Настало
«время собирать камни» – Еккл. 3:5. Время покаяния за разрушение,
за убийства, за вселенскую ложь. Время покаяния. О покаянии говорят и пишут, и
ставят кинокартины. Но если эти разговоры не приводят к Богу, то для чего и
разговоры эти? Каяться нужно в первую очередь перед Богом, что забыли Бога,
отреклись ходить по Его святым заповедям, что избрали лживых учителей,
ласкающих слух. Тех учителей-мучителей нет уже, их лозунги сотлели,
построенные ими капища рухнули, ложь обнаружилась, и обнажилась пустота.
Воистину, если вырвать из сознания людей Евангелие, то на месте его будет
зиять смертельная рана, которую не прикроешь никакими энциклопедиями трудов
материалистов.
В чём
же нужно каяться и перед кем? Как понимать слово «Покаяние», чтобы правильно
совершить его, очиститься, успокоить совесть, начать жить новой жизнью?
Слово
«Покаяние» приводит человека к Богу, как блудного сына в дом отца. Напротив
покаяния всегда стоит обвинение другого, самооправдание. Если нет правильного
божественного покаяния, тогда семь злейших демонов заполняют всё существо, страну
и землю своим «товаром» – обвинением царя, Церкви, священства, родителей,
начальства, друг друга. Эта трагедия произошла не только с Россией, это было
уже в раю. К согрешившему Адаму в раю приходит Бог, ожидая покаяния нашего
праотца. Согрешивший Адам сокрылся между деревьями рая (за теориями дарвинизма,
за софизмами). Бог задает согрешившему вопрос: где ты? Т.е. куда ты скрылся от
лица Моего? И на этом первом допросе род человеческий даёт ответ, каким потом
7,5 тысячи лет пользовались, и будут ещё пользоваться все потомки, самооправдывающие
себя. Самооправдание тут же влечёт и обвинение другого в своём грехе: жена,
которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
Виновата
жена. А если смотреть в корень, – говорит Адам, – то виноват Ты, Создатель этой
спутницы. Первый урок окончен. Допрошена и Ева. Она ни слова не говорит о горе,
сотворённом ею, но винит во всём демона. Свидетели не вызываются, и виновные
от своих трактовок преступления не отказываются.
5508
лет от Адама до Рождества Христова звучали призывы к покаянию. К покаянию перед
Богом. «Итак покайтесь в сем пред Господом Богом отцов ваших, и исполните
волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жён иноплеменных» – 1
Езд. 10:11. В полный голос призыв к покаянию зазвучал из уст Иоанна Крестителя.
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» – Мф. 3:2. Без
признания своей вины человек не может и покаяться.
Чтобы
человек понял, кто он, в чём виновен, и в чём ему нужно каяться, нужна
проповедь, разъяснение уснувшей совести людей того, кем они могли быть
и должны, и кем стали. Человек – творение Божие, и живёт не сам по себе, «что
хочу, то и творю», но жизнь дана от Творца, который и спросит за всё. За каждое
в жизни мгновенье, за каждый потерянный час, за мысли, слова и движенья ответа
потребует с нас.
Христос
не раз говорил, что Он пришел спасти, призвать к покаянию не праведников, но
грешников Лук. 5:32. И Апостолы пошли в мир, «возвещая покаяние
перед Богом» – Деян. 20:21. Рецепт остался тот же самый и для нас: что
же нам делать ныне, впадшим в глубину бед и пороков, преступности и развала,
крушения надежд и полыхающей злобы? «Покайтесь, и да крестится каждый из
вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа»
– Деян. 2:38. Необходимо искренне покаяться и сделать поворот, поворотиться,
обратиться от злых дел к делам, достойным покаяния. «Итак вспомни, откуда
ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе,
и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» – Откр. 2:5.
Что мыслили святые отцы Православной Церкви о покаянии?
«Начало покаяния – осуждение грехов. Осуди и ты свои
грехи; этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший
свои грехи не так скоро решится опять впасть в них...
Ты
согрешил? Войди в церковь, – покайся: здесь врачебница, а не судилище; здесь не
истязуют, но дают прощение грехов... Бог никогда не отвергает искреннего
раскаяния, но хотя бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решился бы
возвратиться опять оттуда на путь добродетели, чтобы привести всё в прежнее состояние,
потому что покаяние ценится не по продолжению времени, но по душевному
расположению. Так для ниневитян не было нужды во многих днях, чтобы загладить
грех свой, но краткого дневного срока было достаточно для заглаживания
беззакония их; и разбойник не в течение долгого времени достиг входа в рай, но
во столько времени смыв все грехи всей своей жизни, сколько употребляется его
на произнесение одного слова, получил ещё прежде Апостолов награду
православия». «Бог показал, как Он прощает грехи... Согрешили некогда
ниневитяне и сделали то же, что и вы теперь делаете. Но посмотрим, что же
спасло ниневитян? На язвы свои они возложили пост, и строгий пост, лежание на
земле, и одежды из вретища, пепел и слёзы, и вместе с этим переменили и образ
жизни. Посмотрим же, какое из перечисленных лекарств уврачевало их... Что же
это за лекарство? “И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути
своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них и не
навёл” – Иона. 3:10». «Не сказал: видел пост, вретище, пепел. Я
говорю это не с тем, чтобы отвергать пост – нет, – а для того, чтобы убедить
вас делать то, что лучше поста, – воздерживаться от всякого зла» св. Иоанн
Златоуст.
