«Церковь
есть от Бога установленное общество христиан, соединённых между собой одной Православною
верою, одним законом Божиим, одною законной иерархией (священством) и одними
Таинствами. Об этом нашем единстве и писал ап. Павел: «одно тело и один
дух, как вы и призваны к одной надежде звания вашего. Один Господь, одна
вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» – Еф. 4:4,6. Церковь
Христова, пребывая на земле, важна для нас, главным образом, своею НЕВИДИМОЮ,
ДУХОВНОЮ СТОРОНОЮ, как царство благодати Св. Духа, пребывающего в ней. Но и
сама Церковь в своём составе имеет и невидимых членов, какова, прежде всего, Её
Божественная Глава – Господь Иисус Христос и все святые Его, а равно и Ангелы,
так что Церковь – одна, как земная, так и небесная. «Но вы приступили к
горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к
торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех
Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу,
и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» – Евр.
12:22-24.
Отдельные
члены Церкви могут лишиться благодати Св. Духа по своим грехам, если остаются
упорно-нераскаянными, и особенно тогда, когда они впадают в ереси и расколы. Но
вся Церковь не может, потому что Глава Её – Христос, «исполненный благодати и
истины», а потому и Тело Своё – Церковь, наполняющий этою благодатью и истиной.
«Его поставил (Отец) выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его»
– Еф. 4:22, говорит апостол Павел. «Созижду Церковь Мою,
– сказал Сам Господь, – и врата ада (т. е. никакие силы и
средства зла и лжи) не одолеют её» – Мф. 16:18.
Единственным краеугольным камнем, т. е. основанием Церкви в слове Божием называется
ТОЛЬКО Христос, и никто более; «вы утверждены на основании Апостолов и
пророков, имея краеугольным камнем Самого Иисуса Христа» – Еф. 2:20.
Церковь называется Соборною, иначе – кафолической или вселенскою,
в том смысле, что она не ограничена никаким местом, народом, ни временем, но
заключает в себе верующих всех мест, времён и народов «где нет ни Еллина,
ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но
всё и во всём Христос» – Кол. 3:11. Так же точно и все ранее
жившие христиане, ныне умершие, со смертью тела отнюдь не выходят из состава
церкви, но пребывают в ней (если только не отпали от веры).
Церковь
свята. «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал
Себя за нее, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова; чтобы
представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или
чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» – Еф. 5:25-27. Святость Церкви идёт не от нас,
людей, а от Божественной Главы Её – Иисуса Христа и от всеочищающей и
духовно-животворящей благодати Святого Духа. Совершенно и безусловно безгрешен
один только Христос, мы же «много согрешаем все» – Иак. 3:2.
Но самые великие грешники не мешают Святости Церкви, если они очищают себя
покаянием.
Нераскаянные же грешники, как мёртвые члены,
отсекаются от Тела Церкви – или видимым судом Её законной власти, или невидимым
судом Божиим, и таким образом также не препятствуют Церкви быть святою. Так как
теперь много христианских исповеданий или церквей, и все они считают себя
истинною Церковью Христовою, то мы, называя свою Церковь Апостольскою, этим
свидетельствуем, что именно наша Православная Церковь неизменно и непрерывно
хранит ПОДЛИННОЕ АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ во всём, и в учении, и в
Богослужении, и вообще во всем строе своём, в законах (канонах) своих и своем
благодатном пастырстве. Апостольская заповедь «держать предания» их. «Итак,
братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием
нашим» – 2 Фес. 2:15.
В
общинах сектантов их «священство» ведет своё начало от их основателей,
явившихся спустя 1500 и более лет спустя после основания Церкви. Напротив, наша
иерархия есть действительно Апостольская, и ведёт своё начало от Самого Иисуса
Христа, пославшего Своих Апостолов, и от сошествия на них Святого Духа. С тех
пор, преемственно и без перерыва, и поставляются законным порядком в Церкви,
чрез епископское рукоположение в таинстве Священства, все члены нашей трёхчинной
иерархии (епископы, пресвитеры и диаконы) «И Он поставил одних
Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к
совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» – Еф.
4:11-12, «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый
поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел
Себе Кровию Своею» – Деян. 20:28, прот. Вознесенский Н.
Девятый
член символа Веры гласит: «Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»,
и, читая его, каждый даёт обещание соглашаться со всеми истинами,
преподаваемыми Церковью, и в жизни своей подчиняться всем тем законам, которыми
Церковь достигает цели своего существования и по которым она, как общество,
живущее на земле, управляется. Истина Церкви по преимуществу перед всеми
другими касается самой жизни каждого христианина, определяет не только его
верование, но и саму его жизнь. Признать Церковь – это значит не мечтать только
о Христе, а жить по-христиански, идти путём любви и самоотречения. Вера в
Церковь требует подвига и от ума, и от воли человека. Именно протестантизм
провозгласил открыто величайшую ложь: можно быть христианином, не признавая
церкви. А потому почти все пункты разногласия сектантов с Церковью Православной
сводятся к отрицанию Церкви во имя мнимого «евангельского христианства» и
создалась самая ужасная подделка веры Христовой. Когда увидим, что некоторые
приводят апостольские или пророческие изречения в опровержение вселенской
веры, мы не должны сомневаться в том, что устами их говорит диавол. «Цель
же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть
законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают»
– 1 Тим. 1:5-7.
Так понимают «передовые» (по направлению к
аду) сектанты. Христос Церковь Свою называет Царством Божиим. «Если бы
вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от
мира, потому ненавидит вас мир» – Иоан. 15:19. Церковь сравнивается
с деревом. «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина,
привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись
перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но
корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться. Хорошо.
Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если
Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь
благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если
пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечён. Но и те, если не
пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо
если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к
хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине»
– Рим. 11:17-24.
Церковь сравнивается с телом. «И вы –
тело Христово, а порознь — члены» – 1 Кор. 12:27. В Церкви
всегда неизменно единение человека с Христом, во святом Причащении. «Я
хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который
Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить
между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им:
истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и
пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою
Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя
истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий
Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» – Иоан. 6:51-56, здесь
источник духовной жизни.
Таинство
Причащения соединяет людей с Богом и тем самым и друг с другом. Вот почему
Причащение есть источник именно церковной жизни по преимуществу. Вне единства
церковного нет и Причащения. «Без епископа ничего не делай, относящегося до
Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается
епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен
быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» Игнатий
Богоносец.
«Многие зёрна, вместе собранные, смолотые и
замешанные, образуют один хлеб; так во Христе, Который есть небесный хлеб, мы
видим одно тело, в котором связано и соединено наше множество» Киприан
Карфагенский.
«Что
такое единение Духа? Как в теле дух всё объемлет и сообщает какое-то единство
разнообразию, происходящему от различия членов телесных, так и здесь. Но Дух
дан ещё и для того, чтобы объединить людей, неодинаковых между собой по
происхождению и образу мыслей» Иоанн Златоуст.
Дело Христа не есть только одно учение. Его
дело есть создание единства в роде человеческом. Дело Христово есть создание новой
твари, то есть Церкви. В Церкви живущий Дух Божий даёт силы для осуществления
христианского учения в жизни, а так как учение это есть учение о любви, то
осуществление его опять-таки создаёт единство. Если порвется связь с телом
Церкви, то отдельная личность, обособившись и замкнувшись в своём себялюбии,
лишена будет благодатного воздействия Святого Духа, живущего в Церкви.
Обособиться, замкнуться в себе, – это для личности или даже для Поместной
Церкви то же, что для луча отделиться от солнца, для ручья – от источника, для
ветви – от ствола. Жизнь духовная может быть только при органичной связи со
Вселенской Церковью; порвется эта связь – непременно иссякнет и жизнь христианская.
Без Церкви нет христианства, остаётся только христианское учение, которое само
по себе не может «обновить падшего Адама». Слово «Церковь» в Новом Завете
встречается 109 раз. Слово же «христианство», как и многих других слов на
«-ство», Новый Завет не знает. После сошествия Духа Святого на учеников и
Апостолов Христовых получила бытие Церковь, как видимое общество. Сделаться
христианином – значило присоединиться к Церкви «хваля Бога и находясь в
любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви»
– Деян. 2:47, «Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ
прославлял их» – Деян. 5:13. Всякий новый верующий был как бы веткой,
прививающейся к единому древу церковной жизни. Господь не хочет знать рабов
Своих вне Церкви: «Из посторонних же никто не смел пристать к ним»
– Деян. 5:13.
«Ничего не делайте без епископов и
пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это
делать сами по себе. Делающий что-либо без ведома епископа служит диаволу. Кто
будет почитать себя больше епископа, тот пропал совершенно» Игнатий Богоносец.
«Вне
Церкви не может быть и учения христианского, не только христианской жизни.
Только в Церкви есть чистая вера» Киприан Карфагенский.
Всякое
отделение от Церкви непременно связано бывает и с искажением веры. «Враг
изобрёл ереси и расколы, чтобы ниспровергать веру, извратить истину,
расторгнуть единство. Служители его возвещают вероломство под предлогом веры,
антихриста под именем Христа и, прикрывая ложь правдоподобием, тонкой
хитростью, уничтожают истину. Еретик рассекает Церковь, он вооружается против
Церкви, изменник в отношении веры, в отношении благочестия святотатец,
непокорный раб, сын беззаконный, брат неприязненный» Киприан Карфагенский.
«Если
рассмотреть веру тех, которые веруют вне Церкви, то окажется, что у всех
еретиков совсем иная вера, даже, собственно говоря, у них одно изуверство,
богохульство и прение, враждующее против святости и истины. Кто бы он ни был, он
не христианин, как скоро он не в Церкви Христа. Как может быть со Христом
тот, кто не пребывает с невестой Христовой, не находится в Церкви Его. Тот уже
не может иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь» (он же).
«Еретики
не могут быть христианами» Тертуллиан.
«Крещение
вне Церкви – только “пустое и нечистое погружение”. Там не омываются грехи, а
только усугубляются. Такое рождение производит чад не Богу, но диаволу».
«Еретиков должно крестить единственным крещением Церкви, чтобы они могли из
противников сделаться друзьями и из антихристов – христианами. Отступивший от
Церкви лишен надежды на спасение, лишен благодати Святого Духа» св.
Киприан. Христианскую жизнь, приводящую ко спасению, блаженный Августин
приписывает только Церкви, а вне Церкви этой жизни быть не может. Все,
отделившиеся от Церкви, не имеют любви: «по тому узнают все, что вы Мои
ученики, если будете иметь любовь между собою» – Иоан. 13:35.
Возрождённый в крещении, но не соединившийся
с Церковью, не имеет от крещения никакой пользы, потому что он любви
не имеет; спасительным начинает быть для него крещение только тогда, когда он
соединится с Церковью. Благодать крещения не может очистить от грехов того, кто
не принадлежит Церкви; её действие как бы парализуется упорством раскольнического
сердца во зле, то есть в расколе. Так как крестящийся вне Церкви, тотчас после
крещения вступая во мрак своей схизмы, обнаруживает свою греховность, отсутствие
у него любви, то и грехи немедленно на него возвращаются (смотри притчу о
рабе, не простившем другого должника). Все, отделившиеся от Церкви, пока
противятся ей, добрыми быть не могут; хотя бы их поведение и казалось похвальным,
– самое их отделение от Церкви делает их злыми. Теоретическое согласие с
учением христианским совершенно бесполезно, и вне Церкви нет спасения.
