Сегодня воссияла у нас, возлюбленные, духовная весна поста, и луга воздержания открылись для подвижников благочестия. Моряки Церкви призывают нас к небесной торговле, снаряжают нас к плаванию правды, развертывая перед нами пророческие книги и вручая нам кормило закона; они утверждают мачту честного креста и привязывают якорь веры; Дух Святой дает имя этому судну и Творец всего им руководит. Давайте же и мы, возлюбленные, с радостью примем сегодня стоящую у порога святость поста и, от всей души приветствуя ее, воскликнем: добро пожаловать, о, матерь благ и добродетелей, исполни нас небесного благоухания, открой нам рай евангельской жизни, дай насладиться духовными плодами воздержания, укрась нас венцом целомудрия, очисти жизнь нашу от скверны, уврачуй души, изъязвленные похотью, потуши страсти, распаляемые вином, обуздай лихорадочные припадки уныния, упраздни дьявольские зрелища, положи конец этому бешенству, прекрати это бесчеловечное звероподобное делание, запрети ветрам нечистых духов, введи постящихся в порядок жизни бестелесных, покажи почтенной седину старца, взборозди нашу ниву плугом воздержания, образумь мужей, погрязших в распутстве, укрась жен, подвизающихся в целомудрии, вдохнови юношей к жизни ангельской! Пусть утружденные грехами вздохнут от своих суетных трудов, пусть в дни поста четыредесятницы очистят себя от грязи, накопившейся за целый год. Ты ведь не только землю наполняешь собой, но проникаешь уже и в самый рай. Небесные силы ныне ликуют, чины ангелов духовно торжествуют, престолы, господства, начала и власти радуются о спасении людей. Один только ниспадший с неба дьявол в смущении говорит: где теперь моя похвальба над теми, кого невоздержанием увлек я к падению? Что сталось с моим хитрым замыслом посредством пищи уловить в свою власть души людей? Где то сладкое вкушение от дерева, благодаря которому я обнажил Адама, прельстив его вместе с Евой? Появление поста разрушило все мои ухищрения. Откуда взялся этот так называемый пост? Кто направил против меня это оружие? Теперь уже не обнажается более Адам, вместе с Евой обольщенный мной; он не слушается уже теперь душепагубной советницы; не чревоугодничает, не увлекается недугом прожорливости. Благодаря посту – опять Адам в раю, опять благодушествует, снова украшается образом Божьим, снова возводится к первообразной красоте. И что всего ужаснее: лишившись рая через преслушание, на колеснице поста он вознесся на небо! Я оттуда низринут, а низринутый мной опять сопричисляется к небесным силам. Поражаемый людьми, попираемый постящимися, гонимый от человеческой природы – я обратился в посмешище. Но пусть лукавый оплакивает свои невзгоды, а мы, извлекши из апостольского колчана пригодную для настоящего случая стрелу, поразим его страсть корыстолюбия, вместе с Павлом взывая Павловыми словами: "ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести" (1 Тим.6:7). О, если бы вход наш был подобен исходу! О, если бы всякий из нас уходил отсюда нагим и свободным от наказания, бедным по природе и не осужденным по душе, скудным и достатком и грехами, лишенным как богатства, так и скорбей! Но ведь то и ужасно, что тот, кто оставляет здесь нажитые им богатства, уходит с бременем сделанных им при своем обогащении грехов. Выгоды от своих богатств он лишается, а от заслуженного благодаря им осуждения не освобождается. Его наследник пожинает плоды его трудов, а наказание несет один только он. Тот, кто не приобретал, пользуется и наслаждается, а кто приобрел, тот, ничем не пользуясь, терпит мучения, получив одну только выгоду – подвергнуться наказанию. Опомнись, человек, перед этой пучиной житейской суеты и по доброй воле раздели свое богатство бедным. Но оставляй его врагам, предупреди тех, кто уже разевает на тебя рот, не делайся добычей любителей чужого добра. У тебя есть дети? Причисли к ним и душу бедных – в качестве сестры, удели и ей часть твоего достояния. Ты чадолюбив? Но не забывай же и о Боге, благодаря Которому ты имеешь и самую возможность быть счастливым отцом. Или тебя тяготит бездетность? Не губи же себя ради детей, в которых тебе отказала природа, но самого себя сделай наследником своих стяжаний посредством благотворения, чтобы не явиться перед Судьей без дел милостыни. Беги от угрожающего тебе огня; имей в виду общий для всего рода нашего конец; памятуй о том последнем дне твоей жизни. Когда душу твою, явившиеся за ней ангелы пожелают тотчас же взять, что будешь ты делать, увлекаемый хищной смертью? Когда ты смутишься от разразившегося над тобой бедствия, не находя ни слов, ни голоса, чтобы сказать что-нибудь, когда дыхание в груди твоей стеснится и сделается прерывистым, когда внутри тебя возгорится огонь, опаляющий душу, когда не окажется у тебя никакого союзника для борьбы с ужасным противником, в тот час "человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него" (Псал. 48:8)? Когда деньги теряют всякое значение, когда душа влечется на то ужасное судилище, когда ничем своим распорядиться уже не можешь, когда готов раскаяться в том, что