В
последних наставлениях Иисус Христос предостерегал: «Смотрите за собою,
чтобы сердца ваши не отягчались объедением, пьянством и заботами житейскими, и
чтобы день тот не постиг вас внезапно» – Лук.21:34. «Не
заботьтесь для души вашей, что вам есть и пить, ни для тела вашего, во что
одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?.. потому что всего этого ищут
язычники; и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем
этом. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам.
Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о
своем: довольно для каждого дня своей заботы» – Мф. 6:25, 31-34, «Возложи
на Господа заботы твои, и он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться
праведнику» – Пс. 54:23. «Все заботы ваши возложите на Него, ибо
Он печется о вас» – 1 Петр. 5:7. «Ибо что будет иметь человек от
всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем... и
это суета» – Еккл. 2:22. «Ибо человеку, который добр пред лицам
Его, Он даёт мудрость и знание и радость; а грешнику даёт заботу – собирать и
копить, чтобы после отдать доброму пред лицам Божиим. И это суета и томление
духа!» – Еккл. 2:26. «А упавшее в терние, это те, которые слушают
слово, но отходя заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются
и не приносят плода» – Лук. 8:14.
«Я вам
сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть как не имеющие;
и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие,
как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо
проходит образ мира сего. А я хочу, чтоб вы были без забот. Неженатый заботится
о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить
жене» – 1 Кор. 7:29-32. Кто ищет Божественную Премудрость «тот
скоро освободится от забот» – Прем. 6:15.
Премудрость
Божия «есть советница на доброе и утешение в заботах и печали»
– Прем. 8:9. «Ревность и гнев сокращают дни, а забота – прежде времени
приводит старость» – Сир. 30:26, потому «о лишнем не заботься»
– Сир. 3:23. «Прежде болезни заботься о себе» – Сир. 18:19. Слово
Божие настаивает заботиться о чести имени своего, не запятнать его грехом. «Заботься
об имени, ибо оно пребудет с тобою долее, нежели многие тысячи золота»
– Сир.41:15, выполнить попечение о дочери. «Дочь для отца — тайная
постоянная забота, и попечение о ней отгоняет сон: в юности её — как бы не
отцвела, а в замужестве — как бы не опротивела; в девстве — как бы не осквернилась
и не сделалась беременною в отцовском доме, в замужестве — чтобы не нарушила
супружеской верности и в сожительстве с мужем не осталась бесплодною. Над
бесстыдною дочерью усиль надзор, чтобы она не сделала тебя посмешищем для
врагов, притчею в городе и упреком в народе и не осрамила тебя пред обществом»
– Сирах. 42:9. Господь удерживает излишнюю любознательность о судьбах всего
мира, «а ты заботься о себе и подобным тебе ищи славы» – 3 Езд.
8:51. «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с
благодарением открывайте свои желания пред Богом» – Фил. 4:6.
Священнослужитель
же всегда должен заботиться о проповеди народу, о своем духовном росте.
«Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о
пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением
рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был
очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая,
и себя спасешь и слушающих тебя» – 1 Тим. 4:15-16, и не входить в
заботы житейские, депутатские, в распоряжение мирскими делами.
«Дошло
до святого Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнусного
прибытка, берут на откуп чужие имения, и устрояют мирские дела, о Божием
служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям
приемлют, из сребролюбия. Посему определил святый и великий Собор, чтобы впредь
никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий не брал на откуп имений, и в
распоряжение мирскими делами не вступал; разве токмо по законам призван будет к
неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому
иметь попечение о церковных делах, или о сиротах, и вдовах беспомощных, и о
лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Если
же кто впредь дерзнет преступить сие определение: таковый да будет подвергнут
церковному наказанию» IV Всел. 3, 10.
«Поскольку
некоторые из клира, уклоняясь от силы существующего в правилах постановления,
оставив свой приход, отбегают во иные приходы, наипаче же в сем Богоспасаемом и
царствующем граде, и у мирских начальников водворяются, отправляя Богослужения
в их молитвенницах: то сих, без воли своего и Константинопольскаго епископа не
позволяется принимать, в каком бы то ни было доме, или церкви. Если же кто сие
сотворит, и в том упорен будет: да будет извержен. А тем, которые с согласия
вышереченных священноначальников сие творят, не надлежит принимать на себя
мирских и житейских попечений, как Божественными правилами возбранено сие творить.