Жизнь христианская иссякает, оказывается только одно ещё лишнее учение в бесконечном
ряду учений древних и новых, притом учение весьма неопределенное, ибо без
Церкви открывается возможность несчетного множества его пониманий самых
произвольных, и даже друг другу противоречащих.
Господь Иисус Христос Сам ничего не писал.
Поэтому нет ничего легче, как по своему вкусу перетолковывать учение Христово и
сочинять «христианство», выдавая под этим названием свои собственные заблуждения.
И много можно дивиться тому, как далеко заходят люди в своем «истолковании»
христианства. Чего только не захотят они, тотчас всё это и находят в
Евангелии. Оказывается, что всякую свою праздную мечту и даже злонамеренную
мысль можно при желании прикрыть евангельским учением. Но подделка Церкви
христианством ведет за собой ещё одну ужасную подделку – подделку Христа
Богочеловека человеком Иисусом из Назарета. Именно для создания Церкви
необходимо было сошествие на землю Сына Божия и Его крестная смерть. Диавол
и теперь, как и при искушении Христа в пустыне прибегает к помощи Писания,
чтобы доказать возможность отделения христианства от Церкви.
«Не должно у других искать истину, которую легко
получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне собрали в
нее всё, что относится к истине, так что всякий желающий берет от нее питие
жизни. Она есть именно дверь жизни, а все прочие суть воры и разбойники»
Ириней Лионский.
В наше время изобилие «всегда учащихся
и никогда не могущих дойти до познания истины» – 2 Тим. 3:7. «О
жизни церковной знает только тот, кто её имеет, для него она не требует
доказательств, а для не имеющего её она почти недоказуема» архим. Илларион
(Троицкий).
По
каким признакам можно разыскать истинную Церковь среди множества современных
христианских ветвей? Во-первых, настоящая Церковь должна содержать
неповрежденным чистое христианское учение, проповедованное Апостолами. В
принесении истины людям заключалась цель пришествия Сына Божьего на землю, как
Он сказал перед Своими крестными страданиями: «на то родился и на то
пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает
гласа Моего» – Иоан. 18:37.
Приходится
согласиться, что не могут все учить правильно. Если, например, одна церковь
утверждает, что Причастие есть Тело и Кровь Христовы, а другая – что нет, то
невозможно, чтобы обе были правы. Или, если одна церковь верит в реальность
духовной силы крестного знамения, а другая эту силу отрицает, то, очевидно, что
одна из них заблуждается. Истинной церковью должна быть та, которая ни в чем не
расходится в вопросах веры с Церковью первых веков Христианства. Когда
человек беспристрастно сравнит учения современных христианских сект, то он должен
прийти к заключению, что только Православная Церковь исповедует
неповрежденную веру древней Апостольской Церкви. Вот почему так не любят
все еретики отвечать на вопрос: когда и откуда они появились? Верил ли кто так
до их появления? И где была такая вера, и пусть назовут, кто так верил во втором
веке, в третьем и т. д. Православные же могут самым точным образом указать по
«Житиям святых» всех мучеников и подвижников с первого века.
Сектанты говорят, что эти жития написали сами же
православные для самих себя. Но знают ли они, что жития святых были написаны в
двух экземплярах? Один экземпляр писался на допросе верующих судьями-палачами,
а другой писали сами христиане. Так, у Климента Римского были свои
нотарии-диаконы, которых он рассылал в места казней, и они всё видели,
запоминали и потом записывали, сохраняя для церкви. Когда же к власти пришел
Константин Великий, то все судебные архивы перешли в ведение христиан; и когда
сравнили записи тогдашнего КГБ, тогдашней Лубянки и то, что сохранила Церковь,
не было найдено никаких расхождений. И, добросовестно отвечая, сектанты должны
были бы отвечать не лукавя, что вот тогда-то они возникли: баптисты от Джона
Смита в 1609 году, когда он вошел в воду и сам себя крестил и провозгласил
пресвитером; адвентисты не раньше 1841 года, когда не сбылось лжепророчество
их основателя Уильяма Миллера, и т. д. Конечно же, никто так не верил, как
они, в первые века в Христовой Апостольской Церкви.
А вот еретики были и тогда и многие из них
верили точно так же (не во всем) как суперсовременные сектанты. Так, были
«безголовые», у которых не было хиротонии, которые не признавали благодати
преемственности рукоположения. Эта ересь ныне у баптистов, к которым никогда
не переходил ни один епископ, а значит у них нет ни одного священника, и нет
действительных Таинств: Крещения, Причащения. «Ибо без сих священных рук
священников нет отпущения смертных грехов», – говорит Златоуст (см. 20 апр.
житие Анастасия игумена). Были еретики, ненавидевшие иконы – иконоборцы,
осуждённые на VII Вселенском соборе в 787 году. Они ныне во всех сектах.
Илларион (6
июня) называл иконоборцев новыми безбожниками. Сегодня патриархи служат
службу вместе с армянами – монофизитами, осужденными на IV Вселенском соборе в
451 году. Св. Агапит (1 июня) выгнал из своей кельи врача армянской
веры, сказав: «Как ты посмел войти сюда и осквернить мою келью! Армянская
ересь есть гнуснейшая». В I-VI веках были антитринитарии не признававшие Св.
Троицу. И только в 20 в. эти еретики появились под именем иеговистов,
именников.
Учение о 1000-летнем царстве на земле –
хилиазм, было отвергнуто святыми отцами, но теперь явилось у всех сектантов.
