На
исходе второго тысячелетия вполне достаточно фактов отделения от церкви вчерашних
её приверженцев. Только на Африканском континенте насчитывается свыше 6 тысяч
сект, толков, деноминаций, считающих себя Христовыми церквами.
Каждые
две недели рождается новая секта: им же число легион. И каждый родоначальник
секты, ереси оправдывает своё отделение «вескими причинами», обвиняя тех, с кем
был ещё вчера близок. В 1913 году на земле было 130 сект.
«Нет,
говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» – Лук.
13:3, ибо древнее, бывшее есть грозный учитель для всех живущих ныне, чтобы не
повторяли ошибок прежних жителей Земли, и так же не погибли бы, как они. «А
это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были
похотливы... Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление
нам, достигшим последних веков» – 1 Кор. 10:6,11.
Рассмотрим
причины, приводящие к отходу от Церкви, которые выдвигали тогдашние пустосвяты
для своего отделения от своих духовных отцов; рассмотрим, какой дорогой дьявол
уводил ищущих «евхаристической, духовной» жизни. Их следы ещё и ныне
подновляют их духовные дети – отступники от Церкви Христовой, от Православия.
Как
правило, при начале любого движения за отделение от Церкви стоят вожди,
измышляющие якобы веские причины, обвиняющие своих духовных отцов, яростно
поносящие их (Числ. 16 гл.).
Обычно
все, отделяющиеся от Церкви, обвиняют своих наставников, учителей в
необразованности, в гордости, в грубости, в жестоком, якобы, с ними обращении,
и вот теперь-де они образуют лучшую «церковь», свою общину, свободную, наполненную
любовью, где благодать неизмеримо велика, где ласка и обходительность налицо.
Внимательно
рассмотрим то, что уже было под солнцем, что в назидание всем авантюристам и
изменникам, хулителям и отщепенцам.
Какую
вину нашёл сын денницы – диавол в Самосущественной Любви на небе, о том никогда
и никто не узнал ещё – тайна. Как грех мог вообще возникнуть на небе (Откр.12
гл., Быт. 3 гл.), «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца
вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем
истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» –
Иоанн. 8:44. Клеветник и гордость породивший, таких же ищет себе и
последователей. Но 1/3 Ангелов уже обрекли себя, когда склонили слух свой к
речам замыслившего основать себе царство (Ис. 14 гл., Иезек. 28 гл.), но
погрузившегося во мрак вечной погибели, как оставивший своё жилище, своё
место, назначенное ему Богом. «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не
пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания»
– 2 Петр. 2:4, «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала
диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола»
– 1 Иоан. З:8, «и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но
оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого
дня» – Иуда. 1:6, «Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах
Своих усматривает недостатки» – Иов.4:18.
Зная, что диавол внушает свои мысли в слушающих его,
можно предположить, что он, подняв ропот на небе, обвинял Бога в злобе и жестокости,
«Подошёл и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты
человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал»
– Мф. 25:24, что Бог держит слуг Своих в неведении, скрывая от них знание (Быт.
3 гл.).
Святые
отцы на соборах, давших правила для спасения, запретили самочинно оставлять
собрания, отделяться от Церкви. Вас. Вел. 1, Гангр. 6, 1. «Если какой
пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет, и
алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чём противном благочестию
и правде: да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти» Апост.
31. «Все, входящие в церковь и слушающие священные писания, но, по
некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или
отвращающиеся от причащения святой евхаристии, да будут отлучены от церкви
дотоле, как исповедаются, покажут плоды покаяния, и будут просить прощения, и
таким образом смогут получить оное. Да не будет же позволено иметь общение с
отлучёнными от общения, ни сходиться в дома и молиться с находящимися вне
общения церковного; чуждающихся собраний одной церкви не принимать и в другой
церкви. Если же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто-либо
из клира окажется сообщающимся с отлучённым от общения: да будет и сам вне
общения церковного, как производящий замешательство в чине церковном» Антиох.
2
«Если
который пресвитер в своём поведении осуждён будет: такой должен соседним
епископам возвестить, дабы они выслушали дело, и дабы чрез них примирился он со
своим епископом. Если же сего не сотворит, но (от чего да сохранит Бог)
надмеваясь гордостью, удалит сам себя от общения со своим епископом, и вместе с
некоторыми производя раскол, принесёт Богу святое приношение: такой да будет
признаваем находящимся под клятвою, и да лишится своего места, впрочем с
рассмотрением, не имеет ли справедливой жалобы на епископа» Карф. 11 –
даже если человек и не был отлучён, а просто зазирает, чуждается посещать одну
общину, церковь, то его не принимать ни в какой другой – он должен спасаться
там, где уверовал, или окормлялся дотоле. Желая оправдать себя, сеющие смуты в
умах неутверждённых, ленивых прихожан говорят: а кто эти правила написал, что,
они разве вечные?
Они не
знают, что правила соборов и св. отцов суть вехи на пути в Царствие Небесное, и
что эти правила никто не имеет права изменить.
«При
начале всякого слова и дела, наилучший чин есть от Бога начинать, и с Богом
оканчивать, по глаголу Богослова. Сего ради и ныне, когда и благочестие нам уже
ясно проповедуется, и Церковь, в которой Христос положен основанием,
непрестанно возрастает и преуспевает, так что более кедров Ливанских
возвышается, полагая начало священных словес, Божиею благодатию определяем:
хранить неприкосновенно нововведениям и изменениям веру, преданную нам от
самовидцев и служителей Слова, богоизбранных Апостолов; ещё же от трёхсот
восемнадцати святых и блаженных отцов, при Константине царе нашем, на
нечестивого Ария, и на вымышленное им языческое инобожие, или, точнее сказать,
многобожие, в Никее собравшихся, которые единомыслием веры, единосущие в трёх
ипостасях Богоначального естества открыли нам и уяснили, не попустив сему
сокрыту быть под спудом неведения, но ясно научив верных покланяться, единым
поклонением, Отцу и Сыну и Святому Духу, ниспровергли и разрушили лжеучение о
неравных степенях Божества, и еретикам из песка сложенне против православия
детские построения разорили и низринули.
Также и
при великом Феодосии, царе нашем, сто пятидесятью святыми отцами, в сем
царствующем граде собравшимися, провозглашённое исповедание веры содержим,
богословствующе о Святом Духе изречения приемлем; а нечестивого Македония,
купно с прежними врагами истины, как безумно дерзнувшего почитать Владыку
рабом, и нагло хотевшего пресечь несекомую единицу, так что не было бы
совершенно таинство упования нашего. Вместе с этим гнуснейшим и против истины
неистовавшим, осуждаем Аполинария, тайноводителя злобы, который нечестиво
изрыгнул, будто бы Господь принял тело без души и ума, сим образом также вводя
помышление, будто бы спасение соделано для нас несовершенное. Также и при
Феодосии, сыне Аркадия, царе нашем, собравшимися в первый раз во граде Эфесе,
двумястами богоносными отцами изложенное учение, несокрушимую благочестия
державу, согласием запечатлеваем, единого Христа Сына Божия и воплотившегося
проповедуя, и безсеменно родившую Его, непорочную Приснодеву Марию исповедуя
собственно и истинно Богородицею, а безумное разделение Нестория, как от жребия
Божия отлучённое... И недавно при царе нашем, блаженной памяти Константине, в
сем царствующем граде сошедшагося шестого Собора вероисповедание, которое
большую крепость приняло, когда благочестивый император постановления этого
Собора своею печатью, ради достоверности, на все веки утвердил, вновь
обязываемся хранить нерушимо. Оно боголюбно изъяснило, что должны мы
исповедывать два естественные хотения, или две воли, и два естественные действа
в Воплотившемся, ради нашего спасения, Едином Господе нашем Иисусе Христе,
истинном Боге; а тех, которые правый догмат истины извратили, и едину волю и
едино действо, в едином Господе Боге нашем Иисусе Христе, людям проповедовали,
судом благочестия обвинило, как Феодора епископа Фаранского, Кира
Александрийского, Гонория Римского, Сергия, Пирра, Павла, Петра, бывших в сем богоспасаемом
граде предстоятелями, Макария Антиохийского епископа, ученика нашего Стефана, и
безумного Полихрония, сим образом соблюдая неприкосновенным общее тело Христа
Бога нашего. Кратко сказать, постановляем, да вера всех в Церкви Божией
прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа слово жизни,
соблюдается твёрдою, и да пребывает до скончания века непоколебимою, вкупе с
богопреданными их писаниями и догматами. Отметаем и анафематствуем всех,
которых они отметали и анафематствовали, как врагов истины, всуе скрежетавших
на Бога, и усиливавшихся неправду на высоту вознести. Если же кто-либо из всех
не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не так мыслит и
проповедует, но покушается идти против оных: тот да будет анафема, по
определению, прежде постановленному преждеупомянутыми святыми и блаженными
отцами, и от сословия Христианского, как чуждый, да будет исключён и извержен.
Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили, не прилагать
что-либо, не убавлять, и не могли никаким образом.
2.
Прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей святой Собор и то, чтобы
отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы
пребывали принятые, и утверждённые бывшими прежде нас святыми и блаженными
отцами, а так же и нам преданные именем святых и славных Апостолов, восемьдесят
пять правил. Поелику же в сих правилах повелено нам принимать оных же святых
Апостолов постановления, чрез Климента преданные, в которые некогда
иномыслящие, ко вреду Церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия, и
помрачившее для нас благолепную красоту Божественного учения: то мы, ради
назидания и ограждения Христианской паствы, оные Климентовы постановления
благорассмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретического
лжесловесия, и не вмешивая их в чистое и совершенное Апостольское учение.
Согласием
нашим запечатлеваем и все прочие священные правила, изложенные от святых и
блаженных отцов наших, то есть, трехсот восемнадцати богоносных отец, собравшихся
в Никее; также от отцов, собиравшихся во Анкире, и в Неокесарии, равно и в
Гангре; кроме сего в Антиохии Сирийской и в Лаодикии Фригийской; ещё же
стапятидесяти отцов, сошедшихся в сем Богохранимом и царствующем граде; и
двухсот отцов, собравшихся в первый раз в областном граде Эфесе; и шестисот
тридцати святых и блаженных отцов, собравшихся в Халкидоне; и от собравшихся в
Сардике, и в Карфагене; и ещё собравшихся снова в сем Богоспасаемом и
царствующем граде при Нектарии, предстоятеле сего царствующего града, и при
Феофиле, Александрийском архиепископе; также правила Дионисия, архиепископа
великого града Александрии; Петра, Александрийского архиепископа и мученика;
Григория, епископа Неокесарийскаго, чудотворца; Афанасия, архиепископа
Александрийского; Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской; Григория,
епископа Нисского; Григория Богослова; Амфилохия Иконийского; первого Тимофея,
архиепископа Александрийскаго; Феофила, архиепископа того же великого града
Александрии; Кирилла, архиепископа Александрийскаго; и Геннадия, патриарха сего
богохранимого и царствующего града; ещё же и Киприана, архиепископа Африканской
страны, и мученика, и Собором при нём бывшем изложенное правило, которое в
местах предупомянутых предстоятелей, и токмо у них, по преданному обычаю,
сохраняемо было. Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять,
или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другие, с подложными
надписаниями составленные некими людьми, дерзнувшими корчемствовать
(спекулировать) истиною. Если же кто обличён будет, что некое правило из
вышереченных покусился изменить, или прекратить: таковый будет повинен против
того правила понести епитимию, какую оно определяет, и чрез оное врачуем будет
от того, в чём преткнулся» VI Bселенский собор, правила 1, 2.
«Принявшим священническое достоинство
свидетельствами и руководством служат начертанные правила и постановления,
которые охотно приемля, воспеваем с Богоглаголивым Давидом, ко Господу Богу
глаголюще: на пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве. Также:
заповедал еси правду, свидения Твоя во век; вразуми меня и жив буду. И если
пророческий глас повелевает нам вовек хранить откровения Божии, и жить в них:
ибо явно есть, тчо пребывают оныя несокрушимы и непоколебимы. Ибо и боговидец Моисей
так говорит: к этому не подобает прибавлять и от этого не подобает убавить. И
Божественный Апостол Пётр, хвалясь ими, вопиет: в это желают Ангелы проникнуть.
Также и Павел вещает: Если мы, или Ангел с небес благовестит вам иначе, нежели
благовестили вам, анафема да будет. Поскольку сие верно, и засвидетельствовано
нам: то, радуясь о сем, подобно как обрёл бы кто корысть многую, Божественные
правила с услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим
постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостолов, святых труб
Духа, и от святых вселенских соборов, и поместно собирающихся для издания
таковых заповедей, и от святых отцов наших. Ибо все они, от одного и того
же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они предают анафеме, тех и
мы анафематствуем; а кого извержению, тех и
мы извергаем, и кого отлучению, тех и мы отлучаем; кого же подвергают епитимии,
тех и мы также подвергаем» VII Всел. 1.
Любое отделение мотивируется авантюристами как средство
для духовного роста, как жажда «евхаристической жизни, литургических опытов».
Дорога в ад вымощена благими намерениями.
Святые
отцы дали подробные наставления желающим спастись и разъяснили, что будет с
теми, кто пренебрежёт наставлением духовных отцов.
После
Бога больше всех надо любить православных священников, очищающих нас святыми
Таинствами и молящиеся о нас. «Почитающий отца очистится от грехов, и
уважающий мать свою — как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь
радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца
будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся
Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его. Делом и словом
почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо
благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до
основания» – Сир. 3:3-9.
Бес ненавидит не только духовное наставление,
но даже ГОЛОС наставляющего. Если случится, что и молодой простец (мирянин)
говорит о Божественном или вообще о сути спасения, надо слушать и по силе
исполнять, а если кто, будь он даже священник, и белую бороду имеет, но
научает противному и несогласному со святыми отцами, то нечего и слушать его.
Мысли твои открывая не всем, но только отцу духовному. Не давай слуха твоего
речам о священниках и беги от вестей праздношатающихся старух. Из-за
непочитания священства вся Церковь пришла в бесчиние и смятение. Мы потеряли
любовь. Если мы не любим духовных отцов своих, посланных от Бога, то кто
поверит нам, что имеем любовь к прочим нашим ближним? «Почитай отца
твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на
земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» – Исх. 20:12, «Кто
ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти», «Кто
злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» –
Исх. 21:15, 17.
Без
наставника духовного спастись весьма мудрено. Разрешить от грехов всякий священник
может, а научить духовной жизни – один из многих. Господь любит душу
мужественную и мудрую, а если у вас нет ни того, ни другого, то надо просить у
Бога слушаться духовников: в них живет благодать Святого Духа.
Охраняйся
от пристрастия к наставнику. Многие не остереглись и
впали вместе с наставником в сеть демону. Совет и послушание чисты и угодны
Богу до тех пор, пока они не осквернены пристрастием, а с пристрастием
погибают добрые дела.