«И
блудница, приступившая ко Христу, в краткое мгновение времени смыла с себя
весь позор; и когда иудеи негодовали, что Христос допустил её к Себе и
дозволил ей такую смелость, то Он заградил им уста, а её отпустил, простив ей
все грехи и приняв её усердие. Почему так? Потому что она приступила с тёплым
расположением, с пламенною душою и горячею верою, и коснулась святых и
священных ног Его, распустив волосы, проливая из очей потоки слёз и возливая
миро. На это (на покаяние) не нужно много дней и годов, а нужно только БЛАГОРАСПОЛОЖЕНИЕ,
и всё исполнится в один день. Отстань от зла, полюби добродетель, прекрати
порочную жизнь и обещай больше не поступать так. Этого достаточно будет для
твоего оправдания. Я свидетельствую и уверяю, что если каждый из нас,
грешников, отстав от прежних грехов, даст искренний обет Богу не повторять их,
то Бог ничего больше не требует для оправдания». «Согрешил ты? Войди в церковь
и загладь свой грех. Поплачь о грехе своём... Если плач Петра загладил столь
великий грех (отречение от Христа), то как
тебе не загладить греха, если будешь плакать? Отречься от своего Господа было
преступление не малое, но великое и весьма важное, и однако же слёзы загладили
грех. Плачь и ты о грехе своем. Человеколюбивый Господь от тебя хочет не
больше труда, а Сам даст великое; от тебя ожидает повода, чтобы дать тебе
сокровище спасения. Предложи слёзы, а Он даст тебе прощение; принеси покаяние,
а Он дарует тебе отпущение грехов» Иоанн Златоуст. Том 2, стр. 328. Т. 1,
стр. 89. Том 10, стр. 371. Том 1, стр. 542, Т.2, стр. 328.
Как
Всеведущий, Бог и без покаяния нашего, ещё прежде сотворения начальных пылинок
вселенной, знал о каждой нашей мысли, слове и деле. И если у людей вслед за
признанием вины часто следует и наказание, то у Бога следует полное прощение. «Ты
всех милуешь, потому что всё можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния»
– Прем. 11:24. И как бы далеко человек ни ушел по тропе заблуждений, «Он
всегда дает место и время... покаянию в грехах» – Прем. 12:10, 19.
Покаяние удобно в любое время, но наиболее удобное есть то, когда слышишь, читаешь
эти слова, когда Бог касается твоего сердца. «Ныне, когда услышите голос
Божий, не ожесточите сердец ваших» – Евр. 3:7-8. Есть люди
сожжённые в совести своей, они услышат и не поймут, не поверят. Ибо совесть
есть тот участок души, через который слышится голос Божий.
За
грехи народа Бог всегда, любя, наказывал тех, кто предуставлен был к жизни
вечной. И сколько претерпел наш русский народ за последние 77 лет, и «при
всём том народ не покаялся» – Сир. 48:16. «...Возгнушались
законом Моим, не уразумели его, но презрели, когда ещё имели свободу, и когда
ещё отверсто было им место для покаяния» – 3 Езд. 9:11. Посему пока ещё
отверста дверь покаяния, пока ещё есть время, пока живы, поспешим, обратимся,
покаемся за грехи свои, за грех цареубийства, чтобы загладить грехи. «Итак
покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» – Деян. 3:19, «итак,
оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться»
– 17:30.
«Пока
не пришла смерть, пока не заключены двери, не отнята возможность войти, пока не
напал на вселенную ужас, пока не померк свет... проси, грешник, милосердия у
Господа... Если ты, грешник, будешь плакать и сокрушаться о своих грехах и с
верой умолять Господа, Он оставит тебе беззакония твои, и изольются на тебя щедроты
Его, потому что жаждет и желает Он твоего обращения. Слушайте и содрогнитесь:
хотя море благости исполнено щедрот, но если человек не принесёт покаяния, он
не получит милости в день Суда. Все рождённые могут достичь покаяния, поэтому
кто не может раскаиваться, тому лучше было бы не родиться. О, как велика сила
покаяния: оно умилостивляет Бога, уже изрекшего приговор» преподобный Ефрем
Сирин.
«Приносящие
истинное покаяние не занимаются уже осуждением близких, они занимаются оплакиванием
своих грехов... Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния. Кто
осуждает грешников, тот изгоняет из себя покаяние» авва Исаия.
«Покаяние
рождается от веры в праведного Воздаятеля и возбуждается страхом неминуемого
Суда Божия и заслуженных мук. Грешник ужасается страшной участи, уготованной
нераскаянным и решается обратиться от области сатанинской к Богу, Отцу своему»
Исаак Сирин.