Попытка возродить говорение на иных языках была в 3-м в. (Ириней Лионский),
и наше столетие вдруг получило ересь пятидесятников, имитирующих говорение на
языках, часто одержимые злым духом, или психически повреждённые. Вышедшая из
дыма саранча – сектанты, пожирают неутверждённые в Истине души. Феодосий
Печерский называл кривоверием веру тех православных, кто хвалит чужую
веру: «Если у нас хорошо, тогда у еретиков худо. А если у них хорошо, тогда у
нас худо» Златоуст. 6 апр. Евтихий. Патерик, 4 век: «еретика следует
анафематствовать и после его смерти». И возникшие древние ереси есть
исполнение пророчества Апокалипсиса: «И вышел дым из кладезя (бездны),
как дым из печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя» –
Откр. 9:2, «солнце стало мрачно, как власяница» – Откр.
6:12.
Учение Христа помрачено еретическими измышлениями,
«и луна сделалась как кровь». Церковь покрылась кровью мучеников. Христос послал
Апостолов, сделав их ловцами человеков, дал им сеть, в которой продольные и
поперечные нити сети есть чудеса и пророчества, которыми была уловлена
вселенная. С таковой же сетью выходит и лжец диавол, посылая с сетью лжепророчеств
и лжечудес своих клевретов. И приспособившись к современным «научным» понятиям
безбожников о биополях, полных сухих костей, и о внеземных связях и
цивилизациях, и НЛО. А истина открывает, что всё это уже было под солнцем,
только под другими названиями и в другом виде. Так же стучали демоны, так же
творили чудеса Порфирии Ивановы, входя в воду на много часов (см. житие св.
Иоанна Богослова про еретика Керинфа и волхва Киннопса), колдовство и
вызывание демонов, их стучание было многократно в житиях Макария
Египетского, Иллариона Великого, Исаакия Печерского.
Вот как
рассуждал блаж. Феофилакт об отступничестве латинян-католиков: «избегая
препирательства о второстепенных разногласиях и обычаях, ибо не всякое
различие в обычаях должно вести к разделению, но только то, которое касается
догматов», – говорил он. Все латинские разногласия (бывшие тогда) помимо догматов,
он хотя и называет несправедливыми, но считает возможным покрыть Христианской
любовью. Вооружается же он главным образом против прибавления к Символу веры «и
от Сына». «Здесь, – пишет блаж. Феофилакт, – самое опасное зло, и если не
позволяют сделать исправлений, то уступить не надобно, хотя бы говорили они от
престола, хотя бы показывали нам ключи Царства Небесного.
Впрочем,
и в этом отношении не надобно спорить о словах, а смотреть на дело... только от
исповедания веры надо требовать полной определенности. Не будем спорить
слишком с непокорным умом этих людей ни об опресноках, ни о постах, ни о
прочем. Надобно терпеть зло, чтобы предотвратить большее, надобно
попускать то, что переменить нельзя, дабы не разрушить общей любви. По
примеру Апостолов надобно являться слабым для слабых и следовать примеру
Спасителя, положившего душу Свою для того, чтобы собрать рассеянных чад во
едино стадо». Среди прочих заблуждений, отступлений от истины, католики
приняли: Крещение через окропление, лишили мирян причастия Кровью Христа,
приняли догмат о непогрешимости пап в вопросах веры, брадобритие и многое
другое еретическое.
Временами
казалось, что ереси навсегда закрывают своей власяницей Истину Православия, и
дым из кладезя бездны скрыл солнце правды. Но всегда Господь Бог сохранял Себе
верных людей, как во времена пророка Илии, и они, не преклонившие колен пред
Ваалами, умоляли Вседержителя открыть народу Свет Христа, и восставали вначале
в одиночестве святые Афанасии, Златоусты, Исаакии Далматские, Максимы
Исповедники, Феодоры Студиты... и тьма отступала, и был праздник торжества
Православия. Диавол, как истинный отец лжи и всех еретиков, неустанно продолжает
выводить из кладезя бездны всё новых и новых лжеучителей, лжепророков, «мессий»,
имя же им легион, с единственной целью – извратить Писание Священное и
ум своих последователей, чтобы погубить бессмертные души их.
«Но твердое основание Божие стоит, имея
печать сию: “познал Господь Своих”; и “да отступит от неправды всякий,
исповедующий имя Господа”» – 2 Тим. 2:19. Диавол всегда пытается
«улучшить», модернизировать сказанное Богом, говоря: «нет, не умрёте, но
будете как боги...» – Быт. 3:5. Сыны Дафана, Корея живы и ныне душами
своими, и вдохновляют отрицаться установленной Божественной иерархии, Числ.16
гл.; учат о «великой любви», отрицая страх Божий, что, по слову Игнатия
Брянчанинова, есть ложь.
Найдет
ли Христос веру на земле, когда во второй раз придет на землю судить живых и
мертвых? (Лук. 18:5). Найдет и очень много. Будет мировая религия и
искренняя вера в мирового диктатора – антихриста, сидящего в третьем храме
Соломона в Иерусалиме. Тысячи сект с самыми разными заблуждениями, и все «улучшают»
веру Православную, веру Апостольскую, вводя свои толкования, правила, обряды
вопреки ясному правилу Шестого Вселенского Собора 19, запрещающему толковать
вопреки учению Церкви. «Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во
дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из
Божественнаго писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных
уже пределов и предания Богоносных отцов; и Если будет изследуемо слово
писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители
Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям
собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от
подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром
и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь
свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают
себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое
спасение».
