Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

О брадобритии

 

Прежние благочестивые христиане, беспрекословно ве­рившие в авторитет святоцерковного учения, выраженного в священных книгах, для призна­ния греховности или святости какого-то обычая довольство­вались тем, как такой обычай признавался в святоотеческих книгах (Василий Великий, пра­вила 89, 91). Например, брадобритие в этих книгах признается греховным делом.

 Языческий, античный мир, сменить который Божиим Промыслом призвано было христианство, идеал кра­соты полагал в молодости и юношеской свежести (Прем. Сол. 2 гл.), тогда как ста­рость для язычников служила признаком истощения сил те­лесных и разрушения человека. Жизнь они признавали только земную, отрицая ду­ховное, загробное бытие («Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрём!»« – Ис. 22:13, «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» – 1 Кор. 15:33, Пс. 72, Иов. 21 гл.). Поэтому почти всех своих богов язычники, и осо­бенно греко-римский мир, изо­бражали безбородыми, жено­подобными.

Между тем христианство учит прежде всего о духовной красоте человека, т.е. о степени его религиозного и нравствен­ного совершенства, насколько человек усвоил, успел всё это осуществить или проявить в своей жизни.

 А так как для до­стижения духовной зрелости в духовно-нравственном отноше­нии, для того, чтобы применить усвоенное человеком христиан­ское учение, необходимо по­жить подольше, бороться с со­блазнами мира, то, естественно, что в христианском понимании получают преобладание типы старческие, возмужалые, име­ющие бороду как признак сте­пенности и опыта. Верующий взгляд усматривал в изображе­нии старцев, убелённых седина­ми волос на голове и бороде, в этой внешней форме тела, не­стареющий свет мира духовно­го. Вот почему одним из путей, посредством которых в христи­анстве вошло в обычай, в осо­бый почёт ношение бороды, как естественного украшения муж­чин, послужила христианская иконопись, как правдоподобное изображение на св. иконах лиц, действительно существовав­ших.

В христианской церкви су­ществует догмат о почитании святых, а отсюда необходи­мость их изображения на св. иконах. Христианское искусство не могло не обратить внимания на то, что лица, изображаемые на иконах, не выдуманные, а действительно некогда жившие на земле, в видимом опреде­ленном образе. А при изобра­жении святых угодников Божи­их характерным признаком му­жей являлась борода их. Со­ставляя необходимую принад­лежность изображаемых свя­тых, она могла служить как ха­рактерное отличие одного лица от другого, и потому служила воссозданию иконописного ти­па.

 А что в начале до отступле­ния в ереси и у латинян-католи­ков все носили бороды, видно на их ранних изображениях (см. папа Сикст «Сикстин­ская»). В подлинниках описыва­ется лик святых. 10 февраля, Харлампий, длинная борода, мучители клали уг­ли ему на боро­ду, но из бороды вырвался огонь и попалил 70 человек. 12 июнь, Онуфрий, борода до земли. 19 января, Макарий Египетский увидел в храме инока, борода почти до пояса. 1 января, Василий Великий, борода до пояса. 1 сентября, Симе­он Столпник, когда он умер, патриарх хотел у него взять волос от бороды, рука тотчас отсохла. 20 ноября, Прокл, видел апостола Павла, борода у него широкая, на пе­редней части головы нет волос. 8 мая, Арсений Великий, борода до пояса. 2 января, Евфимий, с проседью большая борода. 5 января, Савва Освященный, упал в яму с ог­нем у Мёртвого моря, опалил бороду и лицо. Борода не вы­росла, осталась небольшая и редкая. Благодарил Бога за та­кую бороду некрасивую, чтобы нечем было хвалиться. 21 июля, Симеон юродивый, хлеботорговец вырвал у него бороду. 22 января, Анастасий Персянин, на арестант­ских работах, их рвали за боро­ду. 11 января, Феодосий Великий, из бороды св. Маркиана осторож­но взял зернышко, положил его в житницу и они стали полны. 23 июня, «Покаяние Феофила», продав­шегося диаволу, враг души гла­дил по бороде, целовал в уста. 8 января, Георгий Хозевит, в мона­стырь не брали, пока не выра­стут бороды. 21 сентября, Ипатий Андорский, бороды смолой обма­зывали, зажигали мучители. 15 декабря, Стефан, за бороду влачи­ли его в темницу. 28 ноября, Сте­фан Новый, бороды опаляли, носы резали за веру во Христа. 18 июля, Иоанн многострадальный, змей пастью захватил голову, опалил бороду. 14 апреля, Иоанн, Евстафий, посторонние узнали, что они православные по бородам, – не желали стричь волосы.