Не испытав
отцов, им тайны не вверяй. Следует не жизнь и дела наставников разбирать, а
ТОЛЬКО наставления их принимать, если они согласны со словом Божиим. «Если
слова мои не сходятся с Библией, то не верьте и мне», –
говорит Кирилл Иерусалимский.
Когда
священник неправо наставляет, не слушай его, хотя бы он был Ангелом. Всегда
есть опасность попасть, вместо истинного руководителя, на ложного, и потом
претерпеть вместо пользы – вред, вместо спасения – гибель. Горе братиям, у
которых настоятель или духовник молод и телом крепок, а в духовных делах неопытен.
От не имеющих Духа Христова учителей, проповедующих противное учению Христову,
следует бежать.
Признак,
по которому можно распознать правомыслие духовного отца, есть согласие слова
его со Словом Божиим.
Если
подумаешь, что духовник неопытный, что он в суете, и что лучше самому
руководиться ПО КНИГАМ, то ты на опасном пути и недалёк от прелести.
Ведать надо то, что враг ни о чем в монастырях и на приходах так не старается,
как о том, чтобы разорвать связь духовного отца с братиями или с прихожанами. «Если
у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и
голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, — то отец его и
мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к
воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш
буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители
города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя,
и все Израильтяне услышат и убоятся» – Втор. 21:18, «Слушай, сын
мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» – Пр.
1:8. Для этого он уничтожает достоинства отцов в глазах братии или
прихожан, а недостатки их, свойственные нашей человеческой природе,
увеличивает и даже измышляет. Всех
наставников почитай и проси у них молитв, а душу открывай одному.
Если бывают помыслы против духовного отца, надо говорить
ему на исповеди: «Приходят помыслы против вас, хульные и осуждающие». Слова и
повеления духовного отца исполняй. Неоткровенность духовному отцу есть дело
сатанинское. Иначе, как будет пользовать он нас, когда не знает, что в нас. Самое
радикальное средство от гордости – быть в послушании духовнику. Великая пакость
учиняется людям за презрение повелений отцов духовных. «Глупый
пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот
благоразумен. [В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из
земли]» – Пр.15:5, «И если вы называете Отцем Того, Который
нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время
странствования вашего» – 1 Петр. 1:17.
Помыслы
те надо говорить духовнику, которые беспокоят. Они от гордости. Их следует
записывать каждый день для исповедания. Они ослабевают от откровения, от
исповеди. Иные, имея неприятности со священниками, уклоняются от храмов
Господних, но ради сего ОСТАВЛЯТЬ православные храмы Божий не должно.
Если не хочешь потерпеть епитимию от духовного отца, что всячески неизбежно для
очищения внутренней скверны, то будешь терпеть от бесов по исходе души.
Хотя бы
и худой жизни был священник, не должно его учения презирать, ибо он не свое,
но Божие преподает учение. Помни всегда того, кто напояет тебя добрым учением,
и от него старайся узнать животворящие заповеди, ибо это поможет тебе провести
жизнь по воле Господа. «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я
в узах моих» – Филим.1:10, «потому что вы знаете, как каждого из
вас, как отец детей своих» – 1Фес. 2:11, «Господь возвысил отца
над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» – Сир.3:2. Если хочешь
успешно бороться со страстями, позаботься о том, чтобы иметь опытного
наставника: не ласкателя, а справедливого. Если кто тебя обидит, не
рассказывай никому, кроме духовного отца, и будешь мирен. Ревность к
духовному отцу – тяжкий грех. МАЛО тебе он уделяет ВНИМАНИЯ,
другому больше – как дитя смирись. За это больше будешь любим Господом и отцом
духовным. От всех, кроме духовного отца твоего, сокрой тайны, дела и искушения
твои. Не следует надеяться на свой разум, и в потребных случаях надо прибегать
к совету своего духовного отца. Ведь о духовных предметах правильно могут
судить ТОЛЬКО люди, живущие духовной жизнью.
Повинуйся
тому, кто известен, как муж духовный в слове, жизни и рассуждении. Исповедь –
это тайна твоя и духовника. Мало ли что духовник может сказать тебе на
исповеди, что другим говорить и неудобно. От раз избранного духовного отца НЕ
УХОДИ по причинам, выдуманным тобою. Знай, что диавол любит отводить нас от
того, кто может быть нам наиболее полезен. Не слушай его внушений, если он
будет шептать тебе, что духовный отец не внимателен к тебе, холоден с тобою и
не хочет иметь тебя около себя. Кричи прямо вслух ему в ответ: «Не слушаю тебя,
враг, это всё неправда, я люблю и уважаю отца моего духовного». «Оставляющий
отца — то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою»,
«всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери
твоей» – Сир. 3:16, 7:29.
ПРИ ИСПОВЕДИ
духовнику или откровении помыслов старцу должно каяться, себя признавать
виновным, а не оправдываться и не взваливать вину на другого; должно самим открываться,
а не ожидать вопросов. С духовником следует говорить со страхом Божиим,
скромно, смиренно, без смеха. Вообще никому не рассказывай, о чём ты говоришь
с духовником, и своих искушений никому, кроме него, не поверяй. От рассказов
облегчения не получишь, а другому можешь принести вред: выслушают тебя из любопытства,
а потом соблазнятся и тебя же осудят.
Каждый
помысл, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему, но не открывай
её пред другими. Если хочешь вычитанное из книги ввести в собственную жизнь, то
не делай этого самовольно, а непременно посоветуйся с духовным отцом, иначе
легко можешь попасть в хитро расставленные сети врага – обольстителя. Как
яда смертельного бойся хулы на духовного отца. «Не ищи славы в
бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца», «Наглая
позорит отца и мужа, и у обоих будет в презрении» – Сир. 3:10, 22:5.
Услышав от других худое про него, старайся защитить или, по крайней мере,
скорее УЙТИ ОТ ХУЛИТЕЛЕЙ, а слышанное не принимать к сердцу. Изо всех
сил старайся не пропускать ни одного слова, сказанного тебе твоим духовным
отцом. «Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей»,
«Глупый сын — сокрушение для отца своего», «Разоряющий отца и выгоняющий мать —
сын срамной и бесчестный» – Пр. 17:25, 19:13, 26.
САМОСТЬ, главное свойство
которой – делать всё по своему и в свою угоду; а поскольку НА САМОСТИ
держатся все страсти, то по мере поглощения самости они стихают, душа
светлеет, близится к чистоте и бесстрастию. Иоанн Савваит советует:
«Избери себе наставника, СТРОЖЕ И СУРОВЕЕ которого не было бы в роде
человеческом». Видно, что чем круче отречение от себя, от своей воли и своих
чувств, тем спасительное.
О ПЕРЕМЕНЕ ДУХОВНИКА нечего и
помышлять. Но другой слаще говорит, и душа к нему льнёт. Тот, кто лучше
говорит, пусть будет советником, а духовник – духовником. Не умеющим видеть
свои грехи рекомендуется обращать внимание на то, какие грехи видят в них
близкие люди и в чем их упрекают. Почти всегда это будет верное указание на
наши действительные недочеты.