Но всякая попытка реформировать Божие
установление приводит к проклятию. Едва еретики кончат приносить свое всесожжение
(1 Цар.13:10), как уже рушатся их жертвенники. «Послушание лучше
жертвы и повиновение лучше тука овнов» – 1 Цар. 15:16-22. Изменение
даже одного слова в Библии делает человека лжецом «Не прибавляй к словам
Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» – Притч. 30:6.
и губит его. «И не войдёт в него ничто нечистое и никто преданный
мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» – Откр.
21:27.
И
ересью всех ересей называют ныне ту церковную линию Московской Патриархии,
которая официально стала незыблемым их руководством со дня принятия декларации
митрополита Сергия в 1927 году, когда всеобъемлющая и тотальная ложь стала
незыблемым догматом, как во взаимоотношениях с внешними, так и во внутренней
политике патриарха, архиереев и почти всех священников. Патриарх Тихон призывал
в обращении к верующим: «Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви
Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-нибудь
общение». «Извергните развращенного из среды вас» – 1 Кор.
5:13.
Такого
отношения Церковь не выражала ещё ни одному правительству за Всю свою историю.
19 февраля
Патриарх
Тихон решил пойти на уступку правительству, чтобы получить свободу и спасти не
себя, а других. Он писал в обращении: «Я раскаиваюсь в этих проступках против
государственного строя и прошу Верховный суд изменить мне меру пресечения, т.
е. освободить меня из-под стражи, при этом я заявляю – я отныне Советской
власти не враг». Несмотря на величие личности и подвига патриарха Тихона, с
большим сожалением приходиться признать, что впервые сам принцип употребления
лжи, лжесвидетельства ради «спасения Церкви» был применен в Московской Патриархии
именно им.
Лишь
немногие, наиболее чуткие христиане понимали страшную опасность выбранного
патриархом пути. «Известия» 5 мая
12/25
мая
В
феврале
1927 год: 117 архиереев в тюрьмах и ссылках,
церковная администрация разрушена, а авторитет Церкви как никогда высок. Вот в
такое время к власти приходит, незаконно похищая её, митрополит Сергий,
внедряя в сознание верующих мысль, будто христианство по существу не отличается
от коммунизма, как пишут о том Соловецкие узники. Послание Сергия преследует
недостижимую цель – установить неслыханный и неестественный союз между безбожной
властью и Св. Православной Церковью, союз между Христом и Велиаром (диаволом).
Зарубежные епископы писали: «Мы почитаем советскую власть незаконною и не
богоустановленною, а существующую по попущению Божию ради наших грехов и для
вразумления нашего. Мы называем советскую власть христоненавистной и безбожною,
разрушающею Церковь и Россию. Мы молим Господа, чтобы он избавил нашу Церковь
и Россию от гнёта и плена этой власти».
О
декларации Митрополита Сергия, которой руководствуется Московская патриархия и
поныне, eп. Виктор писал: «...от начала до конца это исполнено тяжёлой
неправды и есть возмущающее душу верующих глумление над Святой Православной
Церковью и над нашим исповедничеством за истину Божию. А через предательство
Церкви Христовой на поругание внешним оно есть прискорбное отречение от своего
спасения, или – отречение от Самого Господа Спасителя. Сей же грех, как
свидетельствует слово Божие; не меньший всякой ереси и раскола, а несравненно
больше, ибо повергает человека непосредственно в бездну погибели... Вы делаете
антицерковное обновленческое дело, причем Вы являетесь создателем самой
опасной его формы, так как, отказываясь от церковной свободы, в то же время сохраняете
фикцию каноничности и Православия. Это более, чем нарушение отдельных канонов».
70 российских епископов открыто отвергли путь «сергиан».
Декларация Сергия – это продажа первородства Истины за
чечевичную похлебку лживых и неосуществимых благ. То, что обновленцы в открытую
поправшие все законы Церкви и вступившие в братский союз с большевиками
не смогли сделать, ибо народ отверг их, то смогла сделать московская
патриархия, постепенно, тихо и незаметно проведя полное обновление в Церкви,
обмирщив её. Что же стало с теми, кто не принял капитуляции пред антихристом?
Они ушли в катакомбы. Часто священник, неся в котомке всё необходимое для
служения, переходил тайно от села к селу. Теперь, когда внешний административный
механизм Церкви был разрушен, ответственность за сохранение огня веры возлагалась
лично на каждого епископа, а иногда и на каждого верующего, связанных со своими
собратьями христианами уже только внутренними мистическими узами жизни во
Христе.
«Может
быть настало время, когда Господь не хочет, чтобы между Ним и верующими стояла
Церковь, как посредник, а каждый человек призван стать непосредственно перед
Богом и отвечать Ему за себя сам, как это было при Праотцах» Еп.
Дамаскин. Сознание верующего человека определило, что советская власть
есть антивласть. Она не является властью, потому что она не учреждена Богом, а
дерзостно сотворена совокупностью злых действий людей. Эта антивласть
представляет сгусток зла. Сущность её – борьба с Богом, поэтому корень её – от
сатаны. Советская власть не является властью, потому что она не может по своей
природе исполнять в полной мере закон, ибо существо её жизни есть зло. «Если
какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен
он Богом, но говорим, что попущено ему изблевать сие лукавство, как фараону»
Исидор Пелусиот (Твор. Часть II, письмо 6).
За период с
Однако власть предержащим ближе и милее именно
патриархия, им отдают все храмы, им помогают захватывать уже те храмы, в
которых служат находящиеся под юрисдикцией Русской зарубежной церкви –
хранительницы догматической и канонической Истины. Свой своего видит далеко, и
рука руку моет. В открытую вчерашние уполномоченные по делам религий, эти
злейшие враги Церкви, яростно заступаются за благочинных Московской
Патриархии, понося зарубежный Синод. Более дикой ситуации не было за всю историю
церкви, чтобы, враги церкви, гонители, как Нерон, Декий, Диоклетиан, Юлиан,
награждали христианских епископов своими орденами дружбы народов, красного
знамени, давали им задания защищать их людоедскую политику пред другими
государствами, или учили бы их лгать, что их не гонят за веру. За подобные
деяния соборы отлучали на 15 и на 30 лет от церкви, как лютых врагов (Григ.
