Памятка
о том, что нужно сразу же сделать в каждом храме, и следить за тем, чтобы
изъятое терние впредь ни под каким видом вновь не произросло.
I. Сразу же повсеместно ввести
полное оглашение, катехизацию, обучение вере Христовой, приготавливая людей к
святому Крещению. Срок подготовки от нескольких месяцев до 5-х лет (Правило
Ап. Павла 14). «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере, и в пятый
день седмицы давать ответ епископу, или пресвитерам» VI Всел. собор, правило
78. «После двух седмиц четыредесятницы, не должно принимать к крещению.
(Правило сие относится к крещению возрастных, которе, по древнему обычаю,
совершалось в великую субботу. Кто сначала четыредесятницы, или по крайней
мере, в течение двух первых недель её, не изъявил решительнаго желания принять
крещение, и не начал готовиться: того правило не позволяет принимать к крещению
в сию четыредесятницу, а ожидать дальнейшего усмотрения его усердия к вере).
Крещаемым должно изучать веру, и в пятый день седмицы давать ответ епископу,
или пресвитерам. В болезни принявшим крещение, и потом получившим здравие,
подобает изучать веру, и познавать, что Божественнаго дара сподобился» Лаод.
45-47. Ввести четырёхстепенную стадию исправления, епитимию – церковное
наказание. «Плач бывает вне врат молитвеннаго храма, где стоя согрешивший
должен просити входящих верующих, дабы они помолились за него. Слушание бывает
внутри врат в притворе, где грешник должен стояти до моления об оглашенных, и
тогда исходити. Ибо правило глаголет: слушав Писание и учение, да изженется, и
да не сподобится молитвы. Чин припадающих есть, когда кающийся, стоя внутри
врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин купно стоящих есть, когда
кающийся стоит купно с верными, и не исходит с оглашенными. Конечное же есть,
причастие Святых Тайн» Григ. Неокес. 12. «Священник, не накладывающий
епитимию, гибнет сам и губит того, кого допускает до Причастия», – говорит св.
Иоанн Златоуст.
«Не
укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы находимся под
епитимиями» – Сирах. 8:6. «Принявшие от Бога власть решить и вязать,
должны рассматривать качество греха, и готовность согрешившего ко обращению, и
так употреблять приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры и в том, и
в другом, не утратить спасения недугующего. Ибо неодинаков есть недуг греха, но
различен и многообразен, и производит многие отрасли вреда, из которых зло
обильно разливается, доколе не будет остановлено силою врачующего. Почему
духовное врачебное искусство являющему подобает прежде рассматривать расположение
согрешившего, и наблюдать, к здравию ли он направляется, или напротив,
собственными нравами привлекает к себе болезнь, и как между тем учреждает свое
поведение; и если врачу не сопротивляется, и душевную рану чрез приложение
предписанных врачевств заживляет: в таком случае по достоинству возмеривать ему
милосердие. Ибо у Бога и приявшего пастырское водительство, все попечение о
том, дабы овцу заблудшую возвратить, и уязвленную змеем уврачевать. Не должно
гнать по стремнинам отчаяния, ни отпускать бразды к расслаблению жизни и к
небрежению: но должно непременно, которым либо образом, или посредством суровых
и вяжущих, или посредством более мягких и легких врачебных средств,
противодействовать недугу, и к заживлению раны подвизаться; и плоды покаяния испытывать,
и мудро управлять человеком, призываемым к горнему просвещению. Подобает нам и
то, и другое ведать, и приличное ревности кающегося, и требуемое обычаем: для
неприемлющих же совершенства покаяния, следовать преданному образу, как
священный Василий поучает нас» Шестой всел. 102.
«Явно
предавшиеся страстям своим не токмо не ужасаются наказания, определяемаго
священными правилами, но дерзнули даже ругатися над оными. Ибо они превращают
оныя, и, ради страстныя воли своея, искажают смысл их, дабы по избытку
страстнаго обольщения, как речено Григорием Богословом, зло казалось у них не
только осудительным, но даже божественным» (св. Григорий Нисский, правило
8). Апостольское правило глаголет: сосуд златый или сребряный освященный,
или завесу, никто уже да не возмет на свое употребление: беззаконно бо есть.
Если же кто в сем усмотрен будет: таковый да накажется отлучением (Апост.