Кто
исповедуется у другого священника, стыдясь своему духовнику открыть большой
грех, тот СМЕРТНО согрешает. Вопрошающий духовника и не исполняющий его
совета раздражает Бога. Беседуя с отцами и прося их о чем-либо, прилично
выражать свое почтение к ним поклонами. Тяжело тебе переносить замечания духовного
отца? А подумал ты, каково ему делать их тебе? От всех других скрывай свои
брани, потому что такою преступною откровенностью повредишь и себе и другим. Не
может быть двух плотских отцов, также и в духовной жизни. Поэтому не рекомендуется
хождение за советами к различным старцам при имеющемся уже руководителе. Враг
рода человеческого то вселяет в сердце недоверие к нему и принижает значение
его советов, то раздувает в воображении его немощи, внушает ненависть и даже презрение,
то внушает, что нет пользы от откровения. Оптинские старцы говорили: «Если с
верой будешь искать и принимать слова наставника, то и через грешника получишь
пользу, а если с сомнением и испытанием, то и праведник не поможет». В
разрешительной силе священника не нужно сомневаться, каков бы он ни был, лишь
бы не состоял под запрещением архиерея. Исповедь не есть только беседа с
духовником, рассказ о своих грехах, исповедь – это целый переворот в душе.
Диавол не только простеца заставляет скрывать на исповеди грехи, но и человека
книжного, говоря ему, что он наедине может исповедать Богу грехи свои.
Нельзя
перед одним отцом духовным исповедываться в одних грехах, перед другим – в других.
Такая исповедь бывает недействительной; решиться все грехи без утайки поведать
священнику, и в них покаяться, и впредь их избегать.
Хотя
прежние наши грехи при Таинстве исповеди и прощаются, но мы несем за них Божию
епитимию: терпим болезни, скорби, немощи, и всё, что Господь посылает нам к
очищению грехов наших. Когда Господь прощает нам грехи наши, мы сами
не должны прощать их себе, но всегда помнить о них, непрестанно
возобновляя раскаяние в них. Неуместная или чрезмерная печаль о грехах
оскорбляет Духа Божия.
Что
значит искренне исповедаться? Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять.
Для чего нужно частое покаяние? Для того, чтобы бичевать грех, язвить,
удручать, умерщвлять его. Грех через частое покаяние теряет свою силу, свою
прелесть, свое обаяние.
Старец
Варсонофий Оптинский говорил: «Вы знаете, какая у дьявола тактика? Он, ведая, что
какой-либо человек имеет грех более или менее тяжкий, старается, чтобы человек
в нем не покаялся. С этой целью он всячески умаляет степень тяжести греха,
внушая такие мысли: «Это не важно», «Бог тебя простит», и тому подобное. И
даже старается, чтобы человек забыл об этом грехе. Но когда этому человеку
удается, наконец, исповедать свой грех, то диавол старается всячески увеличить
его тяжесть, внушая, что этот грех настолько велик, что Бог никогда не простит
его». Кто уклоняется от Святых Таинств Исповеди и Причащения, тот ВРАГ
САМОМУ СЕБЕ, ибо сам отвергает свое спасение.
Кто
исповедуется, не имея истинного сожаления о том, что согрешил, и не чувствуя
сокрушения в сердце своем, тот не получит от Бога прощения в грехах своих.
Объявляя духовнику одни душевные грехи, мало касаясь плотских, христианин
вредит себе, сам того не понимая. На человека диавол особенно нападает тогда,
когда видит что он находится в уединении, особенно когда он остается без совета
и полагается только на свой разум. Вот чего требует Бог от христиан: покоряться
Священному Писанию, исполнять делом прочитанное и веровать настоятелям и отцам
духовным. Никогда не следует об одном и том же деле вопрошать разных старцев,
или одного старца – несколько раз, потому что самый ПЕРЫЙ ОТВЕТ идет от
Господа, а второй – от рассуждения человека в старце. Покаяние нужно иметь не
только при исповеди, но постоянно. ПОМНИ всегда того, кто напояет тебя
добрым учением, и от него старайся узнать животворящие заповеди, ибо это
поможет тебе провести жизнь по воле Господа.
Если
возникло у тебя дурное чувство к старцу, – знай, что наставник для тебя ПОЛЕЗЕН,
но вот враг задумал тебя от него отстранить, удалить. «Глупый сын —
досада отцу своему и огорчение для матери своей», «Кто обкрадывает отца своего
и мать свою и говорит: “это не грех”, тот — сообщник грабителям» – Пр.
17:25, 28:24. Может быть, старец сбивает у тебя горделивое чувство или ещё
какой-нибудь недостаток, а тебе по самолюбию, и врагу это неприятно – вот и
поднимается у тебя в сердце неприязнь к духовному отцу. Забудь её. «Есть
род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей», «Глаз,
насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны
дольные, и сожрут птенцы орлиные!» – Пр. 30:11, 17, «Если вы
терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой
сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое
всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи
наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более
должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» – Евр. 12:7-9.
О тех
грехах, которых ты при всем своем желании не можешь вспомнить, не беспокойся,
что они тебе не простятся. Ты только имей искреннюю решимость во всём покаяться
и со слезами проси Господа простить тебе все твои грехи, которые помнишь и не
помнишь. Отсутствие сокрушения выражается в том, что человек открывает свои
грехи как бы с некоторым бесстыдством, говорит о них, как об обыкновенных,
безразличных делах, извиняет свои поступки или слагает свою вину на других.
Откровение имеет великую силу и важность. Даже тогда, когда кажется, что нечего
и открывать, приди, прими благословение, и скажи, что открывать ничего не имеешь.
Быть может, враг уже хотел что-нибудь подстроить тебе, а этими словами всё
разрушено. Грехи исповеданные и нами осознанные снова открывать не следует. Святым
Причастием подается благодать в борьбе с врагом и для укрепления в добре. «Ибо
Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» –
Сир.3:2.
Духовный
отец, как столп, только указывает путь, идти надо самому. Если духовный отец
будет указывать, а сам ученик его не будет двигаться, то никогда не уйдет, а
так и сгниет у этого столпа». («Духовный руководитель и отношение к нему
православного христианина», стр.70).
Отделяющиеся
от Церкви, меняющие отца своего духовного, уходящие оттуда, где духовно родились,
приняли правильное крещение, где причащались – ...и всё бросить, всё похулить
своим уходом; и начать рассказывать о мнимых грехах и явных недостатках своих
отцов –этим совершается грех ХАМА (Быт.9:20-27). Хам же только не прикрыл
наготу своего отца, и все его потомки так и остались черными (Африканский
континент) до сего дня. Сколь тягчайший грех совершают духовные авантюристы,
изменники, хулители Истины, когда отвергают всё бывшее, раздевают отцов своих,
хулят каноны церкви, считая их не богоданными. «Если отвергшийся закона
Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то
сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия
и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати
оскорбляет?», «Ибо невозможно — однажды просвещённых, и вкусивших
дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого
глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда
они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно
сходящий на неё дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и
возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы
негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение» – Евр. 10:29,
6:4-8.
Грехи
родителей, предков, если в них не принесено покаяние, тяготеют и над
потомками. Вот почему сын царицы Евдоксии, гонительницы Иоанна Златоуста,
Феодосий младший просил в письменном виде прощения у святителя через 32 года.
Это же было и у царя Алексея Михайловича перед мощами митр. Филиппа за грех
убийства и лютость Иоанна Грозного.
«Кругом
измена, трусость, обман» – записал в своем дневнике в день отречения 2 марта
Нет
соборного, всероссийского покаяния за скорбь и убийство царя Николая II, и
этими грехами исполнена земля русская, Церковь, семьи. Нераскаянный грех все
ещё ядовито расползается и в потомках. «Мы изменили и солгали пред Господом,
и отступили от Бога нашего; говорили клевету и ИЗМЕНУ, зачинали и рождали из
сердца лживые слова» – Ис. 59:13-16, «злоречивы, клеветники,
богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны
родителям» – Рим. 1:30, Принимавшие крещение обещались быть в
послушании отца и наставника, быть членом именно Православной Церкви, не
связанной ни экуменизмом, ни предательством и сотрудничеством с безбожниками (
Мф.
