Заповедь
любви к ближнему особенно проявляется в делах милосердия. «Суд без
милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» – Иак.
2:3. «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда
обнищаете, приняли вас в вечные обители» – Лук. 16:9. «Подавайте
лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё у вас будет чисто» –
Лук. 11:41. «У человека доброжелательного и то и другое (и доброе деяние
и доброе слово утешения)» – Сир. 18:17. «Милостыня очищает
грехи, – не пренебрегай подавать милостыню» – Сир. 3:30, «не
малодушествуй в молитве твоей и не пренебрегай подавать милостыню», «нет
добра для того, кто постоянно занимается злом и кто не подает милостыни»,
«милостыня человека – как печать у Него, и благодеяние человека сохранит
Он, как зеницу ока», «но к бедному ты будь снисходителен и
милостынею ему не медли» – Сирах. 7:10, 12:3, 17:18, 29:11, «потому
что подающий милостыню приносит жертву, пребывающую во век, и она спасает
человека от бед» – Сир. 40:17, 24. «Если же кто о своих и
особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного»
– 1 Тим. 5:8.
Пост и
милостыня являются крыльями молитвы (Деян. 10 гл.). Кому же нужно
давать милостыню? Всем ли, кто просит подать, или же подавать только тем, кто
поистине нуждается в ней и не истратит худо то, что получит? Апостол Пётр
просит: «Покажите... в добродетели рассудительность» – 2 Петр.
1:5. Когда однажды монахи доказывали друг другу, каждый настаивая на своем,
какая из добродетелей выше: пост, молитва, милостыня, бдение, то получили от
Антония Великого ответ: рассудительность. Без рассудительности всё делается
противоположным, ибо молящийся о поражении врагов смертью губит себя, постящийся
неумеренно разрушит тело своё. Сколько есть тех, кто хулит Бога, пьянствует,
курит, блудит на полученные возле храма деньги, кто не желает даже совершить
правильно крестное знамение; и подающие им участвуют во всем зле, какое
сотворят эти злые люди на полученные от них лепты. Без рассуждения поданная
милостыня тем, кто явно растратит деньги дурно, не только не сотворит блага
своей душе, но получит великое наказание от Бога за своё безрассудство. «Не
стыдись вразумлять неразумного и глупого, и престарелого, состязающегося с
молодыми: и будешь истинно благовоспитанным и заслужишь одобрение от всякого
человека», «не будь неразумным ни в большом ни в малом», «суди
о ближнем по себе и о всяком действии рассуждай» – Сир. 42:8, 5:18,
31:17, не будь неразумен, рассуждай о всяком деле, «ибо Он никого не
любит, кроме живущего с премудростью» – Прем. 7:28.
Поданная
злому, кощуннику, пьянице, табакуру милостыня сразу идет в ад, к сатане, как
видел в видении св. Нифонт, 23 дек. – поданная нечестивцу монета оказалась
в руках у демона. Церковь Христова запретила всякому бродяге просить возле
дверей церковных, и тем более бродить во время богослужения по храму,
выпрашивая на пропой своей несчастной души. «Всем убогим и вспоможения
требующим определяли мы по удостоверении их в бедности, ходить с мирными
только церковными письмами» IV Всел. 11, т. е. Церковь должна удостовериться,
что калека или приезжий действительно не получает пенсии, дотаций от государства
или от родных, и дать ему письменное разрешение просить милостыню. «Никого из
странников не принимать без мирных грамот» Ант. 7, иначе сказать,
священник, церковный совет должны смотреть тщательно за тем, чтобы злые люди не
увлекали их прихожан к лжемилостыне и не губили души православных через
соучастие с лукавыми, потворствуя их неразумию. «Кто приставит бич к
помышлениям моим и к сердцу моему наставника в мудрости, чтобы они не щадили
проступков моих и не потворствовали заблуждениям их» – Сир. 23:2. «И
они погибли оттого, что не имели мудрости, погибли от неразумия своего»
– Вар. 3:28. «Человек рассудительный не пренебрегает размышлением, а
безрассудный и гордый не содрогается от страха и после того, как сделал
что-либо без размышления» – Сир. 32:20.
Стоглавый
собор повелевает в правилах 71, 73, 74 заставлять работать
здоровых тунеядцев, а кто и с иконами выпрашивает на базарах деньги, то иконы
бы у них отнимать, а самих прогонять бичами. «Давай доброму и не помогай
грешнику» – Сир. 12:7. «Лучше умереть, нежели просить милостыни»
– Сир. 40:29. «Давай благочестивому и не помогай грешнику, делай добро
смиренному и не давай нечестивому, запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы
он через то не превозмог тебя, ибо ты получил бы сугубое зло за всё добро,
которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает
отмщением» – Сир. 12:4-6.
