Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

О семье

 

Муж и жена сотворены Богом по образу и подобию Божию: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» –Быт. 1:27. Любое человеческое общество при нормальном разви­тии основывается на трех столпах: вера в Вы­сшее Существо, семья, частная собственность. У христиан это – вера в Святую Троицу, Бога От­ца и Сына и Святого Духа. Семья, основанная на Библейских, Евангельских заповедях и пра­вилах, канонах соборов и святых отцов; и час­тная собственность от трудов своих честных. Богоборческий режим разрушил все три опоры, рассыпалось государство, семья, наступило об­нищание.

По восстановлению правильных Божествен­ных отношений между Богом и человеком не­обходимо сегодня в России начать поголовное оглашение, катехизацию, Евангелизацию. На­иболее опасным сегодня по этому вопросу яв­ляется мода на религию, веру. Обмирщение патриаршей православной церкви в России яв­ляется главным звеном в этой цепи: неверую­щие священники, засланные в ряды верующих органами КГБ, враждебные элементы, архи­ереи, ставленники Политбюро – предательская декларация митрополита Сергия, отдавшего церковь в руки атеистов – наиглавнейшая беда церкви. Доколе по всем вопросам, также и в вопросе семьи, не будет во главу угла постав­лено Священное Писание, каноны Церкви, до­толе всё, совершаемое в Церкви будет делаться не для Неба, не для Христа, не для духовного возрождения России, а в угоду тёмных сил, на пользу врагу душ наших, на потеху врагов Божиих.

 Подлинное покаяние, истинное обраще­ние к Богу и настоящее крещение, в котором возрождается, воскресает новый человек, где умирает старый грешник, – без этого всё в цер­кви будет лишь жалкой имитацией, подража­нием Истине, обольщением невежд.

После грехопадения Бог установил неизмен­ную доныне иерархию власти: муж – глава. «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» – 1 Кор. 11:3, «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою» – Быт 3:16. Внешне это выражено в том, что при бракосочетании жена всегда стоит слева (низшая сторона, греховная – как и ниж­няя перекладина на кресте, наискось наклонена в левую сторону) и на голове должна иметь знак власти, на ней головной убор при молитве и пророчествовании. «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» – 1 Кор. 11:4-10.

«...определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических, или сатирических, или трагических; при давлении винограда в точилах не возглашать гнусного имени Диониса, и при вливании вина в бочки, не производить смеха, и, по невежеству, или в виде суеты, не делать того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делать что-либо из вышесказанного: если это клирики, повелеваем извергать из священнаго чина, если же миряне, отлучать от общения церковного». VI Всел. 62. И даже ради подвижничества не позволяется одеваться женщине в мужскую одежду, ни мужу в жен­скую. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие»Втор. 22:5; «если какая-либо жена, ради мнимаго подвижничества, пременит одеяние, и, вместо обыкновенной женской одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою (то есть под проклятием)» Ганг. 13. Поступающие иначе делают это «по воле князя (диавола) по обычаю мира» – Еф.2:2.

Горе ожидает мужа и всю семью, где жена по наущению диавола добьется равен­ства с мужем или будет держать первенство. В такой семье нет Бога, нет порядка, растут дети уроды с женской психикой, склонной и подат­ливой к греху и ко всему дурному. Бог запре­тил женам произносить в церкви единое слово: «Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не по­зволено им говорить, но быть в подчинении, как и закон говорит» – 1 Кор. 14:34. В книге Есфирь 1:17 повествуется о неподчинении цари­цы своему мужу. Тогдашний Верховный совет империи издал закон, отстраняющий царицу навсегда от царства, дабы прочим женам всех семей до простолюдина было ясно и «все жены будут почитать мужей своих, от большого до малого».

Взаимоотношения мужа и жены кратко вы­ражены так: в любой ситуации, кроме наруше­ния супружеской верности, муж должен любить жену свою так, что если того потребуют обсто­ятельства, отдать за жену жизнь, как и Христос за Церковь. Жена же всегда должна быть по­слушной во всем мужу и быть безмолвной:

 «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» – Еф.5:22, «ибо не муж от жены, но жена от му­жа» – 1 Кор. 11:8, – таков порядок творения.

 Жена была сотворена потом, специально для мужа. «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано» – Мф. 19:4. «И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» – 1 Тим. 2:14. «Жёны, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» – Кол. 3:18, повиноваться «как при­лично в Господе», «да не порицается слово Божие» – Тит. 2:5.

 Этот порядок сохраняется доны­не: муж выбирает жену себе, только бы она бы­ла верующая, т.е. в Господе. «Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» – 1 Кор. 7:39 ибо что общего у верующего с неверующим, у овцы и волка. «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» – 2 Кор. 6:15 «и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего» – Втор. 7:3. Но если сочетались до уверования, то уверовавшая сторона не дол­жна оставлять оставшегося в неверии, если этот желает жить с ним. «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам» – 1 Кор.7:12-17.

Брак установлен Богом в раю. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» – Быт. 2:24. 51. «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от церкви. Также и мирянин» Апост.51, и брачное честное сожительство поч­тенно Ганг. 21. Есть еретики, говорящие, что женатому не спастись. «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» – 1 Тим. 4:3. Таковых цер­ковь отлучает («Если кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющуюся, гнушается, или порицает оную, как не могущую войти в Царствие: да будет под клявою». «Если кто девствует, или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой доброты и святыни девства: да будет под клятвою» Ганг. 1, 9), и если жена будет гну­шаться брака и по этой причине оставит мужа, она под клятвою (Ганг.14). «Епископ, или пресвитер, или диакон, да не изгонит своей жены под видом благоговения. Если же изгонит, да будет отлучен от общения церковного; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина» Апост. 5,51.

