Сконцентрировав
все искушения, соблазны мира в три предложения ко Христу, диавол, враг рода
человеческого, на первое место поставил чрево – пищу, затем чудо – зрелища, и
авторитет. На этих столбах ставят основание все обольстители, строят своё
царство вожди. В «Великом инквизиторе» – прообразе мирового антихриста – у
Достоевского это отлилось в формулу «кто накормит, за тем и пойдёт народ».
Предупреждая
род человеческий о грядущих катаклизмах, о зловещих креатурах, которые через
революции смогут прельстить слепотствующий народ и повести их за собой, Христос
сказал: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились
объедением и пьянством, и заботами житейскими» – Лк. 21:34.
Пьянство так наглядно показывает свой отвратный лик, что против него созданы
целые системы борьбы: наркологические кабинеты, лектории колдунов, экстрасенсов.
Но против объядения где и кто учит? Где рассказано, что приносит невоздержание
в пище? Если бы сегодня наши соотечественники знали, поняли и приняли сказанное
о чревоугодии, то скольких проблем избавились бы мы!
Колбасная
философия помрачила духовный горизонт, духовные проблемы исчезли, остались две
дорожки – извилины: подстилка и кормёжка. Ищут жирного, сладкого,
безразмерного, не желая смирить вкусовые присоски; жалуются на болезни, на
тучные диабеты. По-гречески же слово «ди» означает «два». Диабет – по нашему,
по российскому – двойной обед. Когда же увидишь несущего на своих костях чужое
мясо, излишнюю, чудовищную тучность, и попытаешься помочь рассказать о вреде
переедания, то сразу в ответ: это у меня диабет, болезнь такая. Оказывается
болезни горькие есть, а эта сахарная, сладкая, любимая – под языком. И ведь не
докажешь что если бы это была болезнь, а не самое прозаическое обжорство,
разве наши генетики, бионики не привили бы такую же сладкую болезнь колхозным
коровам и свиньям, чтобы они не евши утучнялись. Однако появившиеся из
тростника египетских заблуждении жующие коровы 70-летнего расхищения России
пожрали самых жирных коров её, её достояние последних тучных 70 лет перед
революцией. Для многих бог – их чрево, слава их в сраме, они мыслят о земном,
как убеждает апостол Павел. Библия через Соломона-Екклесиаста говорит: «сладок
сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает
ему уснуть» – Еккл. 5:11. «Главная потребность для жизни – вода и
хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу» – Сирах. 29:24
«Немногим
довольствуется человек благовоспитанный, и потому он не страдает одышкою на
своем ложе. Здоровый сон бывает при умеренности желудка; встал рано, и душа
его с ним; страдание бессонницей и холера, и резь в животе бывают у человека
ненасытного» – Сирах. 31:21-23.
Конечно,
говорит Л. Толстой, нам хочется хлеб размочить в воде, но неплохо, чтобы в
этой воде прежде выварилось мясо. Ещё лучше, если бы само мясо съесть.
Желательно, чтобы к мясу подали рыбу в сметане, и совсем хорошо, если бы ещё
и вино, и женщины, и музыка... Такова революция в похотливом чревоугодии. «Ничто
не спаслось от обжорства его, потому не устоит счастье его» – Иов.
20:21 Писатель Владимир Чивилихин в «Шведских записках» пишет, что за долгое
своё пребывание в Швеции, «хотя вы и не поверите, но я не встретил ни одной
толстой женщины». Чтобы понять, для чего им нужны шведские стенки, нелишне
знать полифагам, сжирающим за один присест по 30 куриц – житие св. Македония
(28 августа) рассказ о бесноватой женщине; Макарий Египетский (19
января) – об обжорстве несчастного, съедавшего и свои отходы. Мог съесть
быка зараз. Чтобы узнать ширину своего рта, замерь свой рост в сантиметрах, и
отними 100 – это и есть твой предельный вес в кг. К подобной процедуре стали
прибегать в Америке, если на один и тот же пост директора большого завода было
несколько кандидатов с прочими равными данными – последний экзамен на весах,
ибо толстое чрево не рождает тонкие мысли.
Переедание
влечет за собой утолщение ног, век, сонливость, рыхлость. Православная церковь
установила посты, во время которых не разрешается употребление мяса, яиц,
всего молочного, иногда и рыбы и растительного масла. И таких дней в году
почти 2/3. Под страхом извержения из сана, отлучения от церкви Апостольское
правило 69 запрещает нарушать пост: «Если кто, епископ, или пресвитер, или
диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую
четырехдесятницу (сорок дней) перед Пасхой, или в среду, или в пятницу,
кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да
будет отлучен».
Во
время поста законные супруги должны воздерживаться от плотского соития – и
какой был крепкий народ и долго жил. Посты есть во всех религиях мира, при том
строжайше соблюдаемые, как в Исламе, где за нарушение его подвергают суровому
телесному наказанию. Нет поста (заменённого на ропот, жадность и обжорство)
только у безбожников. Сбились понятия о истинной красоте, стане черкешенки, но
рады, что Раиса вернулась из отпуска из санатория такая красивая, толстая как
бочка (с жиром). «Выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце,
над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока» –
Пс.72:7-8; как будто и не 3 тысячи лет назад это было замечено. «Сделались
тучны, преступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел
сирот» – Иер.5:28. «Утучнел, разжирел, и стал упрям; и оставил он
Бога создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» – Втор.