10:21: «восстанут дети на родителей» – признак кончины века. И «Закон
отцов наших доведен до ничтожества» – 3 Езд. 4:23. Потерявшие страх
Божий отщепенцы всегда обвиняют других. Вот только несколько примеров из
истории Церкви.
Савва
Освященный, 5 декабря, стр. 133:
«В сие время явились в лавре некоторые иноки, развращённые
плотоугодники, Духа не имеющие, которые издавна несправедливо обвиняли святого
и ВСЯЧЕСКИ его огорчали. Так часто среди пшеницы вырастают плевелы.
Сии развращенные братия, лучше сказать лжебратия, замыслили зло на святого,
пошли жаловаться на Савву к патриарху: ”Это – ГРУБЫЙ, неумелый человек,
не может руководить нами, не может по своей грубости и невежеству“. – И
услышали в ответ: ”Если Савва мог собрать вас в том месте, то тем более он может,
с помощью Божией и пасти вас“. Таких злодеев было сорок человек. Савва удалился
от них, думая, что они утихнут. Но когда он возвратился, то их стало ещё
больше, всего человек до шестидесяти. Он оплакивал их, как ПОГИБШИХ. Они
решили открыть новую общину – монастырь. И снова пошли жаловаться патриарху.
Патриарх же опять сказал: ”Приимите своего отца радушно и с должною честию и
повинуйтесь ему во всем, так как не вы избрали его, а он вас собрал.
Если же некоторые из вас, гордые и непокорные, не захотят смиряться и
покоряться ему, тем мы повелеваем тотчас выйти из лавры: не подобает сему отцу
не занимать своего места“. ”Когда сие послание было прочтено в лавре посреди
церкви и, враги Саввы, ослепленные злобой, подняли крик и смятение, бранили,
злословили. Другие, взяв свои одежды и вещи, собирались уйти из лавры, а некоторые,
схватив топоры и ломы, устремились к келии, которую построил сам преподобный
Савва, в неистовстве разорили её до основания, побросав дерево и камень вниз,
в поток. Но и в другом монастыре этих лиходеев не приняли, и они решили
совершенно отдельно строиться, но все пошло прахом, они погибли“. А Савва предсказал:
”Вот наступают дни, в которые жители сего места (отошедшие) ОТПАДУТ от
правой веры и сии в гордости возмечтают о себе, но дерзость их разрушится, и
величие их внезапно падет, и они будут изгнаны“. Слова отошедших
были ”как яд змеиный в их устах, как болезненная язва под языком“. ”В числе их
первым был палестинец Нонн, который казался истинным христианином, с виду
благочестивым, внутри же полон был языческих и иудейских лжеучений и пагубных
ересей. Препод. Савва скорбел весьма о них, что отступали они с правого пути, с
великим прискорбием переносил их близкое присутствие». «А это были
образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы»,
«Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим
последних веков» – 1 Kop. 10:6.
Ещё
пример: св. Иоанн Златоуст, 13 ноября, стр. 333. Когда читаешь об
отделившихся от Златоуста, о их хулениях, то так и хочется воскликнуть: как
ваши имена, и где вы теперь? А златословный учитель пребывает пред Престолом
Троицы:
Враги стали порицать святого, укоряя
его за немилосердие. Среди недовольных святым угодником Божиим находилось
немало и клириков, живших порочно, т. к. он изобличал их лукавые дела и отлучал
иных от Церкви: особенно враги были раздражены поступком диакона Серапиона,
который благоверно служил при патриархе и, живя благочестиво, однажды в
присутствии всех клириков сказал Иоанну Златоусту: «Владыко, ты не исправишь
сих, если не разгонишь всех их одним жезлом», и стали возводить на святого
всякие хулы. Не одна царица враждовала против святого, но многие другие, жившие
нечестиво... Златоуст, будучи пылким, произнес речь против жестокостей женщин.
Царица всё это применила к себе... С горечью увидел св. Иоанн Златоуст, что его
осудили, злоба врагов удалась, и простодушно удивлялся, как это случилось;
и на соборе осудили праведника, сослали, и погиб он от их лютости.
Говорят:
было бы у вас всё хорошо, от вас бы не уходили люди. Говорящие так показывают,
что они не знают ни жития святых, ни содержания Библии. «С этого времени
многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» – Иоан.
6:66, показывает, что даже от Иисуса Христа отошли хотевшие провозгласить Его
Царем, когда слова Спасителя не могли вместиться в них, ищущих выгод земных,
сытости плотской. Отчего блудный сын ушёл из дома? (Лук. 15 гл.) Чего
ему там не хватало? Вероятно, что и товарищам он сумел объяснить, отчего он
ушёл от отца, и ему поверили и похвалили его здравость суждения и приобретённую
им свободу. Теперь у корыта рядом со свиньями нет над ним диктата, он
«свободен» умереть.
Грех
Хама, преступление хамитов несмываемо, угрожает и непочитающим своих отцов. «Он
охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих» – Пр. 2:8, «Глупый
пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот
благоразумен», «Родил кто глупого, — себе на горе, и отец глупого
не порадуется» – 17:21, «Есть род, который проклинает отца
своего и не благословляет матери своей» – Притч. 30:11, и прокляты
такие дети пред Богом, рабы рабов будут и пойдут к рабам рабов, и вороны
выклюют глаза хама, насмехающегося над отцом. Духовное родство выше плотского,
так и духовный отец выше земного, плотского.
«Нас
спрашивают, почему мы вмешиваемся в споры религиозного порядка. В какой мере
вопросы объединения церквей, экуменические конгрессы и т.д. Могут эти вопросы
представлять интерес для МАСОНСТВА?.. Это близко интересует масонство и
является сродной масонству». (Издание ВСЦ. Париж. N 3, сент.1946 «Объединение
церквей») Участие в экуменизме – грех, в котором необходимо
исповедаться.
«Простому,
здравомыслящему православному человеку не может прийти на мысль причаститься в
протестантском или КАТОЛИЧЕСКОМ костеле, и это потому, что всем своим
существом, органически, он знает внутренним безошибочным знанием, что нет
Святого Причастия НИГДЕ, кроме как в Православной Церкви Христовой...
Совсем забыто святоотеческое изречение, что «причастие еретиков есть
пища бесов» Митр. Виталий (С.Рос. 26.9.96).
Нет
ничего страшнее, как потерять веру православную и впасть в веру католическую, в
ересь сектантства. Авва Агафон (2 марта) согласился с любым обвинением
кроме обвинения в ереси. Евтихий патриарх (6 апреля): еретика
следует анафематствовать и после его смерти. Косма скопец (3 августа)
заговорил и в могиле: не прикасайся, ибо ты еретик, хотя и похоронен как
православный епископ, но тайно ты держался ереси... На ересь и раньше смотрели
некоторые, как на благочестие. Александр (25 января): народ ересь
принимал за истину, а еретиков почитал как истинных христиан. Киприан (31
августа): у еретиков нет спасения. Екатерина (25 ноября): С
еретиками нельзя ни молиться, ни беседовать, соглашаясь с ними, с их бесовским
учением. Антоний (17 января): я никогда не беседовал ДРУЖЕСКИ с
еретиками. Св. Поликарп (23 февраля) Маркиону еретику: ты первородный
сын дьявола. Апостол Иоанн оказался в бане вместе с еретиком Ахиритом,
не зная о том. «Бежим отсюда, чтобы не погибнуть вместе с еретиком», – сказал
он ученику своему. Семей злословил царя Давида, называя его беззаконником. И
за терпение псалмопевца Бог вознаградил его (2 Цар. 16:7-13).
