Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

О милостыне

 

Заповедь любви к ближнему особенно проявляется в делах милосердия. «Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» – Иак. 2:3. «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» – Лук. 16:9. «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё у вас будет чисто» – Лук. 11:41. «У человека доброжела­тельного и то и другое (и доброе деяние и доброе слово утешения)» – Сир. 18:17. «Ми­лостыня очищает грехи, – не пренебрегай пода­вать милостыню» – Сир. 3:30, «не малодушествуй в молитве твоей и не пренебрегай подавать милостыню», «нет добра для того, кто постоянно занимается злом и кто не подает милостыни», «милостыня человека – как печать у Него, и благодеяние человека сохранит Он, как зеницу ока», «но к бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли» – Сирах. 7:10, 12:3, 17:18, 29:11, «потому что подающий милостыню при­носит жертву, пребывающую во век, и она спасает человека от бед» – Сир. 40:17, 24. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже невер­ного» – 1 Тим. 5:8.

Пост и милостыня являются крыльями мо­литвы (Деян. 10 гл.). Кому же нужно давать милостыню? Всем ли, кто просит подать, или же подавать только тем, кто поистине нужда­ется в ней и не истратит худо то, что получит? Апостол Пётр просит: «Покажите... в добро­детели рассудительность» – 2 Петр. 1:5. Когда однажды монахи доказывали друг другу, каж­дый настаивая на своем, какая из добродете­лей выше: пост, молитва, милостыня, бдение, то получили от Антония Великого ответ: рас­судительность. Без рассудительности всё де­лается противоположным, ибо молящийся о поражении врагов смертью губит себя, постя­щийся неумеренно разрушит тело своё. Сколько есть тех, кто хулит Бога, пьянству­ет, курит, блудит на полученные возле храма деньги, кто не желает даже совершить пра­вильно крестное знамение; и подающие им участвуют во всем зле, какое сотворят эти злые люди на полученные от них лепты. Без рассуждения поданная милостыня тем, кто явно растратит деньги дурно, не только не сотворит блага своей душе, но получит вели­кое наказание от Бога за своё безрассудство. «Не стыдись вразумлять неразумного и глупого, и престарелого, состязающегося с молодыми: и будешь истинно благовоспитанным и заслужишь одобрение от всякого человека», «не будь неразумным ни в большом ни в малом», «суди о ближнем по себе и о всяком действии рассуждай» – Сир. 42:8, 5:18, 31:17, не будь неразумен, рассуждай о всяком деле, «ибо Он никого не любит, кроме живущего с премудростью» – Прем. 7:28.

Поданная злому, кощуннику, пьянице, табакуру милостыня сразу идет в ад, к сатане, как видел в видении св. Нифонт, 23 дек. – поданная нечестивцу монета оказа­лась в руках у демона. Церковь Христова запретила всякому бродяге просить возле дверей церковных, и тем более бродить во время богослужения по храму, выпрашивая на пропой своей несчастной души. «Всем убо­гим и вспоможения требующим определяли мы по удостоверении их в бедности, ходить с мирными только церковными письмами» IV Всел. 11, т. е. Церковь должна удостове­риться, что калека или приезжий действи­тельно не получает пенсии, дотаций от госу­дарства или от родных, и дать ему письменное разрешение просить милостыню. «Никого из странников не принимать без мирных грамот» Ант. 7, иначе сказать, священник, церковный совет должны смотреть тщательно за тем, чтобы злые люди не увлекали их прихожан к лжемилостыне и не губили души православ­ных через соучастие с лукавыми, потворствуя их неразумию. «Кто приставит бич к помышлениям моим и к сердцу моему наставника в мудрости, чтобы они не щадили проступков моих и не потворствовали заблуждениям их» – Сир. 23:2. «И они погибли оттого, что не имели мудрости, погибли от неразумия своего» – Вар. 3:28. «Человек рассудительный не пренебрегает размышлением, а безрассудный и гордый не содрогается от страха и после того, как сделал что-либо без размышления» – Сир. 32:20.

Стоглавый собор повелевает в правилах 71, 73, 74 заставлять работать здоровых туне­ядцев, а кто и с иконами выпрашивает на ба­зарах деньги, то иконы бы у них отнимать, а самих прогонять бичами. «Давай доброму и не помогай грешнику» – Сир. 12:7. «Лучше уме­реть, нежели просить милостыни» – Сир. 40:29. «Давай благочестивому и не помогай грешни­ку, делай добро смиренному и не давай нече­стивому, запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он через то не превозмог тебя, ибо ты получил бы сугубое зло за всё добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщени­ем» – Сир. 12:4-6.