прав. 73). Сие правило излагая к своему оправданию в беззакониях, они
глаголют, что не должно судить достойными извержения тех, кои
досточтимое облачение святыя трапезы претворяют в собственный хитон, или в
некую иную одежду, ни даже тех, кои святую чашу, (о нечестие!) или священный
дискос, или подобное сему, иждивают на свою потребу, или оскверняют. Ибо,
глаголют они, правило справедливым признает впадающих в сие преступление
подвергать отлучению, а не извержению. Но кто может снести столь великое
кощунство и нечестие? Ибо правило подвергает отлучению взимающих освященное
только для употребления, а не совершенно похищающих: а они и расхищающих святая
святых, и святотатствующих освобождают от извержения, так же оскверняющих
досточтимые дискосы или святыя чаши, употреблением для обыкновенной пищи по
своему разсуждению, признают не подлежащими извержению, тогда как сие есть
явное осквернение, и очевидно, что сие делающие подлежат не только извержению,
но и вине крайнего нечестия. Того ради святый собор определил: те, кои святую
чашу, или дискос, или лжицу, или досточтимое облачение трапезы, или глаголемый
воздух, или какой бы то ни было из находящихся в алтаре священных и святых
сосудов или одежд, восхитят для собственной корысти, или обратят в употребление
не священное, да подвергнутся совершенному извержению из своего чина.
Ибо
одно из сих есть осквернение святыни, а другое святотатство. А взимающих для
себя или для других, на не священное употребление сосуды или одежды, вне олтаря
употребляемыя, и правило отлучает, и мы купно отлучаем: совершенно же
похищающих оныя подвергаем осуждению святотатцев» Двукратн. 10, Григ. Нис. 4-8, 12 . «Благодатию
призванные к исповеданию веры, и первый порыв ревности явившие, и отложившие
воинские пояса, но потом как псы, на свою блевотину возвратившиеся, так что
некоторые и серебро употребляли, и посредством даров достигли восстановления в
воинский чин: таковые десять лет да припадают в церкви, прося прощения, по
трехлетнему времени слушания писаний в притворе. Во всех же сих надлежит
принимать в рассуждение расположение и образ покаяния. Ибо, которые со страхом
и слезами, и терпением, и благотворениями обращение являют делом, а не по
наружности: тех, по исполнении определенного времени слушания, прилично будет
принимать в общение молитв. Даже позволительно епископу и человеколюбие
некоторое о них устроить. А которые равнодушно понесли свое грехопадение, и вид
вхождения в церковь возомнили для себя довольным ко обращению: те всецело да
исполняют время покаяния» I Всел. 12. «Если бы кто ни был из падших в
вышеписанные грехи, исповедавшись, соделается ревностным в исправлении: то
приявший от человеколюбия Божия власть разрешать и связывать, не будет достоин
осуждения, когда, видя крайне усердное исповедание согрешившаго, соделается
милостивее, и сократит епитимию. Поскольку повествования Священнаго Писания
показуют нам, яко с большим подвигом исповедающися скорее получают Божие
милосердие» Вас. 3, 74, Стоглав 33.
II.
Ввести в закон постоянную проповедь – одну или несколько за каждым богослужением.
«Предстоятели церквей должны во все дни, наиболее же во дни воскресные, поучать
весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго Писания
разумения и рассуждения истины, и не переступая положенных уже пределов и
предания Богоносных отцов; и если будет изследуемо слово Писания, то не иначе
да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих
писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов,
дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго. Ибо через
учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном
избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на
лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к
удалению от зла, и страхом угрожающих наказаний соделывают свое спасение» VI
Всел. 19; «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай,
запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» – 2 Тим. 4:2;
« ...позвонки золотые между ними кругом» – это о непрестанной
проповеди, как постоянный звон от позвонков-колокольчиков при ходьбе (Исх.
28:33).
III. Истребить
совершенно всяческую торговлю в храме и в церковной ограде, чтобы из служения
Богу не делали гешефт. Церковь – не ларёк, не дом торговли, не вертеп разбойников.
Любящий Христос бил только церковных торгашей верёвкой, это самые богопротивные
люди – разбойники алчные. «И нашёл, что в храме продавали волов, овец и
голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма
всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их
опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не
делайте домом торговли» – Иоан. 2:16, «И вошёл Иисус в храм Божий
и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и
скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы
наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников» – Матф. 21:12,
«Никто
не должен внутри священных оград корчемницу, или различные снеди поставлять, или
иные купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш
и Бог, житием Своим во плоти поучая нас, повелел не творить дома Отца Своего
домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм
мирским местом. Посему, если кто обличен в реченном преступлении: да будет
отлучен» VI Всел. 76. «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, неисправленные
пребывают. Горше же сего то, когда жестоковыйно восстают на благочестие и
истину, предпочитая богатство послушанию пред Богом, и не держась Его уставов и
правил. В таковых нет Господа Бога, если не смирятся, и не истрезвятся от
своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу, и с сокрушенным
сердцем просить оставления греха его и прощения, а не тщеславиться даянием
неправедным» VII Всел. 5; «О многобрачии отцы умолчали, как о деле
скотском и совершенно чуждом роду человеческому. Нам же сей грех представляется
тягчайшим блуда. Посему благоразсудно будет подвергать таковых епитимии по
правилам, то есть, да будут едино лето плачущими, три лета припадающими, и
потом могут быть приняты» Вас. Вел. 80, Стоглав 38.
