Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

Отцы и дети

 

На исходе второго тысячелетия вполне достаточно фактов отделения от церкви вче­рашних её приверженцев. Только на Африканском континенте насчитывается свыше 6 тысяч сект, толков, деноминаций, считающих себя Христовыми церквами.

Каждые две недели рождается новая секта: им же число легион. И каждый родона­чальник секты, ереси оправдывает своё отделение «вескими причинами», обвиняя тех, с кем был ещё вчера близок. В 1913 году на земле было 130 сект. 1930 г. – 300 сект; и далее число их росло обвально. Но «нет ничего нового под солнцем, это уже было в веках, бывших прежде нас» – Еккл. 1:9-10.

«Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» – Лук. 13:3, ибо древнее, бывшее есть грозный учитель для всех живущих ныне, чтобы не повторяли ошибок прежних жителей Земли, и так же не погибли бы, как они. «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы... Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» – 1 Кор. 10:6,11.

Рассмотрим причины, приводящие к отходу от Церкви, которые выдвигали тогдашние пустосвяты для своего отделения от своих духовных отцов; рассмотрим, какой дорогой дьявол уво­дил ищущих «евхаристической, духовной» жизни. Их следы ещё и ныне подновляют их духовные дети – отступники от Церкви Христовой, от Правосла­вия.

Как правило, при начале любого движения за отделение от Церкви стоят вожди, измышляющие якобы веские причины, обвиняющие своих духовных отцов, яростно поносящие их (Числ. 16 гл.).

Обычно все, отделяющиеся от Церкви, обвиня­ют своих наставников, учителей в необразованно­сти, в гордости, в грубости, в жестоком, якобы, с ними обращении, и вот теперь-де они образуют лучшую «церковь», свою общину, свободную, на­полненную любовью, где благодать неизмеримо велика, где ласка и обходительность налицо.

Внимательно рассмотрим то, что уже было под солнцем, что в назидание всем авантюристам и изменникам, хулителям и отщепенцам.

Какую вину нашёл сын денницы – диавол в Самосущественной Любви на небе, о том никогда и никто не узнал ещё – тайна. Как грех мог вообще возникнуть на небе (Откр.12 гл., Быт. 3 гл.), «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» – Иоанн. 8:44. Клеветник и гордость породивший, таких же ищет себе и последователей. Но 1/3 Ан­гелов уже обрекли себя, когда склонили слух свой к речам замыслившего основать себе царство (Ис. 14 гл., Иезек. 28 гл.), но погрузившегося во мрак веч­ной погибели, как оставивший своё жилище, своё место, назначенное ему Богом. «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» – 2 Петр. 2:4, «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» – 1 Иоан. З:8, «и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» – Иуда. 1:6, «Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки» – Иов.4:18.

Зная, что диавол внушает свои мысли в слуша­ющих его, можно предположить, что он, подняв ропот на небе, обвинял Бога в злобе и жестокости, «Подошёл и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» – Мф. 25:24, что Бог держит слуг Своих в неведении, скрывая от них знание (Быт. 3 гл.).

Святые отцы на соборах, давших правила для спасения, запретили самочинно оставлять собра­ния, отделяться от Церкви. Вас. Вел. 1, Гангр. 6, 1. «Если какой пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чём противном благочестию и правде: да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти» Апост. 31. «Все, входящие в церковь и слушающие священные писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святой евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, покажут плоды покаяния, и будут просить прощения, и таким образом смогут получить оное. Да не будет же позволено иметь общение с отлучёнными от общения, ни сходиться в дома и молиться с находящимися вне общения церковного; чуждающихся собраний одной церкви не принимать и в другой церкви. Если же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлучённым от общения: да будет и сам вне общения церковного, как производящий замешательство в чине церковном» Антиох. 2

«Если который пресвитер в своём поведении осуждён будет: такой должен соседним епископам возвестить, дабы они выслушали дело, и дабы чрез них примирился он со своим епископом. Если же сего не сотворит, но (от чего да сохранит Бог) надмеваясь гордостью, удалит сам себя от общения со своим епископом, и вместе с некоторыми производя раскол, принесёт Богу святое приношение: такой да будет признаваем находящимся под клятвою, и да лишится своего места, впрочем с рассмотрением, не имеет ли справедливой жалобы на епископа» Карф. 11 – даже если человек и не был отлу­чён, а просто зазирает, чуждается посещать одну общину, церковь, то его не принимать ни в какой другой – он должен спасаться там, где уверовал, или окормлялся дотоле. Желая оправдать себя, сеющие смуты в умах неутверждённых, ленивых прихожан говорят: а кто эти правила написал, что, они разве вечные?

Они не знают, что правила соборов и св. отцов суть вехи на пути в Царствие Небесное, и что эти правила никто не имеет права изменить.

«При начале всякого слова и дела, наилучший чин есть от Бога начинать, и с Богом оканчивать, по глаголу Богослова. Сего ради и ныне, когда и благочестие нам уже ясно проповедуется, и Церковь, в которой Христос положен основанием, непрестанно возрастает и преуспевает, так что более кедров Ливанских возвышается, полагая начало священных словес, Божиею благодатию определяем: хранить неприкосновенно нововведениям и изменениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных Апостолов; ещё же от трёхсот восемнадцати святых и блаженных отцов, при Константине царе нашем, на нечестивого Ария, и на вымышленное им языческое инобожие, или, точнее сказать, многобожие, в Никее собравшихся, которые единомыслием веры, единосущие в трёх ипостасях Богоначального естества открыли нам и уяснили, не попустив сему сокрыту быть под спудом неведения, но ясно научив верных покланяться, единым поклонением, Отцу и Сыну и Святому Духу, ниспровергли и разрушили лжеучение о неравных степенях Божества, и еретикам из песка сложенне против православия детские построения разорили и низринули.

Также и при великом Феодосии, царе нашем, сто пятидесятью святыми отцами, в сем царствующем граде собравшимися, провозглашённое исповедание веры содержим, богословствующе о Святом Духе изречения приемлем; а нечестивого Македония, купно с прежними врагами истины, как безумно дерзнувшего почитать Владыку рабом, и нагло хотевшего пресечь несекомую единицу, так что не было бы совершенно таинство упования нашего. Вместе с этим гнуснейшим и против истины неистовавшим, осуждаем Аполинария, тайноводителя злобы, который нечестиво изрыгнул, будто бы Господь принял тело без души и ума, сим образом также вводя помышление, будто бы спасение соделано для нас несовершенное. Также и при Феодосии, сыне Аркадия, царе нашем, собравшимися в первый раз во граде Эфесе, двумястами богоносными отцами изложенное учение, несокрушимую благочестия державу, согласием запечатлеваем, единого Христа Сына Божия и воплотившегося проповедуя, и безсеменно родившую Его, непорочную Приснодеву Марию исповедуя собственно и истинно Богородицею, а безумное разделение Нестория, как от жребия Божия отлучённое... И недавно при царе нашем, блаженной памяти Константине, в сем царствующем граде сошедшагося шестого Собора вероисповедание, которое большую крепость приняло, когда благочестивый император постановления этого Собора своею печатью, ради достоверности, на все веки утвердил, вновь обязываемся хранить нерушимо. Оно боголюбно изъяснило, что должны мы исповедывать два естественные хотения, или две воли, и два естественные действа в Воплотившемся, ради нашего спасения, Едином Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге; а тех, которые правый догмат истины извратили, и едину волю и едино действо, в едином Господе Боге нашем Иисусе Христе, людям проповедовали, судом благочестия обвинило, как Феодора епископа Фаранского, Кира Александрийского, Гонория Римского, Сергия, Пирра, Павла, Петра, бывших в сем богоспасаемом граде предстоятелями, Макария Антиохийского епископа, ученика нашего Стефана, и безумного Полихрония, сим образом соблюдая неприкосновенным общее тело Христа Бога нашего. Кратко сказать, постановляем, да вера всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа слово жизни, соблюдается твёрдою, и да пребывает до скончания века непоколебимою, вкупе с богопреданными их писаниями и догматами. Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, как врагов истины, всуе скрежетавших на Бога, и усиливавшихся неправду на высоту вознести. Если же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не так мыслит и проповедует, но покушается идти против оных: тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному преждеупомянутыми святыми и блаженными отцами, и от сословия Христианского, как чуждый, да будет исключён и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили, не прилагать что-либо, не убавлять, и не могли никаким образом.

2. Прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей святой Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали принятые, и утверждённые бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а так же и нам преданные именем святых и славных Апостолов, восемьдесят пять правил. Поелику же в сих правилах повелено нам принимать оных же святых Апостолов постановления, чрез Климента преданные, в которые некогда иномыслящие, ко вреду Церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия, и помрачившее для нас благолепную красоту Божественного учения: то мы, ради назидания и ограждения Христианской паствы, оные Климентовы постановления благорассмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретического лжесловесия, и не вмешивая их в чистое и совершенное Апостольское учение.

Согласием нашим запечатлеваем и все прочие священные правила, изложенные от святых и блаженных отцов наших, то есть, трехсот восемнадцати богоносных отец, собравшихся в Никее; также от отцов, собиравшихся во Анкире, и в Неокесарии, равно и в Гангре; кроме сего в Антиохии Сирийской и в Лаодикии Фригийской; ещё же стапятидесяти отцов, сошедшихся в сем Богохранимом и царствующем граде; и двухсот отцов, собравшихся в первый раз в областном граде Эфесе; и шестисот тридцати святых и блаженных отцов, собравшихся в Халкидоне; и от собравшихся в Сардике, и в Карфагене; и ещё собравшихся снова в сем Богоспасаемом и царствующем граде при Нектарии, предстоятеле сего царствующего града, и при Феофиле, Александрийском архиепископе; также правила Дионисия, архиепископа великого града Александрии; Петра, Александрийского архиепископа и мученика; Григория, епископа Неокесарийскаго, чудотворца; Афанасия, архиепископа Александрийского; Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской; Григория, епископа Нисского; Григория Богослова; Амфилохия Иконийского; первого Тимофея, архиепископа Александрийскаго; Феофила, архиепископа того же великого града Александрии; Кирилла, архиепископа Александрийскаго; и Геннадия, патриарха сего богохранимого и царствующего града; ещё же и Киприана, архиепископа Африканской страны, и мученика, и Собором при нём бывшем изложенное правило, которое в местах предупомянутых предстоятелей, и токмо у них, по преданному обычаю, сохраняемо было. Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другие, с подложными надписаниями составленные некими людьми, дерзнувшими корчемствовать (спекулировать) истиною. Если же кто обличён будет, что некое правило из вышереченных покусился изменить, или прекратить: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, какую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чём преткнулся» VI Bселенский собор, правила 1, 2.

 «Принявшим священническое достоинство свидетельствами и руководством служат начертанные правила и постановления, которые охотно приемля, воспеваем с Богоглаголивым Давидом, ко Господу Богу глаголюще: на пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве. Также: заповедал еси правду, свидения Твоя во век; вразуми меня и жив буду. И если пророческий глас повелевает нам вовек хранить откровения Божии, и жить в них: ибо явно есть, тчо пребывают оныя несокрушимы и непоколебимы. Ибо и боговидец Моисей так говорит: к этому не подобает прибавлять и от этого не подобает убавить. И Божественный Апостол Пётр, хвалясь ими, вопиет: в это желают Ангелы проникнуть. Также и Павел вещает: Если мы, или Ангел с небес благовестит вам иначе, нежели благовестили вам, анафема да будет. Поскольку сие верно, и засвидетельствовано нам: то, радуясь о сем, подобно как обрёл бы кто корысть многую, Божественные правила с услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб Духа, и от святых вселенских соборов, и поместно собирающихся для издания таковых заповедей, и от святых отцов наших. Ибо все они, от одного и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем; а кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем; кого же подвергают епитимии, тех и мы также подвергаем» VII Всел. 1.

Любое отделение мотивируется авантюри­стами как средство для духовного роста, как жаж­да «евхаристической жизни, литургических опы­тов». Дорога в ад вымощена благими намерения­ми.

Святые отцы дали подробные наставления же­лающим спастись и разъяснили, что будет с теми, кто пренебрежёт наставлением духовных отцов.

После Бога больше всех надо любить православ­ных священников, очищающих нас святыми Та­инствами и молящиеся о нас. «Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою — как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его. Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания» – Сир. 3:3-9.

 Бес нена­видит не только духовное наставление, но даже ГОЛОС наставляющего. Если случится, что и молодой простец (мирянин) говорит о Божествен­ном или вообще о сути спасения, надо слушать и по силе исполнять, а если кто, будь он даже свя­щенник, и белую бороду имеет, но научает про­тивному и несогласному со святыми отцами, то нечего и слушать его. Мысли твои открывая не всем, но только отцу духовному. Не давай слуха твоего речам о священниках и беги от вестей праз­дношатающихся старух. Из-за непочитания свя­щенства вся Церковь пришла в бесчиние и смяте­ние. Мы потеряли любовь. Если мы не любим ду­ховных отцов своих, посланных от Бога, то кто поверит нам, что имеем любовь к прочим нашим ближним? «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» – Исх. 20:12, «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти», «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» – Исх. 21:15, 17.

Без наставника духовного спастись весьма мудрено. Разрешить от грехов всякий свя­щенник может, а научить духовной жизни – один из многих. Господь любит душу мужественную и мудрую, а если у вас нет ни того, ни другого, то надо просить у Бога слушаться духовников: в них живет благодать Святого Духа.

Охраняйся от пристрастия к наставнику. Мно­гие не остереглись и впали вместе с наставником в сеть демону. Совет и послушание чисты и угод­ны Богу до тех пор, пока они не осквернены при­страстием, а с пристрастием погибают добрые дела.

Не ис­пытав отцов, им тайны не вверяй. Следует не жизнь и дела наставников разбирать, а ТОЛЬКО наставления их принимать, если они согласны со словом Божиим. «Если слова мои не сходятся с Библией, то не верьте и мне», – говорит Кирилл Иерусалимский.

Когда священник неправо на­ставляет, не слушай его, хотя бы он был Ангелом. Всегда есть опасность попасть, вместо истинного руководителя, на ложного, и потом претерпеть вместо пользы – вред, вместо спасения – гибель. Горе братиям, у которых настоятель или духовник молод и телом крепок, а в духовных делах неопы­тен. От не имеющих Духа Христова учителей, про­поведующих противное учению Христову, следует бежать.

Признак, по которому можно распознать правомыслие духовного отца, есть согласие слова его со Словом Божиим.