 Описания были составлены частью по преданию, частью на основании уже существовавших иконных изображений:

О Дио­нисии Ареопагите: сед, с длин­ными волосами, с усами не­сколько длинными, с редкою бородою. О св. Григории Бого­слове: борода недлинная, но довольно густая, плешив, воло­сами белокур, конец бороды с темным отливом. О св. Кирилле Александрийском: борода гус­тая и длинная, волосы на голове и бороде кудрявые с проседью и проч.

 Кроме того, есть описа­ния святых, где названа только одна борода, например: Герман патриарх «стар, борода редкая»; св. Евфимий «борода до лядвия»; Пётр Афонский «борода до колен»; Макарий Египетский «борода до земли». Христиане всегда подражали не только в делах святым, но и в их облике, Борода же считалась как признак того образа Божия, по подобию которого создан был святым, но и в их облике. Борода же считалась, как признак того образа Божия, по подобию Которого создан был мужчина.

 В 1054 г. Константино­польский патриарх Михаил Керулларий в послании своем к антиохийскому патр. Петру об­винял латинян между другими ересями и в том, что они «остригали бороду». Преподобный Феодосии Печерский такое же обвинение высказал против латинян в сво­ём «Слове о вере христианской».

Брадобритие есть блудодейная ересь на соблазн и на растление добрых нравов, к ис­кажению полов ведущее, к со­домскому греху; и князья русские наказывали штрафами тех, кто во время драки вырывал часть бороды. Так при великом князе Ярославе за вы­дернутый клок бороды с винов­ного взыскивался в пользу каз­ны штраф в 12 гривен, и в XV веке за выдернутую бороду ви­новному отсекали руку.

Один из авторитетных собо­ров в России, на котором при­сутствовало трое русских свя­тых, Стоглавый собор, определил:

«Священные правила право­славным христианам всем воз­браняют: не брить брад и усов и не постригать; таковые бо несть православные, но латинская и еретическая. Предания грече­ского царя Константина Ковалина; и о сем апостольская и оте­ческия правила вельми запре­щают и отрицают: правило свя­тых Апостол так гласит: если кто бороду бреет и преставится так, недостоин над ними служить, ни сорокоустия по нем не петь, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с не­верными бо да причтется, от еретиков этому навыкоша» гл. 40. О том же толкование правила 96 Шестого Вселенского собора об острижении бороды:

«Что же о пострижении бород ваших не писали в законе: не постригайте бород ваших. Без бороды красиво женам, мужам не подобает так, создавший Бог судил ска­зать Моисею: «...не порти края бороды» – Лев. 19:27. Вы же сие творяще человеческого ради угождения, противны закону, ненавидимы будете Создавше­му вас по образу Своему, и если кто хочет угодить Богу, то отсту­пи от такого зла». Отрицатель­ное отношение к брадобритию – злому обычаю католиков и без­божников, достигло высшей степени в так называемое Смут­ное время в России, когда лати­няне пред глазами русских ос­корбляли всё, что доселе рус­ские привыкли считать непри­косновенным и святым, – смея­лись над верою, жизнью и нра­вами русских. Посему было на­ложено проклятие на брадоб­ритие.