Никто
не должен отдавать в рост деньги, пользоваться жидовскими процентами, жить за
чужие труды, от корня всякого зла. «Если дашь деньги взаймы бедному из
народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» – Исх.
22:25, «не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; [Я Господь,]
чтоб жил брат твой с тобою» – Лев. 25:36, «Возвратите им ныне же
поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра и хлеба,
и вина и масла, за который вы ссудили их» – Неем. 5:11. «Господи!
кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?..
кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.» – Пс.14:5, «Умножающий
имение своё ростом и лихвою соберёт его для благотворителя бедных» – Пр.
28:8, Иер. 15:10, Иез. 18:13, 22:12.
«Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы
требующий (занимающийся ростовщичеством) от должников, или пусть перестанет,
или да будет извержен» Ап. 44, 7. «Поскольку многие причисленные в клир,
любостяжанию и лихоимству последуя, забыли Божественное Писание, глаголющее:
серебра своего не давай в лихву; и, давая в долг, требуют сотых; судил святый и
великий Собор, чтобы, если кто, после сего определения, обрящется взимающий
рост с данного в заем, или иной оборот дающий сему делу, или половинного роста
требующий, или нечто иное вымышляющий, ради постыдной корысти, таковый был
извергаем из клира, и чужд духовного сословия» I Всел. 17. «Епископ, или
пресвитер, или диакон, взимающий лихвы, или так именуемые сотыя, или да престанет,
или да будет извержен» VI Всел. собор 10, Лаод. 40 «Разсуждено также, чтобы клирик
давший в заём деньги, столько же денег и получал: а давший вещи получал,
сколько дал» Карф. 21.
Как
непременные спутники торговли везде и всегда есть посторонние люди, непрерывная
передача свечей – отвлечение от молитвы, шум, хождение. Отсюда – извращение
ума, будто от возмездия за грехи можно откупиться деньгами и нечистыми свечами.
Отсюда и уверенность, что всё это мирское безобразие в церкви допустимо, и
якобы церковное дело.
Необходимо
не допускать хождения служек церковных во время богослужения по храму, их
пустые разговоры, объяснения чего-то приходящим посетителям – зрителям.
IV.
Установить СТРОГОСТЬ по священному Писанию, по канонам Церкви. «Весьма
болезную, что правила отеческие оставлены, и всякая строгость изгнана из
церквей. И боюсь, чтобы дела церковныя не пришли в совершенное замешательство,
когда сие равнодушие мало по малу далее идти будет своим путём. По обычаю,
издревле водворившемуся в церквах Божиих, служители церкви приемлемы были по
испытании со всякою строгостью, и всё поведение их прилежно исследываемо было:
не злоречивы ли они, не пьяницы ли, не склонны ли к ссорам, наставляют ли
юность свою, да возмогут совершати святыню, без коей никто не узрит Господа (Евр.
12:14). И сие испытывали пресвитеры и диаконы с ними живущие, доносили о
том хорепископам, а сии приняв отзыв от свидетельствующих по истине и
представив епископу, таким образом причисляли служителя к священному чину. А
ныне вы, во первых нас отвергши, и не восхотев даже извещать нас, всю власть
заключили в самих себе. Потом, вознерадев о сем деле, пресвитерам и диаконам
позволил, кого восхотят, без испытания жизни их, но по пристрастию
происходящему или от родства, или от инаго некоего содружества, недостойных
вводити в церковь. От сего много служителей церкви числится в каждом селе, но
нет никого достойнаго служению алтарю, как вы сами свидетельствуете, не находя
людей при избраниях.
Поелику дело сие пришло наконец в состояние неисцелимое,
особенно ныне, когда многие из страха быти взятыми в воины, определяются в
служение церкви: то я по необходимости обратился к возобновлению отеческих
правил и пишу к вам, чтобы вы прислали мне список церковных служителей каждаго
села, с показанием, кем кто определен, и каково житие его. Имейте же и вы у
себя такой же список, дабы можно было с находящимися у меня записями сличать
ваши, и дабы никому не было возможно вписывать самаго себя, когда захочет.