Если подумаешь, что духовник неопытный, что он в суете, и что лучше самому руководиться ПО КНИГАМ, то ты на опасном пути и недалёк от прелести. Ведать надо то, что враг ни о чем в мо­настырях и на приходах так не старается, как о том, чтобы разорвать связь духовного отца с братиями или с прихожанами. «Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, — то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся» – Втор. 21:18, «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» – Пр. 1:8. Для этого он уничтожает достоинства отцов в глазах братии или прихожан, а недостатки их, свойствен­ные нашей человеческой природе, увеличивает и даже измышляет.  Всех наставников почитай и проси у них молитв, а душу открывай одному.

Если бывают помыслы против духовного отца, надо говорить ему на исповеди: «Приходят помыс­лы против вас, хульные и осуждающие». Слова и повеления духовного отца исполняй. Неоткровен­ность духовному отцу есть дело сатанинское. Ина­че, как будет пользовать он нас, когда не знает, что в нас. Самое радикальное средство от гордос­ти – быть в послушании духовнику. Великая па­кость учиняется людям за презрение повелений отцов духовных. «Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен. [В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли]» – Пр.15:5, «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» – 1 Петр. 1:17.

Помыслы те надо говорить духовнику, которые беспокоят. Они от гордости. Их следует записывать каждый день для исповедания. Они ослабевают от откровения, от исповеди. Иные, имея неприятности со свя­щенниками, уклоняются от храмов Господних, но ради сего ОСТАВЛЯТЬ православные храмы Божий не должно. Если не хочешь потерпеть епитимию от духовного отца, что всячески неизбежно для очищения внутренней скверны, то будешь тер­петь от бесов по исходе души.

Хотя бы и худой жизни был священник, не дол­жно его учения презирать, ибо он не свое, но Божие преподает учение. Помни всегда того, кто напояет тебя добрым учением, и от него старайся узнать животворящие заповеди, ибо это поможет тебе провести жизнь по воле Господа. «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих» – Филим.1:10, «потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих» – 1Фес. 2:11, «Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» – Сир.3:2. Если хочешь успешно бороть­ся со страстями, позаботься о том, чтобы иметь опытного наставника: не ласкателя, а справедли­вого. Если кто тебя обидит, не рассказывай нико­му, кроме духовного отца, и будешь мирен. Рев­ность к духовному отцу – тяжкий грех. МАЛО тебе он уделяет ВНИМАНИЯ, другому больше – как дитя смирись. За это больше будешь любим Господом и отцом духовным. От всех, кроме ду­ховного отца твоего, сокрой тайны, дела и иску­шения твои. Не следует надеяться на свой разум, и в потребных случаях надо прибегать к совету своего духовного отца. Ведь о духовных предметах правильно могут судить ТОЛЬКО люди, живу­щие духовной жизнью.

Повинуйся тому, кто известен, как муж духов­ный в слове, жизни и рассуждении. Исповедь – это тайна твоя и духовника. Мало ли что духовник может сказать тебе на исповеди, что другим гово­рить и неудобно. От раз избранного духовного отца НЕ УХОДИ по причинам, выдуманным тобою. Знай, что диавол любит отводить нас от того, кто может быть нам наиболее полезен. Не слушай его внушений, если он будет шептать тебе, что духов­ный отец не внимателен к тебе, холоден с тобою и не хочет иметь тебя около себя. Кричи прямо вслух ему в ответ: «Не слушаю тебя, враг, это всё не­правда, я люблю и уважаю отца моего духовного». «Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою», «всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей» – Сир. 3:16, 7:29.

ПРИ ИСПОВЕДИ духовнику или откровении помыслов старцу должно каяться, себя признавать виновным, а не оправдываться и не взваливать вину на другого; должно самим от­крываться, а не ожидать вопросов. С духовником следует говорить со страхом Божиим, скромно, смиренно, без смеха. Вообще никому не расска­зывай, о чём ты говоришь с духовником, и своих искушений никому, кроме него, не поверяй. От рассказов облегчения не получишь, а другому мо­жешь принести вред: выслушают тебя из любо­пытства, а потом соблазнятся и тебя же осудят.

Каждый помысл, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему, но не открывай её пред другими. Если хочешь вычитанное из книги ввести в собственную жизнь, то не делай этого самовольно, а непременно посоветуйся с духов­ным отцом, иначе легко можешь попасть в хитро расставленные сети врага – обольстителя. Как яда смертельного бойся хулы на духовного отца. «Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца», «Наглая позорит отца и мужа, и у обоих будет в презрении» – Сир. 3:10, 22:5. Услышав от других худое про него, старайся защитить или, по крайней мере, скорее УЙТИ ОТ ХУЛИТЕЛЕЙ, а слышанное не принимать к сердцу. Изо всех сил старайся не про­пускать ни одного слова, сказанного тебе твоим духовным отцом. «Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей», «Глупый сын — сокрушение для отца своего», «Разоряющий отца и выгоняющий мать — сын срамной и бесчестный» – Пр. 17:25, 19:13, 26.

 СА­МОСТЬ, главное свойство которой – делать всё по своему и в свою угоду; а поскольку НА СА­МОСТИ держатся все страсти, то по мере по­глощения самости они стихают, душа светлеет, близится к чистоте и бесстрастию. Иоанн Савваит советует: «Избери себе наставника, СТРОЖЕ И СУРОВЕЕ которого не было бы в роде чело­веческом». Видно, что чем круче отречение от себя, от своей воли и своих чувств, тем спасительное.

 О ПЕРЕМЕНЕ ДУХОВНИКА нечего и помышлять. Но другой слаще говорит, и душа к нему льнёт. Тот, кто лучше говорит, пусть будет советником, а духовник – духовником. Не умею­щим видеть свои грехи рекомендуется обращать внимание на то, какие грехи видят в них близкие люди и в чем их упрекают. Почти всегда это будет верное указание на наши действительные недоче­ты.

Кто исповедуется у другого священника, сты­дясь своему духовнику открыть большой грех, тот СМЕРТНО согрешает. Вопрошающий духов­ника и не исполняющий его совета раздражает Бога. Беседуя с отцами и прося их о чем-либо, прилично выражать свое почтение к ним покло­нами. Тяжело тебе переносить замечания духов­ного отца? А подумал ты, каково ему делать их тебе? От всех других скрывай свои брани, потому что такою преступною откровенностью повредишь и себе и другим. Не может быть двух плотских отцов, также и в духовной жизни. Поэтому не ре­комендуется хождение за советами к различным старцам при имеющемся уже руководителе. Враг рода человеческого то вселяет в сердце недоверие к нему и принижает значение его советов, то раз­дувает в воображении его немощи, внушает нена­висть и даже презрение, то внушает, что нет пользы от откровения. Оптинские старцы говорили: «Если с верой будешь искать и принимать слова настав­ника, то и через грешника получишь пользу, а если с сомнением и испытанием, то и праведник не поможет». В разрешительной силе священника не нужно сомневаться, каков бы он ни был, лишь бы не состоял под запрещением архиерея. Исповедь не есть только беседа с духовником, рассказ о сво­их грехах, исповедь – это целый переворот в душе. Диавол не только простеца заставляет скры­вать на исповеди грехи, но и человека книжного, говоря ему, что он наедине может исповедать Богу грехи свои.

Нельзя перед одним отцом духовным исповедываться в одних грехах, перед другим – в дру­гих. Такая исповедь бывает недействительной; ре­шиться все грехи без утайки поведать священни­ку, и в них покаяться, и впредь их избегать.

