«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына
и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» – Мф. 28:19-20.
Кому
сказал эти слова Христос? Одним ли Апостолам, а через них епископам?
Или пресвитерам
и дьяконам? Или всем, уверовавшим в Него?
«При всеобщем
священстве, при благодатной освящённости, которую получает каждый член Церкви
в таинствах Крещения и Миропомазания, эта освящённость осуществляется
действием Духа Святого, который усыновляет христианина Богу Отцу, посвящая
его в САН МИРЯНИНА, члена Церкви – таинственного Тела Христова: «Ибо
все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» – Рим. 8:14-17. «Сами,
как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы
приносить жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.. Вы – род избраный,
царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы ВОЗВЕЩАТЬ
совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» – 1 Петр.
2:5,9.
«И
соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во
веки веков, аминь» – Откр.1:6,5:10. На каждый стих Библии,
святых отцев ответим себе; к кому же относятся слова о необходимости
нести Евангельское слово людям? К священству ли или ко всем христианам? И если
Библия повелевает всем быть благовестниками, любя находящихся во тьме
неведения, чтобы и им был явлен свет Евангелия, то кто же те, кто запрещает
проповедовать царственному священству мирян, простецов?
«Священство духовное имеют все христиане, как
учат Апостолы Пётр и Иоанн» (Вопрос 108, «Православное исповедание...»).
Церковь времён апостолов не знала деления на
клириков и на мирян в нашем смысле, как и не содержала и самих терминов
«мирянин» и «клирик».
«Дары
различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и
действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому
даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому
слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем
же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному
разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же
Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» – 1
Кор. 12:4-11.
«Обмирщение церковного общества, принявшее
уже в 4-ом веке катастрофические размеры в результате признания христианства
государственными властями и массового принятия христианства людьми, которые ни
по духу, ни по жизни не имели с ним ничего общего, явилось главнейшим
отрицательным фактором, повлиявшим на учение о царственном священстве.
Иерархическое священство не могло бы существовать без всеобщего священства,
превратилось бы из служения в господство («Иисус же, подозвав их, сказал:
вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет
вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын
Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать
душу Свою для искупления многих» – Мф. 20:25-28), из любящего
соработничества, («Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие
строение» – 1 Кор. 3:9) в эгоистическое самоутверждение.
Равенство всех членов Церкви пред Господом, «ибо
всем нам должно явиться пред судилище Христово» – 2 Кор. 5:10,
одинаковые для всех возможности спасения являются той почвой, на которой
только и может существовать Церковь, как единый организм, скрепляемый любовью
его членов к Богу и друг к другу. На этой почве только и возможно существование
и деятельность иерархического Священства, то есть мирян – членов Церкви,
призванных и возведённых через рукоположение в особый духовный и общественный
статус, именуемый духовным саном.
Призыв следовать за Ним, Христос обращает и к
другим. («Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе
недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь
сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» – Мрк.
10:21. «А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь
мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь
мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Ещё
другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с
домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и
озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» – Лук.9:59-б2, «Тогда
Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и
возьми крест свой, и следуй за Мною» – Мф.1б:24, «кто хочет
творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя
говорю» – Иоан.7:17, «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не
много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог
избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы
посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал
Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась
пред Богом» – 1 Кор.1:26-29).
«Я
прихожу в ужас, видя, на что отваживаются некоторые безумцы, которые решаются
бесстыдно и опрометчиво искать Священства и принимать оное, не быв призваны
Христовою благодатью, не зная того, что огонь и смерть собирают себе они,
бедные» Ефрем Сирин,
«Надо прежде самому очиститься, потом уже очищать;
умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к
Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать» Григорий
Богослов. В сравнении с атеистами, сектантами, еретиками, православные служители
Треб являются самыми ревностными гонителями всех проповедующих истину.
«Учитель,
если и МИРСКОЙ ЧЕЛОВЕК будет, но искусен же в слове учения, и нравом
чист, Таковой да учит. Ибо написано, все научены будут Богом» правило 15
Anостола Павла (Кормчая, с оригинала патриарха Иосифа, лист 26 на
обороте).
Есть
удивительное священнодействие слова, к которому призваны все христиане: «быть
служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие
благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом
Святым, было благоприятно Богу» – Рим. 15:16, и «как прекрасны
ноги благовествующих мир, благовествующих благое» – Рим.10:5, Ис.52:7; «Но
ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника,
исполняй служение твоё» – 2 Тим.4:5, когда и «нищие
благовествуют» – Мф. 11:5; «И сказал им Иисус в ответ: пойдите,
скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят,
прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют»
– Лук.7:22; «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в
премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» – 1 Кор. 1:17.
Вооружая
уверовавших во Христа, как воинов Царя Победителя, вселенский Апостол
настаивает: чтобы все до единого, кто принял святое крещение, кто родился от
воды и Духа, шли на проповедь вселенскую, по мере сил своих, «обувши ноги
в готовность благо-вествовать» – Еф.б:15.
В первоапостольской церкви настоящими отцами были только
те, кто так звался не по одежде, сану, чину, но по истинному рождению чад
проповедью. «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много
отцов; я родил вас во Христе Иисусе БЛАГОВЕСТВОВАНИЕМ» – 1 Кор.