Сисой Великий (6 июля), стр. 118:
«Был у сего преподобного отца ученик Аполлос. По силе вражьего
коварства в числе прочих пожеланий и искушений у него явилось желание
священнического сана. В сновидениях ему являлись бесы в образе святителей,
хиротонисавшие его во епископа. Не послушав Сисоя, чтобы не добиваться этого,
Аполлос тайно бежал в город, но дорогой встретил его бес. Имея звериное подобие,
бес в то же время был похож и на мужчину и на женщину. Распространяя смрад,
бес являл перед глазами Аполлоса такое бесстыдство, что сего даже невозможно передать
на письме. Кинувшись Аполлосу на шею, бес обнимал его руками и часто целовал.
Аполлос ограждал себя крестным знамением и вырывался из рук его. Но бес говорил
ему: «Знай, что ты мой, и люблю я тебя, ибо ты исполняешь мои желания...
доведу до конца твои желания» Призвав имя отца Сисоя, увидел, что бес, отступив
от него, преобразился в красивую женщину и сказал ему: подойди, удовлетвори
своему желанию. Я обещаюсь сделать тебя священником и епископом».
Урок всем покидающим, меняющим своих
духовных отцов. Как страшно мирно беседовать с еретиками и соглашаться с ними
и, тем более, рассказывать врагам Церкви о своих отцах духовных худое.
Паисий Великий (19 июня), стр. 436:
Один ученик святого на пути беседовал с евреем, который
«увидев простоту его, начал изливать скверным своим языком яд. И сказал еврей,
что Христос ещё не пришёл, а придет. Инок же по своей умственной слабости и
простоте сердечной, внимал, как истине, и даже раз промолвил: «Может быть, и
правда, что ты говоришь». Паисий сказал ему после, что этими словами ученик
отвергся Христа, лишился благодати КРЕЩЕНИЯ, перестал быть христианином,
«теперь иди и оплакивай, как хочешь, ибо нет тебе места со мною, но твое имя
написано с отвергшимися Христа, – с ними ты и примешь ад и муки». После долгих
молитв, из уст ученика вышел бес в виде дыма темного, стр.443.
«Среди учеников преподобного был некий старец, который имел
совершенно МИРСКИЕ обычаи и нравы; слушал Паисия и.. ПОНОСИЛ
слова святого, позволял себе и ругаться над беседами святого Паисия, говоря
при этом одну только растлевающую и хульную ложь. По молитвам Паисия и просьбе
лживого инока, из уст хульника вышел злой дух».
Мартин епископ (12 октября), стр. 297:
«Среди духовенства в монастыре был один молодой человек, по
имени Брикций, который происходил из самого низкого звания, но которого Мартин
приютил, воспитал и возвёл в сан диакона. Возбуждаемый злыми духами, Брикций
стал страшно поносить своего незлобивого учителя и в глаза, и за глаза. Святой
муж старался образумить его кроткими наставлениями, но это не действовало на
безумца, и он продолжал изрыгать ещё большие хулы и потом убежал и встречному
назвал Мартина обманщиком. «Почему ты меня назвал обманщиком?» – «Я никогда не
называл тебя так». – После того с Брикцием сделались припадки БЕШЕНСТВА,
и, однажды, когда Мартин сидел на скамье перед своей кельей, Брикций набросился
на него с яростными ругательствами, причем на соседних скалах ему виднелись
два демона, поощряющие его к безумству».
Истинный отец есть тот, через которого душа обратилась,
питалась духовными беседами, или от кого приняла крещение и где исповедывалась;
«Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил
вас во Христе Иисусе благовествованием» – 1 Кор. 4:15, и до самой
смерти дети духовные не имеют права осуждать, раздевать отца, чтобы не
сделаться ХАМАМИ, проклятыми Богом. Кто же дерзнул на это, тот давно
перелез через ограду закона Божественного, морального и идёт к погибели. «Я
писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему,
если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами,
и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и
изгоняет из церкви. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро,
тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. О Димитрии засвидетельствовано всеми
и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство
наше истинно» – 3 Иоан. 9-12, «есть род, который проклинает отца
своего и не благословляет матери своей», «Глаз, насмехающийся над
отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут
птенцы орлиные!» – Пр. 30:11, 17. Это гордые Диотрефы, строители
Вавилонской башни разделения и гордыни. Разве патр. Тихон давал повод
Введенскому А.И. (названному митр. Виталием у обновленцев), Красницкому и др.
обновленцам-отступникам повод хулить себя, отделяться от церкви? «Пишу
вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что
вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» – 1
Иоан. 2:13.
Убив
брата Авеля, Каин скитался и дрожал всю жизнь. Этот страх на всех духовных
убийцах – так сделанный грех Адама заставил скрываться, бежать от лица Отца. И
дух безбожия срывает, как незрелые смоквы бывших в Церкви.
Отступники
от Церкви Христовой всегда говорят о любви, которой они не нашли в Церкви, и о
том, как много любви там, где они теперь – вне Церкви православной. Говорят ещё
более о мире, которого не обрели в Церкви; а на самом деле сами-то и не явили
любовь, мирность. «Не нужно оставлять падших, хотя бы мы наперед знали, что
они не послушают нас» Иоанн Златоуст.
Почему
Иуда стал предателем? Путём анализа Иуда пришёл к выводу, что он ошибся в
Иисусе из Назарета, что Он не Тот обещанный пророками Мессия, а Обманщик, а
значит и сам Иуда оказывается не на той стороне; что Христос предал мечты Иуды
о Царстве Израиля, – и предательством ответил на предательство. И только увидев
Христа на Голгофе, вновь осознал, что первое его решение следовать за Христом
было истинное, а уход от Истины погрузил его во мрак. И удавился от ужаса
содеянного предательства.
«От истины отвратят слух и обратятся к басням». 2
Тим. 4:4, «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса
Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия».
2 Петр. 1:16), сворачивают с прямого пути исповедания своего греха на
путь тайных сборищ, ропота, клеветы. Уходя от законных собраний церковных,
раздевают Мать – Церковь, ибо Церковь, по слову Златоуста, одевается
людьми, как листьями. И сей грех страшнее греха Хама, только лишь не
прикрывшего наготу отца своего.
«Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон,
или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой
настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея
церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц,
не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин
да будет отлучен от общения» VI Всел. 80, Гангр. 5, Анк. 2.
Но как бы далеко
ты ни ушёл от Бога и Церкви, удесятери решимость вернуться «Какова была
решимость ваша, чтобы удалиться от Бога, увеличьте её в десять раз, чтобы
обратиться и искать Его» Вар. 4:28). «Не будем самолюбивы, ибо от
САМОЛЮБИЯ, как ветви, произрастают все пороки» Исихий.
«Забвение,
леность и нерадение рождаются от сластолюбивой и покойной жизни, от
привязанности к славе и развлечению. А первоначальная причины и самая негодная
мать всего этого – самолюбие, то есть неразумная привязанность и страстная
приверженность к телу» Ефрем Сирин.
«Кто
утверждается на собственном разуме и живет по СВОЕЙ ВОЛЕ, тот привлекает
к себе толпы бесов» Авва Исаия.
«Ничто
не приводит так скоро к невидимой гибели, как САМОМНЕНИЕ и самоугодие» Петр
Дамаскин.
