Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

О сне

 

Что такое сон, сновидение, эта третья часть нашей такой коротенькой земной жизни? Сон служит и во благо, и во зло, в зависимости от того, как воспользуемся им. «И навёл Господь Бог на человека крепкий сон и, когда он уснул, взял одно ребро его и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у чело­века, жену, и привел её к человеку» – Быт. 2:21-22. «И я человек смертный, подобный всем, потомок первозданного земнородного, и я в утробе матерней образовался в плоть в деся­тимесячное время, сгустившись в крови от се­мени мужа и услаждения, соединенного со сном» – Прем. 7:1-2. «Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня» – Иов. 10:10-11.

Сны бывают страшные и приятные. «Ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня» – Иов. 7:14. «Когда ляжешь спать, – не будешь бояться; и когда уснешь, – сон твой приятен будет» – Пр. 3:24. Плохой сон, БЕССОНИЦА есть испепеляющая болезнь. «Когда ложусь, то го­ворю: когда-то встану и вечер длится, и я воро­чаюсь досыта до самого рассвета» – Иов. 7:4. В большинстве случаев бессонница бывает от из­лишества в пище, от страха, безделия. «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не даёт ему уснуть» – Еккл. 5:11.

 «Во время успокоения на ложе, ноч­ной сон расстраивает ум его, и во сне он, как днем на страже: будучи смущен сердечными своими мечтами, как бежавший с поля брани, во время безопасности своей он пробуждается и не может надивиться, что ничего не было страшного. Хотя это бывает со всякой плотью, от человека до скота, но у грешника в семь крат более сего» – Сир. 40:5-8. «Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним: страдание бессонницей и холера, и резь в животе бывает у человека ненасытного» – Сир. 31:21-23. «Немногим до­вольствуется человек благовоспитанный, и по­тому он не страдает одышкою на своем ложе».

Безбожники – нечестивцы, грешники нередко бывают усердны на зло, будучи свободны от праведности. Таковым Господь говорит: «На­прасно вы рано встаёте, поздно просиживаете, ядите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он даёт сон» – Пс. 126:2. Известны случаи, когда люди в буквальном смысле проспали царство, доставшееся тем, кто не спал. Бойся спать после еды, ибо это заражает сонной холерой, – говорит Ян Амос Коменский. Трудно отстать от этой прривычки. «Какова была решимость ваша, чтобы удалиться от Бога, увеличьте её в десять раз, чтобы обратиться и искать Его» – Варух. 4:28. Проф. Витебский (Курган) практикой всей своей жизни доказал всему миру, что раньше чем через два часа после еды ложиться спать – значит усиленно наживать себе болезнь кишечника и желудка.

«Сон мой убегал от глаз моих», – вспоминает пастух Иаков (Быт. 31:40; Есф. 6:1). На все дела свои добрые проси благословение у Бога и у друзей Его, и скажешь: «Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, Един даёшь мне жить в безопасности» – Пс 4:9. «И будешь спокоен; ибо есть надежда: ты ограждён и можешь спать безопасно» – Иов 11:18. «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставлений матери твоей. Когда ляжешь спать, (заповеди) будут охранять тебя» – Прит. 6:22.

Вставать необходимо РАНО. По тому как человек встаёт, его сравнивают или с певучим жаворонком, встречающим зарю в небе, или с хищной совой. Кто сидит долго ночью и встаёт поздно, когда солнце выше крыши? Сталин и его кремлёвские подельники набирали активность в самую глухую полночь. «Потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения» – Прит. 4:16-17. Расписание же суток человеку дал Сам Бог: «Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время неё бродят все лесные звери... восходит солнце... выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера» – Пс. 103:20-22. «С рассветом встаёт убийца, умервщляет бедного и нищего, а ночью бывает вором» – Иов 24:14.

