ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО
ТОМ ПЕРВЫЙ
КНИГА ПЕРВАЯ
Исходный текст взят с сайта, имя которого нам пока неизвестно
УВЕЩАНИЯ К ФЕОДОРУ ПАДШЕМУ
1. УВЕЩАНИЕ 1-е. Скорбь о падении души друга. Не нужно отчаиваться в возможности восстания. - Надежда как цепь, привязывающая нас к небу. - Примеры восстания падших грешников. - Навуходоносор. - Ахав. - Манассия. - Ниневитяне. - Добрый разбойник. - Покаяние как всеочищающая сила. - Усилия демона ввергнуть нас в отчаяние. - Всякое покаяние находит себе вознаграждение. - Радости рая. - Муки ада. - Душа Феодора, болящая любовью к Гермионе. - Исцелимость болезни. - Нетрудность покаяния. - Пример молодого Финикса. - Пример престарелого монаха. - Упование на милосердие Божие. (Исправления - Евгений Русин, Барнаул)
2. УВЕЩАНИЕ 2-е. Возвращение Феодора и ответ на него. - Непозволительность попечения о семейных делах человеку, посвятившему себя на служение Богу. - Бегство из воинства Христова. - Необходимость заглаждения греха. - Слабость человеческой природы. - Падение и восстание. - Пример Давида. - Суетность благ мира сего. - Неудобства, связанные с царством, славой, богатством и браком. - Брак, при всей его священности, есть прелюбодеяние в деле Феодора. - Заботы семейной жизни. - Свобода последователей Христа. - Единственное несчастье для христианина - оскорблять Бога. - Заключение. (Исправления - Евгений Русин, Барнаул)
К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни.
3.
СЛОВО ПЕРВОЕ.
Наказание противящимся Богу. Пример в лице народов, препятствовавших восстановлению
храма после плена вавилонского. - То же и с противниками монашества. - Подробности
гонения на иноков. - Сожаление о неразумии гонителей. - Они более вредят себе,
чем гонимым. - Пример ап. Павла и Нерона. - Греховность гонительства. - Сравнение
гонителей монашества с гонителями апостолов. - Постигшее их наказание. - Свидетельство
И. Флавия. - Для спасения недостаточно одной веры; необходимы и добрые дела.
- Число подлежащих осуждению. - Пример из истории всемирного потопа. - Извращенность
мира. (Исправления - Евгений Русин, Барнаул)
4.
СЛОВО ВТОРОЕ: К неверующему отцу. Истинно богатый
тот, кто презирает все. - Мы прославляемся более добродетелью, чем богатством.
- Тому, кто все оставил, никто не расположен вредить, да и не может, если бы
захотел. - Кто пренебрегает всем земным, тот легче утешается в лишениях. - Христиане
особенно процветают, когда находятся в угнетении. - Кратковременность наслаждений.
- История отшельника, отец которого был язычник. (Исправления
- Евгений Русин, Барнаул)
5.
СЛОВО ТРЕТЬЕ: К верующему отцу. Необходимо заботиться
о спасении ближнего. - Небрежение о детях есть зло. - Законы о воспитании детей
даны от Бога. - Добродетель зависит от внутреннего расположения. - Различные
степени спасения. - Развращение нравов. - Необходимость строгого любомудрия.
- Необходимость законов и наказаний в государстве. - Жизнь иноков уподобляется
ангельской. - Зло нечестия в соединении с красноречием. - Слова Сократа у Платона
в начале его апологии. - Святые мужи преуспевали без всякого красноречия. -
История юноши, наставляемого монахом. - Превосходство иноческой жизни над мирской.
Одинаковость правил для монаха и мирян. - Мирянам труднее спастись. - Истинный
отец тот, кто печется о спасении сына. - Раздающий деньги более истинный владелец
их, чем тот, кто скопляет их. - Необходимость приучаться к совершению добродетели
с юных лет. - Польза временного пребывания юношей в монастыре. - История Анны
и Самуила. - Увещание к родителям о воспитании сыновей в благочестии. (Исправления
- Евгений Русин, Барнаул)
6.
Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским
любомудрием монашеской жизни. Повод к написанию этого
рассуждения. - Повелевающий деньгами и собственными страстями есть более царь,
чем повелевающий народом и войском. - Брань монаха славнее брани царя. - Кто
из них счастливее во время ночи. - Благотворительность монаха по сравнению с
благотворительностью царя. Царь и монах перед лицом смерти и после нее. (Исправления
- Роман Горский, Москва)
О сокрушении.