Хотя прежние наши грехи при Таинстве испо­веди и прощаются, но мы несем за них Божию епитимию: терпим болезни, скорби, немощи, и всё, что Господь посылает нам к очищению грехов на­ших. Когда Господь прощает нам грехи наши, мы сами не должны прощать их себе, но всегда по­мнить о них, непрестанно возобновляя раскаяние в них. Неуместная или чрезмерная печаль о грехах оскорбляет Духа Божия.

Что значит искренне исповедаться? Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять. Для чего нужно частое покаяние? Для того, чтобы бичевать грех, язвить, удручать, умерщвлять его. Грех через частое покаяние теряет свою силу, свою прелесть, свое обаяние.

Старец Варсонофий Оптинский говорил: «Вы знаете, какая у дьявола тактика? Он, ведая, что какой-либо человек имеет грех более или менее тяжкий, старается, чтобы человек в нем не пока­ялся. С этой целью он всячески умаляет степень тяжести греха, внушая такие мысли: «Это не важ­но», «Бог тебя простит», и тому подобное. И даже старается, чтобы человек забыл об этом грехе. Но когда этому человеку удается, наконец, исповедать свой грех, то диавол старается всячески увеличить его тяжесть, внушая, что этот грех настолько ве­лик, что Бог никогда не простит его». Кто уклоня­ется от Святых Таинств Исповеди и Причащения, тот ВРАГ САМОМУ СЕБЕ, ибо сам отвер­гает свое спасение.

Кто исповедуется, не имея истинного сожале­ния о том, что согрешил, и не чувствуя сокруше­ния в сердце своем, тот не получит от Бога про­щения в грехах своих. Объявляя духовнику одни душевные грехи, мало касаясь плотских, христиа­нин вредит себе, сам того не понимая. На челове­ка диавол особенно нападает тогда, когда видит что он находится в уединении, особенно когда он остается без совета и полагается только на свой разум. Вот чего требует Бог от христиан: поко­ряться Священному Писанию, исполнять делом прочитанное и веровать настоятелям и отцам ду­ховным. Никогда не следует об одном и том же деле вопрошать разных старцев, или одного стар­ца – несколько раз, потому что самый ПЕРЫЙ ОТВЕТ идет от Господа, а второй – от рассужде­ния человека в старце. Покаяние нужно иметь не только при исповеди, но постоянно. ПОМНИ всегда того, кто напояет тебя добрым учением, и от него старайся узнать животворящие заповеди, ибо это поможет тебе провести жизнь по воле Гос­пода.

Если возникло у тебя дурное чувство к старцу, – знай, что наставник для тебя ПОЛЕЗЕН, но вот враг задумал тебя от него отстранить, удалить. «Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей», «Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: “это не грех”, тот — сообщник грабителям» – Пр. 17:25, 28:24. Мо­жет быть, старец сбивает у тебя горделивое чув­ство или ещё какой-нибудь недостаток, а тебе по самолюбию, и врагу это неприятно – вот и подни­мается у тебя в сердце неприязнь к духовному отцу. Забудь её. «Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей», «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!» – Пр. 30:11, 17, «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» – Евр. 12:7-9.

О тех грехах, которых ты при всем своем жела­нии не можешь вспомнить, не беспокойся, что они тебе не простятся. Ты только имей искреннюю решимость во всём покаяться и со слезами проси Господа простить тебе все твои грехи, которые помнишь и не помнишь. Отсутствие сокрушения выражается в том, что человек открывает свои грехи как бы с некоторым бесстыдством, говорит о них, как об обыкновенных, безразличных делах, изви­няет свои поступки или слагает свою вину на дру­гих. Откровение имеет великую силу и важность. Даже тогда, когда кажется, что нечего и откры­вать, приди, прими благословение, и скажи, что открывать ничего не имеешь. Быть может, враг уже хотел что-нибудь подстроить тебе, а этими словами всё разрушено. Грехи исповеданные и нами осознанные снова открывать не следует. Свя­тым Причастием подается благодать в борьбе с врагом и для укрепления в добре. «Ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» – Сир.3:2.

Духовный отец, как столп, только указывает путь, идти надо самому. Если духовный отец будет ука­зывать, а сам ученик его не будет двигаться, то никогда не уйдет, а так и сгниет у этого столпа». («Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина», стр.70).

Отделяющиеся от Церкви, меняющие отца сво­его духовного, уходящие оттуда, где духовно роди­лись, приняли правильное крещение, где прича­щались – ...и всё бросить, всё похулить своим ухо­дом; и начать рассказывать о мнимых грехах и явных недостатках своих отцов –этим совершается грех ХАМА (Быт.9:20-27). Хам же только не при­крыл наготу своего отца, и все его потомки так и остались черными (Африканский континент) до сего дня. Сколь тягчайший грех совершают духов­ные авантюристы, изменники, хулители Истины, когда отвергают всё бывшее, раздевают отцов сво­их, хулят каноны церкви, считая их не богодан­ными. «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?», «Ибо невозможно — однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на неё дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение» – Евр. 10:29, 6:4-8.

Грехи родителей, предков, если в них не прине­сено покаяние, тяготеют и над потомками. Вот почему сын царицы Евдоксии, гонительницы Иоан­на Златоуста, Феодосий младший просил в пись­менном виде прощения у святителя через 32 года. Это же было и у царя Алексея Михайловича перед мощами митр. Филиппа за грех убийства и лютость Иоан­на Грозного.

«Кругом измена, трусость, обман» – записал в своем дневнике в день отречения 2 марта 1917 г. от престола св. муч. царь Николай II. Мы правнуки тех, кто предал и убил своего помазанника Божия.

Нет соборного, всероссийского покаяния за скорбь и убийство царя Николая II, и этими гре­хами исполнена земля русская, Церковь, семьи. Нераскаянный грех все ещё ядовито расползается и в потомках. «Мы изменили и солгали пред Гос­подом, и отступили от Бога нашего; говорили кле­вету и ИЗМЕНУ, зачинали и рождали из сердца лживые слова» – Ис. 59:13-16, «злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям» – Рим. 1:30, Принимавшие крещение обещались быть в послушании отца и наставника, быть членом именно Православной Церкви, не связанной ни экуменизмом, ни предательством и сотрудничеством с безбожниками (1927 г.). «Отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук» – Пс. 77:57, «Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь» – Иер. 3:20, «Господу они изменили, потому что родили чужих детей; ныне новый месяц поест их с их имуществом», «Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне» Ос. 5:7, 6:7. Эти люди изменили Богу. «Они изменники предо Мною» – Иез. 2:3, и стали шептать злые слова и изменять лице своё коварно. «Беседа благочестивого — всегда мудрость, а безумный изменяется, как луна» – Сир. 12:18, 27:11. «И всё это уже было под солнцем» – Еккл. 1:9. Духовные пираты стара­ются и других увлечь за собою в погибель; идут даже к извечным врагам, к римокатоликам и сек­тантам. О, горе лютое и грех тяжкий! «Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» – Иоан. 13:18. Некогда Авессалом поднялся на отца и смутил многих, но погиб и рассеялись враги (2 Цар. 15:6, 18:10).

Мф. 10:21: «восстанут дети на родителей» – при­знак кончины века. И «Закон отцов наших дове­ден до ничтожества» – 3 Езд. 4:23. Потерявшие страх Божий отщепенцы всегда обвиняют других. Вот только несколько примеров из истории Церкви.