«Кто льстит согрешающему, обласкивает его, тот только
более располагает его ко греху и не подавляет преступлений, а питает их. Но кто
строгими советами обличает и вместе наставляет брата, тот содействует его
спасению. «Кого Я люблю, – говорит Господь, – тех обличаю и
наказываю» – Откр. 3:19. Так надлежит и священнику Божию не
обманывать льстивыми утешениями, но промышлять о спасительных лекарствах.
Не искусен тот врач, который слегка только ощупывает рану, сохраняя
заключенный внутри, в глубине яд, он только увеличивает его силу. Надо вскрыть
рану, рассечь и, очистив от гноя, приложить к ней сильнейший пластырь. Пусть
больной плачет, пусть кричит, пусть жалуется на нестерпимую боль, – он будет
благодарен потом, когда почувствует себя здоровым» Киприан Карфагенский.
«Никогда Бог не отвергает искреннего раскаяния, но даже
если бы кто дошел до самой крайней порочности, а потом решил опять возвратиться
на путь добродетели, и того Он принимает, и приближает к Себе, и делает всё,
чтобы привести его в прежнее (и даже лучшее) состояние. Сатана извратил
естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию – стыд... Нет такого
греха, который не изглаждался бы покаянием... Пока ты ещё дышишь, даже в
последний день, на самой постели, даже при последнем издыхании, оставляя
поприще этой жизни, и тогда покайся... Через грех диавол низводит нас в геенну,
через покаяние Христос вводит нас в Царство Небесное... Блудный сын
представляет собой образ падших после Крещения... Мы искуплены
драгоценною Кровию. О чудо! Судия (Христос) ведётся на суд за осуждённых;...
покаяние имеет силу только на земле... Покаяние отверзает человеку Небо, вводит
в рай, побеждает диавола. Грешен ты? Не отчаивайся. Каждый день согрешаешь,
каждый день приноси покаяние... «Я всю жизнь провел во грехе, если покаюсь,
буду ли спасен?» Конечно. «Откуда это видно?» От человеколюбия Господа твоего,
– ...представь себе искру, упавшую в море: может ли она сохраниться или оттуда
снова появиться? Что искра в отношении к морю, то и порок в отношении к
человеколюбию Божию, да ещё и не то же, а гораздо менее» Иоанн
Златоуст.
«Истинное
покаяние состоит в следующем: мы должны оставить прежние грехи и ими, как
мерзостью, гнушаться: об этих грехах сожалеть, просить милости у Бога,
исповедоваться духовнику и всячески
беречься других грехов; прощать ближнему согрешение, чтобы нам самим Бог оставил
их... проявлять любовь и милость ко всем, чтобы самим получить милость –
«блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Смирять себя, ибо смиряющий
себя вознесется; никого не осуждать, ни на кого не клеветать; молиться Богу
всегда, чтобы не впасть в искушение... Покаяние невозможно без искоренения
самолюбия. От истинного богопознания происходит истинное покаяние. Кающийся
должен исповедовать все грехи подробно и по одному. Исповедание должно быть
смиренным, благоговейным, истинным, с обвинением себя самого, а не другого.
Кающийся должен иметь непременное намерение не возвращаться к тем грехам,
которые исповедывал, и исправить свою жизнь. После исповеди пусть исполнит
епитимию, назначенную от духовника за грехи... Печать этой тайны: духовник
должен в себе хранить грехи, услышанные на исповеди, и не открывать их никому,
ни в коих случаях» Тихон Задонский.
«А то
что пользы, если без чувств, со скукой или рассеянностию будем стоять на
службах, досадуя, что долго тянутся; время, свободное от служб, будем
проводить в полусне и бездействии; затем холодно проговорим на духу «грешен»,
про грехи, о которых спросят, не имея и помышления о том, что главной нашей
целью должно быть совершенное исправление жизни... Что пользы? Это значило бы
исполнить обычай, говение, а не говеть во спасение» Феофан Затворник.
«Оттого
окончательно гибнут христиане вечной смертью, что во время земной жизни занимаются
одним нарушением обетов Крещения... Оттого, что не удостаивают ни малейшим
вниманием Слово Божие, возвещающее им о покаянии. Покаяние должно
сопутствовать вере во Христа, предшествовать Крещению во Христа, а после
Крещения оно исправляет нарушение обязанностей уверовавшего во Христа и
крестившегося во Христа... Воспоминание о смерти – дар Божий, говорят отцы.
Страшно не признать себя грешником! От непризнающего себя грешником отрекается
Иисус: «Ибо Я пришел призвать не праведников, – говорит Он, – но
грешников к покаянию» – Мф. 9:13. Дело покаяния совершается
посредством следующих трех добродетелей: очищения помыслов, непрестанной молитвы
и терпения встречающихся скорбей. Покаяние возможно только при точном, хотя бы
и простом, знании православной веры христианской. Господь призывает человека к
покаянию и спасению до последней минуты его жизни. В эту последнюю минуту ещё
отверсты двери милосердия Божия всякому, стучащему в них.
Только один из грехов – самоубийство – не подлежит
врачеванию покаянием.