После уверования трудно найти более важ­ный шаг в жизни, как правильный выбор же­ны, мужа. Почему Библия и поучает искать не внешней красоты, но сокровенного человека нетленной красоты. От этого будет зависеть бо­гатство семьи, воспитание детей, количество и качество друзей, здоровье и долгота жизни и само вечное спасение бессмертной души.. И нет другого, более легкомысленно принимаемо­го решения, как это – «женился на скорую руку, на долгую муку». Н.И. Пирогов, Ян Амос Коменский утверждают, что самое трудное – вос­питание юношества: а это уходит в самую ко­лыбель – самое трудное с детьми водиться и Богу молиться, т.е. правильно, пламенно и со сле­зами совершать сие для будущего.

Каким быть будущему мужу и жене, всему этому нужно учить с пелёнок, внушать постоян­но. «Родители, которые не учат детей Боговедению, хуже убийц», – утверждает Иоанн Златоуст. Ушинский напоминал, что у ученика уши рас­тут на спине. «Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею их... Не желай множества негодных детей и не радуйся о сыновьях нече­стивых. Кто любит сына своего, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им... поблажающий сыну будет перевязывать раны его, и при всяком крике его будет трево­житься сердце его. Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, дела­ется дерзким. Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним, и после не скре­жетать зубами своими. Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. Наги­бай шею его в юности и сокрушай рёбра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его» – Сирах 7:25. 30:1-13. «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не ум­рёт» – Притч. 23:13. «Кто жалеет розги, своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства на­казывает его» – Пр. 13:25. «Ибо Господь, кого лю­бит, того и наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказа­ние, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. При том, если мы, будучи наказываемы плот­скими родителями, боялись их, – то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» – Евр.12:6-9. «Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для поль­зы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Вся­кое наказание в настоящее время кажется не ра­достью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» – Евр. 12:10-11.

 Метод наказания и ласки должен быть согласованным, в меру, соразмерно преступле­нию, и не во гневе, а с разъяснением. «Отцы, не раздражайте детей, дабы они не унывали» – Кол. 3:21, «Дети, будьте послушны родителям ва­шим во всем, ибо это благоугодно Господу» – Кол. 3:20. «Я знаю, – говорит Златоуст, – многие пре­зрели бы обещание вечных благ, если были бы свободны от наказания, потому наказание более содействует спасению, нежели обещание вечно­го блаженства.

Когда император Феодосий Старший решил дать наилучшее образование своим сыновьям Аркадию и Гонорию, то велел сделать розыск по Во­сточной и Западной империи, чтобы найти та­кого человека, который обладал бы всей мудро­стью и мирской и духовной. С великим трудом обрели такого – Арсения Великого (память его 8 мая, умер в 450 г.). Вот как говорил Феодосии, вручая детей на воспитание, готовя из них двух императоров: «Теперь ты будешь им более от­цом, нежели я, потому что труднее воспитать, нежели родить... приучи их к добродетели и обучи их премудрости; как отец их духовный, позаботься о том, чтобы они избегали разных юношеских соблазнов» (Жития за май стр. 246-248). Однажды войдя в класс император увидел, что сыновья его сидят, а учитель стоит. Он опе­чалился и запретил так учить, считая их царями. Он сказал Арсению, что если они не научатся бояться Бога, то лучше, чтобы они не только не были царями, но прежде умерли, чем позволить им вырасти во зле, на погибель как своей собственной душе, так и прочих душ человеческих...

Случилось однажды, что Арсений как-то за­метил за Аркадием некоторый проступок. Рас­сердившись на него, Арсений побил его розгою, и при том так сильно, что Аркадий помнил это наказание до самой смерти своей, ибо следы ро­зог остались на теле его»... «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга уда­лит её от него» – Пр. 22:15.

 «Есть у тебя дочери? Имей попечение о теле их, и не показывай им весёлого лица твоего» – Сир. 7:26. «Стыд отцу рождение невоспитанного сына, дочь же невоспитанная рождается на уни­жение» – Сир. 22:3.

 Вот закон какой был у Изра­иля, а теперь и у некоторых горных народов: «Если после брачной ночи не найдётся девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца её, и жители города побьют её камнями до смерти, ибо она сделала срамное дело... так истреби зло из среды себя» – Втор. 22:20-21. Сегодня, пожалуй, и хоронить не­кому будет. «Наклонность женщины к блуду узнаётся по поднятию глаз и век её. Над бесстыд­ной дочерью поставь крепкую стражу, чтоб она, улучивши послабление, не злоупотребила со­бою» – Сир. 26:12. «Дочь для отца – тайная посто­янная забота, и попечение о ней отгоняет сон: в юности, её, как бы не отцвела, а в замужестве – как бы не опротивела... над бесстыдной до­черью усиль надзор, чтоб она не сделала тебя посмешищем для врагов, притчею в городе и уп­рёком в народе, и не осрамила тебя пред обще­ством» – Сир. 42:9-11. «Как бы не осквернилась и не сделалась беременной в отцовском доме, в замужестве – чтобы не нарушила супружеской верности. А сегодня матери сами приводят де­тей-малюток учиться танцам – в училище раз­врата. Горе тебе, бедная, за то, что... украшала дочерей твоих в блудодеянии, чтобы они нра­вились и славились у любовников твоих, кото­рые всегда желали блудодействовать с тобою» – 3 Езд. 16:47.