Кто встаёт поздно, ссылаясь на то, что долго не мог уснуть жалуясь на нервы (нервы – это дверь, через которую удобней всего дьявол входит в человека), жалуясь на работу или на то, что он долго читал, а потому и проспал, таким св. Иоанн Златоуст говорит: «Праведник н ночь превращает в день (т. е. бодрствует  на молитве), а ты день превратил в ночь». Описывая истинно ангельскую жизнь монахов, добавляет, что в полночь настоятель чуть коснулся ногой подвижников, и вот уже горы огласились небесным хором. Кто привык, любит заниматься чем-то ночью (редко полезным, святым), а днём лежит, подо­бно мёртвому, тот живет по воровскому режи­му, распорядку: при фонаре на ногах, при сол­нце на боку. Долго спать равнозначно тому, что и быть наркоманом, ибо бог сна у еллинов – Морфей. Поздно встающая «сова» – это филин на развалинах духовной жизни. Пс. 101:7. О том, что вставать нужно всегда очень рано, говорят все монашеские уставы. Монах от­личается от простолюдина только тем, что не имеет семьи, а остальные требования одинако­вые. В посте должна быть строгость, во сне – воздержание. Но все уставы близ того, по ко­торому действуют добровольцы матери Тере­зы Калькуттской: подъем в 4:40 утра.

Встал рано, успеешь совершить утреннее правило молитвенное, прочитаешь кафизму из Псалтири или «Славу», совершишь не менее 100 поклонов Христу, Богородице, Ангелу Хра­нителю, всем святым. Не спеша всё это, успе­ешь прочесть и из Ветхого, и из Нового Заветов несколько глав. Из всех птиц позднее всех по­дает голос воробей – постарайся встать до его неизысканной песни. И если это уразумела ду­ша твоя, то сегодня же ставь часы на 6 часов утра, и с этого рубежа начинай наступление к заветной цели, помалу убавляя, и в течение года всё наладится. И на том закрепись, как на межевом столбе, не отступай от границы. Большинство грехов идут в па­ре: ложь с пьянством, лень с воровством, сон с блудом, бессоветие с непослушанием.

Но сон привлечёт на себя все грехи. Перед Богом имеет цену мужество, победа над естествен­ными пожеланиями, «ничто человеческое не чуждо» должно быть ниспровергнуто подви­гом – таковые наследуют обещанное Царство небесное. «Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» – Откр. 21:7. «Туда, Господи, веди Твоих героев» – Иоиль 3:11. «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» – 1 Иоан. 2:13. Бдением побеждай сонливость. «Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах»«в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» – 2 Кор. 6:5,27; 11:27.

«Я встану рано» – Пс. 56:9, «Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано» – 107:3, «Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою» – Пс.142:8. «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» – Мрк. 1:35. «Предва­ряю рассвет и взываю; на слово Твоё уповаю» – Пс. 118:147. Ранняя пташка носок прочищает (позавтракала), а поздняя глаза продирает. Кто рано встает, тому Бог дает. В единоличной жиз­ни «зарю с зарей смыкал мужик» – (Твардов­ский). К колхознику же Соломон из глубины 30 веков взывает: «Доколе, ленивец, будешь спать, когда ты встанешь от сна твоего? Немно­го ПОСПИШЬ, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь; и придет, как прохо­жий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбой­ник» – Пр. 6:9-11. О священниках–требоисполнителях, для которых лишь бы кадило в руках ходило, к ним вопиет пророк Исаия: «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие СПАТЬ. И это псы, жадные душою, не знающие сытости (таинства, требы все за деньги, свечи перепродают). И это – пастыри бессмыслен­ные, все смотрят на дорогу, каждый до послед­него на свою корысть» – Ис. 56:10-11. Замечено, что кто спит днём хотя бы час в возрасте до 60 лет, тот сокращает свою жизнь, а кто не даёт спать час после 60 лет, также сокращает срок жизни.

 Даже мирские люди как Елизаров, Эди­сон, спали не более 3-х часов в сутки. При крайней усталости днём и даже после еды, сидя, прислонись к стене на 10-15 мин. И этого с тебя довольно. Покой будет в небе, там веч­ное субботство. Ранним утром, пока ум ещё не охвачен волнениями дня, легко заниматься чтением Св. Писания. Кто опаздывает на Бого­служения, под тем горит постель.