 В Потребнике 1639 года и в Служебнике 1647 было поме­щено поучение: «не брить бород и усов не постригать». В Боль­шом Потребнике говорилось так: «Проклинаю богоненавидимого и блудолюбного образа прелесть душе губительную от по­мраченной ереси; и чтобы не стричь бороды (лист 600 на обо­роте) и не брить её». В служеб­нике Иосифа патриарха пишется: «прелесть душе губительная, по­мрачение от ереси, не стричь бороды (лист 600 на обо­роте) и не брить её». «И не знаю как в наш народ православный, и в какое время в великой России еретический не­дуг вошёл, как по летопис­ным книгам говорит предание царя греческого, или лучше сказать врага веры христианской, и законо­преступника Константина Ковалина и еретика, чтобы постригать бороды, или брить, иначе сказать, богосозданную доброту растлевать. Или ещё скажем, по лето­писным книгам, [находим] подтверждение всей злой ереси [возникшей от] нового сына диавола и сатаны, предтечи ан­тихриста, врага и отступника от веры христианской, римского папы Петра Гугнивого, ибо и то­т сию ересь подкрепив, и римскому народу, особенно же и чинам их священным такое творить повелел, чтобы бороды постригать и брить.

 Епифаний же Кипрский евтихской назвал сию ересь. Ибо Константин царь Ковалин и еретик это узако­нил, и о том все знают, что они ере­тические слуги, потому что бороды у них пострижены» (Изд. лето 7155 лист 621). Преподобный Мак­сим Грек писал: «Если прокляты уклоняющиеся от заповедей Божиих, как слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою бороды свои» (Слово 137). «Не должно так же и на бороде портить волос, и изме­нять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, гово­рит закон, бород ваших, ибо сие [быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для жен­щин, а мужчинам признал Он непристойным. Тоже, обнажаю­щий бороду свою, чтобы нра­виться, как воспротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшего тебя по образу Сво­ему (пост. апост., изд. Казань 1864 стр.6).

Св. Епифаний Кипрский пи­шет: «Что же хуже и противнее этого, бороду – образ мужа остригать, а волосы на голове от­ращивают; о бороде в поста­новлениях Апостольских слово Божие, учение предписывает, чтобы не портить её, то есть не стричь волос на бороде» (твор. его, ч.5 стр. 302 изд. М. 1863 г.).

96 правило Шестого вселенского собора с толкованием: «Епитимиям и отлучению под­лежат те, которые подкрашива­ют свои волосы, чтобы сделать их светлыми или золотистыми, или подвязывают их, чтобы сде­лать их кудрявыми, или носят чужие волосы. Той епитимии подлежат бреющие бороды свои, чтобы росли они после ровнее и красивее, или чтобы всегда казаться молодыми без­бородыми. Также те, которые выжигают маленькими щипчи­ками волосы на лице, чтобы ка­заться нежнее и благообразнее, которые подкрашивают свои бороды, чтобы не казаться ста­риками.

 Этой же епитимии под­вергаются женщины, употреб­ляющие белила или румяна для привлечения к себе мужчин. Ах! как может Бог признать в них Своё создание и Свой образ, когда они носят другое – дья­вольское лицо? Разве они не знают, что уподобляются блуд­ной Иезавели? Итак, все мужчи­ны и женщины, делающие что-либо подобное, подвергаются отлучению. Если же всё это вос­прещено мирянам вообще, то тем более клирикам и священ­ным лицам, которые должны поучать народ и словом, и де­лом и внешним благочестием» (греческая кормчая «Педалион» стр. 270, изд. 1888 г.).

 «Брадобри­тие есть обычай еретический и богомерзкий, и потому истин­ным христианам надлежит хра­нить себя от этой мерзости, что­бы через преступление запове­дей Божиих и святоотеческих преданий не лишиться нам веч­ного и нескончаемого блажен­ства в будущей загробной жиз­ни. Ибо Господь скажет добро­му рабу и деятельному Своему служителю: «Добрый раб, в малом был ве­рен, над многим тебя постав­лю, войди в радость Господа Своего» – (Лук. 19:17). И если кто не может горшка бобов приго­товить в меру, чтобы ничего не пропало даром (из приготов­ленной еды), тот не может заведывать монастырем», – ска­зал Савва Освященный Иакову-мо­наху, претендующему на боль­шее, стр. 149, 5 декабря.