Старшие должны подбирать невесту сыну своему («Итак, сын мой, люби братьев твоих и не превозносись сердцем пред братьями твоими и пред сынами и дочерями народа твоего, чтобы не от них взять тебе жену, потому что от гордости — погибель и великое неустройство, а от непотребства — оскудение и разорение: непотребство есть мать голода» Тов. 4:13, «И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле»«И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских» Быт. 6:12; 28:1. «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава» – Числ. 25:1; «не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых»Втор 23:17). Вторые родители, свекровь, тёща, долж­ны быть почитаемы Потом сказал дочери своей: почитай твоего свекра и свекровь; теперь они — родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе. И поцеловал её. И Една сказала Товии: возлюбленный брат, да восставит тебя Господь Небесный и дарует мне видеть детей от Сарры дочери моей, дабы я возрадовалась пред Господом. И вот, отдаю тебе дочь мою на сохранение; не огорчай её»Тов. 10:12). И жена берется не для секса, но для деторождения ( «И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня и дай мне состариться с нею!» – Тов. 8:7). «Девица, вышедшая без благословения своего отца отлучается от Церковного общения на три года» Васил. 38.

 После смерти суп­руга или супруги разрешается второй брак, как врачевство против блуда, а не напутствие сласто­любию (Вас. Вел. 37). Пресвитеру на браке двоежёнца не должно пиршествовать (Неок.7). Двоежёнцы отлучаются на год и на два (Васил.4). Третий брак (после смерти одного из супругов), есть нечистота в церкви, но лучше любодеяния и до­пускается («На троебрачие нет закона: посему третий брак не составляется по закону. На таковыя дела взираем, как на нечистоты в церкви: но всенародному осуждению оных не подвергавем, как лучшыя, нежели распутное любодеяние». Васил. 50), и отлучаются на пять лет (Вас 4, 80). Четвертого брака нет, это скотство. Если вдова после 60-летнего возраста выйдет замуж, её отлучить как рассвирепевшуюВдову, причтенную в число вдовиц, то есть, от церкви снабдеваемую, апостол повелевает оставити без попечения, если посягнет за мужа. А для мужа овдовевшаго не положено никакого закона: довлеет для него епитимия двоебрачных. Вдова шестидесятилетняя, если паки восхощет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщения святыни, доколе не престанет от страстныя нечистоты. Если же, прежде шестидесяти лет, причтем её в число вдовиц, то наша вина, а не жены сея.» Вас.24). Кандидат в священники должен брать только девицу, но не артистку. «В жену он должен брать девицу [из народа своего]: вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену» – Лев. 21:13-14 . «Взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную /актрису/, [ни] епископом, ни пресвитером, ни диакон, ни никем в списке священного чина» Апост. 18. ...Но если жена его впадает в прелюбодея­ние, он должен или оставить её, или сложить сан («Если жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно: то он не может приити в служение церковное. Если же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство: то он должен развестися с нею. Если же сожительствует: не может касатися служения, ему порученнаго» Неок.8). Жена живши с иным, вновь к пер­вому мужу не может вернуться. Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та? А ты со многими любовниками блудодействовала, — и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь» – Иер. 3:1. Если дочь не воспитывается в христианской строго­сти, то получается жена, чей портрет на каждом шагу.

 «Многие совратились с пути чрез красоту женскую: от неё, как огонь, загорается любовь. Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оста­вайся с нею на пиру за вином, чтобы не скло­нилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в погибель. Можно пережить вся­кую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую. Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить с злою женою. Злость жены изменяет взгляд её и делает лицо её мрачным, как у медведя. Сядет муж её среди друзей своих, и услышав о ней, горько вздохнет. Всякая злость мала в сравне­нии со злостью жены; жребий грешника да па­дет на нее. Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа. Не засматривайся на красоту женскую и не по-хотствуй на жену. Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем. Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная – злая жена. Опущенные руки и рас­слабленные колена – жена, которая не осчаст­ливит своего мужа. От жены – начало греха, и чрез нее все мы умираем. Не давай воде выхода, ни злой жене – власти», «Не сиди среди жен­щин; ибо как из одежд выходит моль, так от женщины – лукавство женское. Лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина, которая стыдит до поношения» – Сирах. 25:15-23, 42:13. «Не будь ревнив к жене сердца твоего, и не по­давай ей дурного урока против тебя самого. Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восста­ла против власти твоей. Болезнь сердца и пе­чаль – жена ревнивая к другой жене, и бич язы­ка её, ко всем приражающийся. Движущееся туда и сюда воловье ярмо – злая жена. Берущий её – то же, что хватающий скорпиона. Большая досада – жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама... Кроткая жена – дар Гос­пода, и нет цены благовоспитанной душе. Бла­годать на благодать – жена стыдливая. При ху­дой жене хорошо иметь печать, и где много рук, там запирай» – Сир. 26:7, 42:6 «Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматри­вайся на чужую красоту» – Сир. 9:8. «Всякий кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» – Мф. 5:28. «Кто разводится с женою своею кроме вины лю­бодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодейство­вать, и кто женится на разведённой, тот прелю­бодействует» – Мф. 5-31. «Жёны, повинуйтесь сво­им мужьям, чтобы те из них, которые не поко­ряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие... И вы, мужья, обращай­тесь благоразумно с женами, как с не мощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаслед­ницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» – 1 Петр. 3:1-7.

 «Во избе­жание блуда, каждый имей свою жену, и каж­дая имей своего мужа. Муж, оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» – 1 Кор.7:1-4. Разведённый до смерти супруги не имеет права жениться (1 Кор. 7:39, Рим.7 гл.).

Смотрение на жён (порнофильмы, открыт­ки) считалось равным, что иметь на плечах со­бачью голову. Житие Пахомия.15 мая. ср. 2 Цар. 3:8. Стыдливость была такой, что стыди­лись показать больное тело врачу Агафия (16 апреля), Макрина (19 июля). «Нет ничего страшнее блудного греха», – говорит св. Нифонт. На этом мытарстве после смерти погибает больше душ, чем на остальных 19 мытарствах-испытаниях по роду греха: пьянство, язык и др. Женам запре­щалось смотреть в открытый алтарь» Василий Вел. 1 янв. «Через женщину диавол много делает зла», – учит Арсений Великий. Чтобы понять прогресс в целомудрии одежды, вспомним жи­тие Иакова Низин. (13 января,) увидевшего девиц с голыми ногами и непокрытыми головами, которых по­карал так, что они тотчас поседели.