4:15, и только таковые жили от трудов прихожан. «Так и Господь повелел
проповедующим Евангелие жить ОТ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ» – 1 Кор. 9:14.
«Кто
будет учить, пришедши, вас всему этому, ..примите его. Лжепророк же есть всякий
пророк, учащий истине, если он не делает того чему учит.. обличайте друг друга,
но не во гневе...» Дидахи. гл. 11-13. Дух Святой повелевает всем
распространять весть о Воскресшем. «Слово же Божие росло и
распространялось» – Деян. 12:24, «Но благодарение Богу, Который
всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет
нами во всяком месте» – 2 Кор. 2:14, «Итак молитесь за нас, братия,
чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как
и у вас» – 2 Фес. 3:1, «Ибо от вас пронеслось слово
Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла
слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать»
– 1 Фес. 1:8, «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со
Мною, тот расточает» – Мф. 12:30.
«Кто не собирает тот расточает». «Если бы
знание истины давалось под условием никому о том не говорить, то я отказался
бы от знания. Враги Божии всегда запрещают свидетелям Истины выводить
заблудших из тьмы. Они «препятствуют нам говорить язычникам, чтобы
спасались, и чрез это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на
них гнев до конца» – 1 Фес. 2:16, Мф. 19:14, Иер. 29:27.
На
просьбу запретить пророчествовать непосвящённым, Моисей воскликнул: «О,
если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа
Своего на них!» – Числ. 11:29, 38. «При сем Иоанн сказал:
Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за
нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами» – Марк. 9:38.
Подобной страстью страдали на первых порах и апостолы, пока Дух Святой не
переродил их сердца; и они оставались на самом трудном участке борьбы в
Иерусалиме, а миряне «рассеявшиеся (от гонения) ходили и
благовествовали слово» – Деян.8:4, а враги накрепко запрещали это (Деян.5:28,
4:17). Когда св. Севастьян (18 дек., стр. 481) проповедовал
то «некоторые видели семь Ангелов, облекавших его в светлую одежду, а жена
Никострата Зоя, освободившись от болезни немоты проговорила: «Я видела
сошедшего к тебе с неба Ангела, державшего перед тобой открытую книгу, по
которой ты читал всё сказанное тобой?.. как восходящая заря изгоняет тьму и
дает свет нам, так свет слов твоих изгнал мрак моего неведения и ослепления».
Имея эту харизму
священнодействия слова св. Ирина (5 мая) обратила ко Христу 150
тыс. язычников. О подобном читаем в житиях самарянки Фотины, Марии
Магдалины, Нины, просветительницы Грузии, Хрисанфа (19 марта), Ионы
нового (5 ноября). «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми,
того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» – Мф. 10:32, «Впрочем
и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали,
чтобы не быть отлученными от синагоги» – Иоан. 12:42; и «всякий язык»
исповедует Христа, пришедшего во плоти, уверовав в Него, как в своего Спасителя
и Искупителя от ада и смерти. И только враги креста Христова злобятся на
всеобщую проповедь. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете
Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не
допускаете» – Мф. 23:13, «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши:
так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и
никто не затворит, затворяет — и никто не отворит» – Откр. 3:7, сами не
входят в рай и желающим услышать слово научения истинного, препятствуют,
забывая; что «молчаньем предается Бог» – Григорий Богослов. Св.
Екатерина, Феврония скольким открыли глаза на свет... Каждый день на дому и в
храме обещаем Богу, что не будем молчать о той любви, о которой узнали: «научу
беззаконных путям Твоим и нечестивые к Тебе обратятся» – Пс. 50:17.
«Вот, Я посылаю вас, как овец среди
волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» – Мф. 10:16.
Кого же научили и куда послал Господь слушающих Евангелие? «Дух дышит,
где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так
бывает со всяким, рожденным от Духа» – Иоан. 3:8. Три отрока в печи
воспевали о чудной милости Создателя, а пленная девчонка при пророке Елисее
проповедывала веру истинную грозному захватчику. Воистину, для слова Божия нет
уз, оно не связывается. «За которое я страдаю даже до уз, как злодей; но
для слова Божия нет уз» – 2 Тим.2:9, «а кто пророчествует, тот
говорит людям в назидание, увещание и утешение» – 1 Кор. 14:3.
Красноречивый
Аполлос, зная только начатки учения, не будучи ещё и христианином, своею
апологетикой, проповедью принес помощь делу Божию. Ни у кого тогда и мысли не
было запретить ему проповедывать о Христе, но лишь помогли ему на дому уже, не
у священников, во всём разобраться. И Апостол Павел ставит его в один ряд с
собой, не говоря, что кто ты такой: мирянин, простец и кого хочешь учить? «Некто
Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в
Писаниях, пришёл в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя
духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он
начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и
точнее объяснили ему путь Господень» – Деян. 18:24; «Я насадил,
Аполлос поливал, но возрастил Бог» – 1 Кор. 3:6; 1:12.
Познавшие истину
да «делятся с другими щедро» – Кирилл Иерусалимский. Горе запрещающим
благовествовать истину «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ
разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» – Лук. 11:52.