 По капле выжимай из себя обломовскую лень. Ленивец говорит: «Лев на улице, посреди площади убь­ет меня» – Пр. 22:13. За грехопадение для ис­правления жене назначено от Бога рождать в муках, а мужу в поте лица добывать хлеб (не за компьютерными играми и не на стриптизе на сцене). «Не давай сна глазам твоим и веждам твоим дремания» – Пр. 6:4. Под голову кулак, а под бока и так, – говорит пословица. Много спать – дела не знать. Кто долго спит, тому денег не скопить. Сонлив, так и ленив. Зарю проспать, рубля не достать. Сон – смерти брат. Для ленивого милая подружка – подушка. По­няв это муж поёт: я назову тебя зоренькой, только пораньше вставай. Добрая настоящая жена хранительница очага, «встаёт рано, она чувствует, что занятие её хорошо, и светильник её не гаснет и ночью.. весело смотрит она в будущее.. встают дети и ублажают её – муж и хвалит её» – Пр. 31 гл.

Сон – прообраз смерти телесной и духов­ной (Дан. 12:2). Многие из находящихся во пра­хе пробудятся Мф. 9:24: «Не умерла девица, но спит, – сказал Христос. – И смеялись над Ним». «Встань, спящий, воскресни из мертвых, и осве­тит тебя Христос» – Еф. 5:24. «Отдаст земля тех, кто спит в ней» – 3 Езд. 7:32. Каждый раз, ло­жась спать, мы прообразуем свою смерть, и читаем в вечерней молитве Иоанна Дамаскина:

«Владыка Человеколюбец, неужели мне одр сей гробом будет, или ещё окаянную мою ду­шу просветишь днем. Вот, гроб предлежит мне, вот смерть предстоит». Сон – смерть – успение (Сир. 34 гл.). «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих». «Спи, дорогой брат». Зна­чит, кто-то будет их будить, когда раздадутся Архангельские трубы и явится с неба Господь Христос. Святые оставили нам пример удивле­ния своими подвигами.

Чтобы не проспать, когда ещё не было бу­дильников, они придумывали разные приспо­собления. 20 сентября, Киприан Устюжский камень держал в руках, спал стоя. 5 июля, Афанасий Афонский погружал лицо в лохань с водой. 3 мая, Феодосии Печерский обходил келии, когда слышал разговор, ударял рукой в двери. Спящим его никогда не видели, только иногда садился. 25 января, Поплий если находил спящих в келии, ру­кой ударял в двери и сурово укорял. 2 сентября, Иоанн постник спал сидя, держась за верёвку. 31 декабря, Мелания римлянка спала 2 часа, и только на рогожке, будучи богатой. 13 ноября, Иоанн Зла­тоуст спал стоя, мало. 23 ноября, Григорий Акрагантийский: многие не спали всю седмицу. 6 ноября, Лука почти не спал. 23 декабря, Нифонт, когда находил сон, бил палкой себя. 18 декабря, Агапит отказывал­ся от сна. 30 марта, Иоанн Лествичник спал ма­ло, чтобы только не сойти с ума. 8 мая, Арсений Великий: Иноку достаточно спать 1 час. 12 апреля, Ака­кий Новый: Истинный монах должен спать полчаса. 2 января, Серафим Саровский спал, опёршись на мешок с кирпичом, голову на руки. 6 июля, Вис­сарион 40 дней и ночей не вздремнул, и ни о чём не подумал, 40 лет не ложился спать. 24 мая, Симеон Дивногорец 30 дней не спал, прочиты­вал за ночь иногда всю Псалтирь. 19 января, Макарий Александрийский 20 дней в келью не входил, не уснул, и 40 дней не ел, не ложился. Видел, как эфиопы (бесы) клали на глаза людям в церкви два паль­ца, и те засыпали. 5 октября, Матфей Печерский видел, как эфиопы кидали цветы, и к кому приставал цветок тот человек, измыслив благовидную причину выхо­дил до окончания службы из храма. 21 октября, Илларион Великий, стр. 472: «Однажды, стоя на мо­литве, Илларион забылся, и ум его, побеждённый естественной немощью, помыслил о чём-то постороннем. Бес тотчас же вскочил ему на плечи, подобно воину, и, ударив его ногами по ребрам, и бичом по плечам и по шее, сказал: «Беги, беги, что ты СПИШЬ?» 14 ноября, Филипп Андорский: бес ему сказал: «Спи и не будет брани, оставлю тебя в покое», он же начал читать: «Да воскреснет Бог…», и бес сгинул. Описывая свой распорядок, Авва Дорофей едва находит вре­мя прилечь на самое малое время.