Неок. 3, 8, 12). Характерной чертой патриаршей церкви стала ложь и
ложное смирение.
Чей ум
и совесть не скривит боль от нескольких выдержек из речей предавших Церковь
Христову. Патриарх Христофор говорил: «Маршал Сталин... под руководством
которого ведутся военные операции... имеет на то обилие божественной благодати
и благословения». Патриарх Алексий продолжает самым бесстыдным образом кадить
фимиам восхвалений тому тирану, кому и в аду мало места, так по случаю его
смерти: «Его кончину с глубокой скорбью переживает вся русская Православная
Церковь, которая никогда не забудет его благожелательного отношения к нуждам
церковным. Светлая память о нем будет неизгладимо жить в сердцах наших. С
особым чувством не перестающей любви, Церковь наша возглашает ему вечную память».
Вот тот
яд лжи и лицемерия, которым продолжается отравление душ. СССР – это сталинско-сергиевская
симфония разрушения, это сатанинское сборище сумасшедших
рабов. Сообщество политических уголовников у государственной власти 73
страшных года создает свою государственную церковь, и узкие врата в Царство
Небесное, которые отворяются на земле, расширились шире врат адовых.
Анархия
ума и распад личности идёт не только в видеозалах, но и в церкви, и в самом
алтаре, когда исчезла граница между светом и Тьмой, Церкви и мира. Непотребство
– есть мать голода. Доколе иудин грех – предательство МП – не исторгнут, –
будем видеть не сонм святых, но поле сухих костей (Иезек. 37 гл.). Но «они
ненавидят обличающего» – Ам. 5:10. «Ненавидящий обличение идет по следам грешника, а боящийся Господа обратится
сердцем» – Сир. 21:7, и
побивают камнями клеветы посланных к ним. Не говори: «ради Господа я отступил».
«Никому не заповедал Он поступать нечестиво» – Сир. 15:11.
Если епископы не одолели Церковь, то врата ада не одолеют её.
Эта граница проходит в каждом богослужении, отделяя
третью часть литургии троекратным возгласом священника или диакона:
«Оглашенные, изыдите! Кто оглашенные, выйдите! Кто здесь оглашенные, выйдите
вон из церкви!» После повеления оглашенным удалиться из храма начинается
литургия верных (1 том Наст. книги свящ. стр. 306) «Молитвой о
оглашенных священнослужитель просит Господа, чтобы он огласил словом истины
тех, кто ещё не вошли в полное общение с Церковью, готовясь к принятию
Крещения, чтобы открыл им слово Евангелия, присоединил их к Святой Своей
Церкви, помиловал и сохранил Своею благодатью... Молитвы об оглашенных имеют отношение
и к верным: они внушают и им проверить свою совесть, достойны ли они
присутствовать в храме и молитвенно участвовать в совершении литургии
верных... литургией верных эта часть называется потому, что
присутствовать при её совершении и приступать к причащению Святых Тайн могут
только верные, т.е. лица, принявшие православную веру через Крещение и
оставшиеся верными обетам, данным при Крещении» (стр. 253).
«Двери,
двери...» относилось к привратникам – стражам у церковных дверей
храма, чтобы они тщательно наблюдали за входом в храм и не допускали с того
времени кого-либо из оглашенных, или кающихся, лиц, которые не имели права
присутствовать при совершении Таинства Святого Причащения» (стр. 263).
«Удаление
тех, кто не может почитаться верным, не просто правило церковной дисциплины. В
сущности, это – условие самой возможности продолжения службы, соблюдение
которого лежит на дьяконах. Они осуществляют наблюдение за порядком службы,
давая распоряжения прислуживающим. Повторными, настойчивыми распоряжениями
удаляются оглашенные. Но перед этим Церковь, как исполненная любви мать, молитвенно
прощается с ними, разъясняя смысл этого ухода – прощается, как с дорогими
чадами, которых она ждет в свое лоно, достойно подготовленными. Кто же такие оглашенные,
как они попали в храм? Почему они стали предметом такого к ним внимания? В
тайне от окружающего мира, с осторожностью подводила их Святая Церковь к
должному пониманию того, что является таинственно-благодатной основой
христианства... на многие месяцы, если не годы, растягивалось приготовление к
предстоящему, после принятия благодати св. Крещения, приобщению Святых Тайн.
Ведь надо было, поистине переплавить в горниле возгорающейся веры исконное и
стойкое языческое самосознание, которое одинаково противилось благодатному
просвещению, как в своей материалистической упрощенности, так и в своей
бездуховной утонченности. «Оглашенные» были желанными, обязательными причастниками
божественной службы – но лишь до определенного момента, когда благоговение к
Таинству Пресуществления требовало удаления непросвещённых», т.е. тех, на кого
ещё не снизошла в Таинстве Крещения благодать Святого Духа. Вот эти-то люди,
не только не чуждые христианству, а напротив того, сознательно идущие в его объятия,
но ещё не успевшие, по своей неподготовленности, быть принятыми в лоно Церкви
и именовались «оглашенными». Учили на слух, оглашали – оглашение было не просто
прохождением некоего курса наук, а было постепенными осторожным посвящением в
тайны христианства, не подлежащие публичной огласке в мире.