7.
Слово первое - к Димитрию монаху.
Повод к написанию слова. - Необходимость сокрушения вследствие господства греховности
на земле. - Неосновательные извинения грешников. - Наказание злословящих. -
Обязанность христианина любить своих врагов и делать им добро. - Толкование
на прошение: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим".
- Объяснение слова: "не давайте святыни псам". Желание истинного блага.
- Чудесная сила этого желания. - Ап. Павел как образец сокрушения и любви к
Богу. (Исправления
- Роман Горский, Москва)
8.
Слово второе - к Стелехию.
Сокрушение окрыляет душу. - Описание души, вознесенной до неба на крыльях сокрушения.
- Изъяснение слов ап. Павла: "для меня мир распят и я для мира". -
Необычайная любовь ап. Павла к Иисусу Христу. - Любовь Давида ко Христу и его
сокрушение. - Рассуждения на псалом 6. - Благость и промышление Божие о людях,
как сильное побуждение к сокрушению. - Вселенная и человек, как царь ее. (Исправления
- Роман Горский, Москва)
К Стагирию подвижнику, одержимому демоном.
9.
Слово первое. Ужасное испытание, постигшее
Стагирия, и желание утешить его хотя письменно. - Попущение нам испытаний и
польза как их, так и самого падения. - Примеры - Адама в раю, Каина, Ноя во
время потопа, Авраама и Иосифа. - Испытание, как одно из средств, которыми Господь
увеличивает нам заслуги и приводит наш разум в подчинение божественному. - Причина,
почему Бог допускает благоденствие злых и огорчение добрых. - Неисповедимость
путей Божиих. - Вечность, как праведное воздаяние добрым и злым. - Обязанность
истинного христианина быть покорным Промыслу Божию. - Увещание Стагирию укрепляться
в таком убеждении. (Исправления
- Роман Горский, Москва)
10.
К тому же Стагирию о том, что уныние хуже демона. Слово второе.
Увещание освободиться от угнетающих мыслей о самоубийстве. - Такие мысли не
всегда приходят от демона, но иногда и от собственного уныния. - Нужно разгонять
это уныние, и лучшее средство для этого - становиться выше мнений толпы и думать,
что стыдиться должно только одного греха. - Награды уготованы в будущем, настоящее
есть время трудов. - Это показывают примеры святых. - Пример Авраама. - О жертвоприношении
Исаака. - Сыновья Эдипа. - Огорчение Иакова. - Пример из жизни Иосифа. (Исправления
- Евгений Русин, Барнаул)
11.
К тому же Стагирию об унынии. Слово третье. Пример
Моисея. - Огорчения Моисея в пустыне. - Огорчения Иисуса Навина. - Пояснение
предмета на примере Самуила. - Огорчения Давида. - Огорчения Даниила. - Невзгоды
Илии и Елисея. - Огорчения ап. Павла. - Бедствия, которым подвергались друзья
Стагирия. - Демофил и Аристомен. - Зрелище бедственности человеческой в больницах
и тюрьмах. - Бог испытывает нас для искупления наших грехов и более снисходителен
к нам, чем мы сами. (Исправления
- Евгений Русин, Барнаул)
12.
Слово к жившим вместе с девственницами.
Непристойное злоупотребление в жизни духовенства. - Тщетные оправдания обычая.
- Страсть, как основа его. - Неизбежное разжигание страстей. - Опровержение
мнимых оправданий незаконного обычая. - Ничто так не увеселяет, как добрая совесть.
- Большие требования Нового Завета по сравнению с Ветхим. (Исправления
- Меркулова Ирина, Баку)
13.
Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами.
Непристойность девственницам сожительствовать с мужчинами. - Отсутствие девственниц
у греков или язычников. - Непристойность девственницам чрезмерно заботиться
о теле и нарядах. - Замужество предпочтительнее худо хранимого девства. - Соблазняющий
других уже тем самым грешит, хотя бы и не делал дурного. - Стремление женщин
к тщеславию. - Нравы истинной девственницы. (Исправления
- Роман Горский, Москва)
14.