Попытки Павлова И. П. и др. обьяснить, что же такое СНОВИДЕНИЕ, эта поистине вторая жизнь, часто более интересная, более умная и даже прорекающая будущее, пока ни к чему не привели. Скорость сна – молниеносна, и виден­ное в одно мгновение, описывалось многие ча­сы.

Сновидения, сны, бывают трёх родов: от Бо­га, от забот и переедания, и от диавола. Пророче­ские сны от Бога (Быт. 28:12, 37:5, 40:5. Дан. 1:17, 2:1. Иоиль 2:28, 3 Ездр.11:1, 14:8). «А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно Слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие» – Быт. 41:32. «Бог говорит однаж­ды и, если того не заметят, в другой раз во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты и сна» – Иов. 33:14-15, «Что­бы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых, ...чтобы отвести душу его от пропасти, и жизнь его от поражения мечём».

Выписка из преподобных отцев Варсануфия Вел. и Иоанна. «Руководство к духовной жизни» (М. 1892. стр. 279): «Вопрос 413: Как смеет диавол в видении или сонном мечтании показать Владыку Христа или Святое Причастие?

Ответ: Ни Самого Владыку Христа, ни Свято­го Причастия показать он не может, но лжет и представляет образ какого-либо человека и простого хлеба: но Святого Креста показать НЕ МОЖЕТ, ибо не находит средства изобразить его другим образом. Поелику мы знаем истин­ное знамение и образ креста, диавол не смеет употребить его (к прельщению нашему), ибо на кресте разрушена сила его и крестом нанесена ему смертельная язва. Владыку Христа мы не можем узнать по плоти, почему диавол и поку­шается лживо уверить нас, что это Он, дабы мы, поверив обольщению, как истине, погибли. И так, когда увидишь во сне образ креста, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его, и не верь своему помыслу. ...Если действительно явится тебе святой крест, то он упразднит над­менность высокомудрия: где Бог, там нет места злу.

Вопрос 415: Я слышал, что если кому явится три раза один и тот же сон, то и его надобно признавать истинным.

Ответ: НЕТ, это несправедливо; не надобно верить и такому сну. Тот, кто один раз явился кому-либо ложно, может сделать сие и три ра­за, и более. Берегись, чтобы не быть поруган­ным (демонами), но внимай себе, брат».

Сны от демонов, наваждение, вводящее в заблуждение. Иер. 23:27-32. «Вот Я – на про­роков ложных снов, говорит Господь.. что об­щего у мякины с чистым зерном.. не слушайте снов ваших, которые вам сняться» – Иер. 29:8 «Пустые и ложные надежды – у человека без­рассудного, и сонные грёзы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за вет­ром, так верящий сновидениям.. Сновидение совершенно то же, что подобие лица против лица. От нечистого (диавола), что может быть чистого и от ложного, что может быть истинно­го. Гадания и приметы, и сновидения – суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождаю­щей. Если они не будут посланы от Всевышнего, для вразумления, не прилагай к ним сердца тво­его. Сновидения многих ввели в заблуждение и надеявшиеся на них подверглись падению» – Сир. 34:1-7. Понятно желание людей, желаю­щих проникнуть за тайну гроба. Но это сокрыто, «не ваше дело знать времена и сроки». Когда Конфуция спросили, есть ли польза от помино­вения умерших, он сказал: «Если скажу, что есть, вы забудете живых, перестанете о них заботить­ся, если скажу что нет, вы забудете совсем о мертвых. Когда умрете, тогда узнаете».

«Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» – Кол. 2:18.  Желая объяснить, то, о чём умалчивает Библия. Написали целые тома об избавлении из ада по молитвам Уару, Паисию, совершенно игнорируя прямые слова Христа: «Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» – Лук. 16:26. На подобные репор­тажи из ада Иоанн Златоуст говорил: чего нет в Библии, о том не рассуждаем, а будем творить со слезами о них молитвы и подавать милосты­ню, уповая на милость Божию.