 «Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим, то как может быть брак там, где нет согласия и веры?» Амвросий Медиол. «Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многими благами» Златоуст. Это и расстраивает всю вселенную, что мы нерадим о собственных детях; заботим­ся об их имуществе, а душою их пренебрегаем, что является крайним безумием. Нам нет изви­нения, если дети у нас развращены. Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не было бы ни судилищ, ни наказаний. Ста­райся научить сына презирать славу настоящей жизни, от этого он будет славнее и знаменитее. Как никто не может расчитывать на оправда­ние и снисхождение в собственных грехах, так нет оправдания родителям в грехах детей» Зла­тоуст.

 «Мы в долгу у отцов, родивших нас, но у отцов, хорошо воспитавших и наставивших нас в благочестии, мы в гораздо большем долгу. Лучше человеку не родиться, нежели родиться и быть в вечной гибели. Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют наказывать их за проступки: но после, когда дети вырастут и будут безнравственны, такие родители скоро са­ми поймут свою погрешность в том, что не на­казывали детей, пока они были малы... Не на­казанные в юности, в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные. Поэтому, христианин, люби де­тей своих по христиански и наказывай их, что­бы стали исправными и добрыми» Тихон За­донский.

«Уважающий мать свою, как приобретаю­щий сокровище», «Почитающий отца будет иметь радость от детей своих, в день молитвы будет услышан. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продли­лись дни твои на земле. Уважающий отца бу­дет долгоденствовать. Милосердие к отцу не за­быто, несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится, как лёд от теплоты разрешатся грехи твои» – Сир. 3:4–5, Исх. 20:12, Сир. 3:9-14. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Госпо­де» – Еф.6:1. «Если же они повелевают против­ное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем роди­тельское» Тихон Задонский.

«Как девство лучше брака, так первый брак лучше второго. Разводиться – дело противное как природе, так и божественному закону. Как во время болезни мы не отсекаем члена боль­ного, а исцеляем его, так будем поступать и с женою. Брак дан для деторождения, а ещё бо­лее для погашения естественного пламени» Златоуст. Вступившим в брак настолько труд­нее спасаться, как бежать со связанными нога­ми.

«Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источ­ники твои по улице... утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною; груди её да уповают тебя во всякое время, лю­бовью её услаждайся постоянно. И для чего те­бе сын мой, увлекаться постороннею и обни­мать груди чужой? Ибо пред очами Господа пу­ти человека, и Он измеряет все стези его. Без­законного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится, он умирает без наставления, и от множества безу­мия своего теряется» – Притч. 5:15-23.

«Так дол­жны мужья любить своих жён, как свои тела;

любящий свою жену, любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей пло­ти, но питает и греет её, как и Господь Цер­ковь, потому что мы члены тела его, от плоти Его и от костей его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» – Еф. 5:28-31.

«Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздержи­вались от блуда; чтобы каждый из вас умел со­блюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знаю­щие Бога» – 1 Фес. 4:3-5.

«Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый за­ботится о мирском, как угодить жене» – 1 Кор. 7:32.

 «Нет ничего хуже, как смотреть с вож­делением на женщину. Многие погибли из-за женщин... Не будьте рабами скверных ниже естественных страстей, ни постыдных похотений, столь мерзких пред Богом» Антоний Вели­кий.

 «Блудная брань усиливается от пяти при­чин: от празднословия, тщеславия, многого сна, от склонности к красивой одежде, от пресыще­ния» Авва Исаия. «Если тебя борет блудная страсть, удручай тело подвигами, со смирением припадая пред Богом, и обретёшь покой; непре­станно удручай себя бдением, голодом и жаж­дой, смиряясь пред всеми» Авва Исаия.

«Иску­шения этого греха сильны, и ничто не волнует так юношеского возраста, как эта страсть. По­этому оградим юных отовсюду советами, уве­щаниями, страхом и угрозами. Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри по­стоянно на свою жену и люби её; этого не вос­прещает никакой закон. Где блуд, там обитает диавол. Блуд уготовляет для нас вечный и неу­гасимый огонь» Иоанн Златоуст. «Может ли что быть соблазнительнее, как видеть христианских жен, которые являются публично разодетыми и разрумяненными, подобно блудницам» Тертуллиан.

«На брачующихся полагаются венцы на гла­вах, в знамение победы... что они непобедимые страстью до брака таковыми приступили к брачному ложу. А если кто, быв уловлен сладо­страстием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побеждённому, иметь и венец на главе своей» Златоуст. «Мать составляет славу детей, жена – мужа» св. Климент.

 Св. Киприан гово­рит, что украшения женщин обезображивают их и оскорбляют Бога. Христианки не красили волос и не подкрашивали щёк и бровей, не употребляли благовонных мазей... Бог смотрит на внутреннее, а не внешнее.

«Что делать, ес­ли... она будет скромна и тиха, а он дерзок, по­дозрителен, сердит, будет сильно надмеваться, как вынести ей такое унижение и притеснение? Терпи, говорит Апостол, всё это рабство, ибо тогда только ты будешь свободна, когда он ум­рёт... Против тебя (муж) поднимает войну же­на, тебя входящего встречает она как зверь, изо­щряет язык свой как меч. Горестное обстоятель­ство, что помощница стала врагом! Но испытай самого себя: не сделал ли ты сам чего либо в молодости против женщины, – и вот рана, на­несённая тобою женщине, врачуется женщи­ной, и язву чужой женщины как хирург выжи­гает собственная жена... Жена злая будет дана мужу грешному, и дана будет как горькое про­тивоядие, которое иссушает худые соки греш­ника» Златоуст.