Таким образом, если которые приняты пресвитерами, после первого лета
индиктиона, да извергнутся в число мирян. Да произведется же вами вновь
испытание их, и если достойны, да примутся по вашему решению: очистите церковь,
удаляя от её служения недостойных. И впредь достойных испытывайте и принимайте,
но не числите в клире, прежде нежели представите мне. Иначе же ведайте, что
принятый в церковное служение без моего разрешения, будет мирянином» Василий
Великий, правило 89.
Пост
обязателен для всех. Только больным, малым и очень престарелым священник может
разрешить в постные дни вкушать вино и елей (масло растительное и ничего
более сего). «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или
чтец, или певец, не постится в святую четырехдесятницу /сорок дней/ перед
Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да
будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен» Апост. 69. Тим.
8,10. «Новая скрижаль» стр. 248, Шест. 56. Нарушающий пост
отлучается от Причастия на два года («Настольная книга священнослужителя»,
т. 1, стр. 535). Не есть колбас с кровью (Деян. 15 глава, Стоглав. 91).
V.
Истребить всяческие разговоры в храме, даже шёпотом. «Не позволительно женам,
во время Божественныя литургии, глаголати, но, по слову Апостола Павла, да
молчат. Не разрешается им разговаривать, но повиноваться, как и закон глаголет.
Если ли же чему научиться хотят: в дому своих мужей да вопрошают (VI Всел.
70, Стоглав 14, 38). «Жёны в церквах да молчат» – 1 Кор.
14:34-35. «Никому из мирян в алтарь не входить» Лаод. 19, 69. «Никому из
всех, принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входить внутрь
священнаго алтаря. Но по некоему древнему преданию отнюдь не возбраняется сие
власти и достоинству царскому, когда восхочет принести дары Творцу» VI Всел.
69. «И женщин в алтарь не впускать» Лаод. 43. Хотя бы и монахинь,
не взирая ни на чьи благословения, в алтарь их не впускать никогда, ибо даже
младенца девочку в алтарь не разрешается вносить.
VI. Свечи должны быть
только чисто восковые без малейшей примеси. «Чтобы вы могли отличать священное
от несвященного и нечистое от чистого» – Лев. 10:10, «И вели
сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для
освещения, чтобы горел светильник во всякое время» – Исх.27:20, «Если
кто из причта или мирянин, из святой церкви похитит воск, или елей: да будет
отлучен от общения церковного, и [вернув похищенное,] впятеро да добавит к
тому, что взял» Ап. 72, «Священники её нарушают закон Мой и
оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают
различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я
уничижён у них», «Они должны учить народ Мой отличать священное
от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто» – Иез. 22:26,
44:23. В 28 житиях святых упоминают свечи и, конечно же, только восковые, как
говорит св. Серафим Саровский о том. И елей натуральный, – не вазелиновое
масло. «Новая скрижаль», стр. 43. Симеон солунский. гл. 25,134. Стоглав 44,
47.
VII. Должно
непременно исполняться на деле провозглашение: «ОГЛАШЕННЫЕ ИЗЫДИТЕ» и
выходить им из храма. «Оглашенный, входящий в церковь, и стоящий в чине
оглашенных, обличен быв в грехе, если сопричислен был к преклоняющим колена, да
низведется в разряд слушающих писания, оставив грех. Если же и пребывая между
слушающими согрешит: да изгонится из церкви» Неокес. 5. «Относительно
оглашенных и отпадших, угодно святому и великому Собору, чтобы они три года
только были между слушающими писания, а потом молились с оглашенными» I
Всел. 14, «Кающимся время покаяния по различию грехов да назначается судом
епископов: пресвитер же без воли епископа не разрешает кающегося, разве во
время надлежащей нужды, в отсутствии епископа. На всякаго же кающегося, если
преступление его было явное и гласное, смущающее всю церковь, да возлагаема
будет рука в притворе храма» Карф. 52.
Всем
запрещается опаздывать на богослужение и уходить до его окончания; опоздавшие
верные до «Оглашенные изыдите» стоят в притворе: будь то члены церковного совета
или певчие.
На
молитве стоять благоговейно, ноги держать вместе, не подгибая, не оглядываясь,
руки не держать сзади. Поклоны делать правильно, истово, в указанном месте – не
бесчинствовать. Поясной поклон должно всем совершать одинаково, будь то нищий
или епископ, или патриарх. Вначале истово совершить на себе крестное знамение
приложив два или три перста на средину чела, затем на чрево, (не на грудь, как
неправильно учили невежды, изображая на себе перевернутый крест) на правое
плечо и на левое (на плечо, где оканчивается рука, ибо, как правило, до левого
плеча редко кто доносит руку правую, радуя тем диавола. По слову Златоуста
«небрежному маханию руки бесы радуются».). Персты должно полагать твёрдо, чтобы
тело чувствовало через одежду прикосновение перстов. Изображенный на себе крест
должен быть ровный, не изломанный, когда до левого плеча не достают перстами. И
только после опускания руки правой нужно делать поклон поясной или земной, и
никак не раньше. Поясной поклон должен быть такой, чтобы, если опустить правую
руку, она могла достать до земли. Земной же поклон должен быть полный, когда
голова, колени оба и обе руки касаются земли. Под руки положить специальный
подрушник или подходящую материю, чтобы чистыми перстами касаться своего чела.