«Не могу молчать о том, что слышал», – прп. Максим Исповедник.
Первые христиане были настолько ревностны, настолько реально ощущали зыбкость
этой временной земной жизни, так реально воспринимали будущее Царство
Небесное, как сегодняшнее, как наивысшую реальность всего, что они искали,
кому бы ещё сказать о славной победе Христа, что слово их как пожар охватило
землю; язык их был как трость скорописца (Пс. 44:2), побеждали, делая
безгласными философов гибнущего язычества. «Если попытаемся мы сказать к
тебе слово, – не тяжело ли будет тебе? Впрочем кто может возбранить слову!»
– Иов.4:2; «Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял
устам моим: Ты, Господи, знаешь» – Пс. 39:10; «в собраниях
благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева!» – Пс. 67:27; «Но
когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми
обличается, всеми судится» – 1 Кор. 14:24.
Всеми
судим был безбожный мир. А ныне слово архиереев и священников, не приправленное
солью обличения и без ссылок на Библию, потеряло силу. «Слово ваше да
будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать
каждому» – Кол. 4:6, «Вы – соль земли. Если же соль потеряет
силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве
выбросить её вон на попрание людям» – Мф. 5:13.
Не от
того ли всё постигшее нас не отходит в прошлое, что это за грех пастырей
неверующих в это? («За грех
корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он,
отвратившись, пошёл по пути своего сердца» – Ис. 57:17). Пример:
вечернее богослужение, службу ведет один священник. Выход с Евангелием –
откуда-то из подпола, из отверстия выходит уже толпа служителей алтаря, как у Дан.
14:13, …несколько минут, …массовка кончилась, ...закрыли за собой царские
врата и буквально через несколько мгновений снова в алтаре только один
служащий, а все спешно выскользнули потаённым ходом: молись, народ, ходатаи
твои каждый устремился на свою дорогу, каждый на своей колеснице. Цинизм и
бесстыдство. Только архиерейское служение томит их до конца службы... Мученики
невольные. Да возможно ли такое в любой секте, у старообрядцев, у масонов, у
коммунистов? О времена, о нравы! А после этого восклицают: отчего же это вера
в народе падает?
Крадут
в проповеди слова друг у друга, по бумажке, и это в лучшем случае, а иначе
такой терновый плетень сплетёт, что только и скажешь: не введи нас во
искушение. «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон;
а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины
с чистым зерном? говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит
Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Посему, вот Я – на
пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я — на
пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: Он сказал»
– Иер. 23:30.
Трусость и корысть, корысть и трусость. Не на
таких ли «ревнителей» натолкнулся Иоанн Златоуст только в одной инспекционной
своей командировке за Босфор, что пришлось немедленно снять до 400 священников
и 6 епископов, как сообщают свидетели тех перетрубаций? И пока свет Евангелия
скрыт, – жируют диабеты, поют в хорах безбожники, все считают православной свою
душу. Златоуст говорит к своим прихожанам: я ничего не успею сделать один, если
вы слово слышанное не понесёте каждый к тому, с кем общается: жена к служанкам,
воин к подчинённым.
Дебелые, рыхлые батюшки упрекали св. Иоанна
Кронштадтского за борзых рысаков, на которых он стремительно объезжал своих
прихожан, а вопрошающим в рясах отвечал: из-за вас, окаянных, спешу доделать
то, что вы не успели. Дмитрий Ростовский (21 сентября) описывает
вопиющую безграмотность священников, и сколько он ни вопрошал, где же у них
хранится Причастие, – так и не мог добиться, пока кто-то не сказал: да про
«запас» спрашивают – и на местном жаргоне дознался, где дарохранительница.
Смотря на таких учителей, иногда и красноречивых, говорят: «хотя бы никогда он
не сходил с кафедры». А когда сойдёт, то зная его беспутные дела, вздыхают:
«о, если бы никогда он не всходил на кафедру». Поистине, руки – руки Исава
(дела), а голос – голос Иакова (проповеди). (Быт. 27:22), «ибо от
слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» – Мф. 12:37, «смерть
и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его» – Пр.
18:22.
Если бы
горение духа св. Вениамина (13 октября) коснулось нас! Когда
мучители предложили ему свободу в обмен на молчание, не проповедывать, (что с
охотой или с горечью, но принял митр. Сергий) – ответил: «невозможно свет
переменить во тьму». Недостает места подробно изобразить запрет Максиму
исповеднику (22 февраля), Григорию Паламе (14 ноября),
Иоанну Дамаскину (4 декабря). Сама Преблагословенная Приснодева
Мария вмешалась в этот запрет, и запретила запечатывать источник целительной
проповеди.
«Если
же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих» – 2
Кор. 4:3, «которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и
желающие превратить благовествование Христово» – Гал. 1:7, «за
ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне»
– Фил. 1:5. «Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им,
подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими
сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни» – 1 Тим. 4:3, «открывшейся
же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего
жизнь и нетление через благовестие» – 2 Тим. 1:10, «И
сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали:
слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые
воскресают, нищие благовествуют» – Лук. 7:22, «Наставляемый
словом, делись всяким добром с наставляющим» – Гал.6:6, «Усердствуют,
да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их
духовном, то должны и им послужить в телесном» – Рим. 15:27.