Савва Освященный, 5 декабря, стр. 133:

«В сие вре­мя явились в лавре некоторые иноки, развращён­ные плотоугодники, Духа не имеющие, которые издавна несправедливо обвиняли святого и ВСЯ­ЧЕСКИ его огорчали. Так часто среди пшени­цы вырастают плевелы. Сии развращенные бра­тия, лучше сказать лжебратия, замыслили зло на святого, пошли жаловаться на Савву к патриарху: ”Это – ГРУБЫЙ, неумелый человек, не может руководить нами, не может по своей грубости и невежеству“. – И услышали в ответ: ”Если Савва мог собрать вас в том месте, то тем более он мо­жет, с помощью Божией и пасти вас“. Таких зло­деев было сорок человек. Савва удалился от них, думая, что они утихнут. Но когда он возвратился, то их стало ещё больше, всего человек до шести­десяти. Он оплакивал их, как ПОГИБШИХ. Они решили открыть новую общину – монастырь. И снова пошли жаловаться патриарху. Патриарх же опять сказал: ”Приимите своего отца радушно и с должною честию и повинуйтесь ему во всем, так как не вы избрали его, а он вас собрал. Если же некоторые из вас, гордые и непокорные, не захотят смиряться и покоряться ему, тем мы пове­леваем тотчас выйти из лавры: не подобает сему отцу не занимать своего места“. ”Когда сие по­слание было прочтено в лавре посреди церкви и, враги Саввы, ослепленные злобой, подняли крик и смятение, бранили, злословили. Другие, взяв свои одежды и вещи, собирались уйти из лавры, а не­которые, схватив топоры и ломы, устремились к келии, которую построил сам преподобный Сав­ва, в неистовстве разорили её до основания, по­бросав дерево и камень вниз, в поток. Но и в другом монастыре этих лиходеев не приняли, и они решили совершенно отдельно строиться, но все пошло прахом, они погибли“. А Савва пред­сказал: ”Вот наступают дни, в которые жители сего места (отошедшие) ОТПАДУТ от правой веры и сии в гордости возмечтают о себе, но дерзость их разрушится, и величие их внезапно падет, и они будут изгнаны“. Слова отошедших были ”как яд змеиный в их устах, как болезненная язва под языком“. ”В чис­ле их первым был палестинец Нонн, который ка­зался истинным христианином, с виду благочес­тивым, внутри же полон был языческих и иудейс­ких лжеучений и пагубных ересей. Препод. Савва скорбел весьма о них, что отступали они с правого пути, с великим прискорбием переносил их близ­кое присутствие». «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы», «Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» – 1 Kop. 10:6.

Ещё пример: св. Иоанн Златоуст, 13 ноября, стр. 333. Когда читаешь об отделившихся от Златоуста, о их хулениях, то так и хочется воскликнуть: как ваши имена, и где вы теперь? А златословный учитель пребывает пред Престолом Троицы:

Враги стали порицать святого, укоряя его за немилосердие. Среди недовольных святым угод­ником Божиим находилось немало и клириков, живших порочно, т. к. он изобличал их лукавые дела и отлучал иных от Церкви: особенно враги были раздражены поступком диакона Серапиона, кото­рый благоверно служил при патриархе и, живя благочестиво, однажды в присутствии всех клири­ков сказал Иоанну Златоусту: «Владыко, ты не испра­вишь сих, если не разгонишь всех их одним жез­лом», и стали возводить на святого всякие хулы. Не одна царица враждовала против святого, но многие другие, жившие нечестиво... Златоуст, бу­дучи пылким, произнес речь против жестокостей женщин. Царица всё это применила к себе... С горечью увидел св. Иоанн Златоуст, что его осуди­ли, злоба врагов удалась, и простодушно удивлял­ся, как это случилось; и на соборе осудили пра­ведника, сослали, и погиб он от их лютости.

Говорят: было бы у вас всё хорошо, от вас бы не уходили люди. Говорящие так показывают, что они не знают ни жития святых, ни содержания Биб­лии. «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» – Иоан. 6:66, показывает, что даже от Иисуса Христа отошли хотевшие провозгласить Его Ца­рем, когда слова Спасителя не могли вместиться в них, ищущих выгод земных, сытости плотской. Отчего блудный сын ушёл из дома? (Лук. 15 гл.) Чего ему там не хватало? Вероятно, что и товари­щам он сумел объяснить, отчего он ушёл от отца, и ему поверили и похвалили его здравость сужде­ния и приобретённую им свободу. Теперь у коры­та рядом со свиньями нет над ним диктата, он «свободен» умереть.

Грех Хама, преступление ха­митов несмываемо, угрожает и непочитающим своих отцов. «Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих» – Пр. 2:8, «Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен», «Родил кто глупого, — себе на горе, и отец глупого не порадуется» 17:21, «Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей» – Притч. 30:11, и прокляты такие дети пред Богом, рабы рабов будут и пойдут к рабам рабов, и воро­ны выклюют глаза хама, насмехающегося над от­цом. Духовное родство выше плотского, так и духовный отец выше земного, плотского.

«Нас спрашивают, почему мы вмешиваемся в споры религиозного порядка. В какой мере воп­росы объединения церквей, экуменические конг­рессы и т.д. Могут эти вопросы представлять интерес для МА­СОНСТВА?.. Это близко интересует масонство и является сродной масонству». (Издание ВСЦ. Париж. N 3, сент.1946 «Объединение церквей») Участие в экуменизме – грех, в котором необходимо исповедаться.

«Простому, здравомыслящему православному человеку не может прийти на мысль причаститься в протестантском или КАТОЛИЧЕСКОМ ко­стеле, и это потому, что всем своим существом, органически, он знает внутренним безошибочным знанием, что нет Святого Причастия НИГДЕ, кроме как в Православной Церкви Христовой... Совсем забыто святоотеческое изречение, что «причастие еретиков есть пища бесов» Митр. Ви­талий (С.Рос. 26.9.96).

Нет ничего страшнее, как потерять веру православную и впасть в веру католическую, в ересь сек­тантства. Авва Агафон (2 марта) согласился с любым обви­нением кроме обвинения в ереси. Евтихий патриарх (6 апреля): еретика следует анафематствовать и после его смерти. Косма скопец (3 августа) заговорил и в могиле: не прикасайся, ибо ты еретик, хотя и по­хоронен как православный епископ, но тайно ты держался ереси... На ересь и раньше смотрели не­которые, как на благочестие. Александр (25 января): народ ересь принимал за истину, а еретиков почитал как истинных христиан. Киприан (31 августа): у еретиков нет спасения. Екатерина (25 ноября): С еретиками нельзя ни молиться, ни беседовать, соглашаясь с ними, с их бесовским учением. Антоний (17 января): я никогда не беседовал ДРУЖЕСКИ с еретиками. Св. Поликарп (23 февраля) Маркиону еретику: ты первородный сын дьявола. Апостол Иоанн оказался в бане вместе с еретиком Ахиритом, не зная о том. «Бежим отсюда, чтобы не погибнуть вместе с еретиком», – сказал он ученику своему. Семей злословил царя Давида, назы­вая его беззаконником. И за терпение псалмопев­ца Бог вознаградил его (2 Цар. 16:7-13).