В
блаженном чаянии предстоящего совместного прославления Св. Троицы и расстаются
до времени верные с оглашенными. Те избранные, которые уже имели счастье
обновить свое бытие банею Святого Крещения, остаются в храме, те же, кто ещё
только готовится к просвещению, смиренно покидают храм, следуя особо торжественному
призыву диакона: «Оглашенные, выйдите! Двери, двери...» предлагается
проверить снова и окончательно состав молящихся, не находится ли кто в храме
из непросвещённых, чья молитва недостойна слиться с восходящими к небу от лица
верных молитвенным кадилом. Эта забота понятна. Дело идёт не просто об обнаружении
единомыслия в признании учения, принятого Церковью, а о чем-то большем... И
разве не мудрость Церкви сказалась в том, что, пусть близко, совсем близко в
притворе, у входа стоят оглашенные – но вовсе же не здесь!
С каким
благоговением, с какою силою упования взирают они на эти двери, только что
перед ними затворенные, за которыми происходит великое тайнодействие и которые
в какой-то скорый, блаженно-радостный день готовы открыться и для них. Чьё
благоговение превозмогает тех верных, которые сподобляются участвовать в
тайнодействии, или тех непросвещённых, которые в общей толпе с запрещёнными, в
слезах покаяния, взирающими на временно, вплоть до снятия с них епитимий, и для
них закрывшейся двери склоняют свои головы и преклоняют колени сердца пред ещё
близкой святынею Христа.
Посмотрим,
что творится во всех храмах именно после возглашения: оглашенные, изыдите. К
кому этот возглас? Диакон стоит лицом к алтарю, значит там и находятся
оглашенные? Но никак не к тем, кто толпится в храмах, кто вопреки запрета
мирянам входить в алтарь (Лаод. 44 и 45 правила) табунятся у
престола. Сегодня легче вытряхнуть зловещую пустышку из мавзолея, освободить
центр России от смердящей мерзости (Иер. 51:44), чем даже с помощью всех мер вытеснить из храма
чужих. Проблема именно в том, что нет водораздела между верными и чуждыми,
между своими и врагами. Кто члены церкви? Этого никто не знает. Вот почему над
приходами свободной Российской Церкви нависла смертельная угроза растворения
их в той же обмирщённости, что и в патриарших церквах.
Самое лучшее положение у тех, кто на новом месте,
начинает всё с нуля, там может возрождённый пастырь провести и оглашение и
наложение епитимий и подлинное крещение в три погружения, а не мочения лбов
попами-неверами. Здесь может быть подлинная евангелизация и подлинное рождение
свыше. В худшем положении находятся те из них, кто открыли свой приход там, где
есть по соседству патриаршие храмы, там большая часть сил будет уходить на
борьбу за здания. Ещё хуже, когда начнется переход в русскую зарубежную церковь
целыми общинами из патриаршей церкви. Здесь часто ничего не меняется, только
вместо «святейшего» поминают «блаженнейшего». Ещё хуже, когда будут переходить
целыми епархиями. И окончательная смерть, когда в Московской Патриархии пойдут
на все требования РПСЦ, отрекутся от декларации митрополита Сергия,
канонизируют новомучеников, выйдут из всемирного совета Церквей, из экуменизма.
И всё это доброе без внутреннего перерождения если будет сделано как
политический ход и тогда у РПСЦ не будет оснований не сесть за стол переговоров.
И тогда большинством голосов подавят истину. Истину надобно хранить более
всего хранимого – а для сего необходимо четвертое условие, чтобы все,
осквернившиеся сотрудничеством с безбожной, анафематствованной властью
архиереи и священники ушли за штат, или в затвор, как сделал повинный патриарх
Павел IV-й, подписавший еретические документы (30 авг. 760-84гг.) и
потому быть может, а не только за святую жизнь, причисленный к лику святых.
Пока
проказа греха сотрудничания с сатанистами не исторгнута из церкви (2 Пар.
26:16-23, Ис. 6:1), и обличаемые гневаются на обличающих, видения и дары
духовные отняты от целой страны.
«Оглашенные,
изыдите!» – эта та непроходимая пропасть между живыми и мёртвыми, за
ненарушимость границы которой пострадал еп. Вавила, не допустивший царя
Нумериана в храм, Иоанн Златоуст не впустивший в храм царицу Евдоксию и
сосланный ею и умерший в ссылке. Амвросий Медиоланский запретивший входить в
храм самому православному царю Феодосию. Где были эти Амвросии, Златоусты,
Вавилы, митр. Филлипы, не остановившие Иванов Грозных, не запретившие ни одному
из русских царей и их рода-племени стоять в храме и не изгнавшие их за мирской
образ мыслей, жизни, за масонство, за тиранство помещиков, самодурство судей,
князей. За последни 300 лет, как и у старообрядцев ни от одного святителя не
было обличения царям. Почему молчали Димтрии Ростовские, Митрофаны, Иоанны,
Серафимы? И не за это ли малодушие священников, архиереев Бог предсказал им
всем гибель? Обмирщение церкви началось до митр. Сергия, а при нем было
завершение этой беды, когда коммунистов допустили в алтарь, там они выпивали
свою порцию вина.
Молчать
ли о начале отступничества, которое закончится воцарением Антихриста и
венчанием его на царство православным патриархом? Молчанием же предаётся
Бог. Каются полулживо, но яд лжи отступничества остается нетронутым. Лгали
на исповедников и мучеников Христа, утверждая безбожную ложь всему миру, что в
Союзе нет гонений на верующих. «Ложь есть истребление любви» Иоанн
Лествичник. Какой муке обрекли себя сотрудничая с атеистами. «Лучше я соглашусь
умереть, чем, отступив в чем-либо от правой веры, терпеть муки совести» Максим
Исповедник. Неообновленчество и экуменизм – неотъемлемая часть
сергианцев, участников все ереси на бесовских радениях в мировом Совете
Церквей, этом прообразе церкви Антихриста.