Следить, чтобы малые дети не создавали шум
или выносить их до времени Причащения в специальную комнату для младенцев.
Священнослужитель обязан ясно обратиться к оглашенным и вывести их в притвор («Новая
скрижаль» стр. 50, 52, 196, 358).
Члены
церкви не должны вступать ни в какие политические партии, а принимаемые в оглашенные
должны выйти из таковых, если уже вступили. Всем запрещается клясться,
принимать присягу, хотя бы и священническую, можно сказать: «обещаю». «А
Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни
землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город
великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного
волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а
что сверх этого, то от лукавого» – Мф. 5:34-37, 12 «Прежде же
всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою,
но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению»
– Иак. 5:12.
До приёма в число
оглашенных привести свою жизнь и работу, и в вопросе брака, в соответствие с
догматическими и нравственными требованиями св. Православной Церкви и, при
несоответствии своих занятий оставить их, уйти из учебного заведения, если
заранее знаешь, что придется там поступать не по правде. Ложь совершенно
запрещена в любой форме. Оглашенные обязаны исполнять всё, касающееся и верных
в отношении дисциплины и десятины. «Один закон да будет для вас, как для
природного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живущего у вас,
если кто сделает что по ошибке» – Числ. 15:29.
VIII. Облик
священнослужителя даже внешне должен соответствовать церковным канонам: не
бритый, бороду и усы не постригать, истовые поклоны, поведение достойное,
неукоризненное. Это же касается и всех членов церкви. Мужчинам не брить и не
постригать бороды, не творить сей блудодейной ереси, и мужам не растить
длинных волос на голове. «Не сама ли природа учит вас, что если муж
растит волосы, то это бесчестье для него» – 1 Кор. 11:14, Стоглав
40. Женщинам волосы не стричь . «Если которая жена ради мнимого
подвижничества острижет волосы, которые дал ей Бог в напоминание подчинённости:
такая, как нарушающая заповедь подчинённости, да будет под клятвою» Гангр.
17. «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать жизни Его. Того
ради волосы на голове, ко вреду смотрящих, искусственными плетениями
располагающих и убирающих, и таким образом неутверждённые души прельщающих,
отечески врачуем приличною епитимией, руководствуя их, как детей, и научая
целомудренно жить, да оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной
жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и
очищением жития, насколько можно, к Богу приближаются, и внутреннего более,
нежели внешнего человека украшают добродетелями и благими и непорочными
нравами; и да не носят в себе никакого остатка порочности, происшедшей от
сопротивника. Если же кто вопреки сему правилу поступит: да будет отлучён» VI
Всел. 96. Благоприличие в одежде: мужам не носить галстука. Всегда всем
носить крест, пояс. «Они сказали ему: человек тот весь в волосах и
кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин» –
4 Цар.1:8; «да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как
пояс, которым всегда опоясывается» – Пс. 108:19, «И будет вместо
благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос —
плешь, и вместо широкой епанчи — узкое вретище, вместо красоты — клеймо»
– Ис. 3:23, Мф. 3:4,10:9, Деян. 12:8,21:11. Откр. 1:13,15:6. Лук. 12:35, 37;
17:8. 1 Петр. 1:13, Еф.6:14. Рубашку носить навыпуск, по русскому обычаю, под
пояс (не в брюки заправленную). Женщинам в храме быть в длинном одеянии, край
платья касается ступни ног. Руки всех должны быть закрыты до кистей на молитве,
в храме и за едой.
В храме
и на молитве дома женщинам обязательно по форме платок, под булавку (не в
меховых или иных шапках), не носить женам мужской одежды. «На женщине не
должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо
мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» – Втор. 22:5, Стоглав.
38, 90. Никаких украшений, косметики. «И сказал Господь: за то, что
дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают
величавою поступью и гремят цепочками на ногах, – оголит Господь темя дочерей
Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки
на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и
запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в
носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и
повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет
веревка, и вместо завитых волос» – Ис. 3:16-23.
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не
золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в
нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так
некогда и святые жёны, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим
мужьям» – 1 Петр. 3:3-5, «чтобы также и
жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не
плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою» –
1 Тим. 2:9. Не допускать входа в храм в неприличном виде, женщин накрашенных
или в брюках, или без платка.