Сисой Великий (6 июля), стр. 118:

«Был у сего пре­подобного отца ученик Аполлос. По силе вражье­го коварства в числе прочих пожеланий и искуше­ний у него явилось желание священнического сана. В сновидениях ему являлись бесы в образе святи­телей, хиротонисавшие его во епископа. Не по­слушав Сисоя, чтобы не добиваться этого, Апол­лос тайно бежал в город, но дорогой встретил его бес. Имея звериное подобие, бес в то же время был похож и на мужчину и на женщину. Распрос­траняя смрад, бес являл перед глазами Аполлоса такое бесстыдство, что сего даже невозможно пе­редать на письме. Кинувшись Аполлосу на шею, бес обнимал его руками и часто целовал. Аполлос ограждал себя крестным знамением и вырывался из рук его. Но бес говорил ему: «Знай, что ты мой, и люблю я тебя, ибо ты исполняешь мои жела­ния... доведу до конца твои желания» Призвав имя отца Сисоя, увидел, что бес, отступив от него, пре­образился в красивую женщину и сказал ему: по­дойди, удовлетвори своему желанию. Я обещаюсь сделать тебя священником и епископом».

Урок всем покидающим, меняющим своих духовных отцов. Как страшно мирно беседовать с еретиками и соглашаться с ними и, тем более, рассказывать врагам Церкви о своих отцах духовных худое.

Паисий Великий (19 июня), стр. 436:

Один ученик свя­того на пути беседовал с евреем, который «увидев про­стоту его, начал изливать скверным своим языком яд. И сказал еврей, что Христос ещё не пришёл, а придет. Инок же по своей умственной слабости и простоте сердечной, внимал, как истине, и даже раз промолвил: «Может быть, и правда, что ты говоришь». Паисий сказал ему после, что этими словами ученик отвергся Христа, лишился благо­дати КРЕЩЕНИЯ, перестал быть христиани­ном, «теперь иди и оплакивай, как хочешь, ибо нет тебе места со мною, но твое имя написано с отвергшимися Христа, – с ними ты и примешь ад и муки». После долгих молитв, из уст ученика вышел бес в виде дыма темного, стр.443.

«Среди учеников преподобного был некий старец, который имел совершенно МИРСКИЕ обычаи и нравы; слу­шал Паисия и.. ПОНОСИЛ слова святого, по­зволял себе и ругаться над беседами святого Паи­сия, говоря при этом одну только растлевающую и хульную ложь. По молитвам Паисия и просьбе лживого инока, из уст хульника вышел злой дух».

Мартин епископ (12 октября), стр. 297:

«Среди духовенства в монастыре был один молодой человек, по имени Брикций, который происходил из самого низкого звания, но которого Мартин приютил, воспитал и возвёл в сан диакона. Возбуждаемый злыми духа­ми, Брикций стал страшно поносить своего не­злобивого учителя и в глаза, и за глаза. Святой муж старался образумить его кроткими наставлениями, но это не действовало на безумца, и он продолжал изрыгать ещё большие хулы и потом убежал и встречному назвал Мартина обманщиком. «Поче­му ты меня назвал обманщиком?» – «Я никогда не называл тебя так». – После того с Брикцием сдела­лись припадки БЕШЕНСТВА, и, однажды, ког­да Мартин сидел на скамье перед своей кельей, Брикций набросился на него с яростными руга­тельствами, причем на соседних скалах ему вид­нелись два демона, поощряющие его к безумству».

Истинный отец есть тот, через которого душа об­ратилась, питалась духовными беседами, или от кого приняла крещение и где исповедывалась; «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» – 1 Кор. 4:15, и до самой смерти дети духовные не имеют права осуждать, раздевать отца, чтобы не сделаться ХАМАМИ, проклятыми Богом. Кто же дерзнул на это, тот давно перелез через ограду закона Божественного, морального и идёт к поги­бели. «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно» – 3 Иоан. 9-12, «есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей», «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!» – Пр. 30:11, 17. Это гордые Диотрефы, строители Вавилонской башни разделения и гордыни. Разве патр. Тихон давал повод Введенскому А.И. (названному митр. Виталием у обнов­ленцев), Красницкому и др. обновленцам-отступ­никам повод хулить себя, отделяться от церкви? «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» – 1 Иоан. 2:13.

Убив брата Авеля, Каин скитался и дрожал всю жизнь. Этот страх на всех духовных убийцах – так сделанный грех Адама заставил скрываться, бежать от лица Отца. И дух безбожия срывает, как незре­лые смоквы бывших в Церкви.

Отступники от Церкви Христовой всегда гово­рят о любви, которой они не нашли в Церкви, и о том, как много любви там, где они теперь – вне Церкви православной. Говорят ещё более о мире, которого не обрели в Церкви; а на самом деле сами-то и не явили любовь, мирность. «Не нужно ос­тавлять падших, хотя бы мы наперед знали, что они не послушают нас» Иоанн Златоуст.

Почему Иуда стал предателем? Путём анализа Иуда пришёл к выводу, что он ошибся в Иисусе из Назарета, что Он не Тот обещанный пророками Мессия, а Об­манщик, а значит и сам Иуда оказывается не на той стороне; что Христос предал мечты Иуды о Царстве Израиля, – и предательством ответил на предательство. И только увидев Христа на Голгофе, вновь осознал, что первое его решение следовать за Христом было истинное, а уход от Истины по­грузил его во мрак. И удавился от ужаса содеянно­го предательства.

 «От истины отвратят слух и обратятся к басням». 2 Тим. 4:4, «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия». 2 Петр. 1:16), сворачи­вают с прямого пути исповедания своего греха на путь тайных сборищ, ропота, клеветы. Уходя от законных собраний церковных, раздевают Мать – Церковь, ибо Церковь, по слову Златоуста, одева­ется людьми, как листьями. И сей грех страшнее греха Хама, только лишь не прикрывшего наготу отца своего.

 «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения» VI Всел. 80, Гангр. 5, Анк. 2.

 Но как бы далеко ты ни ушёл от Бога и Церкви, уде­сятери решимость вернуться «Какова была решимость ваша, чтобы удалиться от Бога, увеличьте её в десять раз, чтобы обратиться и искать Его» Вар. 4:28). «Не будем самолюбивы, ибо от САМОЛЮБИЯ, как вет­ви, произрастают все пороки» Исихий.

«Забве­ние, леность и нерадение рождаются от сластолю­бивой и покойной жизни, от привязанности к славе и развлечению. А первоначальная причины и са­мая негодная мать всего этого – самолюбие, то есть неразумная привязанность и страстная привержен­ность к телу» Ефрем Сирин.

«Кто утверждается на собственном разуме и живет по СВОЕЙ ВОЛЕ, тот привлекает к себе толпы бесов» Авва Исаия.

«Ничто не приводит так скоро к невидимой гибе­ли, как САМОМНЕНИЕ и самоугодие» Петр Дамаскин.

«Самомнение – это наша немощь ду­ховная, весьма трудно замечаемая и осознаваемая, более всего в нас противна Богу, как первое исча­дие нашей САМОСТИ и самолюбия и источ­ник, корень и причина всех наших падений и не­потребств. Она затворяет ту дверь в уме или духе, только через которую обыкновенно входит в нас благодать Божия, не давая благодати войти внутрь и обитать в человеке» Никодим Святогорец.

Отступники от ПРАВОСЛАВИЯ, впадая в ересь ересей – в экуменизм, в католическую схизму считают себя находящимися в Церкви.

«Крайнее окаменение, омертвение и нечувстви­тельность заключается в том, что кто-либо имеет большую смертельную рану, но не ощущает бо­лезни. Последнее же безумие заключается в том, чтобы падать в яму, в пропасть и не знать этого своего падения, не смотреть на него и не боять­ся. Это похоже на пьяницу, который не понима­ет, что с ним делается. «[И скажешь:] ”били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же“» – Пр. 23:35. Если кто спро­сит, как отгоняется эта тьма, я отвечу: пусть си­дит этот духовный слепец при пути православ­ной, кафолической веры и усердно, прилежно взывает ко Христу Богу: ”Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня“» Димитрий Ростовский.

