенность сотника! Не остался для него в тайне Бог, скрываемый в человеке; не осталось для него в тайне единородное Слово, облекаемое телом. Он видит храм, и разумеет обитателя. Не остался для него в тайне Владыка в достоинстве раба, царь – в виде пленника, малый – в безграничном величии. Тотчас Иисус удивляется и свидетельствует о его высокой вере, о благородном побуждении его души, по которому он говорил Спасителю: я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Таковым был и Петр, когда он был изумлен при ловле рыбы и понял величие Его могущества; тогда он обращается к Нему и говорит: "выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный" (изыди от мене, яко муж грешен есмъ я, Господи) (Лук. 5: 8). Но может быть он и не знал о Петре, а читал в книге Левит: проказа лежащая нечистым делает подпавшего болезни (Лев. 13). На проказу похожи белые пятна
на теле, белая сыпь и лишаи. Для многих такие поражения неразличимы, и особенно в начале болезни; отсюда закон желает от иерея, чтобы он был судьей в этом. Закон ведет иерея в дом исследуемого; и там, признав, как проказу, он объявляет все, что в доме, оскверненным. Отсюда большинство наперед приготовляется, и тогда зовут иерея. Блаженный сотник, помыслив об этом, отказывается от прибытия Спасителя: "Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Многое есть в дом том; я знаю свои грехи; прежде, чем очищусь, отказываюсь от пришествия Твоего, как судьи. Я знаю, что Ты начальник всех иереев и архиерей Отца. Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Небо для Тебя престол, и земля подножие, – какой дом вместит невместимого? У меня нет небесного дома, чтобы Тебе войти в мой дом; у меня нет царского дворца, чтобы мне принять Царя небес. Как я приму под свою кровлю устрояющего над водами горние чертоги Твои (покрывающаго водами превыспренняя своя) (Пс. 103: 3)? Как я приму в свою бедную гостиницу сожителем измерившего небо пядью? Какой дом вместит вмещающего вместе все небо и землю? Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Как благодетеля, я восхищаю (Твое) пришествие, но как судьи – боюсь (своего) дерзновения. Ты наблюдатель душ, исследователь внутренностей, испытатель сердца и судья грехов. Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Я боюсь самого себя; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой" (рцы слово, и исцелеет отрок мой). Ужели тебе не кажется, что говорящий: "скажи слово только", точно знает, что "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их" (Словом Господним небеса утвердишася, и вся сила их) (Пс. 12: 6), что все существующее Словом и содержится и управляется? Просветившись божественной мыслью, этот муж, когда увидел Иисуса во плоти, сразу узнает в Нем Сына Божия: "Скажи слово только. Я знаю, что о Тебе предвозвестил мудрый Соломон: "Не трава и не пластырь врачевали народ Твой, но Твое, Господи, всеисцеляющее слово" (ниже зелие, ниже обязание исцели, но слово твое, Господи, исцеляющее вся) (Прем. 16: 12). Скажи слово только. Я знаю, чье Ты Слово, и каким могуществом владеешь, и что все совершил (Ты) словом. Отец не страдал при Твоем рождении; Ты не страдаешь, творя, не страдаешь, устрояя. Скажи слово только. Слово Твое – полезнейшее во всем; не воздух оно поражает, но обнаруживает желание Твое. Скажи слово только. Дай знак в удостоверение слышащих". Смотри (какая) рассудительность: он просит отложить приход, но о своем знании не рассказывает; свидетельствует Ему о своем знании, но отказывается от Его прихода. Эта мудрая мысль преемствуется другой,
большей. Так от силы в силу восходит этот муж, и становится богатым источником замечательных мыслей, юнея в успехах учений. "Скажи слово только, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает (и исцелеет отрок мой. Ибо и аз человек есмъ под владыкою учинен, имея под собою воины, и глаголю сему: иди, и идет: и другому: прииди и приидет; и рабу: сотвори сие, и сотворит) (Лук. 7: 7, 8). Я знаю, что Ты, облеченный властью над всеми, прибыл к нам, как один из всех. Ты пришел к нам, как и мы (приходим), хотя имеешь власть во всем, как говорит святой Давид: "По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе" (учинением твоим пребываешь день: яко всяческая работна тебе) (Пс. 118: 91). Ты спишь, и море поднимается; Ты встаешь, и волны утихают. Ты зовешь умерших, и умерший повинуется быстрее живых. Скажи слово только, и выздоровеет слуга мой. Ибо и я подвластный человек". Здесь он объявляет, что самовластное стремление души препятствует восходить к лучшему. "У меня самого есть воины", – он называет воинами различные помыслы, гнездящиеся в человеке. Этих воинов называет блаженный Павел: "Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного" (соуслаждаюся закону по внутреннему человеку: вижду же ин закон противу воюющ закону ума моего, и пленяющ мя законом греха) (Рим. 7: 22, 23). Точно, говорил он: "имею у себя воинов, но у меня нет воинов против меня, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; приходит; не управляюсь, но управляю помыслами". Может быть, сотник потому и назван сотником, что он, как начальник и повелитель страстей, показывает нам такую твердость над неразумными страстями; да получим ее все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.