Господь Вседержитель спрашивает каждого из
уверовавших, наделенного даром знания Писания и святой жизнью: «кого Мне
послать» в этот грешный мир, чтобы возвестить о скором пришествии Христа, и что
будет перед тем? (Ис. 6:8). «Соберутся к нему и окружат его;
прольют звезду и ярость на него. И поднимется пыль и дым до самого неба, и все
кругом будут оплакивать его» – 3 Ездр. 15:44.
И если
воистину Дух Святой дан в миропомазании, то скажешь с пророком Иеремией: «И
подумал я: не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его; но
было в сердце моём, как бы горящий огонь, заключённый в костях моих, и я
истомился, удерживая его, и – не мог» – Иер.20:9, «И повелел им
не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они ещё более разглашали»
– Марк. 7:36. Свидетели Иисуса те, кто уверовал в Него, они понесут и ныне
слово о Воскресшем и Грядущем Мессии. (Ис. 8:2, 48:10, Деян. 1:8,
Откр. 17:6, 1 Фес. 1:8).
В день Пятидесятницы «все они единодушно
были вместе» народ и Апостолы (Деян. 1:16), «человек 120,
и огненные языки почили на каждом из них». «Господи Боже, Который
счел рабов Твоих достойными прощения грехов через баню пакибытия, сделай их
достойными преисполняться Твоим Духом Святым и пошли им Твою благодать, чтобы
они могли Тебе служить согласно Твоей воле» Так читали над уверовавшими и
крестящимися во имя святой Троицы (Ипполит Римский).
Запрет
мирянам на проповедь обескровил церковь. Ссылаются на VI Вселенский Собор
правило 64: «Не подобает мирянину пред народом произносить слово, или
учить, и таким образом брать на себя учительское достоинство, но повиноваться
преданному от Господа чину, отверзать ухо приявшим благодать учительского
слова, и от них поучаться Божественному. Если кто усмотрен будет нарушающим
настоящее правило: на 40 дней да будет отлучен от общения церковного».
Толкование патриарха Вальсамона (XII век), Зонары, Аристина, хотя и
прикровенно, но поясняет, что это правило касается научения в церковном
собрании, в присутствии епископа.
Только
в 3 веке намечается тенденция усвоить учительство в церковном собрании
исключительно епископам и отстранить от него учителей там, где они ещё
удержались. Из этой эпохи известен конфликт между Оригеном и его епископом
Дмитрием Александрийским. Проповедь Оригена в ЦЕРКВИ по просьбе двух палестинских
епископов (Александра Иерусалимского и Феоктиста Кесарийского) вызвала
энергичный протест со стороны Дмитрия. В своём письме к Дмитрию палестинские
епископы оправдывали поступок Оригена, а также и свою просьбу к нему о
проповеди в церкви: «Ты ещё прибавляешь, в своём письме, что никогда не
слышно, да и теперь не обычай, чтобы в присутствии епископов проповедывали… –
не понимаем, как можешь ты так говорить неправду? Святые епископы, как скоро
находили людей, способных принести братиям пользу, то приглашали их
проповедывать народу...».
Не раз
высказывалось, что этот случай из жизни Оригена свидетельствует о том, что
учительство было доступно простым верным в древней ЦЕРКВИ. Дмитрий нисколько
не запрещал учительство Оригену в школе его, но с точки зрения Дмитрия
учительство в церкви было исключительной принадлежностью иерархического служения.
Ориген ставил служение учителей выше всякого иного служения. В то время
далеко не все пресвитеры имели право проповеди в церкви, но только епископы.
«Заметь из настоящего правила, – говорит Вальсомон, – что право учить народ
дано одним епископам».
И
наконец довели до естественной точки этот вопрос: кто же всё-таки должен учить
народ, кого послать к погибшим овцам Израиля и мира? Оказывается никого не
надо посылать, а кому суждено, кому на роду-де написано спастись, того Бог и
без наших человеческих усилий найдет. Был бы человек, а статья в уголовном
кодексе найдётся. А так как в Библии сказано обо всём и «всякого жита-пшенички
лопата найдётся», то наконец отлилось это правило «кому можно (не нужно!)
благовествовать»; оказалось, что ни кому! Сами найдут!!! И река повернула
вспять. «Вырви из сознания людей Евангелие и на месте его будет зияющая,
смертельная рана, которую ничем не закроешь» (проф. В. Ф. Марцинковский.)
Сердце,
разум, поиск, делать выбор, встреча лично со Христом – всё это стало туманной
историей, а путь спасения повернул совершенно по иному руслу: не проповедники
«рассеявшись ходили и благовествовали», а желающие, задолго, за тысячи
лет до пришествия антихриста пошли «от моря и до моря, и скитаются от
севера к востоку, ища слова Господня и не найдут его» – Амос. 8:12.