«Самомнение
– это наша немощь духовная, весьма трудно замечаемая и осознаваемая, более
всего в нас противна Богу, как первое исчадие нашей САМОСТИ и самолюбия
и источник, корень и причина всех наших падений и непотребств. Она затворяет
ту дверь в уме или духе, только через которую обыкновенно входит в нас
благодать Божия, не давая благодати войти внутрь и обитать в человеке» Никодим
Святогорец.
Отступники
от ПРАВОСЛАВИЯ, впадая в ересь ересей – в экуменизм, в католическую
схизму считают себя находящимися в Церкви.
«Крайнее
окаменение, омертвение и нечувствительность заключается в том, что кто-либо
имеет большую смертельную рану, но не ощущает болезни. Последнее же безумие
заключается в том, чтобы падать в яму, в пропасть и не знать этого своего
падения, не смотреть на него и не бояться. Это похоже на пьяницу, который не
понимает, что с ним делается. «[И скажешь:] ”били меня, мне не было
больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того
же“» – Пр. 23:35. Если кто спросит, как отгоняется эта тьма, я отвечу:
пусть сидит этот духовный слепец при пути православной, кафолической веры и
усердно, прилежно взывает ко Христу Богу: ”Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня“» Димитрий
Ростовский.
«Истина
Христова им темна, а противное этой истине – ложь им кажется ясной: тут они в
своей стихии. Как это ни очевидно, а все же они готовы спросить: ”Неужели
и мы слепы?“ – Иоан.9:40. Нечего скрывать: слепы. А так как слепы по
своей вине, то грех слепоты и неведения света лежит на них» Феофан Затворник.
«Любая
рассеянность и погруженность во многие заботы непременно соединены с глубоким
неведением себя, а такое неведение всегда очень довольно, гордо собою» Брянчанинов.
«...Они
оставляют свое сердце следовать СОБСТВЕННОИ ВОЛЕ и воле диавола, который,
видя, что они сошли с правого пути, не только не мешает им подвизаться в этих
телесных подвигах, но укрепляет их в их суетных помыслах. Испытывая при этом
некоторые духовные состояния и утешения, эти подвижники считают, что
возвысились уже до состояния чинов ангельских и чувствуют в себе как бы
присутствие Самого Бога. Они находятся в великой опасности. Имея внутреннее
око, то есть ум свой, помраченным, они смотрят ими на самих себя, и смотрят неверно...
После этого уже нет возможности, чтобы кто-либо из людей обратил таковых, кроме
особого Божия воздействия» Никодим Святогорец.
«Всякий
человек более или менее склонен к ПРЕЛЕСТИ, потому что самая чистая
природа человеческая имеет в себе нечто горделивое. Уже нет никакой
способности к духовному преуспеянию в зараженных «МНЕНИЯМИ», они
уничтожили эту способность, принеся на алтарь лжи самые начала деятельности
человека и его спасения. Одержимые «мнением» по большой части преданы
сладострастию, не смотря на то, что приписывают себе возвышеннейшие духовные
состояния, беспримерные в правильном православном подвижничестве» Игнатий
Брянчанинов.
«Никто
пусть не будет лукавым и двоедушным, чтобы не постиг его грозный приговор: ”истребит
Господь все уста льстивые, язык велеречивый“ – Пс. 11:4» Феодор
Студит. «Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося
в сердце, а иное выставляя на показ» Василий Великий. «Оставив легкое
бремя, то есть самоукорение, мы возложили на себя тяжелое самооправдание»
Иоанн Колов. «Лучше всегда себя везде признавать виновным. Такое смиренное
признание делает человека угодным Богу и людям. Хотя перед людьми мы можем
быть не виноваты, но перед Богом всегда виноваты» Тихон Задонский.
Были
установлены покаянные степени кающихся, на которые делились исповедующие свои
грехи в зависимости от тяжести грехов. Таких ступеней было четыре. (свт.
Григорий Неокесарийский, 22 октября):
1.
ПЛАЧУЩИЕ стояли перед дверьми церкви, с плачем просили входящих в
храм помолиться о них и в богослужении не участвовали.
2. СЛУШАЮЩИЕ
участвовали в богослужении как оглашенные, то есть в наставительной части они
стояли у входных дверей.
3.
ПРИПАДАЮЩИЕ могли оставаться в храме во время всей службы, но на
коленях: место их было в передней части храма до амвона,.
4.
КУПНОСТОЯЩИЕ присутствовали на богослужении как верные, но без
Причастия.
Если за
аборт отлучение на 10 лет, то на каждой ступени покаяния проводили 2,5 года.
«Исповедующийся должен подробно исповедать падение.., исповедующий должен
напоминать ему и спрашивать...» Вас. Вел. 2. Клятвопреступник
отлучается на 10 лет от Причастия 64. «Отрекшийся от Христа все время
жизни должен быть в числе плачущих..., а при конце жизни удостоится Причастия» Вас.73.
Волею убивший – 20 лет (Прав. 56) или 27 лет (Гр. Неок. 9). Иные
настаивают на отмену епитимий за согрешение. На это митр. Иона (1652)
говорит: «..Таковых бесчинников будем казнить казнью церковною по святым
правилам без милости, потому что не показали св. отцы и Апостолы в своих
правилах ни пощады, ни милости и от нас милости не будет».
Но дух
западничества и католицизма проник в Церковь Православную, особенно при Петре
I, и был издан указ в
«Римская
экклезиология видит в первенстве римского папы решающий принцип видимого
единства Церкви. Быть вне общения с преемником Петра – значит поставить себя
вне Церкви» (Папа Павел VI – 24 мая
Только
в Православной Церкви неповрежденные догматы, и здесь Свет неповрежденный
тьмою измышлений и реформизма, и модернизма». «Но путь тьмы искривлен и исполнен
проклятия, ибо есть путь вечной смерти и наказания. Здесь... лицемерие,
двоедушие, гордость, вероломство, коварство, злоба. Здесь гонители добрых,
ненавистники истины, любители лжи, ловкие в злословии» Ап. Варнава.
«Праведное
и святое дело, братья, повиноваться Богу, нежели последовать тем, которые в
надменности и кичливости стали предводителями презренной зависти. Ибо не малому
вреду, а, напротив, подвергаемся великой опасности, если опрометчиво отдадим
себя на волю тех людей, которые подстрекают нас к РАЗДОРУ и мятежам.
Лучше воспротивимся глупым и несмысленным, превозносящимся и хвалящимся. Вы,
братия, спорливы и ревностны в том, что нимало не относится ко спасению.
Подумайте, какие люди развратили вас и уменьшили красоту знаменитой братской
любви вашей.., должны просить прощения и те, которые были предводителями
возмущения и раздора, иначе гибель и им, как Дафану, фараону, ад и смерть.
Вы,
положившие начало возмущения, покоритесь пресвитерам, примите вразумление к
покаянию, преклонив колена сердца своего. (Не одно колено, как у католиков и у
красного знамени). Научитесь покорности, отложивши тщеславную и надменную
дерзость языка. Ибо лучше вам быть в стаде Христа малыми и уважаемыми, нежели
казаться чрезмерно высокими и лишиться упования Его. ”Обратитесь к моему
обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы
не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все
мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели;
порадуюсь, когда придёт на вас ужас; когда придёт на вас ужас, как буря, и
беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда
будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За
то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не
приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от
плодов путей своих и насыщаться от помыслов их“ Пр. 1:23-31» (1
послание к Коринфянам Климента Римского).
«ЭГОИЗМ
сильнее всего подавляется пресечением своей воли... Какие хочешь употребляй
средства против эгоизма – ничего не сделаешь с ним, если будешь давать свободу
воле. Отсюда следует, что где ищут ВОЛЮШКИ во всем, там ищут расширения
эгоизма и охлаждения любви, – ищут большего зла. Если эгоизм вселится в сердце,
то в нем расплодится целое полчище страстей» еп. Феофан Затворник.