 В повести о затворнике в житиях святых за 7 марта говорится, какая страшная ответст­венность ложится на принимающих милосты­ню – он должен за эти деньги освободить из терновника (из грехов) подавшего, пожать поле из непроходимых дебрей, но в устах «бесстыдного сладким покажется про­шение милостыни» – Сир. 40:32. «Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится опилками» – Пр. 20:17. После, на Суде Божием, опилками, горькой отравой для бес­стыдных попрошаек станет милостыня, пол­ученная ими.  И тот, кто подает им, не любит ни себя, ни их, а есть губитель. Милостыню разрешается просить только по нужде, чтобы не умереть с голоду, говорит Нил Сорский (7 мая). Александр Не­вский велел раздавать нищим милостыню (не бродягам и пьяницам курящим), чтобы они молились (30 августа). Некоторые любят говорить: возьми, а потом отдай другому. Св. Серапион (14 мая) говорит: чужое не могу раздавать. Милостыня должна быть от трудов праведных.

 Имение, которым обладает человек, принадлежит не ему, а Бо­гу, потому и необходимо знать точно, как пользоваться этим неправедным достоянием, над которым Господь поставил тебя домопра­вителем. «Епископы и состоящие в клире да не усвояют ничего тем (не отдают), кто не христиане, хотя бы то были сродники; ничего из своих вещей, как сказано, да не упрочива­ют таковых посредством дара». «Если епи­скоп еретикам или язычникам-сродникам или не принадлежащим к родству оставит наслед­никами своими и предпочтет их церкви, тако­му и по смерти да будет АНАФЕМА изрече­на, и его имя никогда от иереев Божиих да не возносится. Да не может быть ему оправданием и то, если без завещания отойдет. Потому что был поставлен епископом, по приличию дол­жен был учинить назначение своего имущест­ва, сообразно своему званию» Карфаг. 31, 92.

«Равно ненавистны Богу нечестивец и не­честие его»Прем. 14:4. Давать нужно и взай­мы и милостыню только по нужде, а не по при­хоти просящего. «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим» – Втор. 15:8. «И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» – Де­ян. 2:46. «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного, и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» – Деян. 4:35. «Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» – 1 Иоан. 3:17, «в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве» – Рим. 12:13. «Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны» – Тит. 3:14, «тогда рассудительность будет обере­гать тебя, хранить» – Пр. 2:11, 3:21.

Безрассуд­но, без рассмотрения дающий милостыню гне­вит Бога. «Так как это народ безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель его» – Ис. 27:11. «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» – 1 Тим. 6:9. «Пустые и ложные надежды — у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых» – Сир. 34:1, говоря: наше дело подать, а Бог сам разберет­ся. «И такое великое зло называют миром» – Прем. 14:22, «и сыновья не будут иметь потомства, потому что заповедь Мою презрели и делали то, что зло предо Мною» – 3 Езд. 1:34. Но поступаю­щий по своему произволу губит в себе образ Божий, ибо Бог дал человеку, приходящему в мир, свет, чтобы шли и поступали по правде, «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» – Гал. 6:10.

А если будешь знать всех нуждающих­ся в твоей помощи среди верующих, одино­ких, больных, многодетных, кто поистине нуждается в помощи, тогда на злых и нече­стивых ничего не останется. «Блаженнее давать, нежели брать» – Деян. 20:35 – говорит Господь, чтобы все старались работать свои­ми руками, дабы было из чего подавать нуж­дающимся (1 Фес. 4:11, Еф. 4:28), «чтобы не крали, а трудились своими руками» – Еф. 4:26, 1 Кор. 4:12, а «если кто не хочет тру­диться, тот и не ешь» – 2 Фес. 3:10.