В книге Бытие 34:2, 7, 9, 26 го­ворится: «Как сын Еморра Евеянина спал с Диной, дочерью Иакова, сделав ей насилие, бес­честие сделал он Израилю».

 В ином месте читаем: «И взял Ан­нон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину боро­ды, и обрезал одежды их напо­ловину, до чресл, и отпустил их. Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесче­щены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне (городе проклятия), пока не отрастут бо­роды ваши, и тогда возврати­тесь» – 2 Цар. 10:1-5. И если из­насилование называлось обесчещиванием, и таковым оно яв­ляется и ныне: ибо в отношении плоти Новый Завет не внес ни­каких изменений в её творение, то слово ОЧЕНЬ обесчещены показывает, что брадобритие является большим грехом, чем потеря девства. И как там ви­новные в обесчещивании были все уничтожены, так и в случае на­силия над бородами. И если в земной Иерусалим Давид не впустил обесчещенных с пор­ченными бородами, то не сле­дует ли быть более внимательными тем, кто готовится войти в Небесный Иерусалим – в Царст­во Небесное. «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» – Лев. 19:27. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе. Это как драго­ценный елей на голове, стекаю­щий на бороду Ааронову, сте­кающий на края одежды его» – Пс. 132. Если по стихиям мира читать этот гимн единству, то произнесут: Нет там единства, где все друг против друга, это как.. елей, стекающий на бритый подбородок, стекающий на ма­сонский галстук, носимый вме­сто креста Христова.

Дан.7:9-13 – Бог показан, как старец Ветхий днями и, конечно же, с бородой. Таковы и изо­бражения святых в храмах. Но в капищах (у язычников, у ере­тиков и сектантов) «сидят жре­цы... с обритыми головами (как буддисты и кришнаиты) и с об­ритыми бородами» – Посл. Иерем. 30.

И если в малом неверен, (ве­ликое ли дело – не брить бороду) то что говорить о сохранении нравственности и целомудрия.

9 июнь, Александр Куштский – среднего роста, борода кругла, густая, до груди. 20 апреля, Алек­сандр Ошевский, небольшая бо­рода с проседью. 19 марта, Ин­нокентий Комельский безбородых не постригал. 8 октября, Трифон, «брада аки серповидна, пошире и тупая». Прокопий, «подоле Козьмина». 21 сентября, Дмитрий Ро­стовский, выдвиженец на Рос­товскую кафедру от Петра Пер­вого, этого страшнейшего рос­сийского антихриста, разрушив­шего все устои древнего благо­честия, циника и хулителя всего святого, повелевшего насильно «рубить» бороды. И когда Ди­митрий Ростовский сказал ревнителям, страдающим от насильников ан­тихриста, на их вопрос, даваться ли остригать бороды, он ответил: «пусть отрежут бороды, вторые отра­стут, а если головы отрежут, то они уже не отрастут». Эти слова так понравились Петру преоб­разователю, что он велел этот трактат о бородах печатать.

 Петрово окно в Европу, в кото­рое провалилась вся Россия вместе с домом Романовых, по­теряла бороды, единство раз­делило Россию, и было началом гибели её. И, как пи­шет Некрасов, вначале показы­вали пальцем на тех, кто курит (так мало было их), но придёт (и пришло уже), когда показывают пальцем на тех, кто не курит. Так точно и с бородой. 28 март, Ил­ларион Новый: бороды смолою обмазывали – и замазали образ Божий, приобщились к безбо­родой Европе, окатоличились через униатство, Украину и Бе­лоруссию, потеряли образ Божьего, русского человека.

Все святые, молите Бога о нас...

Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

 

Hosted by uCoz