В повести о затворнике в житиях святых за 7
марта говорится, какая страшная ответственность ложится на принимающих милостыню
– он должен за эти деньги освободить из терновника (из грехов) подавшего,
пожать поле из непроходимых дебрей, но в устах «бесстыдного сладким
покажется прошение милостыни» – Сир. 40:32. «Сладок для человека
хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится опилками» –
Пр. 20:17. После, на Суде Божием, опилками, горькой отравой для бесстыдных
попрошаек станет милостыня, полученная ими.
И тот, кто подает им, не любит ни себя, ни их, а есть губитель.
Милостыню разрешается просить только по нужде, чтобы не умереть с голоду,
говорит Нил Сорский (7 мая). Александр Невский велел раздавать
нищим милостыню (не бродягам и пьяницам курящим), чтобы они молились (30
августа). Некоторые любят говорить: возьми, а потом отдай другому. Св.
Серапион (14 мая) говорит: чужое не могу раздавать. Милостыня должна быть
от трудов праведных.
Имение, которым обладает человек, принадлежит
не ему, а Богу, потому и необходимо знать точно, как пользоваться этим
неправедным достоянием, над которым Господь поставил тебя домоправителем.
«Епископы и состоящие в клире да не усвояют ничего тем (не отдают), кто не
христиане, хотя бы то были сродники; ничего из своих вещей, как сказано, да не
упрочивают таковых посредством дара». «Если епископ еретикам или
язычникам-сродникам или не принадлежащим к родству оставит наследниками своими
и предпочтет их церкви, такому и по смерти да будет АНАФЕМА изречена, и его
имя никогда от иереев Божиих да не возносится. Да не может быть ему оправданием
и то, если без завещания отойдет. Потому что был поставлен епископом, по
приличию должен был учинить назначение своего имущества, сообразно своему
званию» Карфаг. 31, 92.
«Равно
ненавистны Богу нечестивец и нечестие его» – Прем.
14:4. Давать нужно и взаймы и милостыню только по нужде, а не по прихоти
просящего. «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном
из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не
ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим» –
Втор. 15:8. «И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем,
смотря по нужде каждого» – Деян. 2:46. «Не было между ними
никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их,
приносили цену проданного, и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в
чем кто имел нужду» – Деян. 4:35. «Дети! да не обольщает вас
никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» – 1
Иоан. 3:17, «в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о
странноприимстве» – Рим. 12:13. «Пусть и наши учатся упражняться
в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны»
– Тит. 3:14, «тогда рассудительность будет оберегать тебя, хранить»
– Пр. 2:11, 3:21.
Безрассудно,
без рассмотрения дающий милостыню гневит Бога. «Так как это народ
безрассудный, то не сжалится над ним Творец его, и не помилует его Создатель
его» – Ис. 27:11. «А желающие обогащаться впадают в искушение и в
сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в
бедствие и пагубу» – 1 Тим. 6:9. «Пустые и ложные надежды — у
человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых» – Сир. 34:1,
говоря: наше дело подать, а Бог сам разберется. «И такое великое зло
называют миром» – Прем. 14:22, «и сыновья не будут иметь
потомства, потому что заповедь Мою презрели и делали то, что зло предо Мною»
– 3 Езд. 1:34. Но поступающий по своему произволу губит в себе образ Божий,
ибо Бог дал человеку, приходящему в мир, свет, чтобы шли и поступали по правде,
«Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере»
– Гал. 6:10.
А если будешь знать всех нуждающихся в твоей помощи
среди верующих, одиноких, больных, многодетных, кто поистине нуждается в
помощи, тогда на злых и нечестивых ничего не останется. «Блаженнее
давать, нежели брать» – Деян. 20:35 – говорит Господь, чтобы все
старались работать своими руками, дабы было из чего подавать нуждающимся (1
Фес. 4:11, Еф. 4:28), «чтобы не крали, а трудились своими руками»
– Еф. 4:26, 1 Кор. 4:12, а «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»
– 2 Фес. 3:10.