«Истина Хрис­това им темна, а противное этой истине – ложь им кажется ясной: тут они в своей стихии. Как это ни очевидно, а все же они готовы спросить: ”Неужели и мы слепы?“ – Иоан.9:40. Нечего скры­вать: слепы. А так как слепы по своей вине, то грех слепоты и неведения света лежит на них» Феофан Затворник.

«Любая рассеянность и по­груженность во многие заботы непременно со­единены с глубоким неведением себя, а такое неведение всегда очень довольно, гордо собою» Брянчанинов.

«...Они оставляют свое сердце следовать СОБСТВЕННОИ ВОЛЕ и воле диавола, кото­рый, видя, что они сошли с правого пути, не толь­ко не мешает им подвизаться в этих телесных под­вигах, но укрепляет их в их суетных помыслах. Испытывая при этом некоторые духовные состо­яния и утешения, эти подвижники считают, что возвысились уже до состояния чинов ангельских и чувствуют в себе как бы присутствие Самого Бога. Они находятся в великой опасности. Имея внутреннее око, то есть ум свой, помраченным, они смотрят ими на самих себя, и смотрят не­верно... После этого уже нет возможности, чтобы кто-либо из людей обратил таковых, кроме осо­бого Божия воздействия» Никодим Святогорец.

«Вся­кий человек более или менее склонен к ПРЕ­ЛЕСТИ, потому что самая чистая природа че­ловеческая имеет в себе нечто горделивое. Уже нет никакой способности к духовному преуспея­нию в зараженных «МНЕНИЯМИ», они уничтожили эту способность, принеся на алтарь лжи самые начала деятельности человека и его спасения. Одержимые «мнением» по большой ча­сти преданы сладострастию, не смотря на то, что приписывают себе возвышеннейшие духовные состояния, беспримерные в правильном право­славном подвижничестве» Игнатий Брянчанинов.

«Ник­то пусть не будет лукавым и двоедушным, чтобы не постиг его грозный приговор: ”истребит Гос­подь все уста льстивые, язык велеречивый“ – Пс. 11:4» Феодор Студит. «Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляя на показ» Василий Великий. «Оставив легкое бремя, то есть самоукорение, мы возложили на себя тяжелое самооправ­дание» Иоанн Колов. «Лучше всегда себя везде признавать виновным. Такое смиренное призна­ние делает человека угодным Богу и людям. Хотя перед людьми мы можем быть не виноваты, но перед Богом всегда виноваты» Тихон Задонский.

Были установлены покаянные степени кающих­ся, на которые делились исповедующие свои гре­хи в зависимости от тяжести грехов. Таких ступе­ней было четыре. (свт. Григорий Неокесарийский, 22 октября):

1. ПЛАЧУЩИЕ стояли перед дверь­ми церкви, с плачем просили входящих в храм помолиться о них и в богослужении не участво­вали.

2. СЛУШАЮЩИЕ участвовали в бо­гослужении как оглашенные, то есть в настави­тельной части они стояли у входных дверей.

3. ПРИПАДАЮЩИЕ могли оставаться в хра­ме во время всей службы, но на коленях: место их было в передней части храма до амвона,.

4. КУПНОСТОЯЩИЕ присутствовали на бо­гослужении как верные, но без Причастия.

Если за аборт отлучение на 10 лет, то на каждой ступе­ни покаяния проводили 2,5 года. «Исповедую­щийся должен подробно исповедать падение.., исповедующий должен напоминать ему и спра­шивать...» Вас. Вел. 2. Клятвопреступник отлучается на 10 лет от Причастия 64. «Отрекшийся от Христа все время жизни должен быть в числе плачущих..., а при конце жизни удостоится Причастия» Вас.73. Волею убивший – 20 лет (Прав. 56) или 27 лет (Гр. Неок. 9). Иные настаивают на отмену епити­мий за согрешение. На это митр. Иона (1652) говорит: «..Таковых бесчинников будем казнить казнью церковною по святым правилам без ми­лости, потому что не показали св. отцы и Апосто­лы в своих правилах ни пощады, ни милости и от нас милости не будет».

Но дух западничества и католицизма проник в Церковь Православную, особенно при Петре I, и был издан указ в 1734 г. «ни за какие вины от входа церковного не отлучать, и прочих по чину Восточной Церкви треб отнюдь не лишать, опа­саясь за то себе жестокого на теле наказания и священства лишения». В наше время некогда грозные епитимии св. Василия Великого заменены поклонами, чтением молитв, и забывают слова Златоуста, что если священник не накладывает епитимий, не отлучает за грехи, то сам погибает и ввергает в погибель тех, кого допускает до При­частия без наказания. Ибо каждый ныне стре­мится жить своим умом, а не трудиться над ду­шой, как муравей или пчела (Пр. 6:6-11), а более всего дорожат независимостью и своеволием. Где сам себе голова и хозяин, там епитимия прихо­жанам не нужна. «Узкий, гордый и больной ра­зум человеческий, не преображенный в Духе Божием, одинаково стремится к разделению и ИЩЕТ повода к нему. Дух сектантства, укло­нения от истинной Церкви, против которого надо вооружиться молитвой и трезвением, дух этот –душевная, плотская, не духовная ревность.

«Римская экклезиология видит в первенстве римского папы решающий принцип видимого единства Церкви. Быть вне общения с преем­ником Петра – значит поставить себя вне Церк­ви» (Папа Павел VI24 мая 1976 г.) «Святая Римская Церковь осуждает, порицает и анафе-матствует всякого, кто думает обратное или про­тивоположное, не принимает «филиокве» и объяв­ляет его чуждым Телу Христову, которое есть Церковь». Эти анафемы на православных до сих пор не отменены. (8 том «Наст. кн. св.» стр. 666 –1988 г.). Зараза католицизма и экуменизма выра­жается папством в том, что они признают любое крещение (по правильному чину), совершенное и неверующими.

Только в Православной Церкви неповрежденные догматы, и здесь Свет непов­режденный тьмою измышлений и реформизма, и модернизма». «Но путь тьмы искривлен и испол­нен проклятия, ибо есть путь вечной смерти и наказания. Здесь... лицемерие, двоедушие, гор­дость, вероломство, коварство, злоба. Здесь го­нители добрых, ненавистники истины, любители лжи, ловкие в злословии» Ап. Варнава.

«Правед­ное и святое дело, братья, повиноваться Богу, нежели последовать тем, которые в надменности и кичливости стали предводителями презренной зависти. Ибо не малому вреду, а, напротив, под­вергаемся великой опасности, если опрометчиво отдадим себя на волю тех людей, которые под­стрекают нас к РАЗДОРУ и мятежам. Лучше воспротивимся глупым и несмысленным, превоз­носящимся и хвалящимся. Вы, братия, спорливы и ревностны в том, что нимало не относится ко спасению. Подумайте, какие люди развратили вас и уменьшили красоту знаменитой братской люб­ви вашей.., должны просить прощения и те, ко­торые были предводителями возмущения и раз­дора, иначе гибель и им, как Дафану, фараону, ад и смерть.

Вы, положившие начало возмущения, покори­тесь пресвитерам, примите вразумление к покая­нию, преклонив колена сердца своего. (Не одно колено, как у католиков и у красного знамени). Научитесь покорности, отложивши тщеславную и надменную дерзость языка. Ибо лучше вам быть в стаде Христа малыми и уважаемыми, нежели казаться чрезмерно высокими и лишиться упова­ния Его. ”Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придёт на вас ужас; когда придёт на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их“ Пр. 1:23-31» (1 послание к Коринфянам Климента Римского).

