Известный
в крае православный проповедник Игнатий Лапкин твердо исповедует
солженицыновский принцип «жить не по лжи». Несмотря на жёсткую критику многих
православных иерархов, его позиция находит понимание и у архиереев Русской
православной церкви – на прошлой неделе его скромное жилище посетил епископ
Барнаульский и Алтайский Антоний. Епископ принял трапезу в доме проповедника, в
ходе которой они обменялись мнениями о практике совершения на Алтае различных
православных обрядов.
Существует
выражение: отмывать деньги, добытые преступным путём. Это делается, как
правило, через вложение пахнущих грехом «окаянных» тугриков в законное
производство. «Деньги пахнут» –это известно уже минимум как 3600 лет, со дня
написания Торы, первой части Библии. «Не вноси платы блудницы и цены пса
в дом Господа Бога твоего...ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом
твоим» – (Втор. 23:18.) То есть, на строительство и содержание Церкви
не должно принимать пожертвования из сексиндустрии, или добытого за алкоголь,
наркотики, табачное, преступным путём. Но самые преступные деньги – полученные
за продажу человеком его души. А это делается тогда, когда человека обманом
завлекли в торгашеские отношения с Богом, устраивают индульгенции, симонию – за
деньги пытаются откупиться от возмездия за грехи, без исправления жизни.
Всепрощение и милосердие Богочеловека Иисуса
Христа безграничны. И только дважды Спаситель мира к грозным Своим обличениям
прибавляет немедленное наказание. И случилось это в самом святом месте, в
Храме Божием, где алчные духовные вожди устроили «дом торговли», «вертеп
разбойников», продавая в доме молитвы жертвенных животных. Сплетши бич из
веревок, Сын Божий изгнал служителей маммоны и запретил навсегда даже проносить
через храм какую-либо вещь. («А это были образы для нас, чтобы мы не были
похотливы на злое, как они были похотливы», «Всё это происходило с ними, как
образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» – (I Кор.
10:6, 11). Обличаемые совестью корыстолюбивые священники и архиереи лишь
на следующий день попытались отомстить Агнцу Божию за рассыпанные на полу
церкви дивиденды. Ради гнусных прибытков тогдашние менялы и обиралы через
Верховный совет, через Думу протащили закон о том, что жертвенных животных можно
покупать только у них, хотя бы человек имел и свои тысячные отары овец. При
своём епархиальном управлении продавали голубей, овец, волов в 13 раз дороже
номинальной стоимости. Но ещё Карл Маркс уверял, что при 400 процентах выгоды
нет такого преступления и даже под страхом виселицы, на которое не пойдет
капитал. А церкви умудрились добывать прибыль до 2000 % – это «цена
крови» (Мф.27:6). И как сказал патриарх Алексий II : «Каких
бандитов принимают в церковь, настоятель превращается в диктатора... всё чаще
поступают жалобы на то, что от священников пахнет водкой и табаком, нередки
случаи, как мне известно, и ссоры между духовенством и приходскими советами
из-за дележа собранного».
Господь Христос предупреждает: не можете служить Богу и
маммоне. Невозможно соединить благоговейную тишину молитвы и базар торговли («Официальная
хроника Московской Патриархии» № 2-1993 стр. 18, № 1-3
Каноны
Православной церкви категорически запрещают вести какую-либо торговлю в храме и
церковной ограде («Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в
Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели
меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и
волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим
голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При
сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня»
– Иоан. 2:13-17, «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и
покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и
говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его
вертепом разбойников» – Мф.21:12. «Никто не должен внутри
священных оград корчемницу, или различныя снеди поставлять, или иныя купли
производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог, житием
своим во плоти поучая нас, повелел не творить дому Отца Своего домом купли. Он
и пеняжникам рассыпал деньги, и изгнал творящих святый храм мирским местом.
Посему если кто обличен в реченом преступлении: да будет отлучен» VI Всел.