«Мужу бить жену свою, это крайне бесчестно не только для того, кого бьют, но и для того, кто бьёт. И вам, жёны, и вам, мужья, говорю: сохрани вас Бог от такого греха, который бы доводил мужа до необходимости бить жену... такого мужа, если только можно назвать его мужем, а не зверем, я ставлю на­равне с отцеубийцею и матереубийцею. Когда соседи и проходящие стекаются, как бы к жи­лищу некоего зверя, внутри логова пожираю­щего свою добычу... Если после многих опытов узнаешь, что жена твоя не исправилась и упор­но держится своих обычаев, – и тогда не изгоняй её. Искорени из её мысли слова: «моё», «твоё». Если скажет она: «Это моё», скажи ей: «Что та­кое твоё? Я не знаю этого, и не имею ничего собственного, как же ты говоришь: моё, когда все твоё».

В отношении ко всем женщинам муж должен вести себя так, чтобы не возбуждать ревности в своей жене и избежать всякого подозрения в не­верности.

Епитимия, наказание за блуд: 4-7 лет, за прелюбодеяние (женатому): 7-15 лет («Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается Святых Тайн. Распределение же на сии пятьнадесять лет для него следующее: четыре лета да будет он плачущим, пять слушающим Писания, четыре припадающим, два да стоит с верными без приобщения. Блудник семь лет да не причастится Святых Тайн: два лета да плачет, два да слушает, два да припадает, и едино лето только да стоит с верными, в восьмое допущен будет до святаго причастия». Вас. Вел. 58, 59, 77; «Если жена прелюбодействовала, и кто либо прелюбодействовал: таковым надлежит в семь лет приити в совершенное общение, по степеням к тому ведущим» Анк. 20).

«Жена, оставившая мужа, если пойдет за иного, есть прелюбодеица, по священному и божественному Василию, который весьма прилично из пророчества Иеремии привел сие: если жена будет мужу иному, не возвратится к мужу своему, но осквернением осквернена будет. И паки: держащий прелюбодеицу, безумен и нечестив. Если же усмотрено будет, яко оставила мужа без вины: то он достоин снисхождения, а она епитимии. Снисхождение же будет ему оказано в том, да будет он в общении с Церковью. Но законно сопряженную себе жену оставляющий, и иную берущий, по слову Господа, повинен суду прелюбодеяния. Постановлено же, правилами отцов наших, таковым год быть в разряде плачущих, два года слушающих чтение писаний, три года в припадающих, и в седьмый стоять с верными, и тако сподобиться причащения, если со слезами каяться будет» – VI Всел. 87.

Детей надобно охранять от того, чтобы они не приобретали ложных понятий о жизни по­средством чтений сочинений, наполненных обольстительными, несбыточными вымыслами, удалять их от дружбы и сообщества с дурными товарищами. «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» – Иак. 4:4. Учите молиться Богу и во­дите в церковь, и больше всего учите своею жизнью и примером. «Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!», «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» – Притч. 20:7, 29:17. «Человек, радующийся о детях и при жизни видящий падение врагов» – Сир. 25:10. «Умерщвляй их порочные склонно­сти, это будет столько же благоприятная жертва Богу, какую принес Авраам» блаж. Августин.

 Особое попечение предлежит о стыдливости в детях. Волосы женщине даны вместо покры­вала и являются её честью, её коса – её краса (1 Кор. 11 гл., Васил.96), и даже ради подвижничества (как было у Феодоры, 11 сентября; Наталия, 26 август; Архелая, 6 июня) запрещается стричь женщинам волосы, а мужам запрещено растить волосы длинными («Если которая жена, ради мнимаго подвижничества, острижет власы, которыя дал ей Бог в напоминание подчиненности: таковая, как нарушающая заповедь подчинённости, да будет под клятвою» Гангр. 17). Всё это ведет к стиранию полов, к мужеложству, что церков­ными законами карается как смертный грехМужеложники и скотоложники и убийцы и отравители и прелюбодеи и идолопоколнники того же осуждения достойны. Посему правило, какое имеешь о прочих, соблюдай и о сих: а о принятии каявшихся тридцать лет в нечистоте, которую соделали в неведении, и сомневаться нам не надлежало. Ибо и неведение творит их достойными снисхождения, и довольное исповедание, и протечение столь долгого времени: ибо они едва не весь век человеческий преданы были сатане, да научатся не безчинствовати. Посему, повели уже неотложно принять их, и наипаче, если имеют слёзы, преклоняющие тебя к милосердию, и являют житие, достойное милования». «Явившему неистовство на мужеском поле, время для покаяния да расположится сообразно времени беззаконновавшего прелюбодеянием» Василий Вел. 7, 62.

«Грехи, бывающие от вожделения и сладострастия, разделяются следующим образом: иной называется прелюбодеянием, а иной блудом. Некоторыми же тончайшим изследователями заблагоразсудилось и грех блуда именовать прелюбодеянием: поскольку один есть законный союз жены с мужем, и мужа с женою.

Итак всё незаконное есть уже противозаконное, и берущий не своё очевидно берёт чужое. Ибо человеку дана от Бога одна помощница, и над женою поставлена одна глава. Итак если кто стяжал себе, по выражению Божественнаго Павла, свой собственный сосуд (1 Сол. 4:4): тому закон естественный предоставляет праведное употребление его. Но если кто обратится не к собственному: такой без сомнения чужой похитит. Для всякого чужое есть то, что не есть его собственное, хотя бы и не было в виду владельца оное присвояющего. Посему, строже изследовавшим сей предмет, представлялся блуд недалеко отстоящим от греха прелюбодеяния, ибо и Божественное Писание глаголет: «для чего тебе... увлекаться постороннею» – Прит. 5:20. Но поскольку к немощнейшим отцы являли некое снисхождение: то положено в сем грехе общее различие таковое: блудом называется исполнение похоти, соделанное с кем либо без обиды другому, а прелюбодеянием навет и обида чужому союзу.