Тщетны,
бесплодны, часто вредны для души и самые возвышенные подвиги, когда они не
растворены чувством покаяния. Я усвоился Богу Святым Крещением. На Таинстве
Крещения зиждется Таинство покаяния, покаянием возвращается усвоение Богу.
Только при посредстве покаяния можно принять Евангелие, усвоиться Евангелию» Игнатий
Брянчанинов.
«Кто
бежал из темницы, тот не пожелает видеть её в другой раз. Кто избавился из
плена, тот молится, чтобы никогда не попадать в плен. (Покаяние состоит в том,
чтобы не возвращаться к прежним грехам)» Ефрем Сирин.
«Покаяние состоит в том, чтобы уже не делать впредь того
же, а кто принимается за прежние дела (худые), тот, по пословице, бьет шерсть
над огнем и черпает воду решетом» Иоанн Златоуст.
«…Если избегши скверн мира через познание Господа нашего
Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает
для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши
возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по
верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идёт
валяться в грязи» – 2 Петр. 2:20.
Многие после покаяния возвращаются к своим прежним
беззакониям с такой надеждой: согрешил и покаялся, ещё согрешу и ещё покаюсь,
ибо говорится: «Сколько раз падёшь, столько раз восстань – и спасёшься». О,
ложная надежда! О, туманное упование, основанное не на твердом камне; но на
песке! Не тебе, не тебе возвращающемуся к прежнему злодеянию добровольно и
нарочито, не тебе служит это речение: «Сколько раз падёшь, столько раз восстань
– и спасёшься», но тем, которые случайно впадают в какой-либо грех, а не по
нарочитому изволению и намерению. Тебе же нужно слышать громогласного
церковного учителя, святителя Иоанна Златоуста, вопиющего так: «Не достоин
прощения тот, кто по причащении снова согрешит; не достоин здоровья тот, кто
по исцелении снова сам себе причиняет рану; не достоин очищения тот, кто по
очищении снова оскверняет себя» Дмитрий
Ростовский. «Кто обращается от праведности ко греху, Господь
уготовит того на меч» – Сир. 26:26.
«Кто
приносит покаяние, тот не только должен омывать грех свой слезами, но
покрывать прежние прегрешения лучшими делами, чтобы ему не вменился грех» Амвросий
Медиоланский.
«Ты
приносишь покаяние в блуде?... Берегись смеха, шуток, сквернословия,
чревоугодия, – это пути к блуду. Приносишь покаяние в лукавстве? Избегай
раздражительности, ненависти, зависти, противоречий, робости и всякой низости.
Приносишь покаяние в том, что поссорился? Приучи язык твой отвечать кротко.
Приносишь покаяние в безрассудстве? Не только уклоняйся от зрелищ, но и во
всяком месте удаляй от себя смех и всякую мирскую забаву. Ибо подобные этому
вещи принуждают возвращаться к прежнему... Если видишь кающегося и снова
согрешающего, значит, он не изменился... Признак приносящего твёрдо покаяние –
образ жизни собранный и суровый, отсутствие превозношения, а так же очи и ум,
всегда устремлённые к вожделенному Иисусу Христу с желанием, по благодати
Христовой, стать новым человеком» Ефрем Сирии.
«Доказательством,
что они (грехи) прощены нам, служит то, если из наших сердец истреблено и
расположение к ним» Иоанн Кассиан.
«И ныне
ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, в плаче и
рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу
вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о
бедствии» – Иоил. 2:12.
«Помышления
свои открывай не всем, но только тем, которые могут спасти твою душу» Антоний
Великий.
«Не
открывай совести твоей тому, к кому не расположено сердце твоё» Пимен
Великий.
«Ты
стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать свои грехи (священнику на
исповеди). Стыдись лучше грешить, чем исповедаться. Размысли: если не будет
принесена исповедь здесь, то всё будет исповедано там перед всей вселенной. Где
больше мучения? Где больше стыда? На деле мы отважны и бесстыдны, а когда
должны исповедаться, тогда стыдимся и медлим» Ефрем Сирии.
«Когда согрешишь, не выжидай обличения от другого, но
прежде чем будешь обличён и обвинён, сам осуждай свои поступки, потому что
если уже обличит тебя другой, твоя исповедь будет не твоим делом, но плодом
стороннего обличения. Признание в грехах весьма способствует их исправлению,
отрицание греха после совершения его становится тягчайшим из грехов. Истинное
исповедание в том, чтобы, отвергнув грех от всей души, избегать его и никогда
уже не возвращаться к нему. Если иерей (священник) получил власть отпускать
грехи, совершенные против Бога, то гораздо скорее он
может отпустить и изгладить грехи, совершенные против человека... Если бы кто
из мирских судей предложил кому-нибудь из пойманных разбойников или грабителей
открыть свои преступления и таким образом избавиться от наказания, то они очень
охотно приняли бы это, презирая стыд ради своего спасения. А здесь не бывает
ничего такого, но Бог и отпускает грехи, и не заставляет высказывать их в
присутствии других, но требует только одного, чтобы сам получающий отпущения
познал величие дара... Господь, зная слабость нашей природы, когда мы,
преткнувшись, впадаем в какой-нибудь грех, требует от нас только того, чтобы мы
не отчаивались, но отстали от грехов и поспешили к исповеди. И если мы это
сделаем, Он обещает нам скорое помилование» Иоанн Златоуст.