«Не
называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной
любви, когда кто помогает еретическому заблуждению на ещё большую гибель тех,
кто держится этого заблуждения» Максим Исповедник. И поныне нет в этом
покаяния у патриархии. «Скрывающий свои преступления не будет иметь
успеха, а кто сознаётся и оставляет их, тот будет помилован» – Пр.
28:13. Открылись КГБэвские клички архиереев и благочинных, и их военные
звания даже. И вот эти Дроздовы (патр. Алексий II), Адаманты (Ювеналий), Аббаты
(Питирим) зовут людей к миру, пугают расколом. «Да не думают однако... что
всяким миром надобно дорожить, ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и
самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель
и соединяющий с Богом. Но когда дело идет об явном нечестии, тогда должно
скорее идти на огонь и меч. Всего страшнее бояться чего-либо более, нежели
Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины» Григорий
Богослов.
А в
чине «наречения» перед хиротонией в епископы есть исповедание его: «Также
обещаю, что я ничего не буду делать по принуждению, хотя бы принуждали меня
сильные лица или множество народа, даже если они станут грозить мне смертью,
требуя, чтобы я сделал что-нибудь вопреки божественным и священным правилам».
«Если кто верный был доносчиком, и через его донос кто-либо подвергся
преследованию или был убит, угодно, чтобы он не получал причастия даже при
кончине. Если дело легче было, через пятилетие он может получить причастие.
Если он был оглашенным, по пятилетнем времени допускается ко крещению», – Эльвирский
собор, в
Христос
заповедал бежать, когда гонят в одном городе. Великий Беглец бежал от Ирода в
Египет, бросив младенцев. А русские архиереи и священники вышли из России с
несколькими миллионами своих прихожан, спасаясь от неминуемой смерти от людоедов.
Когда и кто возвестит ныне, что «на Руси ещё никогда не проповедовалось так
Евангелие, как должно», – Н. С. Лесков? Кто предупредит и научит «гнилую
интеллигенцию» о том, сколько сокрыто еретического в сочинениях Александра
Меня, о заблуждениях о. Сергия Булгакова и о. П. Флоренского о софианстве, о
нехристианской вере Альберта Швейцера и Эйнштейна, об антихристе на русской
земле П.К. Иванове, о безумных теориях воскресить своими сипами умерших, что
распространяли Н. Федоров, Циолковский, Вернадский? Твёрдое слово сказал об
антихристе и соблазнителе душ Льве Толстом Иоанн Кронштадтский. Когда же
церковь скажет не прикрывая «икономией» (вседозволенностью), а устремляясь к
«акривии» (строгости по канонам), называя вторгшееся в церковь беззаконие
своими именами, назвав театр училищем разврата (по Златоусту), уста
курящего – демонской кадильницей (Иоанн Кронштадтский), причину
накрашивания губ, лица – желанием завлечь чужого самца (по Ефрему Сирину).
Как говорит Иоанн Златоуст, что если тебе, женщина, Бог не дал красоты, то за
полтинник ты её не купишь, а если дал, то для чего ты замазываешь свое лицо?
Пусть муж любуется тобой».
Когда
же узнают и сами архиереи житие папы Льва (18 февр. стр. 323)? Ап. Петр возвестил ему: «Я молился за тебя, и отпущены тебе грехи
твои, кроме грехов, которые ты совершил при хиротонии других на священные
степени... законно ли ты рукоположил кого или нет». Кого, скольких и каких
нарукополагали советские архиереи вместе с уполномоченными и КГБ, давая
направление в семинарии? «Архиерей же отвечает за все, что натворят
рукоположенные им», – говорит Златоуст. Воистину эти жуткие факты
безобразных симоний (поставления за взятки), количество волков в алтаре должны
были бы испепелить нашу совесть, если бы их собрать все вместе и обнародовать.
Пора, давно пора Православной Церкви заговорить живым языком покаяния к Богу и
проповедью к народной совести, прежде принеся истинное покаяние за своё
отступничество. Кто поможет нам в этом? «Ни я, ни Бог тебе не поможет, если ты
сам себе не поможешь» Златоуст. Сколько преткновений положено пред
слепыми Московской патриархией? (Лев. 19:14). Кто уберёт камни, эвересты
соблазна, кто растопит айсберги лжи, которые поныне делают безжизненной пустыней
Русское духовное поле, по которому рассыпались иноземцы, а гедеоны сидят в
ямах (Суд. 6:11).
Советская власть вместе с «сергианцами»-обновленцами создали сладкий плен иерархии, «угощения и подарки отвращают обличения» – Сир. 20:29. Но Бог посылает обличителей, ожидая покаяния (3 Ездры). Где нет обличающего голоса, там гниение, болото, там общество приговорено к смерти «Когда он говорил ему, царь отвечал: разве советником царским поставили тебя? перестань, чтобы не убили тебя. И перестал пророк, сказав: знаю, что решил Бог погубить тебя, потому что ты сделал сие и не слушаешь совета моего» (2 Пар. 25:16). Так понятно желание священников жить богато; женщинам носить украшения и делать выставку красок на своем лице; мужчинам чрез брадобритие уподобляться женщинам, афишируя свою подчинённость им; понятно и желание цыган воровать и ворожить; желание казаков взять реванш за проигрыш, понятно всё это по-человечески. Но какое отношение имеют эти люди и их дела к Церкви? Казакам Церковь – как подпруга коню; в среде их, как и у цыган найдёшь ли истинно верующего христианина? Нужна живая проповедь о рождении свыше, об обращении ко Христу.
Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"