32:15. Обжорство презираемо, но любимо демоном, ищущим семипудовую купчиху,
чтобы поселиться в ней. Подсчёт показывает, что в среднем ныне русский человек
потребляет калорий более жителя пустынных гор туарега в 12 раз, хотя тот под
палящим солнцем, при 45 градусной жаре пробегает за своими стадами до
«Пресыщенное
чрево порождает семя сластолюбия, и дух, подавленный тяжестью пресыщения, не
может иметь рассудительности. Ибо не одно чрезмерное употребление вина делает
человека безумным, но безмерное употребление пищи также расстраивает,
помрачает его, лишает чистоты и непорочности» Антоний Великий.
«Чревобесие
нужно побеждать не только для себя, чтобы не вредило нам обременительной
прожорливостью, и не для одного того, чтобы не разжигало нас огнём плотской
похоти, но для того, чтобы не делало нас рабами гнева или ярости, печали и всех
прочих страстей» Авва Феона.
«Чревоугодие
разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного
часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет
лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность:
ожидать определённого времени для принятия пищи; не пресыщаться;
довольствоваться всякой самой скромной пищей» Иоанн Кассиан.
«Нет
ничего хуже, ничего постыднее чревоугодия. Оно делает ум тучным; оно делает душу
плотскою; оно ослепляет и не позволяет видеть Не готовимся ли мы принести себя
в жертву, что так утучняем себя? Для чего уготовляешь ты червям роскошную
трапезу, для чего увеличиваешь количество жира? Для чего делаешь себя ни к
чему не годным? Для чего зарываешь душу? Для чего ограду её делаешь толще?
Подобно тому, как корабль, нагруженный более, чем может вместить, под тяжестью
груза идет ко дну, так точно и душа, и природа нашего тела: принимая пищу в
размерах, превышающих её силы... переполняется и, не выдерживая тяжести
груза, погружается в море гибели и губит при этом и пловцов, и кормчего и
штурмана и плывущих» Иоанн Златоуст.
«Чревоугодие истребляет в человеке всё доброе» Нил
Синайский.
«Пренебрегай
лакомыми снедями, потому что в скором времени они обращаются в ничто, а во
время вкушения имеют великую цену. Употребление их сверх потребности теперь
порождает болезни, и в будущем подвергает ответственности на Суде» Исидор
Пелусиот.
«Если
ты победишь чрево, эту госпожу, то всякое место будет тебе содействовать в
приобретении бесстрастия, если же она будет обладать тобою, то до самого
гроба ты везде будешь бедствовать» Иоанн Лествичник.
«Откармливающий
тело без воздержания в еде и питии будет измучен духом блуда» Авва Феодор.
«От
угождения чреву отягощается, грубеет, ожесточается сердце; ум лишается лёгкости
и духовности; человек становится плотским», «Корень всем грехам есть
сребролюбие, а после сребролюбия – чревообъядение, сильнейшее и обильнейшее
выражение которого – пьянство. Если будешь угождать чреву и излишне питать
себя, то низвергнешься в пропасть блудной скверны, в огонь гнева и ярости,
отяжелишь и омрачишь и приведёшь свою кровь в разгорячение» Игнатии
Брянчанинов.
Более
подробно желающим это познать советуется прочесть «Невинный Пруденций» Н.С.
Лескова. Подчревную страсть не победишь, если прежде не отсечёшь чревную,
объядение.
Вот
почему сегодня врачи единодушны во мнении, что большинство болезней не только
от нервных стрессов, но и от объядения. И когда говорят полные люди, что они и
едят мало, и очень уж работящие, но не понятно, откуда эта хвороба накатила на
их спины, в виде пухлых матрацев. А причина в ряд выстроила: обжорство,
лень, многоспанье, беззаботность. И кто поверит проповеднику с
толстыми и красными губами, что он серьёзно говорит о посте и вреде винопития.
Первый человек в раю был, и вывалился оттуда через чревоугодие, желая есть
запретное. От чрева погиб народ в пустыне, и последний диктатор антихрист
начнет борьбу за обладание чревом, когда невозможно будет ни продать, ни
купить, пока не примешь его, как Бога. И поставит он каждому 666 на руку
правую, или на чело. Для многих пенсионеров сегодня остался в жизни только
один интерес: «ись, ись, ись», ибо в жизни не позаботились о душе, а теперь и
к храму дорогу не могут найти.
Полный, жирный не в силах делать многих земных поклонов и стоит подобно
доменной печи, окутанный испарениями.
Отношение
Церкви к посту настолько серьёзно, что даже больному, очень престарелому ни
епископ, ни священник не может дать разрешения на молочную пищу, не говоря о
мясной во время поста. Единственно, что может разрешить – елей (растительное
масло и вино) в постные дни. «Вопрос 8: Если жена родит пред Святою
Пасхою, то есть на великой седмице: должна ли поститься и не пить вина, или
разрешается она от поста и от запрещения пить вино ради того, что родила?
Ответ: Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в
смирении и в немощи: то должна она принимать пищу и питие как хочет и понести
может... Вопрос 10: Если кто болен и от сильной болезни совершенно истощён, и
приближается Святая Пасха: непременно ли должен таковый поститься, или по
причине сильнаго изнеможения его священнослужитель разрешит ему употреблять,
что может, или елей и вино? Ответ: Должно разрешать больному принимать пищу и
питие, смотря потому, что может он понести. Ибо совсем истощённому употреблять елей
есть дело правое» (Тим. 8,10).
Если бы
сегодня наши люди в России научились есть в меру, то проблема продовольственных
ропотов, бунтов исчезла. Большую часть съеденного сегодня сжигает блуд: секс и
табак. Избавиться от этих страстей поможет только Христос, покаяние пред Ним,
жизнь в Боге.
Переедающий грызёт себе могилу своими зубами.