Гора пошла к Магомету. И это понравилось и закрепилось, и вся Русь представляла
странное зрелище: с котомками, с мешками шли по всему миру, ища святости в
людях и как следствие, потребовались святые места (хотя всё и нужно было это),
но не как подмена, но имея видимые святыни, «и того не оставлять»
– Мф.23:23. И потребовалось, к каждому колизею по ночам, завозить специально
раздробленных камешков, до четырех грузовиков в ночь, чтобы днем паломники
разобрали эти святыни и развезли по всему миру. Кто-то гонит и гонит новые
толпы паломников, жаждущих насытить пять органов чувств.
Развозить стали не только горы камней, реки
воды из тех рек палестинских, афонских, но дробить, расчленять тела святых.
Жития святых говорят совершенно об обратном: нашли мощи, и оторванные части
тела приложили к ним, а не разносили, (16 июля) Иулия, и не разрешали
брать от их тел даже волосок, (1 сентября) Симеон Столпник, и когда
патриарх покусился на это, рука тотчас отсохла, (9 ноября) Феоктиста,
(31 июля) Евдоким, (15 сентября) Никита – взяли у него один палец и отсохла
рука, (13 декабря) Евстратий дал наказ – от тела не брать ничего…,
также (5 апреля) Марк Афинский, (25 июня) Феврония: кто хотел взять
часть её тела, разбросанного палачами, раздавался гром, землетрясение, руки
отсыхали, смерть (26 октября) Дмитрий Солунской. В одном месте
почитается святой, чьи мощи-тело истлело, в другом нетление почитают.
Уверовал, ушёл в пустыню, народ ищет его, он снова уходит ещё дальше, и туда
идут толпы, берут землю, кору, воду, кости. Стали брать землю с могилы,
мазаться, разводить и пить её: (14 декабря) Филимон, (12 сентября)
Иулиан, (9 июля) Федор Едесский, (13 января) Иринарх Ростовский, (2 января)
Серафим.
Самоубийство:
бросился с высоты, утопился, самосожжение стало восхваляться, как подвиг: (3
октября) Зиновия, (31 января) Трифон, (8 октября) Пелагия, (12 августа) Фотий,
(22 марта) Дросида.
Человеческую
кровь стали разводить (с полотенца) и пить. (5 июля) Афанасий
Афонский. Частицу причастия стали класть на грудь мёртвого (14 марта)
Венедикт. Что есть тут-то Евангельское?
Все эти
награды, митры, клобуки, колокола, шлейфы архиерейские, палицы, и ордена – всё
это есть страшная дань бездуховности, жалкая попытка прикрыть ту зияющую
бездну, когда живое слово проповеди ушло из жизни. Но даже сказать вслух об
этом боязно, сочтут сказанное за ересь и могут отлучить от Церкви и предать
духовной инквизиции...
И отцы собора, запрещая в храмах
проповедывать непосвященным в сан, чувствовали, что это дело опасное: потому и
наказание дали: 40 дней. За сотрудничество с врагами церкви, помощь им (Григорий
Чудотворец Неокесарийский) – правила отлучают на 30 лет, а за
попытку одного архиерея отнять у другого епархию – пожизненное. 40 дней – это
просто острастка. Вместо того положения Апполоса, которое имели служители
слова – пользоваться всеми преимуществами рождающего.
Когда
читаешь отчет Игнатия Брянчанинова о его поездке по монастырям, (а их было в
России перед революцией до 1275), и вот – мерзость запустения на святом месте и
одно лицемерство, куда понабились тунеядцы. И монахини, эти чёрные галки, ни
молиться, ни жить не умеют, и вот там «речи богомерзкие» (Стоглав, глава
52), «идут в монастыри ради покоя» (глава 44), «у безбожников
такого нет» (53 глава), «в храмах разговоры, в шапках, дерутся попы»,
воры (51 глава), «на престолах – волшебства, мерзость» (73
глава), «попы пьяные, бьются между собой до крови» (29-34 главы), «в
церкви шепотки не вести» (38 глава), «шапок татарских не носить,
поганские обычаи у каждой страны, а у нас свои, бород не стричь и усов на
постригать.» (40 глава), «сорочку родившегося держали на престоле» (41
глава), «деньги за крещение и за иные Таинства не брать» (44 глава),
«богатым льготы в монастыре, 3 сорта кваса» (52 глава) и даже семь
сортов. «И новые церкви не строить тщеславия ради» (84 глава, Стоглавый
собор, 1551 год).
Что же стало с верой на Руси? Нероны, траяны,
декии, диоклетианы, юлианы и ульяновы не сделали того поругания, обмирщения в церкви,
что сделали мы сами, отвергнув живое слово, вырвав его из сознания людей, когда
попытались проповедь ограничить только храмом и только через епископов и
пресвитеров. Удар в 1917 году нанесли по тому, что считалось святым, и
оказалось, что никакой святой Руси и не было, а была полуязыческая страна, где
Евангелие не проповедывалось как должно... И даже никак во многих местах.
А место
свято пусто не бывает. И с такой же ревностью, тот же русский мужик (не еврей,
не масон) полез крушить купола, жечь иконы. «Процессы духовного разложения и
перерождения в русском, именно, народе, как ни в каком другом (!) зашли
слишком глубоко, так глубоко, что стали необратимы, …и всю патриархию в целом
следует признать еретическим сообществом, а массы её простых прихожан (а это
–миллионы людей!) – обманутым, в конец одураченным стадом «словесных овец»,
ведомых патриархией прямо в погибель, в тот «вечный огонь», которому каждый раз
9-го мая кадят и кланяются и патриарх и многие иные деятели патриархии…» прот.