«ЭГОИЗМ сильнее всего подавляется пресечени­ем своей воли... Какие хочешь употребляй сред­ства против эгоизма – ничего не сделаешь с ним, если будешь давать свободу воле. Отсюда следу­ет, что где ищут ВОЛЮШКИ во всем, там ищут расширения эгоизма и охлаждения любви, – ищут большего зла. Если эгоизм вселится в сер­дце, то в нем расплодится целое полчище страс­тей» еп. Феофан Затворник.

«Для любящего душу свою, для того, кто не решается на самопожертвование, закрыто Евангелие: он читает букву, но слово жизни, как Дух, остается для него под непрони­цаемой завесой», «САМОЛЮБИЕ боготво­рит свой падший лжеименный разум – старается во всем постоянно удовлетворять своей падшей ложнонаправленной воле. Самолюбие выражает­ся по отношению к ближним или посредством ненависти, или посредством человекоугодия» Игнатий Брянчанинов.

«Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осужде­ние), мог бы свести нас в преисподнюю» Иоанн Златоуст.

 Отходящие от Православной Церк­ви без слова, одним фактом своего ухода от Ис­тины и Света, осудили все соборы церкви и всех святых отцов. Просил ли прощения у Ноя Хам? Но он «раб рабов», и таковые же имена носят «рабы рабов» все гордые, и кому церковь не мать, тому Бог не Отец» Киприан Карфагенский.

«Они ненавидят обличающих в воро­тах и гнушаются тем, кто говорит правду» – Ам. 5:10. Есть специальности, особо подверженные про­никновению в них греха: учительство и торговля (Иак. 3 гл.). «Посреди скреплений камней вбивается гвоздь: так посреди продажи и купли вторгается грех» – Сир. 27:2, и если даже просто пройти по торжищу считалось осквернением (Мрк. 7:4), и даже проехать через базар на лошади, то необхо­димо увеличить скорость, чтобы не задохнуться в миазмах алчности и безделья (Феофан Затворник), то какая ржавчина и гниль поражают души тех, в которых переплетены эти особо доступные демо­нам специальности?

Духовнику необходимо запретить гибельные за­нятия. И не дай Бог, если ещё и жена властвует над мужем – это уже окончательная гибель. «Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобою при жизни твоей», «Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей», «Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем», «Опущенные руки и расслабленные колени — жена, которая не счастливит своего мужа» – Сир. 33:19; 9:2; 25:24, 26.

Есть ли такие грехи, такие преступления, впав­шие в которые несут на себе особую печать отвержения, и их даже величайшие святые не пытаются обратить или вернуть в веру? – Есть! Это добровольно, единственно по злобе и из-за осуж­дения духовных отцов (ХАМОВ ГРЕХ) от­павшие от веры, впавшие в хулу на Истину, ставшие через это врагами прав­ды, детьми диавола (Деян. 13:8). «Отрекшийся от Христа и соделавшийся преступником против таинств спасения, всё время жизни своей должен быть в числе плачущих, и обязан исповедаться: а при конце жизни удостоиться причастия святынь, по вере в Божие человеколюбие» Васил. 73. «Итак, по разделению грехов вышереченным образом, грехи, касающиеся мысленной способности души, признаны от отцов тягчайшими и требующими большего, продолжительнейшаго и строжайшаго покаяния. Например, если кто отрекся веры во Христа, и явился предавшим себя или иудейству, или идолопоклонству, или манихейству, или иному подобному виду нечестия: таковой, если произвольно устремился на сие зло, но потом раскаялся, всё время жизни своей должен иметь временем покаяния. Ибо таковой не удостоивается никогда, во время совершения таинственныя молитвы, купно с народом покланяться Богу, но наедине да молится, а от приобщения Святых Тайн совершенно да будет отлучён. Но в час исхода своего от сей жизни, да удостоится причастия Святых Тайн. Если же, паче чаяния, случится ему остаться в живых: то снова да живёт в том же осуждении, не сподобляясь Святых Тайн до исхода своего. А те, которые муками и жестокими истязаниями вынуждены, подвергаются епитимии на определенное время. Ибо святые отцы таковое человеколюбие показали им потому, что не душа их подверглась падению, но немощь телесная не могла противостоять мучениям. Посему за насильственное и мучением вынужденное отступление, по обращении, мера епитимии определяется, по примеру согрешивших любодеянием» Григорий Нис. 2.

Решившие ос­новать свое сборище (Числ 16 гл.), ставшие лю­тыми врагами верных, разыскивают среди них ослабевших и добивают их, отторгая от Церкви (Втор. 25:17-19, Исх. 17:8-16, Числ. 24:20, 1 Цар. 28:18 – грех АМАЛИКА) Злобность, особенно в женщинах из рода пронырливой Иезавели (Откр. 2:20), прелюбодейки, учащей причащаться у ере­тиков (Сир. 25:17-29). В житиях святых «лютей­шему зверю – женщине» отдавали на казнь под­вижников (19 марта, Хрисанф; 10 февраля, Харлампий; 7 декабря, Амвросий; 22 июня, Евсевий; 12 февраля, Мелетий; 14 июня, Мефодий).

Отступники, изменники, предатели, низверг­нутые дьяволом в прелесть ереси, делаются злее и опаснее своих новых хозяев – хвост скорпиона жалит сильнее головы (Откр. 9:10-19, 12:4). Они рыскают по пустыне греха, вкрадываются в дома нерадивых (Мф. 23:15), добивают их, делая их сы­нами геенны Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» – Иуд. 4; «к сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями»2 Тим. 3:6; «лесной вепрь подрывает её, и полевой зверь объедает её» – Пс. 79:14), от­брасывая номинальных христиан в неандертальство, даруя им цыганскую психологию. Таковые, противящиеся Моисею, хуже волхвов (2 Тим. 2:16, 3:8). Борьбу с таким князем бесовским в челове­ке могут вести только смиренные (4 октября, Павел Препростой).

4 декабря, Иоанн Дамаскин, стр. 109 – оставил долж­ность министра и пошёл в послушники к просто­му, но очень строгому духовному отцу. Однажды Иоанн (поэт, композитор и художник) нарушил своё обещание ничего не писать и был тотчас из­гнан, и горько скорбел, как бы изгнанный из рая. Благодаря заступничеству старцев он получил строгую епитимию – вычистить все туалеты – и с радостью сделал это, но никак не согласился пе­рейти к другому, менее суровому духовному отцу.

А нынешние духовные дети: «А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: ”се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники“. Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти» – Иуд.10-16.

Необходимо раскаиваться в потере любви, в теплохладности, хитрости, в излишнем любопыт­стве. «Не спрашивай, и тебе не будут лгать» Арабская пословица. «Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми» – Суд. 5:23. «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою», «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное» – Откр. 2:4, 20; 3:1-22. «И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» – 2 Петр. 2:2. «Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места» – Ис. 28:8, «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» – 1 Kop. 9:24, Тов. 12:6.

Необходимо раскаиваться за неотдачу вовремя долгов ( «Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца» Притч. 22:7, «Многие считали заём находкою и причинили огорчение тем, которые помогли им» Сир. 29:4; 41 гл.). И за всё, что мыслит­ся, говорится и делается НЕ ПО-СОВЕС­ТИ.

 

Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

Hosted by uCoz