собор. 76 правило. «Подобает в церкви стоять со страхом и трепетом и Бога
молити со слезами о своихъ согрешениях, а шептания бы и роптания и
празднословия и непотребного разсужения и судов и повестей и иныхъ неподобных
речей и словес во время Божественнаго пения. никогда же бы не именовалося,
потому что священные апостольские и отеческие о всех о тех неподобных делах
заповедают, и подъ запрещение полагают, как и Господь Бог наш, войдя в церковь
и найдя в ней продающих и купующих волов и голубей, и, сделав бич из верёвок, и
изгнав всех бесчестных из церкви, и в церкви всё опрокинул [у менял столы], и
продающим голубей сказал: «возьмите это отсюда и не делайте так», и сказал им:
«храм мой – храмъ молитв назовётся, а вы же сделали его вертепом разбойников».
То насколко более надобно священникам о церковном порядке заботиться, и
безчинникам запрещать, и после первого второго предупреждения повелеватъ
таковых изгонять вон и от церкви отлучать, пока не исправятся» Стоглав. 38).
Бог
установил содержание священства и храма за отдание каждым членом Церкви
десятой части со всех своих доходов («И всякая десятина на земле из семян
земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» – Лев.
27:30. «А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля,
за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания» –
Числ.18:21. «Туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины
ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши»
– Втор.12:6. . «И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и
плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в
кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты,
будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие» – Неем.10:37. «Со
дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко
Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам
обратиться?» Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня.
Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты,
потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом
хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит
Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас
благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды
земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит
Господь Саваоф» – Малах. 3:7-11. «Я же один часто ходил в Иерусалим на
праздники, как предписано всему Израилю установлением вечным, с начатками и
десятинами произведений земли и начатками шерсти овец и отдавал это
священникам, сынам Аароновым, для жертвенника: десятину всех произведений давал
сынам Левииным, служащим в Иерусалиме; другую десятину продавал, и каждый год ходил
и издерживал её в Иерусалиме; а третью давал, кому следовало, как заповедала
мне Девора, мать отца моего, когда я после отца моего остался сиротою» –
Тов. 1:6-8). В Киеве, на месте гибели первомучеников Феодора и Иоанна была
воздвигнута Десятинная Церковь во имя Успения Божией Матери, ставшая центром
общерусского сбора церковной десятины, пожалованной церкви св. князем
Владимиром (Василием в крещении). Деньги или подарки запрещено брать за
крещение, за Таинства и требы («Если кто, епископ или пресвитер, или диакон,
деньгами это достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший; и от
общения совсем да отсечётся, как Симон Волхв» Апост. 29, VI всел. собор 23,
Стоглав. 44,45).
Если слово Божие угрожает
погибелью всем идолопоклонникам, служителям Меркурия, бога торговли,
обманывающему, обвешивающему, делающему пересортицу (проданные свечи перепродают
по несколько раз, или тушат свечи, не давая им сгорать, воруя на огарках, хотя
закон гласит: «Богу всесожжение») то почемсу бы раз и навсегда
не выбросить торговые точки из храмов? Это слово «всесожжение» встречается
в Библии 270 раз. (Пс.50:18,21; Мрк. 12:33).
Тут и
встает вопрос: если нет катехизации, оглашения длительного, основательного
научения приходящих, то ясно, что нет и обращения, рождения свыше, нет
общины, нет единой, послушной церковной
семьи, нет и спасения, все чужие друг другу, нет дисциплины, и никто не будет
платить налог, десятину церковную. А деньги-то нужны в любом случае. Пошли по
иному пути церковники, епархия. Человек грешит, потом хочет замолить грехи,
больше покупает свечей; больше грешит, больше доход. «Грехами народа
Моего кормятся они» – Ос. 4:8.
А при позорной, проклятой Богом церковной торговле душами и
телами, нет ничего духовного, но греховное «пришёл-ушёл», все чужие друг
другу, и добытые таким преступным путём деньги в храме издают запах крови и тлена.
И пока не выбросят «комки» из Храма – это не Храм, дом молитвы, – говорит
любящий нас Иисус, – но разбойничий притон, дом торговли в честь Покрова
Богородицы, в честь Николая Угодника и в честь Александра Невского». («Время
и Деньги» 5.3.96. №13)