Лев Лебедев.
Нет
богопознания. «Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа
с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни
Богопознания на земле» – Ос. 4:1; «Ибо и нам оно возвещено,
как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою
слышавших» – Евр. 4:2; «слово Господне было редко в те дни,
видения были не часты» – 1 Цар.3:1; «Слово же Божие росло и распространялось»
– Деян.12:24; «с такою силою возрастало и возмогало слово Господне» –
Деян. 19:20; «кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не
слушаете, что вы не от Бога» – Иоан. 8:47, а без сеяния Слова Божия нет
ни тридпатикратного урожая, и никакого, а есть только терния и волчцы.
«Вникай
в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и
слушающих тебя» – 1 Тим. 4:16, и об этом учении, об истине Православия
ничего не знают ни пастыри, ни прихожане. «Впрочем желательно нам
слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде
спорят» – Деян. 28:22. Во времена же Григория Богослова любая кухарка
покупая что-то у арианина, забывала о детях своих и то, что торгует, но часами
могла доказывать истинность учения о Пресвятой, Нераздельной и Единосущной
Троице. Тогда все места сёл и городов превратились в училища и места диспутов.
«А ты иди, и благовествуй» – Лук. 9:60, не смотря на запреты властей мирских и
духовных. «Заключаю, что через поколение, много через два, иссякнет наше
Православие… если не изменять у нас образа воспитания и обычаев общества, то
будет больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем
кончится, останется только имя христианское, а духа христианского не будет.
Всё преисполнит дух мира» Феофан затворник (1863).
«Мне, убогому Серафиму,
Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия. Православная вера
будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от
чистоты Православия, и за то Господь тяжко их накажет. Я, убогий
Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы Он лучше меня лишил Царствия
Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: «Не помилую их, ибо они
учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит
от Меня».
«Сказано,
что врата адовы не одолеют Церкви, но нигде не сказано, что в России сохранится
Церковь. Россия может окончательно потерять её» еп. Афанасий.
«На престоле большая звезда и Евангелие со звездою, и
свечи горят смоляные, трещат, как дрова; и чаша стоит, а из чаши сильное
зловоние идёт, и оттуда всякие гады, скорпионы, пауки ползают, страшно
смотреть на всё это… перед престолом стоит священник в ярко красной ризе, и по
ризе ползают зеленые жабы и пауки, и лицо у него страшное, и чёрное, как
уголь, глаза красные... и изо рта у него дым идет, и пальцы чёрные.., в этой
церкви нельзя принимать миропомазание» видение Иоанна Кронштадтского.
«А в
последнее время мир будет опоясан железом и бумагой» Нектарий. «Ещё раз
повторяю, что ходить в те храмы нельзя будет, благодати в них не будет» Лаврентий
Черниговский. «Истинно благочестивые христиане потерпят гонение от своих
лжебратий, лицемерных христиан. Количество христиан хотя и увеличится ради
милостивой благодати Христовой при последней всемирной проповеди, но далеко
не все они явятся подлинными последователями Христа, многие будут
ограничиваться только одною наружностью, одними внешними обрядами», «тогда
Литургия твориться будет вскачь по большой дороге» Нил Мироточивый, Афон.
«Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и
по всюду будут видны храмы и чины церковные, но всё это – одна видимость, внутри
же отступление истинное» Феофан Затворник.
«Враг
рода будет действовать хитростью. Он не станет грубо отвергать догматы Святой
Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет
искажать переданные св. отцами от Духа Святого учение Церкви, и самый дух его,
уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в
духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих
слуг, и благочестие будет в пренебрежении» Анатолий Оптинский (младший).
«Приходит время: закрытые храмы будут ремонтировать,
оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов,
так и колоколен. Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а
ходить в те храмы нельзя. Церкви будут, а православному в них нельзя будет
ходить. Ремонты храмов будут до самого пришествия антихриста» Лаврентий
Черниговский.
«Священство последних веков будет в нравственном падении
через две страсти: тщеславии и чревоугодие» Нифонт Цареградский.
«Девяносто
девять священников из ста объявят себя за антихриста» В. С. Соловьев.
«Нынешний
страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим
паствам иерархов и вообще священства» Иоанн Кронштадтский.
«К
нашей церкви будут присоединяться только отдельные личности» Нектарий
Оптинский.
«Не
всякое собрание епископов есть собор, а только собрание епископов, стоящих в
Истине» Федор Студит.
«Скоро в храмы нельзя будет ходить, всё изменится.
Только избранные увидят это. Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не
должны будем ходить туда ни в коем случае» Кукша.
«Только
наново крещеная Русь может стать Православным царством» Архимандрит
Константин (Зайцев).
«С
помощью церковных властей, проповеди.., приводить будут членов Церкви – принять
антихриста. И кто не послушается антихристовых приказов, будут подвергнуты нескончаемым
мучениям» Харлампий.