«Не
скрытничай (на исповеди), чтобы не остаться неисцелённым» Феодор Студит.
«Если
хочешь, чтобы Бог даровал тебе слезы сокрушения и бесстрастия, непрестанно
приводи себе на память свой гроб» Ефрем Сирин.
«Во
всех делах твоих помни о конце твоём и во век не согрешишь» – Сир.
7:39.
«Кающиеся
должны горько плакать и совершать от всего сердца и всё остальное, что свойственно
покаянию. Покаяние требует, чтобы человек сперва возопил в себе и сокрушил
своё сердце, потом стал добрым примером для других, а для этого сделал себя
слышимым и объявил образ покаяния» Василий Великий.
«Плачь
и стенай, когда согрешишь, не о том, что будешь наказан, так как это ничего не
значит, но о том, что ты оскорбил своего Владыку, Который так кроток, так
любит тебя, так заботится о твоём спасении, что и Сына предал за тебя. Вот о
чем плачь и стенай, и делай это непрестанно, потому что в этом и состоит
исповедание» Иоанн Златоуст.
«Если
епископ или пресвитер не принимает, но отвергает обращающегося от греха, да
будет извержен от священного сана» Апостольское правило 52.
Пояснение
об епитимии (церковном наказании). Как в
уголовном кодексе и в гражданском есть статьи, гласящие, какое надлежит претерпеть
наказание за каждое преступление, так и в Церкви было всегда. Эти правила
наказания даны на вселенских и поместных соборах единой Апостольской, соборной
Церкви. Например, за совершение убийства во чреве (аборт) – 10 лет отлучения
от Причащения Святых Христовых Тайн. «Умышленно погубившая зачатый во
утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода
образовавшагося или ещё не образованнаго у нас нет. Ибо здесь полагается
взыскание не только за имевшее родиться, но и за то, что вредила самой себе;
поскольку жёныот таковых покушений весьма часто умирают. С сим совокупляется и
погубление плода, как другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем
подобает не до кончины простирать покаяние их, но принимать их в общение по
исполнении десяти лет; врачевание же измерять не временем, но образом покаяния»
Василий Вел. правило 2. Эти годы епитимий распределяются на четыре ступени
– степени по 2,5 года:
1. Плачущие – плакать на улице: дождь,
ветер, холод, всё на твоей голове. Разрешается только одно – просить входящих,
чтобы помолились обо мне.
2.
Вторая степень – слушающие. Внутри врат, в притворе грешник должен
стоять только до моления об оглашенных. «Плач бывает вне врат молитвеннаго
храма, где стоя согрешивший должен просить входящих верующих, дабы они
помолились за него. Слушание бывает внутри врат в притворе, где грешник должен
стоять до моления об оглашенных, и тогда исходить. Ибо правило глаголет: слушав
Писание и учение, да изгонится, и да не сподобится молитвы. Чин припадающих
есть, когда кающийся, стоя внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными. А
чин купно стоящих есть, когда кающийся стоит купно с верными, и не исходит с
оглашенными. Конечное же есть причастие Святых Тайн» Григорий Неокесарийский
12
3. Припадающие.
Кающийся стоит внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными.
4. Купностоящие.
Кающийся стоит вместе с верными и не выходит с оглашенными; но не причащается
Святых Тайн...
Епитимией
не должно ввергать грешника в отчаяние, и не подавать повода к расслаблению жизни.
Шестой всел. 102: «Приявшие от Бога власть решить и вязать должны
рассматривать качество греха, и готовность согрешившего ко обращению, и так
употреблять приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры и в том, и в
другом, не утратить спасения недугующего. Ибо неодинаков есть недуг греха, но
различен и многообразен, и производит многие отрасли вреда, из которых зло
обильно разливается, доколе не будет остановлено силою врачующего. Почему
духовное врачебное искусство являющему подобает прежде рассматривать
расположение согрешившего, и наблюдать, к здравию ли он направляется, или
напротив, собственными нравами привлекает к себе болезнь, и как между тем
учреждает своё поведение; и если врачу не сопротивляется, и душевную рану чрез
приложение предписанных врачевств заживляет: в таковом случае по достоинству
возмеривать ему милосердие. Ибо у Бога и приявшего пастырское водительство, всё
попечение о том, дабы овцу заблудшую возвратить, и уязвленную змеем уврачевать.