И когда сектанты спрашивают нас, где же сказано о молитве об умерших в Библии, мы должны прямо сказать: нигде, но есть только очень косвенные намеки, выводы. «Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь.. и за Бога так препираться» – Иов. 13:7-8. «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые, они утешают пустотою» – Зах. 10:2. Поэ­тому они бродят, как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря. «На пастырей воспылал гнев Мой и козлов Я накажу». «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредст­вом снов, которые пересказывают друг другу» – Иер. 23:27.

«Летают сны-мучители над грешны­ми людьми, и Ангелы-Хранители беседуют с детьми» А. Пушкин. Священник на исповеди до­знаётся «не верил ли снам, книгам-сонникам, ибо это есть грех». Писание предупреждает, «старцы ваши сновидениями вразумляемы бу­дут» – Деян. 2:17. ВРАЗУМЛЯЕМЫ, но не оглуп­ляемы до уровня бессмысленных скотов. Пс. 72:22, Гал. 3:3. И бродят не наученные и неве­жественные прихожане «подобно тому, как пья­ный бродит по блевотине своей» – Ис. 19:14. «Не слушайте снов их» – Иер. 29:8. От себя ли гово­рят, или из книг, дозволенных духовной цензу­рой. Видение во сне Ангела наводит страх, но Ангел и успокаивает. Диавол же наводит страх непреходящий «ужас и трепет... дыбом встали волосы на мне» – Иов. 4:13,15.

Ночь дана человеку не только для восстанов­ления жизненных сил, но и для молитвы. Подни­ми и малое дитя среди ночи хотя бы две-три молитвы, пусть оно послушает. Если не сейчас, то когда же ты приучишь его к этому, говорит Зла­тоуст (Пс. 118:55). «Каждую ночь омываю ложе мое слезами моими, омочаю постель мою» – Пс. 6:7. Исследова­тели космоса внезапно обнаружили чудесные звуки каких-то гармонично звучащих, как бы ор­ганных труб на высоте 120-450 км., особенно ночью. Что это? Стоны и струны молитв святых?

 Отчего химический состав всей галактики более всего похож на молекулы формалина, применя­емого в моргах? Не реквием ли это миру, не отзвук ли на грехопадение наше. Быт. 3 гл., А трубы – не та же ли октава из Иоан. 3 гл., гимн благодарности Богу за Сына Его Христа, умер­шего за каждого, из нас. «...Ночь тиха, пустыня внемлет Богу. И звезда с звездою говорит» М. Лермонтов.

Полночь означает время скорби, время цар­ствования антихриста и смерть каждого из нас. «Се, Жених грядет в полунощи» – явление Хри­ста с небес с Ангелами. («В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота» – Исх. 12:29; «но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему» – Мф. 25:6; «и сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба» – Лк. 11:5; «около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» – Деян. 16:25, 20:17. «Не будем спать, как прочие» – 1 Фес. 5:6. Как те, кто живет по воровскому режиму, ночью творят злое, а днём спят мертвецки.., но скажем на деле: «Ночью вспоминал я имя Твоё, Господи, и хранил закон Твой» – Пс. 118:55. «Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть» – Пр.20:13. «Грязному камню подобен ленивый, всякий освищет бесславие его; во­ловьему помету подобен ленивый, поднявший его (с постели) отряхнёт руку» – Сир. 22:1-2. Мнимо верующие свирепо реагируют, если их поднимешь чуть раньше 10 утра. Воспрянем же от летаргического и от литургического сна, да обрящет Он нас бдящими, ожидающими своего Господина. И если Господь сподобит нас нести иго Его в тюрьме, в лагере, в армии, в больнице, то поставь за правило всегда и там вставать рань­ше всех на 1-2 часа, для молитвы и чтения Биб­лии. Не спеша помолись за всех живых и умер­ших в Господе. Следует быть ревностным, да не восхитит кто венца твоего, да не изгладит Гос­подь имя твоё из книги Жизни. Исх. 32:32, «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» – Лук. 10:20, «Побеждающий облечётся в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» – Откр. 3:5, Фил. 4:3. А о нечестивых молитва не о упокоении их в Царстве Небесном, но: «да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» – Пс. 68:29.

Вернуться на главную страницу сайта "Во свете Библии"

 

Hosted by uCoz