Ни один из святых отцов Церкви иначе не мыслил. Но говорят, что кто бы ни был поисти­не нуждающийся, помоги ему, будь он и дру­гой нации, веры, положения. «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступ­нику, и язычнику окажи почтение как образу Божию, – что тебе до их немощей и недостат­ков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви. Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет непри­ятное расположение хотя бы к одному челове­ку, то ты – в горестном самообольщении. С членами Христовыми – христианами – нужно обходиться очень осторожно и благоразумно: нужно сострадать им в их недугах и отсекать только те, которые, не подавая никакой на­дежды на выздоровление, лишь заражают своим недугом других» Игнатий Брянчанинов. «Пре­красна и похвальна любовь к ближним, если только заботы её не отвлекают нас от любви Божией» Исаак Сирин. «Будем любить тех, которые близки к нам, и ненавидеть и избе­гать враждебных нам на пути Божием..., на пути Божием не надо любить врага, хотя бы он был и родственник» Григорий Двоеслов.

«Потому что Бога должно любить больше вся­кого создания, больше всякого человека и больше себя самого» Тихон Задонский. «И пото­му надо иметь осторожность, чтобы под видом дружбы наше добросердечие хитрые люди не обратили себе на пользу, а нам во вред» Платон. «Когда близкие нам по плоти возна­мерятся отвлечь нас от следования воле Бо­жией, проявим к ним святую ненависть. Свя­тая ненависть к ближнему заключается в со­хранении верности Богу, неприятии порочной воли людей» Игнатий Брянчанинов, «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» – Лук. 14:26. «Ми­лостыня предназначена только для тех, ко­торые не имеют сил трудами рук своих удов­летворять свои нужды, или для наставников, всецело посвятивших себя делу учения» Иоанн Златоуст, том 11, стр. 763.

«Кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет, не это одно делает их милостивыми, надо, чтобы при этом было сердечное милосердие. И те милостивы, которые обнищали в любви ко Христу, ради нас обнищавшему но, вспоми­ная о бедных, вдовах, сиротах, больных и не имея, что им дать, страдают только о них и плачут, уподобляясь Иову. Они, когда что имеют, с искренним радушием помогают нуждающимся, а когда не имеют, дают им убедительные наставления о том, что способ­ствует спасению души, повинуясь слову». «Без хитрости я научился, и без зависти преподаю, не скрываю богатства её» – Прем. 7:13.

Симеон Новый Богослов: «Жертвы эти (милостыни) важнее молитв и постов, и многих других дел, только были бы привносимы от прибытка праведного и таких же трудов и чисты от всякого любостяжания, хуления и насилия. Милостыня состоит не в том только, чтобы давать деньги, но чтоб да­вать с чувством милосердия. И на зрелищах дают деньги блудницам, но это дело не чело­веколюбия, а пьяного бесчинства. Им-то и подобен тот, кто подает милостыню из тще­славия. Великое дело – милостыня, возлюби её: ничего нет равного ей, она может и грехи загладить и избавить от Суда.

Истинна мило­стыня, когда даешь её с радостью и думаешь, что сам больше получаешь, чем даешь. Оста­вив неуместную пытливость, подавайте милостыню всем нуждающимся и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в день будущего Суда великой милостыни и снисхождения от Бо­га. Смотри не на достоинство нуждающе­гося в помощи, а только на нужду, хотя бы он был ничтожен, низок и презрен; Хри­стос вменяет это тебе в награду так, как бы Он Сам через нуждающегося получил благодеяние. Ничто другое не может так избавить нас от огня гееннского, как щед­рая милостыня. Нет ничего хуже нече­стия, нет ничего несчастнее беззакония против Бога, нет ничего нечестивее хулы на Бога. Но и такое беззаконие может за­гладить милостыня, если грешник не продолжает своей хулы, но исправляет грех покаянием.

 Когда ты видишь человека, который творит милостыню и совершает тысячу добрых дел, и таким образом со­крушает силу диавола, подвергается же затем искушениям и опасностям, не сму­щайся этим: потому он и подвергается ис­кушениям, что слишком сильный удар на­носит диаволу. Не уделять из своего иму­щества – такое же похищение. Если мы не подаем милостыни, будем наказаны на­равне с похитителями. Кто не имеет мило­сердия, тот перестает быть человеком» Иоанн Златоуст.

«Без любви и милости всякое дело нечисто. Если кто хранит дев­ство, если постится или пребывает в бде­нии, если молится и принимает бедных, если строит церкви и делает что-либо иное, большее, без любви, все это вме­нится ни во что перед Богом, потому что не угодно Ему. Итак, ничего не предпри­нимай без любви» Ефрем Сирин.

1 Кор. 13 гл., 2 Кор. 8-9 гл. – вот маяки, путевод­ные звёзды желающим творить милосты­ню.

Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

 

Hosted by uCoz