Не должно гнать по стремнинам отчаяния, ни отпускать бразды к расслаблению
жизни и к небрежению: но должно непременно, которым либо образом, или
посредством суровых и вяжущих, или посредством более мягких и легких врачебных
средств, противодействовать недугу, и к заживлению раны подвизаться; и плоды
покаяния испытывать, и мудро управлять человеком, призываемым к горнему
просвещению. Подобает нам и то и другое ведать, и приличное ревности кающегося,
и требуемое обычаем: для неприемлющих же совершенства покаяния, следовать
преданному образу, как и священный Василий поучает нас» I Всел. 2: «Так
как по нужде, или по другим побуждениям человеков, многое произошло не по
правилу церковному, так что людей, от языческого жития недавно приступивших к
вере, и краткое время оглашенными бывших, вскоре к духовной купели приводят; и
тотчас по крещении возводят в епископство, или пресвитерство: посему за благо
признано, дабы впредь ничего такового не было. Потому что
и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание. Ибо ясно
писание Апостольское глаголющее: не новокрещенного, да не разгородившись в суд
впадет, и в сеть диаволу. Если же, в продолжении времени, душевный некоторый
грех обретен будет в некоем лице, и будет обличен двумя, или тремя свидетелями:
таковой да будет исключен из клира. А поступающий вопреки сему, яко дерзающий
сопротивляться великому Собору, подвергает себя опасности исключения из клира».
(См. также Анкир. 5: «Плач бывает вне врат молитвеннаго храма, где стоя
согрешивший должен просить входящих верующих, дабы они помолились за него.
Слушание бывает внутри врат в притворе, где грешник должен стоять до моления об
оглашенных, и тогда исходить. Ибо правило глаголет: слушав Писание и учение, да
изгонится, и да не сподобится молитвы. Чин припадающих есть, когда кающийся,
стоя внутри врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин купно стоящих есть,
когда кающийся стоит купно с верными, и не исходит с оглашенными. Конечное же
есть, причастие Святых Тайн».)
«Диакон
по приятии диаконства соблудивший, хотя должен извержен быть от диаконства, но,
по низведению на место мирян, да не отлучается от приобщения: ибо древнее есть
правило, извергаемых от священной степени, подвергать сему только образу
наказания, в чём, как мне думается, древние последовали оному закону: не мстиши
дважды за едино (Наум. 1:9). Есть же и другая сему причина: ибо
находящиеся в чине мирян, быв извержены от места верных, паки приемлются на
место, с которого ниспали. А диакон подвергается наказанию извержения,
продолжающемуся навсегда. И так они ограничились сим единым наказанием,
поскольку не возвращается ему диаконство. Так по уставам. Вообще же истинное
врачевание есть удаление от греха, так что отвергший благодать ради
удовольствия плоти, подаёт нам совершеное доказательство своего исцеления, если
с сокрушением сердца, и со всяким порабощением плоти воздержанию, отступив от
удовольствий, которыми совращён был. И так подобает нам и то и другое ведать, и
принадлежащее к совершенству покаяния, и принятое в обычай: для не достающих же
совершенства покаяния, последовать преданному уставу». Васил. 3:
«Кающимся время покаяния по различию грехов да назначается судом епископов:
пресвитер же без воли епископа не разрешает кающегося, разве только во время
надлежащей нужды в отсутствии епископа. На всякого же кающегося, если преступление
его было явное и гласное, смущающее всю церковь, да возлагаема будет рука в
притворе храма» Карфаг. 52). При ревностном исправлении согрешившего
можно сократить епитимию на 1/3 указанного срока («Если бы кто ни был
из падших в вышеписанные грехи, исповедавшись, соделается ревностным в
исправлении: то приявший от человеколюбия Божия власть разрешати и связывати,
не будет достоин осуждения, когда, видя крайне усердное исповедание
согрешившаго, соделается милостивее, и сократит епитимию. Поелику повествования
Священнаго Писания показуют нам, яко с большим подвигом исповедающися скорее
получают Божие милосердие» Василий 74,4. Грехи, бывающие от вожделения
и сладострастия, разделяются следующим образом: иный называется прелюбодеянием,
а иный блудом. Некоторыми же тончайшим изследователями заблагоразсудилось и
грех блуда именовати прелюбодеянием: поелику един есть законный союз жены с
мужем, и мужа с женою. Итак все незаконное есть уже противозаконное, и
вземлющий несобственное очевидно вземлет чужое. Ибо человеку дана от Бога
единая помошница, и над женою поставлена единая глава. Итак если кто стяжал
себе, по выражению Божественнаго Павла, свой собственный сосуд (1 Сол. 4:4):
тому закон естественный предоставляет праведное употребление онаго. Но если кто
обратится не к собственному: таковый без сомнения чуждый восхитит. Для всякаго
чужое есть то, что не есть его собственное, хотя бы и не было в виду владельца
оное присвояющего.
Посему,
строже исследовавшим сей предмет, представлялся блуд недалеко отстоящим от
греха прелюбодеяния, ибо и Божественное Писание глаголет: не мног буди к чуждей
(Прит. 5:20). Но поскольку к немощнейшим отцы являли некое снисхождение:
то положено в сем грехе общее различие такое: блудом называется исполнение
похоти, соделанное с кем либо без обиды другому, а прелюбодеянием навет и обида
чужому союзу. К сему относят скотоложство и мужеложство, потому что и сии грехи
суть прелюбодеяния против естества. Поскольку причиняется обида чуждому роду, и
притом вопреки естеству. При таком разделении видов, и сего греха общее
врачевание состоит в том, да соделается человек через покаяние, чистым от
страстнаго неистовства к такому плотоугодию. Поскольку же у осквернившихся
блудодеянием не сопряжена с сим грехом обида: того ради сугубое время покаяния
определено тем, которые осквернили себя прелюбодеянием, или иными
студодеяниями, как то, смешением со скотом, или неистовством к мужескому полу.