К сему относят скотоложство и мужеложство, потому что и сии грехи суть прелюбодеяния против естества. Поскольку причиняется обида чужому роду, и притом вопреки естеству. При таком разделении видов, и сего греха общее врачевание состоит в том, да соделается человек через покаяние чистым от страстного неистовства к такому плотоугодию. Поскольку же у осквернившихся блудодеянием не сопряжена с сим грехом обида: того ради сугубое время покаяния определено тем, кои осквернили себя прелюбодеянием, или иными постыдными деяниями, как то, смешением со скотом, или неистовством к мужскому полу. Ибо в сих случаях, как сказано мною, грех становится сугубым: един состоит в непохвалительном сластолюбии, а другий в обиде другому. Да будет же некое различие образа покаяния, во грехах сладострастия. Возбудивший сам себя к исповеданию грехов, как уже начавший врачевание своего недуга тем самым, что решился по собственному побуждению быть обличителем своих тайн, и как показавший знамение своего изменения к лучшему, да будет под епитимиею более снисходительною: а уловленный во зле, или по некоему подозрению или по обвинению невольного обличённый, подвергается продолжительнейшему исправлению, дабы со строгостью быв очищен, таким образом принят был к общению Святых Тайн.

Правило о сем таково: осквернившиеся блудодеянием на три года да будут совсем удалены от церковной молитвы, три года да участвуют только в слушании Писаний, в иные три лета да молятся с припадающими в покаянии, и потом да причащаются Святых Тайн. Для проходящих же покаяние ревностнее, и житием своим показующих возвращение ко благому, позволительно устрояющему полезное в церковном домостроительстве, сократить время слушания, и скорее приводить оных к обращению: подобно сократить время и сего, и скорее опустить до приобщения, сообразно с тем, как он собственным испытанием дознаёт состояние врачуемого. Ибо как воспрещено повергать бисер пред свиньями, так неуместно было бы и лишать драгоценного бисера того, который чрез удаление от греха и очищение уже сделался человеком. Беззаконие же содеваемое прелюбодеянием, или другими видами нечистоты, как выше сказано, по всему тем же судом да будет врачуемо, как и грех блудный, но с усугублением времени. При сем такожде да будет наблюдаемо расположение врачуемого, подобно как и одержимого нечистотою блуда, дабы или ранее или позднее подавалось им причастие блага» Григорий Нис. 4. Епитимия как прелюбо­дею.

Празднование дня рождения запрещается, ибо таковые пиршества заканчиваются погублением пророка, как на дне рождения Ирода обезглавлен Иоанн Предтеча. На день Ангела необходимо помолиться в храме или дома, про­честь канон Ангелу Хранителю, поблагодарить Бога за сохранённую жизнь, милости Его.

 Как признак последнего времени есть особо злост­ное непослушание детей своим родителям (Рим.1:30), обуянное духом вседозволенности и разрушения, безмотивными преступлениями. «Нечистые женщины будут рождать чудовищ» – 3 Езд. 5:8, убивающих мать, отца, предающих родину – всё это за грехи родителей, что ни при зачатии, ни при рождении, ни при воспи­тании не просили Божиих милостей, благословений. Дети обязаны не просто уважать, лю­бить, но благоговейно чтить своих родителей. «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе» – Исх. 20:12. И даже под предлогом благочестия не покидай своих родителей. Исключение де­лается только для тех, чьи родители ставят вы­бор: или мы или Бог («Если некоторые дети, под предлогом благочестия, оставят своих родителей, наипаче верных, и не воздают подобающей чести родителям, да будут под клятвою. Впрочем правоверие да будет ими соблюдаемо предпочтительно» Гангр. 16).

Жёны-убийцы, совершившие аборт, отлучённые от Церкви на 10 лет, должны знать, что по церковным пра­вилам они отлу­чены на 10 лет, которые распределяются так, что при словах «Оглашенные изыдите» они, как и все готовящиеся ко крещению должны выхо­дить 3/4 срока сего, и стоять вне церкви и мо­литься, и только последнюю 1/4 срока нахо­диться при богослужении на литургии до кон­ца, но не причащаться. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшегося, или ещё не образованнего у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не только за имевшее родиться, но и за то, что наветовала самой себе; поелику жёны, от таковых покушений, весьма часто умирают. С этим соединяется и погубление плода, как другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем подобает не до кончины продолжать покаяние их, но принимать их в общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измерять не временем, но образом покаяния» Василия Великого правило 2.

«Лучше бездетность с добродетелью, ибо па­мять о ней бессмертна: она признается и у Бога, и у людей. А плодородное множество нечести­вых не принесёт пользы, и прелюбодейные от­расли не дадут корней в глубину и не достигнут незыблемого основания; и хотя на время позе­ленеют в ветвях, но, не имея твёрдости колеб­лются от ветра и порывом ветров искоренятся, ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их... Дети прелюбодеев будут несовер­шенны, и семя беззаконного ложа исчезнет, ес­ли и будут они долгожизненны, но будут по­читаться за ничто, и поздняя старость их будет без почёта. А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день Суда; ибо ужасен конец неправедного рода» – Прем. Солом. 4:1-6, 3:16-19.