«Подобно
тому, как древнему Израилю посылает Господь судей и пророков, так и в Церкви
Своей в моменты чрезвычайные Он обычно посылает людей исключительной
благодатной одарённости, как бы пророков, сильных духом и Верою. Не имея
официального назначения, эти люди самим делом выдвигаются из общей массы и
становятся предводителями других. Но это предводительство не имеет официального
характера, не является установленной в церкви должностью и не всегда держится
служебных рамок. Как и всякое пророчество – оно есть личный подвиг таких
людей, дело их личной, внутренней, духовной предприимчивости и ревности о Боге
и Церкви Божией» митрополит Сергий.
«Руководителем теперь является Сам Господь,
да отчасти книги, кто имеет их и может понимать» игумен Никон.
Обычно
проповедь с амвона в храме, как правило принадлежит совершителю Таинства и
может быть им лишь передоверена другому лицу, также принадлежащего клиру. Но ко
всему народу, а не к одной только иерархии обращены слова Господа: «Идите
по всему миру... научите, проповедуйте Евангелие всей твари» – Мф.
28:19-20. Проповедание Евангелия считалось делом всякого верующего, который
призывается Самим Господом исповедывать Его пред людьми: «Итак всякого,
кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным»
– Мф. 10:32, «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред
человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими» – Лук.
12:8, и притом не только мужчинами, но и женщинами: Фекла, Ольга.
Проповедь
христианства совершалась верующими независимо от того, являлись ли они
носителями церковного сана или нет. Этот факт проходит решительно через все
века до наших дней. Миссия проповеди Христианства не только не связана с
иерархическими преимуществами, но составляет долг и достояние каждого
христианина, который говорит себе: «верую и исповедую», а тем самым и
проповедует. Миряне (впрочем, этого термина в Слове Божием вовсе нет, но оно
называет христиан: верующие, верные, ученики, братия) принимают участие в учительстве,
так что существует особый дар учительства. «Братия! если кто из вас
уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший
грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов»
– Иак. 5:19-20, «посему увещавайте друг друга и назидайте один другого,
как вы и делаете» – 1Фес. 5:11, «но наставляйте друг друга каждый
день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился,
обольстившись грехом» – Евр. 3:13, «служите друг другу, каждый
тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати
Божией» – 1 Петр. 4:10, «Братия! если и впадет человек в какое
согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый
за собою, чтобы не быть искушенным» – Гал. 6:1.
Миряне учили не только в частных, но в
церковных собраниях. «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у
каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть
истолкование, — всё сие да будет к назиданию» – 1 Кор. 14:26, «Слово
Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и
вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати
воспевая в сердцах ваших Господу» – Кол. 3:16.
У мирян
не отнимается право внебогослужебного проповедания. В церкви нет места немоте,
безгласию и слепому послушанию. «Итак стойте в свободе, которую даровал
нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» – Гал. 5:1.
Апостоличность присуща всем верным – это общецерковное наследство. «Не о
них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» – Иоан. 17:20.
Предписание учить людей исполнению заповедей преподано множеству народа, а
отнюдь не только двенадцати. Спаситель, несомненно, придавал этому
посланничеству общецерковный масштаб, ибо Ему известно было, что проповедь
«всем народам», живущим по всему лицу земли, была осуществима только
объединёнными усилиями всех Его учеников, и тем кто узрит Его очами веры. «Иисус
говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и
уверовавшие» – Иоан. 20:29. «Эта деятельность осуществляется не только
(и не столько) священством, сколько мирянами. Миссионерская деятельность мирян
имеет громадное значение и нередко оказывается более действенной, чем
проповедь с амвона. Тем более у мирян не может быть отнято право
благовествования и научного исследования вопросов христианства и учительства.
Свобода такого рода деятельности мирян может быть введена в известные границы,
охраняемые иерархией, однако она не может и не должна быть отнята (1 Фес.
5:19-20)» «Настольная книга священнослужителя», т. 8, стр. 581-6, 21,
Автору
этой подборки за 40 лет миссионерской и проповеднической деятельности в миру,
как мирянину пришлось претерпеть почти бесчисленное число задержаний органами
власти по вызову церковнослужителей, предававших его и списки тех кто ходил на
библейские курсы. Сергианские священники давали на него показания на суде
самые лживые и намного хуже своих хозяев-коммунистов.
Узнав о
его деятельности, митрополит Виталий (РПЦз) тотчас же прислал благословенную
грамоту на его труды: «Игнатию Тихоновичу Лапкину преподается нами Божие
благословение на всестороннюю миссионерскую деятельность – проповеди Слова
Божия, защиту и укрепления веры в Российской Православной Церкви. Кирио-Пасха
1991 год» (7 апреля по н. ст.) Когда же ему пришлось побывать в Джорданвильском
монастыре, Нью-Йорке, Вашингтоне, Сан-Франциско, Лос-Анжелесе и других городах
– везде просили выступить перед народом. Сами же иерархи, там присутствовали
всегда, и архиерей поехал на беседу с баптистами.