сделал, а места покаянию уже нет, когда дверь покаяния затворяется и вход в рай преграждается, когда стенать будешь от глубины сердца, но ни от кого не встретишь сочувствия, – неужели и эти ужасы тебя не вразумят? Конечно, вразумят, – и ты горько заплачешь и без слов скажешь: горе мне, горе мне, несчастному! Жалкий я, мой конец неотвратим, мою жизнь исторгают у меня силой, связанного влекут меня туда, откуда нет возврата. Не помогут теперь слуги, не заступятся друзья, льстецы отступились, телохранители не защитят; не поможет мне мой кошелек, не принесет пользы золото, не вырвет меня никакая сила, не освободят деньги, не спасут покровители. Напрасно я строил дома, попусту истратил столько денег, скопил груды золота. Все, что составляло мою славу, исчезло. Не являются уже по моему приказанию слуги; не окружает меня по моему знаку стража; не спешат, как бывало, целые города исполнять мою волю. Что сделать мне, несчастному? Что предпринять ввиду неотвратимой опасности? Попытаюсь просить, попытаюсь еще умолять увлекающую меня смерть, хотя бы даже она и не имела расположения меня миловать. Умоляю тебя, о, смерть, подари мне еще несколько мгновений жизни. Разве ты ни во что ставишь царский сан? Разве ты не видела у моих дверей приготовленной колесницы? Сжалься над умоляющим тебя благородством, пощади плачущую юность, окажи внимание сединам просителя. Я не прошу ведь отпустить меня совсем, я прошу только небольшой отсрочки. Дом у меня остается неустроенным, распорядиться наследством, как следует, я еще не успел. Вплоть до настоящей минуты забвение не давало мне возможности образумиться, среди постоянной смены житейских забот; свой ум, который мог бы быть для меня наиболее полезным, я оставлял в бездействии. И вдруг ты влечешь меня на суд! Что я скажу в качестве привлекаемого к ответу? На что сошлюсь в свою пользу? Как отклоню возводимые на меня обвинения? Что приведу в защиту себя перед Судьей? Что скажу, чем облегчу себя, склоняясь долу под тяжестью преступлений? Хоть небольшой срок дай мне, прошу тебя. Куда ты влечешь меня неготового? Зачем хочешь привести меня перед Судьей обнаженным? Выслушай, пожалуйста, что я хочу сказать. Я хочу припомнить свои грехи, сознать свою вину, немного поплакать, тяжко вздохнуть, пролить несколько слез, проститься с друзьями, обнять жену, хотя небольшим порывом покаяния облегчить свою душу. Я подыщу себе здесь защитников среди бедных; прежде чем уйти отсюда, захвачу лекарства для своих ран; все свое богатство отдам ради небольшого облегчения. О, человек! Даже и более умными речами ты не обезоружишь смерти, не остановишь ее руки. Смерть – палач неумолимый, смерть – приговор неотвратимый, смерть – насильник рода нашего нелицеприятный, смерть – убийца незамаскированный, смерть – путник природный, смерть – без доклада является перед лицом царей, смерть – хищник, и днем и ночью с одинаковым искусством совершающий свое дело, смерть – грабитель, похититель правды, смерть – только для праведных является желанным гостем. Слыша это, возлюбленные, будем бодрствовать и трезвиться, чтобы не уснуть опять сном греховным. Свои прежние дела загладим новыми. Ты нажил богатство неправдой? Употреби его на дела правды: воспользуйся для облегчения своих страданий тем самым, что причинило тебе эти страдания. Ты кого-нибудь обидел? Прежде всего, удовлетвори обиженных тобой. Прежде всего, будь справедлив, а потом уже думай о человеколюбии; сначала отдай (чужое), а потом уже раздавай (свое); уклонись прежде от зла, и тогда уже делай добро. Не показывай щедролюбия там, где не было братолюбия. Когда искупишь свою вину перед теми, кого ты сделал нищими, тогда благотвори другим нищим, которых не ты пустил по миру; когда осушишь слезы обиженных тобой, тогда окажи сострадание другим бедным, которых увидишь плачущими. "Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих" (Притч.3:9). Не льститесь: "Бог поругаем не бывает" (Галат.6:7). Он не примет твоего дара, когда другой стонет; не захочет Творец делиться с тобой тем, что ты награбил. Нельзя так попирать правду, нельзя этим путем избежать обличения. Но если сознаешь в чем-либо свою вину, свою неправду, покайся. Ты увлекся некогда неразумными страстями, поработившись беззаконию? На тебе тяготеют многие преступления? Не бойся Судьи и не отчаивайся в своем спасении. Его можно смягчить делами милости, Его расположение нетрудно приобрести благотворением к бедным, утешением нищих. Его можно подкупить в свою пользу. Послушай, что Он сам говорит в евангелии: "дадите милостыню", и все сделано; "Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет" (Лк.11:33). Дайте Мне, взывает Тот, Кто всех обогащает; дайте Мне, взывает Он, всем подающий изобильно. Он принимает и две лепты вдовицы; Он не стыдится просить чаши студеной воды; Он ценит и простую готовность оказать милость, если помочь на деле нечем. Он ведь сказал: "Благотворящий бедному дает взаймы Господу" (Притч.19:17). Ему подобает слава и держава непрестанно, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.