Рождество Христово
том 5, стр. 711tc "Рождество Христово"
В подготовительной передаче скажем, что означает само Рождество Христово. Когда первый человек в раю Адам и Ева согрешили (это как один человек считается), и Бог изгнал их, то дал обещание, что от Евы, от семени жены родится Искупитель мира и поразит врага в голову. Голова змея и жало будут попраны. Хотя змею и было дано право жалить человека в пяту, то есть в то, что соприкасается с земным, где мы утопаем в эгоизме, тут и будет нас грех жалить. Всё время на арене появляется, всё четче образ Иисуса Христа. Почти 130 пророчеств показали, где Он родится, от кого и в какое время – когда оскудеет князь от рода Давидова. И когда на престоле оказался Ирод, не еврей, а идумеянин, то знающие сказали: совсем-совсем рядом. И в это время совсем ничего не знающий о Священном Писании император Август, повелитель римской всемирной империи, в которой насчитывалось в то время 120 миллионов подданных (под его протекторатом полуколониальным был и Израиль), в это время он дает повеление сделать перепись. И каждый должен был явиться в то место, откуда происходят его предки, а так как предки Марии происходили из дома Давидова, а их предок Давид родился за 1000 лет до того в Вифлееме, то она туда и отправилась, с Ее охранителем, называемым мужем Иосифом, хотя он мужем Ее и не был. И там настало время Ей родить. Теневые стороны пророчеств полностью совместились. И хотя Она жила в то время в Назарете, но Август кесарь из Рима дает повеление исполнить пророчество, и хотя Ты и беременная, но иди и роди в Вифлееме.
Вифлеем означает – дом хлеба. Христос – это наш Хлеб жизни. Тут всё, абсолютно всё говорит о том, что люди изголодались, тьма сгустилась, ощущаемый мрак египетской ночи над всем миром. И вот в это время стонало всё и жаждало Искупителя. Но люди не понимали, из какого плена Он будет их изводить; оказалось, что из плена греховного, как и сегодня. Мы особенно сегодня нуждаемся в примирительном слове, которое раздалось из уст Христа. Об этом пишет Виссарион Григорьевич Белинский: “И когда весь мир утопал в крови и в грязи, всё разлагалось, ему надобно было обновиться благодатным словом Иисуса Христа”. Мф.11:28-30 – “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко”.
И когда наступило время Ей родить, то хотя в то время людей было в той местности много, им не нашлось места в гостинице, и они нашли прикрытие от непогоды в одной из пещер, куда загоняли овец. И в этом тоже есть смысл: Христу нет места. Всюду и везде люди находят и для близких, и для родных, и для дел, и для замыслов, и для революций. А для Христа нет места в этой жизни, нет в жизни этой приготовленных яслей для Него. И поэтому первый гимн, песнь поют Ему не люди, а Ангелы. И эта Ангельская песнь зазвучала на Вифлеемских полях так: Лк.2:14 – “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!” Слышим каждый раз, как Москва передает в 9 часов утра гимн Российской федерации, на музыку Глинки, а слов нет. Сколько лет играют этот гимн, и столько есть хороших поэтов русских, и не могут вставить слова, чтобы не распался этот гимн, как распался предыдущий. Союз нерушимый… а оказалось, что порушили. Республик свободных… И оказались в кабале; и все центробежными силами разметались. Как составить такой гимн, чтобы он не менялся? И вот теперь мы знаем этот гимн: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!” Ангельские силы радуются, видя рожденного Спасителя на этой земле, пришедшего умереть за грехи людей, искупить людей от бездны порока и возвести их на небо. Самой короткой фразой это объясняется так: Бог сошел на землю, чтобы людей вознести на небо. Бог стал Человеком, чтобы человека сделать богом.
И это сейчас и увидим, как сие совершилось. На небе слава почему? Потому что Ангелы, Херувимы и Серафимы и небесные силы Бога не видели, они Его только ощущали постоянно, как бы находясь пред Его лицом. Впервые Ангелы (а прошли, быть может, уже миллионы лет, как Ангелы существовали до Рождения Христа) увидели Его в Вифлеемских яслях. 1Тим.3:16 – “И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе”. Ин.1:18 – “Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил”. Явил нам Отца. И когда Ангелы запели, пастухи на поле испугались. Они бодрствовали; и в первую очередь зрят Христа те, кто ходит и смотрит на небо – эти примеры для нас. В дальнейших передачах мы поговорим о том, с какими дарами нужно приходить. И эта песнь расшифровывается коротко так: слава в вышних Богу. Бога прославляет тот, кто думает о горнем, о вышнем. Идти по Его святым заповедям. Здесь на земле ты можешь прославить Родину и капли крови за нее пролить. Ты можешь вписать свое имя в анналы истории. Но перед Христом, когда откроется книга жизни, наше имя может там отсутствовать. А кто не будет записан в книгу жизни – тот будет брошен в озеро огненное. В книгу жизни человек записывается в момент крещения, когда человек обращается ко Христу и скрывается в водах с головой. В это время усваивается его имя и записывается, но последующими грехами оно может быть и стерто. Почему Моисей и говорит, что если Ты тех людей погубишь, которые Тебе не покоряются, то и меня изгладь вместе с ними – так я люблю этот народ. В истории мира было только три человека, которые были готовы в ад пойти за родных для них соотечественников: Моисей, Апостол Павел и Серафим Саровский. Исх.32:32 – “Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал”. Рим.9:3 – “Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти”. Фил.4:3 – “Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни”. Откр.3:5 – “Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его”.