Если же кто обрящется, занимающий мирскую должность у так называемых вельмож
или да оставит оную, или да будет извержен. Лучше же да идёт учить отроков и
домочадцев, читая им Божественное писание: ибо для сего и священство получил» VII
Всел. 10. «Пресвитеров или диаконов, приемлющих на себя мирские
начальственные должности или попечения, или в домах мирских начальственных лиц
звание управителей, Божественныя и священныя правила подвергают извержению. То
же и мы подтверждая и о прочих, принадлежащих к клиру, определяем: если кто из
них вступит в мирские начальственныя должности, или в домах начальственных лиц,
или в градских предместьях примет на себя звание управителя: такой да изгонится
из своего клира. Ибо, по реченному от Самого Христа истинного Бога нашего, и
неложному слову, никто не может двум господам работать (Матф. 6, 24)» Двукр.
11, за исключением только попечения по повелению епископа о сиротах или
беспомощных. «Разсуждено, да не бывают епископы и пресвитеры и
диаконы откупателями ради корысти, или управителями, и да не приобретают
пропитания занятием безчестным или презрительным. Ибо долженствуют взирать на
написанное: никто воинствуя Богу не обязуется куплями житейскими (2 Тим.
2,4)» Карф. 19.
Слово «не заботься» не означает не работать или
небрежно, бездумно жить. Не заботься – не ахай, не стони, не умирай прежде
времени от забот, но усердно и честно трудясь уповай в молитве во всём на Бога
и не загадывай вдаль, но говори: если Господу угодно будет и живы будем, то
сделаем. Зря не хвались, не тщеславься с весны языком собирать в закрома. «Теперь
послушайте вы, говорящие: “сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и
проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль”; вы, которые не
знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое
время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: “если угодно будет
Господу и живы будем, то сделаем то или другое”, — вы, по своей надменности,
тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро
и не делает, тому грех» – Иак. 4:13-17.
«Оттого многое в общественных и частных делах
идет у нас не по нашему желанию, что мы заботимся не о духовном прежде всего,
а потом о житейском, но извратили порядок... Не жизнь для пищи, но пища для
жизни дарована от начала, а мы как будто для ядения пришли в мир, так всё
проживаем на это» Иоанн Златоуст.
«Кто
желает и заботится, чтобы одежда или обувь шла ему, с целью понравиться людям,
тот, очевидно, страдает человекоугодием, удаляется от Бога, и в самых
малоценных вещах выказывает недуг суетности. Люди, сильно предавшиеся житейским
попечениям, подобны откормленным птицам – напрасно имея крылья, они не могут
оторваться от земли» Василий Великий.
«Иметь
попечение о видимом свойственно не представляющим для себя никакой надежды в
будущем веке, ни страха Суда, ни угрозы геенской, ни ожидания благ, ни
чего-либо уповаемого по воскресении. Свойственно людям, которые, наподобие
животных, видят только настоящую жизнь, признают за благо одно то, что может
дать удовлетворение гортани, чрева и прочих сладострастных требований» Григорий
Нисский.
«Пренебрежём
всем житейским, отвлекающих ум от Бога, ибо за силой и красотой следует
старость и немощь, славу и богатство рассеивает смерть и тление, а правда пребывает
вовек» Ефрем Сирин.
«Лучше
носить ветхое и заботиться о душе в страхе Божием, чем одеваться пышно и жить
неблагочинно» Ефрем Сирин.
«Заботящиеся только об украшении своего дома, богатые
только внешними благами нерадят о внутренних благах и не обращают внимание на
то, что душа их пуста, нечиста и покрыта паутиной. Но если, презрев внешнее,
они всю свою заботливость обратят на свою душу и будут украшать её, она
сделается жилищем Христовым. Что может быть безопаснее и выше, чем иметь лишь
одну заботу о том, как угождать Богу? “За сим, братия, просим и умоляем
вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и
угождать Богу, более в том преуспевали” – 1 Фес. 4:1. Господь, когда
видит благомыслящую душу, не много заботящуюся о настоящем, являет о ней
великое промышление. Если мы сами заботимся об имуществе, Бог удаляется от
помышления о нём, а если всё возложим на Его попечение, Он и наше имение
устроит во всякой безопасности... Не будем нерадеть о душах своих, потому что
душе нет цены. Охотно претерпим искушения, всякую скорбь и тесноту, будем укрощать
тело, порабощая его душе строгим постом, всенощными бдениями, возлежаниями на
голой земле, трудами и вообще суровой жизнью, чтобы душа наша со дня на день
обновлялась» Иоанн Златоуст.