Свидетельство может быть и через внешний вид
человека. Для мужчин – не порченная борода, для женщин – длинные волосы,
отсутствие косметики, украшений, длинные платья, открытое совершение
крестного знамения при еде и питье, при езде в транспорте и других случаях. При
еде над чашкой не склоняться, ибо, Василий Великий говорил: «всякое
животное склоняется к пище, и только человек подносит пищу к себе», не
облокачивайся: «Стыдись и облокачивания на стол, обмана при займе и
отдаче» – Сир. 41:24.
Душа находит своего Жениха Христа при свидетельстве о
Нём (Песнь 5 гл.). Когда же раздастся глас Христов к спелёнутой
проповеди и богослужению на родном русском языке в России? «Ей, гряди,
Господи Иисусе!» «Литургия» (греческ.) – переводится, как «общее
дело», кораблестроение – постройка всеми без исключения членами церкви. Общее
– по мере сил. Но неверующие наёмники лжепастыри хотят дело проповеди сделать
только их личным делом («коза ностра» – наше дело), т.е. говорить, что им заблагорассудится,
не сравнивая с Библией (Кирилл Иерусалимский). Иероним Стридонский
таковых пастырей называет антихристами, а молчащих Василий Великий называет
Идолами. Иконы, крестик, религиозные картины, музыка, песни духовные, – всё
это – благовестие по мере сил. Распространить истину в книгах, по радио,
телевидению – и это дар свидетельства о Христе. Книгоноша Евангелий в романе
«Бесы» Достоевского зовет к подражанию.
Я.
Полонский повествует о слепом проповеднике с мальчиком-поводырем, который
однажды решил отлучиться по своим делам, а миссионеру сказал:
«С вершин увидали тебя пастухи,
Какие-то старцы стоят на дороге.
Вот жены с детьми, говори им о Боге,
О Сыне распятом за наши грехи».
И старца лицо просияло мгновенно..
Как ключ пробивающий каменный слой,
Из уст его бледных живою волной
Высокая речь потекла вдохновенно.
Без веры таких не бывает речей...
Казалось слепцу в славе небо являлось.
Дрожащая к небу рука поднималась,
И слезы текли из потухших очей.
Но вот догорела заря золотая
И месяца бледный луч в горы проник.
В ущелье повеяла сырость ночная,
И вот проповедуя слышит: «Старик!
Довольно, пойдём, никого уже нет».
Замолк грустно старец, главой поникая.
Но только замолк он, от края до края:
«Аминь», – ему грянули
камни в ответ.
В годы сталинского режима верных служителей
Бога ссылали на перековку в морозилки севера...
Настанет день и скажет Бог Всесильный:
«Довольно, север, пленников отдай.
Пришла весна, посев настал обильный,
Моих сынов на труд выпровождай».
Падут оковы, цепи разорвутся,
Христовы воины свободу обретут.
Великой силой Духа облекутся,
И Слово истины в народы понесут.
Всегда говори только о том, что сам пережил, хорошо понял.
Епиктет и Астион повторяли только: «Я христианин». Иные повторяют: «Христос
царствует!», «Христос умер за нас и воскрес…» – 1 Кор. 15 гл.
Самарянке достаточно было одной беседы, чтобы привести к источнику воды живой
город Сихарь. Разбойник же сказал лишь: «Господи, помяни…», – и этого было
достаточным, чтобы и его Господь исповедал в небесах. Чтобы двинуть мир,
двинься сам сначала.
В
пользу проповеди всё: и рождение, и смерть, и мир, и война, и здравие, и
болезнь – только говори по Писанию, как его истолковали святые отцы Вселенской
Церкви. VI Всел. 19 правило. Не прибавляй к слову Божию и не мудрствуй
излишне, чтобы слово было о Христе, о спасении, строгое и благостное. Говори и
знай, когда и где молчать. «Говори главное, многое в немногих словах.
Будь как знающий и, вместе, как умеющий молчать»; «не говори ему
оскорбительных слов и не обременяй его требованиями»; «прежде, нежели
начнешь говорить, обдумывай, и прежде болезни заботься о себе»; «многоречивый
опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден»; «с
безрассудным много не говори, и к неразумному не ходи» – Сир. 32:10, 31:37,
18:19, 20:8, 22:12; «Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих
объявлять похвально. Делайте добро, и зло не постигнет вас» – Тов. 12:7.
Прочтём
материал о русском языке, о дозволенности проповедовать о Христе. Кто-либо
неправославный и не поймет о чём речь – и так ведь понятно всё. Да, истина
настолько ясная, но нас приучили жить во тьме непонятности, невозрождённости.
Сказано же: прежде было – первые христиане причащались из деревянных чаш
золотыми сердцами, а теперь из золотых чаш деревянными сердцами.
Из
материалов священного собора Российской православной церкви 1917-18 гг.:
IV.Определение А.П.2 ... «для большего же усиления и развития
православного христианского благовестия, сообразно с требованием нашего
времени, весьма желательно привлекать к делу ... способных к проповедничеству
благочестивых мирян, причем ... может быть допускаемо и на церковной
кафедре за богослужением ... (с благословения епископа и местного священника).
III. С чего начинать устроение православного прихода?... Прежде всего выяснить, кто действительно принадлежит к Церкви Христовой... Итак «...предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» – Лук. 9:60. Это повеление каждому христианину!
Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"