В
воскресные дни и в двунадесятые праздники не заниматься обычной работой, но упражняться
в молитве, заниматься словом Божиим, посещать больных, отдыхать на лоне
природы. Разрешается работать только на тех работах, которые позволены:
медицина, животноводство, охрана. «От святого дня воскресения Христа Бога
нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах
непрестанно упражняться в псалмах и пениях, и песнях духовных, радуясь и
торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая, и святыми тайнами
наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом вместе воскреснем, и вознесёмся. Того
ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное
зрелище» VI Всел. 66, Втор. 12:5, «а день седьмой – суббота
Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь
твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот
твой» – Исх. 20:10, «Не подобает христианам иудействовать, и в
субботу праздновать, но работать им в сей день: а день воскресный [подобает]
преимущественно праздновать, если могут, как христианам. Если же обнаружатся
иудействующие: да будут анафема от Христа» Лаод. 29, Мф. 12:5-10, Марк.
3:2-4, Стоглав 21.
Для
всех членов церкви совершенно не допустимо непотребство в виде табакокурения,
наркотиков. Запрещено пьянство, хождение на зрелища, театр, ипподром и
подобное, а также просмотр нехристианских телепередач, игра в кости, шахматы,
пляски-танцы. Стоглав 92, 34, И. Златоуст 8:210.
Запрещается
не только заниматься, но и читать книги и интересоваться – астрологией, экстрасенсорикой,
нетрадиционной медициной, лечиться у телебесов и бабок-шептух – всё это
приравнивается к тягчяйшему греху волшебства, колдовства, ворожбы. Вас.
65,72, «Предающиеся волшебникам... или другим подобным, дабы узнать от них,
что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями
да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и
тех, которые водят медведиц, или иных животных на посмешище и на вред
простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о
судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых
облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов.
Закосневающих же в сем, и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и
языческих вымыслов, определяем совсем извергать из Церкви, как и священные
правила повелевают. Ибо, какое общение света с тьмою, как говорит Апостол (2
Кор. 6:15): или какое сложение Церкви Божией со идолы; или кая часть
верному с неверным; какое же согласие Христа с велиаром?» VI Всел.
61, 24 «Волхвующие, и последующие языческим обычаям, или вводящие неких в
домы свои, ради изыскания волшебств, или и ради очищения, да подвергаются
правилу пятилетняго покаяния, по степеням установленным: три лета припадания, и
два лета молитвы без приобщения святых тайн» Анк. 24, Вас. 83, Гр. Нис. 3.
«Роза мира» Даниила Андреевa, Рерихи, Иванов П.К., Нострадамус, Ванга, и т. п.
– всё это бесовщина, влекущая интересующихся ими, как и явления НЛО,
полтергейст в геенну к диаволу, – подобные книги нужно сжечь. «Ворожеи не
оставляй в живых» – Исх. 22:18, «нет волшебства в Иакове и
нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что
творит Бог!» – Числа.23:23, «А из занимавшихся чародейством
довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и
оказалось их на пятьдесят тысяч драхм» – Деян. 19:19. Исх.8:19,
Втор.18:10-12, «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте
духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа
Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса
Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует
Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором
вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» – 1 Иоан. 4:1-3, 2
Фес. 2:9-12, Гал. 5:20.
Необходимо,
чтобы проводились внебогослужебные собеседования для разрешения всех вопросов.
IX. Содержание
священнослужителей должно быть ТОЛЬКО и единственно через отдание
каждым десятины со всех прибытков. «И всякая десятина на земле из
семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня»
– Лев. 27:30, «А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у
Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания»
– Числ. 18:21, «и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и
десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения
ваши, [и мирные жертвы ваши,] и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота
вашего» – Втор. 12:6.
«И
начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого
дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога
нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во
всех городах, где у нас земледелие» – Неем. 10:37 «Со дней
отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне,
и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам обратиться?»
Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем
обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому
что вы — весь народ — обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом
хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит
Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас
благословения до избытка?» – Малах. З:8.