Ни один
из святых отцов Церкви иначе не мыслил. Но говорят, что кто бы ни был поистине
нуждающийся, помоги ему, будь он и другой нации, веры, положения. «И слепому,
и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному
преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию, – что тебе до их
немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков
любви. Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное
расположение хотя бы к одному человеку, то ты – в горестном самообольщении. С
членами Христовыми – христианами – нужно обходиться очень осторожно и
благоразумно: нужно сострадать им в их недугах и отсекать только те, которые,
не подавая никакой надежды на выздоровление, лишь заражают своим недугом
других» Игнатий Брянчанинов. «Прекрасна и похвальна любовь к ближним,
если только заботы её не отвлекают нас от любви Божией» Исаак Сирин.
«Будем любить тех, которые близки к нам, и ненавидеть и избегать враждебных
нам на пути Божием..., на пути Божием не надо любить врага, хотя бы он был и
родственник» Григорий Двоеслов.
«Потому
что Бога должно любить больше всякого создания, больше всякого человека и
больше себя самого» Тихон Задонский. «И потому надо иметь осторожность,
чтобы под видом дружбы наше добросердечие хитрые люди не обратили себе на
пользу, а нам во вред» Платон. «Когда близкие нам по плоти вознамерятся
отвлечь нас от следования воле Божией, проявим к ним святую ненависть. Святая
ненависть к ближнему заключается в сохранении верности Богу, неприятии
порочной воли людей» Игнатий Брянчанинов, «если кто приходит ко
Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр,
а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» – Лук.
14:26. «Милостыня предназначена только для тех, которые не имеют сил трудами
рук своих удовлетворять свои нужды, или для наставников, всецело посвятивших
себя делу учения» Иоанн Златоуст, том 11, стр. 763.
«Кто
такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет, не это
одно делает их милостивыми, надо, чтобы при этом было сердечное милосердие. И те
милостивы, которые обнищали в любви ко Христу, ради нас обнищавшему но, вспоминая
о бедных, вдовах, сиротах, больных и не имея, что им дать, страдают только о
них и плачут, уподобляясь Иову. Они, когда что имеют, с искренним радушием
помогают нуждающимся, а когда не имеют, дают им убедительные наставления о том,
что способствует спасению души, повинуясь слову». «Без хитрости я
научился, и без зависти преподаю, не скрываю богатства её» – Прем.
7:13.
Симеон
Новый Богослов: «Жертвы эти (милостыни) важнее молитв и постов, и многих
других дел, только были бы привносимы от прибытка праведного и таких же трудов
и чисты от всякого любостяжания, хуления и насилия. Милостыня состоит не в том
только, чтобы давать деньги, но чтоб давать с чувством милосердия. И на
зрелищах дают деньги блудницам, но это дело не человеколюбия, а пьяного
бесчинства. Им-то и подобен тот, кто подает милостыню из тщеславия. Великое
дело – милостыня, возлюби её: ничего нет равного ей, она может и грехи
загладить и избавить от Суда.
Истинна
милостыня, когда даешь её с радостью и думаешь, что сам больше получаешь, чем
даешь. Оставив неуместную пытливость, подавайте милостыню всем нуждающимся и
делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в день будущего
Суда великой милостыни и снисхождения от Бога. Смотри не на достоинство
нуждающегося в помощи, а только на нужду, хотя бы он был ничтожен, низок и
презрен; Христос вменяет это тебе в награду так, как бы Он Сам через
нуждающегося получил благодеяние. Ничто другое не может так избавить нас от
огня гееннского, как щедрая милостыня. Нет ничего хуже нечестия, нет ничего
несчастнее беззакония против Бога, нет ничего нечестивее хулы на Бога. Но и
такое беззаконие может загладить милостыня, если грешник не продолжает своей
хулы, но исправляет грех покаянием.
Когда ты видишь человека, который творит
милостыню и совершает тысячу добрых дел, и таким образом сокрушает силу
диавола, подвергается же затем искушениям и опасностям, не смущайся этим:
потому он и подвергается искушениям, что слишком сильный удар наносит
диаволу. Не уделять из своего имущества – такое же похищение. Если мы не
подаем милостыни, будем наказаны наравне с похитителями. Кто не имеет милосердия,
тот перестает быть человеком» Иоанн Златоуст.
«Без
любви и милости всякое дело нечисто. Если кто хранит девство, если постится
или пребывает в бдении, если молится и принимает бедных, если строит церкви и
делает что-либо иное, большее, без любви, все это вменится ни во что перед
Богом, потому что не угодно Ему. Итак, ничего не предпринимай без любви» Ефрем
Сирин.
1 Кор. 13 гл., 2 Кор. 8-9 гл. – вот маяки, путеводные звёзды желающим творить милостыню.
Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"