«Так и жена, оставившая мужа и про­извёдшая наследника от чужого. Она будет вы­ведена пред собрание, и о детях её будет исс­ледование. Дети её не укоренятся, и ветви её не дадут плода. Она оставит память о себе на проклятие, и позор её не изгладится» – Сир. 23:31-35

«Дети грешников бывают дети отвратитель­ные и обращаются с нечестивыми. Наследие детей грешников погибнет, и вместе с племе­нем их будет распространяться бесславие. Нечестивого отца будут укорять дети, пото­му что за него они терпят бесславие» – Сир. 41:8-10.

«Не желай множества негодных детей, и не радуйся о сыновьях нечестивых. Когда они умножаются, не радуйся о них, если нет в них страха Господня. Не надейся на их жизнь и не опирайся на их множество. Лучше один праведник, нежели тысяча грешников, и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых, ибо от одного разумного населится город, а племя беззаконных опустеет» – Сир.16:1-5

«Дети должны проявлять всякую благодар­ность родителям, от которых жизнь, наставле­ние и всё, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать, когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (Быт. 9:23), которые прикрыли наготу отца своего. Так говорится в притчах: «Слушайся от­ца своего; он родил тебя; и не пренебрегай ма­тери твоей, когда она и состарится» – Притч. 23:22. Хам, сын того же Ноя, показав­ший наготу отца своего, был наказан. За непочитание родителей Бог великие наказания оп­ределил детям: 1) проклятие: «Проклят зло­словящий отца своего и матерь свою!» – Втор. 27:16; 2) смерть: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» –Лев. 20:9» Тихон Задонский.

Согласно слова Божия прокляты все матерщинники, злословящие святое имя матери, пред которой мы в таком долгу, что если бы, как говорит мудрец, и в пригоршне на огне приготовил для матери еду, и тогда ещё ты ничего великого не воздал за неё, за её родильные муки (Сир. 7:29). Не потому ли такие злые нынче дети, что они во сне и наяву поют: «у меня братишки нет, у меня сестрёнки нет», и сам того не зная, он вос­питывается эгоистом и мстит за своих брати­шек, сестрёнок, которые убиты его матерью в её чреве – сделавшемся для них гробом. Закон Божий заложенный в совести влечет к воспо­минанию имени матери в беде, в смертный час. И преступник в нарушение заповеди не делать на себе наколок, татуировок (Лев. 19:28) пишет: «Не забуду мать родную»... В действительности же следовало бы в душе написать: «я забыл наказ матери Церкви и матери родившей меня быть добрым, честным, и вот я оказался вдали от до­бра».

 «Хорошее воспитание не в том, чтобы сна­чала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для поро­ков. Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он – своего, а тот – своего, и как бы некая полоса лучших жизней пойдёт вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках. Если рождаемые тобой дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспи­тание. Детский возраст – нежный, ребёнок бы­стро усваивает то, что ему говорят, и, как пе­чать на воске, запечатлевается в душе детей то, что они слышат. Тем самым и жизнь их уже начинает склоняться или к пороку, или к до­бродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии, отклонить их от порока и направить на лучший путь, то в будущем это уже обратится в навык и как бы в природу, и они не так легко будут по своей воле уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам. Те отцы, которые не заботятся о достоинстве и скромности детей, хуже детоубийц, поскольку губят их души. Сорную траву легче вырвать, когда возраст нежнее, тог­да и надо следить, чтобы оставленные без вни­мания страсти не усилились и не стали неисп­равимы» св. Иоанн Златоуст.

«Если родители не оказывают должного по­печения о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взыска­ны от рук их» Симеон Новый Богослов.

«Садовник привязывает саженцы к колу, ук­реплённому в земле, чтобы ветер и буря не по­валили их. И сучки или негодные побеги отсе­кает, чтобы они не повредили дереву и не ис­сушили его. Поступайте так и вы с малыми и молодыми вашими детьми, привязывайте серд­ца их к страху Божию, чтобы не поколебались они от сатанинских козней и не оставили бла­гочестия. Отсекайте растущие в них страсти, чтобы не выросли и не владели ими, и не умер­твили внутреннего нового человека, рождённого в святом Крещении. Ибо видим, что когда дети растут, то являются и растут вместе с ними и греховные страсти, как дикие побеги на дереве… Поэтому, чтобы эти дикие побеги не выросли и не повредили человеку, и не погубили его, омы­того, освящённого и оправданного святым Крещением, необходимо наказанием и учением Гос­подним их отсекать. Отсекайте, возлюбленные, такие побеги в душах детей ваших, «воспиты­вайте их в учении и наставлении Господнем» – Еф. 6:4.

«Родителям нужно молиться Богу о своих детях, чтобы Сам Он научил страху Своему и умудрил во спасение. Примеры добрых дел нужно являть им в самих себе. Юные, да и лю­ди всякого возраста, лучше наставляются до­брой жизнью, чем словом. Ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дур­ное, что видят. Поэтому родителям нужно са­мим беречься от соблазнов, и пример доброде­тельной жизни подавать своим детям, если хо­тят их наставить в добродетели. Иначе ни в чём не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают её в своих юных душах, чем слушают их слова. Юность, сама по себе склонная ко всякому злу, требует прилеж­ного наблюдения, доброго воспитания и настав­ления, но вместо этого встречает её великое зло – ядовитый соблазн родительских нравов. Со­блазн же, как пожар усилившийся, далее и да­лее распространяется и поедает одушевлённые храмы. Горе детям от этого соблазна; и сугубое горе родителям, которые, вместо полезного уче­ния, злым примером, как ядом, заражают юные сердца» Тихон Задонский.

Гордые, своевольные жены, безвольные, слабохарактерные отцы, и обе стороны погрязшие в похоти и безбожии осиротили столько детей, как ни одна война.