Житие
св. Николая (Касаткина): «Бог не дал иных средств священникам,
кроме добровольных пожертвований». «Ибо, говорю вам, если праведность
ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство
Небесное» – Мф. 5:20. Лук. 18:12, «При всяком даре имей
лице веселое и в радости посвящай десятину» – Сирах. 35:8. «Повелеваем
епископу иметь власть над церковным имением (имуществом). Если драгоценные
человеческие души ему вверены быть должны; то насколько важнее заповедать о
деньгах, чтобы он всем распоряжался по своей власти, и требующим через
пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим и со всяким благоговением;
также (если необходимо) и сам заимствовал на необходимые нужды свои и
странноприемлемых (посещающих) братьев, чтобы они не терпели недостатка ни в
каком отношении. Ибо закон Божий постановил, чтобы служащие алтарю от алтаря
питались; так же как и воин никогда не поднимет оружие на врага для своего
пропитания» Апост. 41; «в армянской стране, как мы ведали, бывает и сие,
что некоторые, сварив части мяса, внутрь священных алтарей приносят части, и
разделяют священникам, по иудейскому обычаю. Посему, соблюдая чистоту церкви,
определяем: да не будет позволено никому из священников отделённые части мяса
от приносящих принимать, но тем да довольствуются они, что захочет дать
приносящий, и такое приношение да бывает вне церкви. Если же кто не так это
делает: да будет отлучён» VI Всел. 9, 99. «Разсуждено, да не бывают
епископы и пресвитеры и диаконы откупателями ради корысти, или управителями, и
да не приобретают пропитания занятием бесчестным или презрительным. Ибо
долженствуют взирать на написанное: никто воинствуя Богу не обязуется куплями
житейскими («Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы
угодить военачальнику» – 2 Тим. 2:4)» Карфаген. 19. «Отныне
клирик да не определяется к двум церквам: ибо сие свойственно торговле и низкому
своекорыстию, и чуждо церковного обычая. Ибо мы слышали от самого гласа
Господня, что не может кто-либо двум господам работать: либо одного
возненавидит, а другого возлюбит, или одного держится, о другом же вознерадит (Мф.
6:24). Того ради всяк, по Апостольскому слову, в чём призван есть, в том
должен пребывать, и находиться при одной церкви. Ибо что для низкой корысти в
церковных делах бывает, то становится чуждым Бога. Для потребностей же сеё
жизни есть различные занятия: и сими, если кто пожелает, да приобретает
потребное для тела. Ибо Апостол сказал: требованию моему, и бывших со мною
послужили руки мои сии (Деян. 20:34). И сие наблюдать в сем
Богоспасаемом граде: а в прочих местах, по недостатку в людях, допустить
изъятие» VII Всел. 15.
Вторая десятина (более или менее её) – на бедных, на
нуждающихся. Кто щедро сеет, тот щедро и пожнет. Третья десятина (по желанию
каждого) – расходы на жертву: на свечу, на елей, на строительство храма, на
бесплатно рассылаемую литературу, на даримые крестики новокрещёным. «Я
же один часто ходил в Иерусалим на праздники, как предписано всему Израилю
установлением вечным, с начатками и десятинами произведений земли и начатками
шерсти овец и отдавал это священникам, сынам Аароновым, для жертвенника:
десятину всех произведений давал сынам Левииным, служащим в Иерусалиме; другую
десятину продавал, и каждый год ходил и издерживал её в Иерусалиме; а третью
давал, кому следовало, как заповедала мне Деввора, мать отца моего, когда я
после отца моего остался сиротою» Товит. 1:6-8.
В Киеве
на месте гибели первомучеников Феодора и Иоанна была воздвигнута Десятинная
Церковь во имя Успения Божией Матери, ставшая центром общерусского сбора церковной
десятины, пожалованной церкви св. князем Владимиром (Василием в крещении). Деньги,
подарки не брать за требы, таинства. Стоглав. 44, 45, 23 «Никто из
епископов, или пресвитеров, или диаконов, преподавая пречистое причастие, да не
требует от причащающегося за таковое причащение денег, или чего иного. Ибо
благодать не продаётся и мы не за деньги преподаём освящение Духа, но
неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Если же кто из
числящихся в клире усмотрен будет требующим какого-либо рода воздаяния от того,
кому преподаёт пречистое причастие: да будет извержен, как ревнитель Симонова
заблуждения и коварства» VI Всел. 23, Апост. 29.
«Мерзость
сребролюбия настолько возобладала водителями церквей, так что некоторые из
глаголемых благоговейных мужей и жён, забыв Господни заповеди, заблудились, и в
священный чин, и в монашеское житие вступающих приемлют за злато. И бывает, как
глаголет Великий Василий, непотребно всё, чего начало нечисто: потому что Богу
и богатству служить нельзя. Сего ради, если усмотрен будет кто-либо сие
творящий: то епископ, или игумен, или кто либо из священнического чина, или да
перестанет, или да будет извержен, по второму правилу второго Халкидонскаго
святого собора; а игуменья да изгонится из монастыря, и да предастся во иной
монастырь в послушание: равно как и игумен, не имеющий пресвитерского рукоположения.