Вот так мы должны любить свой родной русский народ, что если потребуется, то, Господи, сделай, что Тебе угодно, пусть гнев твой прекратится на мне. За весь народ хочу принести покаяние, но я не могу это сделать, это должен сделать патриарх, а он пока еще не выходит. Это должен сделать президент за все упущения, за всё, что было сделано в отношении насилия над свободой, что людей не привели к Богу, не было встречи с Богомладенцем Иисусом Христом все эти годы. Должен быть принесен этот покаянный акт перед Богом и перед всем народом. И будет выглядеть по другому эта перестройка. Слава в вышних Богу – там началась и на земле. Когда люди отдают всё-всё для Бога, прославляют Его своею жизнью.
И на земле мир. О мире мы читаем в Библии очень много. Это слово “мир” встречается в Библии 956 раз. Оказывается, что есть мир трех родов. Первый мир – мир с Богом, и он наступает тогда, когда человек кается пред Богом, отступает от зла и в акте крещения обещает Богу служить Ему доброй совестью, и далее живет по Его святым заповедям. Вторая часть мира – это мир между собою, в этом мы так нуждаемся теперь. И третий вид мира – мир с самими собою. Бывает, что у человека всё есть, и человек в мире не живет и жизни не рад. А почему? Потому что в душе нет Христа. Где Христос, хотя бы ты был в тюрьме, хотя в темной, пустынной местности, с тобою – рай. Где нет Христа, там – ад. И что нам говорит Библия о мире? Хотя бы несколько мест. Еф.2:14 – “Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду”. Рим.5:10 – “Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его”. 2Кор.5:19 – “Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения”.
Премудрый Соломон за тысячу лет до Рождества Христова говорит: Прит.17:1 – “Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором”. В семье хоть мясокомбинат строй, а мира нет, потому что всюду разводы, а от детей покоя нет, бегут из дома; так что человек готов всё отдать за мир. Но когда всё наладится и в душе будет мир, то у нас и настроение и здоровье будет другое. Прит.15:16-17 – “Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть”. Ис.57:20 – “А нечестивые – как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь”. Поэтому премудрый и говорит: есть время войне и миру. Мы же скажем, что есть время всякой недоброй мысли, время греху, время беззаконию.
Да будет нами объявлена война всюду, всему греховному и мир всему светлому. Почему и Ангелы приветствуют: мир вам! И Христос приветствует, воскресши: мир вам! и заповедует: входя в дом, приветствуйте: мир дому сему! Поэтому поздравляю всех с Рождеством Христовым, хочу напомнить, что 14 числа по старому, будет Новый год. И поздравить вас вот таким стихотворением.
Земля подошла плавно к пункту исхода
Откуда течет река каждого года…
Вся пресса людская сейчас отмечает,
Что мир потрясало, что мир ожидает.
Всем радостям, бедам подводят итоги
И к новому счастью рисуют дороги.
И много иных дел подобного рода
Творит наступление Нового Года.
Да, нового счастья весь свет ожидает,
Как только планета свой путь завершает.
Но новое счастье давно существует –
Две тысячи лет по планете кочует.
И хочет оно навсегда поселиться,
Где горе унылое вечно гнездится.
И многие люди его получили,
Лучами его свои души залили.
Его мы Великим Христом называем
И с этим блаженством друзей поздравляем.
Кто Им свое сердце всегда наполняет,
То всю свою жизнь Новым Годом считает.
О, если б Христу в этот миг ты отдался,
Тогда б Новый Год твой сегодня начался.
Вот почему Серафим Саровский круглый год людей приветствовал, говоря: “Христос Воскресе! Ваше боголюбие”. И мы скажем: с рождением Богомладенца поздравляем всех, кто постился и не постился, тех, кто изнемогает в бедствиях и у кого, как кажется, всё происходит счастливо в жизни. Господи, даруй мир русскому народу, ибо сегодня, как говорит Исаия: Ис.9:6 – “Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это”.
Какого мира? Того мира, который дает нам Христос, как читаем в Евангелии Ин.3:16 – “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Ноги людей быстры на пролитие крови, как пишет Апостол Павел. А ныне? Ныне блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божьими. Кто читал Евангелие, тот знает о девяти блаженствах. Блаженный – означает счастливый. Блаженны нищие духом. Блаженны плачущие. И только за одно блаженство те, кто миротворцы, будут наречены сынами Божьими. То есть человек уподобляется Самому Сыну Божию. И есть ли что дороже, как иметь мир. И этот мир мы получаем в лице Иисуса Христа.
А далее, третья часть этого Ангельского приветствия: “и в человеках благоволение”. Что означит благоволение? То есть особую милость человек получает – творить добро. Это надо получить от Бога, чтобы Господь благословил. Бытие говорит нам об этом, и читаем у Матфея 3:17 – “Сын Мой, в Котором Мое благоволение”. В Лице Иисуса Христа мы получаем непрерывное желание делать добро, жертвовать самими собою. Почему и Екклесиаст, то есть Соломон напоминает нам: Еккл.5:3 – “Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни”. А кто же такие глупые? Бог так называет неверующих Его святому слову, Его чудной Библии и тех, кто отступил от Него. Пс.13:1 – “Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро”. Иер.2:13 – “Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды”. Ис.42:17 – “Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: «вы наши боги»”. Втор.32:6 – “Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?” Прит.3:35 – “Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие”. Поищем великой мудрости у Бога. Иак.1:5 – “Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему”.
Кто еще не принял Христа в свое сердце, кто еще не нашел путь ко Христу, просите Его об этом и Он дарует жизнь вечную. Ин.6:37 – “Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон”. Богу нашему слава во веки веков. Аминь. 711