«Для
любящего душу свою, для того, кто не решается на самопожертвование, закрыто
Евангелие: он читает букву, но слово жизни, как Дух, остается для него под
непроницаемой завесой», «САМОЛЮБИЕ боготворит свой падший лжеименный
разум – старается во всем постоянно удовлетворять своей падшей
ложнонаправленной воле. Самолюбие выражается по отношению к ближним или
посредством ненависти, или посредством человекоугодия» Игнатий Брянчанинов.
«Если
бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение), мог
бы свести нас в преисподнюю» Иоанн Златоуст.
Отходящие от
Православной Церкви без слова, одним фактом своего ухода от Истины и Света,
осудили все соборы церкви и всех святых отцов. Просил ли прощения у Ноя Хам? Но
он «раб рабов», и таковые же имена носят «рабы рабов» все гордые, и кому
церковь не мать, тому Бог не Отец» Киприан Карфагенский.
«Они
ненавидят обличающих в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду» – Ам.
5:10. Есть специальности, особо подверженные проникновению в них греха:
учительство и торговля (Иак. 3 гл.). «Посреди скреплений камней
вбивается гвоздь: так посреди продажи и купли вторгается грех» – Сир.
27:2, и если даже просто пройти по торжищу считалось осквернением (Мрк. 7:4),
и даже проехать через базар на лошади, то необходимо увеличить скорость, чтобы
не задохнуться в миазмах алчности и безделья (Феофан Затворник), то
какая ржавчина и гниль поражают души тех, в которых переплетены эти особо
доступные демонам специальности?
Духовнику необходимо запретить гибельные занятия. И не
дай Бог, если ещё и жена властвует над мужем – это уже окончательная гибель. «Ни
сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над тобою при жизни твоей»,
«Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей»,
«Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем»,
«Опущенные руки и расслабленные колени — жена, которая не счастливит своего
мужа» – Сир. 33:19; 9:2; 25:24, 26.
Есть ли
такие грехи, такие преступления, впавшие в которые несут на себе особую печать
отвержения, и их даже величайшие святые не пытаются обратить или вернуть в
веру? – Есть! Это добровольно, единственно по злобе и из-за осуждения духовных
отцов (ХАМОВ ГРЕХ) отпавшие от веры, впавшие
в хулу на Истину, ставшие через это врагами правды, детьми диавола (Деян.
13:8). «Отрекшийся от Христа и соделавшийся преступником
против таинств спасения, всё время жизни своей должен быть в числе плачущих, и
обязан исповедаться: а при конце жизни удостоиться причастия святынь, по
вере в Божие человеколюбие» Васил. 73. «Итак, по разделению грехов
вышереченным образом, грехи, касающиеся мысленной способности души, признаны от
отцов тягчайшими и требующими большего, продолжительнейшаго и строжайшаго
покаяния. Например, если кто отрекся веры во Христа, и явился предавшим себя
или иудейству, или идолопоклонству, или манихейству, или иному подобному виду
нечестия: таковой, если произвольно устремился на сие зло, но потом раскаялся,
всё время жизни своей должен иметь временем покаяния. Ибо таковой не
удостоивается никогда, во время совершения таинственныя молитвы, купно с
народом покланяться Богу, но наедине да молится, а от приобщения Святых Тайн
совершенно да будет отлучён. Но в час исхода своего от сей жизни, да удостоится
причастия Святых Тайн. Если же, паче чаяния, случится ему остаться в живых: то
снова да живёт в том же осуждении, не сподобляясь Святых Тайн до исхода своего.
А те, которые муками и жестокими истязаниями вынуждены, подвергаются епитимии на определенное время. Ибо святые отцы
таковое человеколюбие показали им потому, что не душа их подверглась падению,
но немощь телесная не могла противостоять мучениям. Посему за насильственное и
мучением вынужденное отступление, по обращении, мера епитимии определяется, по
примеру согрешивших любодеянием» Григорий Нис. 2.
Решившие
основать свое сборище (Числ 16 гл.), ставшие лютыми врагами верных, разыскивают
среди них ослабевших и добивают их, отторгая от Церкви (Втор. 25:17-19, Исх.
17:8-16, Числ. 24:20, 1 Цар. 28:18 – грех АМАЛИКА) Злобность, особенно в
женщинах из рода пронырливой Иезавели (Откр. 2:20), прелюбодейки, учащей
причащаться у еретиков (Сир. 25:17-29). В житиях святых «лютейшему
зверю – женщине» отдавали на казнь подвижников (19 марта, Хрисанф; 10
февраля, Харлампий; 7 декабря, Амвросий; 22 июня, Евсевий; 12 февраля, Мелетий;
14 июня, Мефодий).
Отступники,
изменники, предатели, низвергнутые дьяволом в прелесть ереси, делаются злее и
опаснее своих новых хозяев – хвост скорпиона жалит сильнее головы (Откр.
9:10-19, 12:4). Они рыскают по пустыне греха, вкрадываются в дома нерадивых
(Мф. 23:15), добивают их, делая их сынами геенны («Ибо вкрались
некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые,
обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого
Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» – Иуд. 4; «к сим
принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во
грехах, водимых различными похотями» – 2 Тим. 3:6; «лесной вепрь
подрывает её, и полевой зверь объедает её» – Пс. 79:14), отбрасывая
номинальных христиан в неандертальство, даруя им цыганскую психологию. Таковые,
противящиеся Моисею, хуже волхвов (2 Тим. 2:16, 3:8). Борьбу с таким
князем бесовским в человеке могут вести только смиренные (4 октября, Павел
Препростой).
4
декабря, Иоанн Дамаскин, стр. 109 – оставил должность министра
и пошёл в послушники к простому, но очень строгому духовному отцу. Однажды
Иоанн (поэт, композитор и художник) нарушил своё обещание ничего не писать и
был тотчас изгнан, и горько скорбел, как бы изгнанный из рая. Благодаря
заступничеству старцев он получил строгую епитимию – вычистить все туалеты – и
с радостью сделал это, но никак не согласился перейти к другому, менее
суровому духовному отцу.
А
нынешние духовные дети: «А сии злословят то, чего не знают; что же по
природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому
что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве
погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви;
пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые
ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые
морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется
мрак тьмы на веки. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: ”се,
идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и
обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их
нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые
грешники“. Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям
(нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают
лицеприятие для корысти» – Иуд.10-16.
Необходимо
раскаиваться в потере любви, в теплохладности, хитрости, в излишнем любопытстве.
«Не спрашивай, и тебе не будут лгать» Арабская пословица. «Прокляните
Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что
не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми» – Суд. 5:23.
«Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою», «Но имею
немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя
пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть
идоложертвенное» – Откр. 2:4, 20; 3:1-22. «И многие последуют их
разврату, и через них путь истины будет в поношении» – 2 Петр. 2:2. «Ибо
все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет чистого места» – Ис.
28:8, «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает
награду? Так бегите, чтобы получить» – 1 Kop. 9:24, Тов. 12:6.
Необходимо
раскаиваться за неотдачу вовремя долгов ( «Богатый господствует над
бедным, и должник делается рабом заимодавца» Притч. 22:7, «Многие
считали заём находкою и причинили огорчение тем, которые помогли им» Сир.
29:4; 41 гл.). И за всё, что мыслится, говорится и делается НЕ ПО-СОВЕСТИ.