Ибо в сих случаях, как речено мною, грех становится сугубым: един состоит в
непохвалительном сластолюбии, а другий в обиде другому. Да будет же некое
различие образа покаяния, во грехах сладострастия. Возбудивший сам себя к
исповеданию грехов, как уже начавший врачевание своего недуга тем самым, что
решился по собственному побуждению быти обличителем своих тайн, и как
показавший знамение своего изменения к лучшему, да будет под епитимиею более
снисходительною: а уловленный во зле, или по некоему подозрению или по
обвинению невольнаго обличенный, подвергается продолжительнейшему исправлению,
дабы со строгостию быв очищен, таким образом прият был к общению Святых Тайн.
Правило о сем таково: осквернившиеся
блудодеянием на три лета да будут совсем удалены от церковной молитвы, три года
да участвуют только в слушании Писаний, в иные три года да молятся с припадающими
в покаянии, и потом да причащаются Святых Тайн. Для проходящих же покаяние
ревностнее, и житием своим показывающих возвращение ко благому, позволительно
устрояющему полезное в церковном домостроительстве, сократити время слушания, и
скорее приводить оных к обращению: подобно сократить время и сего, и скорее
опустить до приобщения, сообразно с тем, как он собственным испытанием дознает
состояние врачуемого. Ибо как воспрещено повергати бисер пред свиньями, так
неуместно было бы и лишать драгоценнаго бисера того, который через удаление от
греха и очищение уже сделался человеком. Беззаконие же делаемое прелюбодеянием,
или другими видами нечистоты, как выше сказано, по всему тем же судом да будет
врачуемо, как и грех блудный, но с усугублением времени. При сем также да будет
наблюдаемо расположение врачуемого, подобно как и одержмого нечистотою блуда,
дабы или ранее, или позднее подавалось им причастие блага. 5. Посем остается
подвергнуть исследованию душевную силу раздражения, когда она, уклонившися от
благого употребления негодования, впадёт в грех. Много бывает от раздражения
греховных дел и всяких зол. Но отцам нашим угодно было о иных из них не входить
во многую подробность, и не признали они требующим многого попечения врачевание
всех согрешений, от раздражения происходящих. Писание возбраняет не токмо
легкую рану, но и всякое злоречие или хуление (Колос. 3:8; Эфес. 4:31),
и всё подобное от раздражения происходящее: но они только против злодеяния
убийства положили предохранение в епитимиях. Разделяется же сие злодеяние по
различию убийства вольного и невольного. Вольное убийство во-первых есть то, на
которое с намерением дерзнул решившийся на сие самое злодеяние, да совершит
оное: во вторых и то полагается между вольными убийствами, когда кто в
сопротивоборстве, бия и будучи бием, наносит рукою удар в некое опасное место.
Ибо одинаковы яростью объятый и стремлению гнева предавшийся, во время страсти
не приемлет в ум ничего могущаго пресечь зло.
Итак
убийство, происшедшее от противоборства, приписывается действию произвола, а не
случаю. Невольные же убийства имеют известные признаки, когда кто, имея в
намерении нечто другое, случайно учинит тяжкое зло. Из сих вольное убийство
требует троякого протяжения времени для тех, которые обращением врачуют
произвольное преступление. Для них полагается три девятилетия, с назначением по
девяти лет на каждую степень покаяния.
Кающийся
да проведёт девятилетнее время в совершенном отлучении, с преграждением ему
входа в церковь. Столько же других лет да пребудет в степени слушающих,
сподобляясь только слушания учителей и писаний: в третьем же девятилетии да
молится с припадающими в покаянии, посему да приступает к общению Святых Тайн.
Явно же есть, что и за таковым то же наблюдение иметь будет
домостроительствующий в церкви: и по усмотрению обращения сократится для него
продоление епитимии, так что, вместо девяти, на каждую степень покаяния
положатся или восемь, или семь, или шесть, или только пять лет, если
великостью покаяния упреждает он время, и ревностью в исправлении себя
превосходит тех, кои в продолжительное время менее деятельно очищают себя от
скверн. Невольное же убийство признано достойным снисхождения, но не
похвальным. Сие сказал я, дабы явным сотворить, что если кто, хотя невольно,
будет осквернён убийством, такого, как уже сделавшегося нечистым через нечистое
дело, правило признало недостойным священнической благодати. Какое же время
назначено для очищения просто блуда, такое же заблагорассуждено положить и для
невольных убийц, притом с рассмотрением и здесь расположения кающегося. Таким
образом, если будет истинное обращение, то да не соблюдается число лет, но с
сокращением времени да ведётся кающийся к возвращению в церковь и к причастию
Святых Тайн. Если же кто, не исполнив времени покаяния, определённого правилами,
отходит от жизни: то человеколюбие отцов повелевает, да причастится Святых
Тайн, и да не без напутствия отпущен будет в оное последнее и дальнее
странствие. Но если причастившись Святых Тайн, снова возвратится к жизни: да
ожидает исполнения означенного времени, находясь на той степени, на которой был
прежде данного ему, по нужде, приобщения» Григ. Нисск. 4-5, VI Всел. 102, I
Всел. 12).