Количество разводов перевалило 53 %, тогда как жена главного идола ВИЛа (Ленина) пред­сказывала, что уже при 17 % разводов нас на­кроет национальная катастрофа. Дети сироты, страна сирот, потерявшая до 100 миллионов на­сильственно оборванных жизней только с 1917 года; страна, народ, над которым произведён чудовищный эксперимент по оскотиниванию, биологическому уничтожению, стоит на грани духовного и физического вымирания. Ежегодно миллионы абортов, нерождённых гениев, по­движников; нарушен генофонд русского народа. Кто может помочь ему, только Бог и мы сами. «Ни я, ни Бог тебе не поможет, если ты сам себе не поможешь» – восклицал великий Златоуст. По научным выкладкам Д.И. Менделеева к 2000 году русских должно было бы быть до 450 мил­лионов человек. Сегодня же едва насчитывают 75 миллионов. Где остальные? Всенародное покаяние перед Богом в посте и прахе может дать ещё возможность испросить у Бога милости вос­становить порушенную семью.

 «Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бед­ный; Сироте Ты помощник» – Пс.9:35. «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте» – Исх.22:22. «Сиротам будь как отец» – Сир.4:10. «Отец сирот и Судия вдов – Бог» –Пс.67:6. «Он не презрит моления си­роты, ни вдовы, когда она будет изливать про­шение своё. Не слёзы ли вдовы льются по ще­кам, и не вопиет ли она против того, кто вы­нуждает их?» – Сир. 35:14-15 «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев, и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наёмника, притесняют вдо­ву и сироту и отталкивают пришельца, а Меня не боятся, говорит Господь Саваоф» – Малах. 3:5.

Русский человек имел неписанное правило, по которому дети погибших родителей часто перехо­дили к крестному отцу, восприемнику их от свя­той купели Крещения. В языческом римском цар­стве в стране Галатии в г. Анкире жила бедная вдова христианка Ефросиния с малолетним сы­ном Климентом, воспитывала его в учении Гос­поднем. Страшное тогда было гонение на христи­ан. Когда Клименту было 12 лет мать его тяжело заболела, и почувствовала приближение кончи­ны. Не страшилась она смерти, ибо крепко вери­ла в жизнь бессмертную за гробом и питала свет­лую надежду на блаженство вечное, уготованное любящим Бога. Накануне своей кончины мать ве­дет тихую, прощальную беседу с сыном: «Милое дитя моё! Осиротел ты ещё в пелёнках, узнал о своём сиротстве прежде, чем об отце. Но ты не был сиротою, не будешь и после меня. Отец тебе – Христос Бог. Я родила тебя по плоти. Он воз­родил тебя духовно. Его исповедуй своим Отцом. Его сыном называй себя, но старайся быть до­стойным усыновления Ему. Служи единому Хри­сту Господу, в Нём полагай свою надежду и своё спасение.

 Он сошёл с небес, чтобы нас возвести на небо, чтобы даровать нам жизнь и спасение, и сделать сынами Божиими. Лютое время настоит нам, христианам. Могут и тебя постигнуть соблазны, угрозы и муки от нечестивых. Будь же мужест­венен, сын мой! Крепко и непоколебимо сохра­ни свою веру; будь готов пострадать за Христа до смерти. Завтра я уже не увижу дневного све­та, но я буду с тобой духом, буду хвалиться о тебе пред престолом Христовым, в надежде и тебя видеть пред Его престолом». Богатая хри­стианка София, вдова узнала о сироте и взяла к себе Климента. Видя богатство приемной своей матери, зная её доброе сердце, он понял, что доставит ей радость, если поможет ей рас­пространять свою материнскую любовь и хри­стианскую сострадательность на других таких же, или ещё более несчастных бесприютных де­тей. В Галатии тогда настал голод. Чуждые со­страдания язычники выносили или выпроважи­вали своих детей на дороги и перекрестки и там бросали. И вот Климент стал подбирать таких детей и приносить в дом Софии. Спасая им вре­менную жизнь, заботились и о душе сирот, спа­сая множество голодных сирот. Позже, будучи избран епископом, он претерпел невиданные му­чения от жестоких гонителей, и такие муки в течении 29 лет и 11 месяцев, каких никогда и никто не выносил ни до него, ни после него. И полностью исполнил он наказ умирающей ма­тери своей, говорившей ему: «Дитя моё, дитя возлюбленное, умоляю тебя, умоляю, чтобы ты воздал мне единственный дар, за все мои болез­ни и заботы о тебе, ибо наступает время тяжё­лое. Сын, окажи мне эту честь, стань за Христа дерзновенно и мужественно и сохрани крепко и непоколебимо исповедание Его имени. Я же уповаю на Христа моего, о, дитя моё! Вскоре процветёт на тебе венец мученичества в честь меня и для спасения многих душ. Приготовь же сердце своё к подвигу страдания, чтобы не за­стигло тебя неприготовленным время подвигов. Знай, что полезно быть искушаемым бедствия­ми, подобно золоту в горниле. Но ты не бойся: страдание будет временным, а воздаяние за него вечным; скоро пройдет скорбь и вечно продлит­ся радость; кратковременно будет бесчестие здесь, но вечная слава ждет тебя у Бога. Козни мучителей и язвы продолжаются один какой-либо день, причем ярость царей земных бывает осмеиваема мучениками, слава их увядает, огонь, уготованный ими на Христовых мучени­ков, угашается. Меч их поедает ржавчина, сила их погибает. Поэтому нет ничего такого, что могло бы отлучить тебя от Христа Господа. Ты станешь исповедником Господним, а я буду мать мученика» (Память 23 янв. стр.767).

Молитвами св. Климента и его матери. Господи, воскреси наш народ! Молитвами Российских мучеников, пострадавших от рук лютых безбожников, вос­креси, Боже, души наши и Русь; и да придут добрые пастыри, да создадутся добрые семьи христианские!

 

Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

Hosted by uCoz