Трудно
найти предмет, столь часто и столь различно трактуемый даже одной и той же
властью, у которой всегда находится до преизлиха апологетов и противников.
Говорю о вине, и о последствиях от него. Вводили сухой закон (значит при
продаже вин «мокрый» закон?) – грех делался ещё более желанней, как в Тунисе,
в Саудовской Аравии, где алкогольные напитки называют шайтаньей (бесовской)
кровью. Советские послы вспоминают, как сыновья шейхов выпивали у них за
зашторенными окнами, с героической дрожью во всем теле, зная, что им за эту
радость с черного хода грозит обезглавливание. Газеты писали о голландском
капитане, при входе в порт Джигда не опечатавшем судовой буфет с вином, и за то
поплатившимся высадкой на берег, тюрьмой. И как английский инженер, работавший
по найму, на дому там изготовил что-то с градусами, и суд определил ему 2,5
года тюрьмы, несколько тысяч фунтов стерлингов штрафа и через каждые полгода
на площади по 40 ударов палкой.
Думаю, что
не всем сегодня известно отношение Книги книг – Библии, автор которой сам Бог,
к вину, к пьянству.
«Работник,
склонный к пьянству... придёт в упадок. Вино и женщины развратят разумных...
гниль и черви наследуют его» – Сирах. 19:1-2. Все вместе взятые школы и
обучение профессии не успевают делать того, что делает вино, дисквалифицируя,
делая нищим. «Вино испытывает сердца гордых – пьянством. Против вина не
показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино. Вино полезно для жизни, если
будешь пить его умеренно... горесть для души – вино, когда пьют его много, при
раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного
до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны» – Сир. 31:29-35.
Как правило, у проповедующих винопитие вино и женщины идут в одной упряжке. «Большая
досада – жена, преданная пьянству, и она не скроет своею срама» –
Сир.26:10. «Отнюдь не сиди за вином с женою замужней, и не оставайся с
нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя, и чтобы ты не
поползнулся духом в погибель» – Сир. 9:10-11. «Вино и женщины
развратят разумных, а связывающийся с блудницами сделается ещё наглее»
– Сир. 19:2. «Дети голубого воскресенья», как говорят немцы, наполняют дома
для умалишенных. В Римской империи государственный закон, под страхом смерти,
запрещал молодоженам до 30-летнего возраста употребление вина.
В
житиях святых (5 мая, Ирина) читаем, как диавол кричал: «Я друг пьяниц».
Евтихий
(6 апреля) исцелил прокажённого и дал наказ: не пить вина и будешь здоров.
Когда заговоришь о вреде пьянства, то «знатоки» Писания, не прочитавшие даже
строчки из Библии, непременно скажут: но ведь и Сам Христос воду превратил в
вино на свадьбе... Но мало кто знает, что святой Епифаний имел дар превращать и
вино в воду.
И если
по церковным традициям сами пьяницы и родные их, измучившиеся с ними, просят
в своих молитвах обычно к святому Вонифатию, имеющему дар от Бога после своей
смерти помогать запойцам освободиться от их беды, то к св. Епифанию нужно бы
молиться о превращении винных рек в алкогольных берегах в обыкновенную воду.
Любую
покупку человек таит, неся домой, но если даже самый бедный в России купит
любую «червивку», «сучёк», он его несёт, как дитя из роддома, на показ: знай,
какой Кондрат богатый, всё-то у меня есть, мне и помирать не надо. Мечта же
номенклатуры не только иметь свой гарем, но и «преисполниться дорогим вином»
– Прем. 2:7, «пиршествовать каждый день блистательно» – Лук.16
гл. Некогда молодой и безмерно богатый премудрый царь Соломон решил познать
истинные радости жизни на практике: «вздумал я в сердце моём услаждать
вином тело моё... и вот это суета и томление духа» – Еккл. 2 гл.
Апостол Павел предупреждает всех любителей Бахуса: «и не упивайтесь вином,
от которого бывает распутство (в нем же есть блуд)» – Еф.
5:18.
Зная
губительное действие пьянства, Церковь на уровне соборов запретила
священнослужителям даже входить в корчму.
«Если
кто из клира будет замечен в том,что ест в корчме, да отлучится, кроме случая,
когда на пути по нужде в гостинице отдыхает» (Апост.54), и только по
великой нужде в пути для ночёвки дозволялось войти туда. «А преданных вину
священнослужителей должно извергать из сана, и мирян; и низшие клирики да будут
отлучены от церкви, ежели не престанут от сего» Апост. 42,43. В Ветхом
Израиле был закон, по которому непокорных детей следовало наказать, приведя в
судилище, сказав: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших,
мот и пьяница. Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти,
и так истреби зло из среды себя, и все израильтяне услышат и убоятся» –
Втор. 21:20-21
Скажут:
жестокий век, жестокие нравы, просто-де не умели пить культурно. Но вот что
говорят святые отцы об этом: «Если выпито много вина, оно становится подобным
мучителю, ворвавшемуся в крепость, который с высоты её производит в душе
неумолкающие мятежи, не отказывая себе ни в каком беззаконном требовании, но
прежде всего, поработив рассудок, смешивает и приводит в расстройство весь
сознательный строй жизни: голос делает громким, возбуждает непристойный смех,
опрометчивый гнев, необузданное вожделение, неистовую и бешеную страсть ко
всякому беззаконному удовольствию. Пьянство – начало безбожия, ибо оно
омрачает разум которым обыкновенно наиболее познаётся Бог. Пьянство не дает места
Господу, пьянство отгоняет Святого Духа. В душу, осквернённую пьянством, не
войдут пост и молитва. Пьянство – мать порока, противление добродетели; оно
делает мужественного робким, целомудренного – похотливым, не знает правды,
отнимает благоразумие. Пьянство – это добровольно накликаемый бес, через
сластолюбие вторгающийся в душу» Василий Великий.