Сам себя возбудивший к покаянию подлежит
епитимии снисходительнейшей, а обличённый – продолжительнейшей (Григ. Нис. 4,
5). За одно преступление не должно налагать двух наказаний. За
прелюбодеяние 7-12 лет. Убийство – 20 лет. Занимающиеся волхованием,
колдовством (нетрадиционной медициной, т.е. гипноз, телесеансы психотерапевтов)
подпадают под епитимию убийц вольных. Гадатели – на 6 лет. Если же не отстанут
от сего, то совершенно извергаются из церкви. Кто лечится от них и от
бабок-шептух, экстрасенсов – отлучается на 5 лет («Волхвующие, и последующие
языческим обычаям, или вводящие неких в дома свои, ради изыскания волшебств,
или ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния, по степеням
установленным: три года припадания, и два года молитвы без приобщения святых
тайн» Анк. 24), и на 6 лет. «Предающиеся волшебникам, или так именуемым
стоначальникам, или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им
открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат
правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех,
которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших,
и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о
родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых
облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов, и колдунов.
Закосневающих же в сем, и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и
языческих вымыслов, определяем совсем извергать из Церкви, как и
священные правила повелевают. Ибо, какое общение света со тьмою, как и глаголет
Апостол: или какое соединение Церкви Божией с идолами; или что общего у верного
с неверным; какое общение Христа с велиаром?» Шест. 61.
«Волхвующие
и последующие обычаям языческим, или вводящие неких в домы свои, ради изыскания
чародейств и ради очищения, да подлежат правилу шестилетия: лето да будут плачущими,
лето слушающими, три лета припадающими, и едино да стоят с верными, и тако да
приимутся» Васил. 83.
Грех
экуменизма извергает из церкви, доколе не отстанет человек от общения с
еретиками в молитве.
Для
живущего по плоти, т. е. бездуховной жизнью, для такого человека кажется, что
разговор о религии, о молитве, о храме, – все эти темы его, не интересующегося
вопросами души и спасения её, не думающего ни о завтрашнем дне, ни о загробной
своей участи, никакие церковные проблемы никогда не коснутся. И, если случится
такому современнику нашему при случае войти в храм, как неуютно он себя там
чувствует. А войти под своды собора или маленькой сельской церковушки случаев
представляет ему жизнь немало: умер близкий человек, заповедавший похоронить
его по-церковному «с бабушками и с попом», заболел ребенок, крестить ребенка
или венчаться пожелала дочь, сын.
Если случится, что такой недобровольный
прозелит потом втянется в модную ныне «образованность» и станет околоцерковным
жителем, то его прежняя полная необразованность заменяется почти всегда на
познание видимого, что никогда не было церковным, что некогда вторглось под
своды храма и ныне прижилось там, и уже мыслится как неотъемлемая часть церкви.
И вот такой прихожанин, нашедший утешение в храме, всё, что видит, принимает
как истинное, как данное от Бога. К таким-то (а их большинство ныне из тех,
кто считается прихожанами во всей России) и будет сие разъяснение, – к чему
следует приложить силы, на что обратить внимание, чтобы церковь, подвергшаяся
небывалому в истории мира разрушительному поруганию, начала изживать из стен
своих чужое, привнесенное врагом душ человеческих. В течение первых 8 веков в
Церкви, когда она была единая и неделимая, собиралось 7 вселенских и 9 поместных
соборов, и были приняты на них и от святых отцов Церкви правила – духовный
кодекс, церковное уголовное право. Из действующих ныне 719 правил 413, т.е.
57% умышленно и повседневно нарушаются.
О главных нарушениях, что наиболее убивают духовную жизнь, душу, и лишают вечного блаженства, и необходимо поговорить, открыть, сообщить тем, кто сам не имеет возможности понять, доказать, что же есть в церкви то, что дано от Бога, и что там навязано, прижилось через диавола, через корысть и трусость священников, через органы разрушения. Все причины того, что указанные 12 пунктов внизу как язвы кровоточят и прижились в церкви, есть та, что подавляющее большинство пастырей, священников – люди случайные, сами не пережившие духовного рождения, не призванные Богом на сие великое служение Богу и людям, а оказались они на сем высоком месте лишь потому, что соответствовали тем требованиям, какие предъявляли к ним органы КГБ, уполномоченные по делам религий, приснопамятная КПСС. То, о чем будет сказано, неопровержимо ни с какой стороны. И это должно быть исполнено тотчас же. Но как это сделать, если произошло поголовное обмирщение прихожан, потерян контроль над ситуацией. Познав болезнь, в молитве найдем и лекарство. Со знающего и спрос будет строгий: знал и не исполнил.