А о том, что дают родители детям, по подобию вина, и о вещах приносимых из
собственности, с объявлением от приносящего, что посвящаются Богу, мы
определили: да пребудут по обещанию их, пребудет ли принесший в монастыре, или
уйдёт, если не будет сему вины в настоятеле» VII Вселенский собор, правило
19.
X. Крещение совершается только
над прошедшими катехизацию, над истинно уверовавшими во Христа. Крещение
только в полное трёхкратное погружение. Обливание, мочение голов, окропление
НЕ ПРИЗНАЕТСЯ за крещение и таковые подлежат настоящему крещению, как
совершенно не крещёные. Все Таинства и требы совершаются БЕСПЛАТНО. Седьмой
всел. собор, 8 правило. Для неверующих не совершать ни крещения детей их,
ни отпеваний, ни других треб и Таинств. Допускающий подобное священник должен
быть запрещён в служении.
Шестой
Вселенский собор 84 правило: «Последуя каноническим
постановлениям отцов, определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются
достойные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами
они, по малолетству, не могут дать потребный ответ о преподанном им таинстве,
должно без всякаго недоумения крестить их: да таковое недоразумение не лишит их
очищения толикою святынею».
«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с
неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с
тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с
неверным?» – 2 Кор. 6:14-15, VI Всел. 96, «Поскольку, по нужде,
или по другим побуждениям человеков, многое произошло не по правилу церковному,
так что людей, от языческаго жития недавно приступивших к вере, и краткое время
оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят; и тотчас по крещении
возводят в епископство, или пресвитерство: посему за благо признано, дабы впредь
ничего такого не было. Поскольку и оглашенному потребно время, и по крещении
дальнейшее испытание. Ибо ясно писание Апостольское глаголющее: не новокрещённого,
да не разгордившись в суд впадёт, и в сеть диавола (1 Тим. 3:6). Если
же, в продолжении времени, душевный некоторый грех обретён будет в некоем лице,
и будет обличён двумя, или тремя свидетелями: такой да будет исключён из клира.
А поступающий вопреки сему, как дерзающий сопротивляться великому Собору,
подвергает себя опасности исключения из клира» I Всел. 2, Ап. 47,
Вас. 1, «Вопрос 1: Если оглашено отроча, лет семи, или
совершеннолетний человек, улучит время быть при совершении литургии, и по
неведению приобщится: то как должно поступити с таковым? Ответ: Должно
просветити его крещением: ибо призван от Бога» – Тим. 1, Седьм. 8, «Новая
скрижаль» 365.
XI. Строго и во всём
соблюдать главенство мужа: при подходе ко кресту, к Причастию – первые.
Восстановить падшую главу – авторитет мужа. За порядком в храме наблюдают
люди, специально поставленные Церковным старостой, членами Церковно-приходского
совета. У дверей храма (при надобности) всегда должны стоять несколько стражей
порядка. «А левиты должны ставить стан около скинии откровения, чтобы не
было гнева на общество сынов Израилевых, и будут левиты стоять на страже у
скинии откровения» – Числ. 1:53, «тогда пусть помогают они
братьям своим содержать стражу при скинии собрания» – Числ. 8:26, «из
посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их» –
Деян. 5:13.
XII.
Соборность. Церковные дела решать на общем совещании. Избрание на должности при
общем собрании. Порядок во всём, особенно при богослужениях. Так император
еретик Валент сказал Василию Великому на праздник Богоявления (самый шумный и
беспорядочный ныне везде – весь город стекается за святой водой на Крещение).
«Я и у себя такого порядка, стройности служения не видел». Знать нужды членов
церкви и спешить на помощь всем.
Без
нужды три воскресных дня в продолжении 3-х седмиц презревший – отлучён. «Если
кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к
клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия,
которым бы надолго устранён был от своей церкви, но пребывая во граде, в три
воскресных дня в продолжении трёх седмиц, не придёт в церковное собрание: то
клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучён от общения» VI
Всел. 80. «Если кто учит невозбранно пренебрегать дом Божий, и бывающие в
нём собрания: да будет под клятвою» Ганг. 5.
Чуждающихся одной церкви – не принимать в другой. «Все, входящие в церковь и слушающие священные писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святой евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просить прощения, и таким образом могут получить оное. Да не будет же позволено иметь общение с отлучёнными от общения, ни сходиться в дома и молиться с находящимися вне общения церковного; чуждающихся собраний одной церкви не принимать и в другой церкви. Если же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто-либо из клира, окажется сообщающимся с отлучённым от общения: да будет и сам вне общения церковного, как производящий замешательство в чине церковном» Ант. 2. Ничего изложенного в преданиях не презирать. «Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам» – 1 Кор. 11:2, «итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» – 2 Фес. 2:15; «завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» – 2 Фес. 3:6.
Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"