«Кто
проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти
диавола».
Пьянство – корень всех зол. Пьяница – живой мертвец.
Пьянство – это падение, лишение оправдания, общий позор нашего рода.
Главное
зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет
достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле, страждущих этим недугом
и на небе ожидает тягчайшее наказание. Пьянство происходит не от вина – и вино
создано Богом... но порочная воля производит пьянство» Иоанн Златоуст.
«Ежели
кто не пьёт из освященного чина (из духовенства), или миряне не ради воздержания,
а гнушаясь, тот да извержется из своего чина, и из Церкви» Апост. 51, 53.
Вино надвое растворено, умному на веселье, дураку на погибель. Хотя вино, как
лекарство, положено по церковному и монашескому уставу в воскресные и
субботние дни, иногда и в Великий пост, но Христовы подвижники не только не злоупотребляли
такой возможностью, но и воды не досыта пили. Вино питие первое праведным Ноем
привело к тому, что весь Африканский континент доныне пребывает в рабстве. Быт.
9 гл. «Пробудитесь, пьяницы, и плачьте, и рыдайте, все пьющие вино»
– Иоиль. 1:5. «Пьяницы Царствия Божия не наследуют» – 1 Кор.
5:11, вот что одно должно бы выбить из рук пьющих чашу с вином.
«Пьяный
бывает хуже бесноватого: все мы жалеем бесноватого, а на пьяницу негодуем и
гневаемся. Почему? Потому что, у того – болезнь от диавольской напасти, а у
этого – от беспечности; у того – от козней врагов, у этого – от козней
собственных помыслов. Пьянство – несчастье, над которым смеются, болезнь, над
которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства;
пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчинёнными,
отвратителен для жены, несносен для всех... Особенно же тяжело то, что
пьянство, полное стольких зол и порождающее столько несчастий, даже и не
считается у многих виной. Пьяный более жалок, чем мёртвый. Мёртвый
бесчувственен и не может делать ни добра, ни зла, а пьяный способен делать зло
и, зарыв душу, как в могиле, в плоти зла, умерщвляет своё тело. Даже и
удовольствием не может воспользоваться пьяница, потому что удовольствие в
умеренности, а в неумеренности – бесчувственность. Пьянство – всегда зло, но
особенно в Святые праздники.
Здесь вместе с грехом есть и величайшее
оскорбление и унижение Божественных вещей; за это может быть и двойное
наказание. Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания,
наполняя душу смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая
бесчисленным болезням, внутренним и внешним. Пьянство – это многообразный и многоглавый
зверь... здесь вырастает у него блуд, там – гнев, здесь – тупость ума и сердца,
а там постыдная любовь. Пьяница не может видеть Царствия Небесного, и что я
говорю Царствия! Пьяница не видит и настоящих предметов. Пьянство превращает
дни в ночи, свет во тьму, пьяный, глядя во все глаза, не видит и того, что у
него под ногами. Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов и
диавола являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием.
Христос хочет обитать у тебя, а ты попираешь Его объедением и пьянством» Иоанн
Златоуст.
«Пьянство
приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, делает
человека скотом. Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие
соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его
беззаконий. Поэтому, кто открывает дорогу к гибели, тот и этой гибели бывает
виновен» Тихон Задонский.
«Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку
никто так не исполняет его воли, как пьяница» Златоуст.
По
толкованию Священного Писания святыми отцами находим, что вино означает
строгость (обличение, наказание). Вино употреблялось как лекарство. «Впредь
пей не одну воду, но употребляй и немного вина, ради немощи твоего желудка, и
частых твоих недугов» – 1 Тим. 5:23. «У пьяного всё идет верхом (ртом)
и низом» Иоанн Златоуст.
Вот
описание состояния пьяницы, как будто не три тысячи лет позади, а современный
вытрезвитель видим: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры (водки)
и до позднего вечера разгорячают себя вином» – Ис. 5:11 «У кого
вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого
багровые глаза? – У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят
отыскивать вина приправленного (настойки, коньяка). Не смотри на
вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как ухаживается ровно:
впоследствии, как змея оно укусит и ужалит, как аспид: глаза твои будут
смотреть на чужих жён, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как
спящий среди моря, и как спящий наверху мачты, и скажешь: «Били меня – мне не
было больно, толкали меня – я не чувствовал. Когда проснусь – опять буду
искать того же» – Прит. 23:29-35, алкозависимость – в таком положении
свыше 70% населения бывшего Союза.
Привыкший
пить вино, отвыкает думать, теряет смысл жизни, прячется за винные пары,
смотрит на мир одним глазом через горлышко бутылки. Отравить разум,
отключиться, не думать, не знать, что готовит тебе опостылевшая жизнь – здесь
вино выступает как палач, завязывающий глаза, выносящий приговор, отсекающий
голову – разум.
Вино, –
говорит мудрец, делает безногого ходячим, слепого – зрячим, нищего – богатым. В
доказательство своих слов посадили за стол слепого, хромого и нищего и напоили
их. Слепой: «Какое прекрасное это красное вино!» Безногий: «Замолчи, а то так
ударю ногой, все рёбра переломаю!» Нищий: «Убей его, я за него заплачу».