Книга о девстве. У еретиков нет истинных девственниц,
потому что их девы нецеломудренны и принимают девство из отвращения к браку,
как к преступлению. - Они не могут рассчитывать на мзду, одинаковую с православными
девственницами. - Апостол, советуя воздержание, не делает из него правила, а
еретики, удаляющиеся от его учения, ставят своих учеников в положение хуже язычников.
- Наконец, девство еретиков оскорбительно для Бога, потому что их девственницы,
отрекшись от веры, не имеют чистого сердца. - Кроме того, состояние девства,
чтобы иметь значение заслуги, требует полной свободы в деле вступления в брак
- чего не бывает у еретиков, поносящих брак. - Церковь, напротив, одобряет брак
и считает его средством укрощения страстей для тех, кто разумно пользуется им.
- Лицам, не имеющим надобности в таком средстве, церковь советует не вступать
в брак, хотя и не запрещает его. - Она осуждает и изгоняет из своих недр только
тех, которые оскверняют святость брака. - Ибо брак доброе дело, но девство лучше,
и оно настолько же выше брака, насколько ангелы выше людей. - Девство полезно
верующему, и по первоначальному плану творения оно только и должно бы господствовать
на земле, потому что грех, бывший причиной смерти, был также и причиной греха.
- Возможность размножения людей без брака. - Безбрачное происхождение первых
людей и ангелов. - Таковым же было бы и распространение людей, если бы не согрешили
прародители. - И теперь брак позволяется только как врачевство против невоздержания.
- Воздержание есть дар Божий, но оно не исключает и содействия самого человека.
- Картина несчастных браков. - Увещание девственницам, как и вдовам, что после
произнесения обета целомудрия нельзя вступать в брак, не погрешая тяжко. - Брак
есть цепь, потому что своими заботами и хлопотами повергает в рабство супругов.
- Их взаимное подчинение есть тяжелая обязанность, и от нее они не могут избавляться
иначе, как по взаимному согласию. - Лицемерные девственницы, уподобляющие себя
неразумным девам. - Они будут лишены царства небесного. - Превосходство девства
обнаруживается особенно в том, что оно облегчает нам совершение молитвы и добрых
дел. - Неосновательность ссылки на Авраама в доказательство превосходства брака
над девством. - Апостолы выше этого патриарха. - И богатый человек, состоящий
в браке и занятый делами, также может вести жизнь праведную; но такие примеры
редки. - Новый Завет требует большего совершенства, чем Ветхий, потому что в
первом нам в большем изобилии даны дары и благодать Духа Святого. (Исправления
- Меркулова Ирина, Баку)
15.
К молодой вдове. Слово первое. Скорбь молодой вдовы
Фирасия и утешение ей. - Бог печется о вдовах. - Достоинство вдовства почитается
у христиан и язычников. - Радостность надежды и уверенности в том, что мы вновь
увидим тех, кого любили. - Кратковременность земной жизни, сопровождающие ее
бедствия и непрочность счастья. - Доказательство этого последнего положения.
- Пример двух вдов богатых и высокопоставленных, которые после смерти своих
мужей дошли до крайней бедственности. - Пример девяти императоров, царствовавших
в Константинополе, из которых семеро погибли от насильственной смерти. - Изображение
славы и блаженства, которыми наслаждается Фирасий на небесах. (Исправления
- Людмила Жмурина, Санкт-Петербург)
16. К той же вдове. Слово второе - о воздержании от второго брака. Изложение и опровержение трех оснований, которые обыкновенно заставляют вдов опять вступать в брак, именно надежды на лучшее состояние, привязанность миру и немощь плоти. - Цель слова - не порицание второго брака, допускаемого ап. Павлом и узакониваемого Церковью. Вдова, вступающая во второй брак, обнаруживает в себе слабость и чувственность, проявляет привязанность к земле и показывает, как не дорога ей память ее первого мужа. - Она не может любить второго мужа, как любила первого, и этот новый союз восстанавливает против нее и ее родителей, и ее слуг и особенно детей от ее первого мужа. - Поэтому с целью отклонить вдов от второбрачия законодатели нашли нужным лишить совершение второго брака всякой торжественности, показывая этим, что они допускают его только с сожалением. Похвала вдовству, которое приближается к девству, ибо таковому вдовству принадлежит одинаковая с девством слава и награда. (Исправления - Людмила Жмурина, Санкт-Петербург)