ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО
ТОМ ТРЕТИЙ
КНИГА ВТОРАЯ
Набор и обработка текста Колосковой Натальи, Москва, монахини Хариессы, Барнаул, Ольги Филиной.
1. БЕСЕДА на Евтропия евнуха, патриция и консула.
4. СЛОВО о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь.
5. СЛОВО о принятии Севериана.
7. БЕСЕДА пред отправлением в ссылку.
8. БЕСЕДА по возвращении из изгнания.
9. БЕСЕДА когда отправлялся в ссылку.
10. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки.
11. БЕСЕДА по возвращении из первой ссылки.
12. БЕСЕДА о жене хананейской.
13. СЛОВО о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может.
ПИСЬМА К РАЗНЫМ ЛИЦАМ
1. К Иннокентию,
епископу Римскому.
Первое письмо к Иннокентию было написано после праздника Пасхи, перед вторым
изгнанием святителя. В нем рассказывается о всем, что произошло в Константинополе
со времени прибытия Феофила. Святитель был низложен Халкидонским собором, затем
опять восстановлен на свою кафедру; потом опять подвергся преследованию, был
обвинен и изгнан из церкви. Воины вторглись в саму церковь и в крестильню, чем
и заканчивается письмо.
2. К Иннокентию, епископу Римскому.
Святитель, будучи уже три года в изгнании, написал второе письмо, в котором
он обращается не только к папе, но и нескольким епископам, находящимся в Риме
или в окрестностях этого города. Он благодарит их за их любовь по отношению
к нему и за ревность, с которой они старались утишить столь страшное обрушившееся
на него бедствие.
Возлюбленному брату Иоанну Иннокентий
Письмо Иннокентия к св. Иоанну Златоусту сохранено Созаменом. Иннокентий старается
утешить святителя. Письмо его дышит почтением и самой нежной любовью. Он говорит
о терпении в бедствии и о венце, предназначенном для тех, которые самоотверженно
переносят страдания. Письмо это представляет собой ответ на письмо святителя,
доставленное Иннокентию диаконом Кириаком.
Иннокентий епископ
пресвитерам, диаконам и всему клиру и народу церкви Константинопольской, подчиненным
епископу Иоанну, возлюбленным братьям радоваться
Письмо Иннокентия к духовенству константинопольскому представляет собою ответ на послание того же духовенства, которое доставлено было папе священником Германом и диаконом Кассианом. Иннокентий оплакивает в нем бедствия восточной церкви. Для исцеления стольких зол нужно созвать собор, и он выражает живейшее желание, чтобы стихли все эти смятения.
Сакра, или августейшее послание Гонория Августа
к государю востока Аркадию
Это послание императора Гонория к императору востока Аркадию относится к делу
св. Иоанна Златоуста. Император сначала говорит в нем об изображении императрицы
Евдоксии, которое было пущено по провинциям в честь императрицы. Сначала воздвигнута
была статуя Евдоксии перед церковью св. Софии. По этому случаю даны были разные
игры постыдные зрелища, способные отвращать народ от дел благочестия. Св. Иоанн
Златоуст в своей беседе восстал против этого соблазна и навлек на себя гнев
императрицы. Гонорий в своем письме негодует на все то, что произошло в Константинополе,
а затем и на несправедливость низложения святителя. Он напоминает о жертвеннике,
орошенном человеческой кровью, о священниках, отсылаемых в изгнание, и об Иоанне
Константинопольском, изгнанном из своей церкви.
3. Епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу
Это письмо было написано, как полагают, в Кукузе в 404 году. Св. Иоанн Златоуст
обращался к ним еще и с другим письмом, которое помещено ниже.
4. Письма к Олимпиаде
Госпоже моей достопочтеннейшей и боголюбезнейшей, диаконисе Олимпиаде, епископ
Иоанн о Господе радоваться
Семнадцать писем, адресованных к Олимпиаде, представляют собой самые длинные,
самые прекрасные и полезные из всех писем святителя, говорит Фотий. Олимпиада
была дочь князя Анисия. Ее отец отдал ее замуж за префекта Небридия (вероятно,
в 384 году). Св. Григорий Назианзин, приглашенный на брак, извинился, что не
может на нем присутствовать, и обратился к молодой супруге с похвальным словом.
Олимпиада была замужем только один год и восемь месяцев. Овдовев в столь юном
возрасте, она решила остаться вдовой и ничто не могло поколебать этого ее решения.
Напрасно император Феодосий прибегал к просьбам и угрозам, чтобы заставить выйти
ее замуж за своего родственника испанца Елпидия. Ее отказ разгневал императора,
который прежде чем отправиться в поход против Максима, приказал префекту города
секвестровать все ее имения, пока она не достигнет тридцатилетнего возраста.
Олимпиада отнеслась к этому возмутительному действию с таким мужеством, что
казалась даже счастливее при виде ограбления своего имущества. Между тем Феодосий,
поняв, что ничем нельзя было побороть этого противодействия, велели возвратить
ей имения. С этого времени дом ее сделался открытым для епископов, монахов,
священников и других духовных лиц, приходивших в Константинополь. Епископ Нектарий
сделала ее диаконисой, и в этом достоинстве она и закончила свою жизнь. Письма
к Олимпиаде с достаточностью свидетельствуют о том, как он была любезна святителю
Златоусту. После изгнания святителя ее влачили по судам, обвиняли вместе с другими
приверженцами святителя в поджоге храма св. Софии. Несмотря на основательность
ее ответов, ее приговорили к большому штрафу; затем она оставила Константинополь,
чтобы удалиться в Кизик, где и отошла в лучшую жизнь. Св. Григорий Назианзин,
Палладий, Созомен, Аммиан и другие биографы сообщают многочисленные подробности
об этой добродетельной женщине.
Письмо 1.
1. Утешение в скорби. Нужно бояться только греха. 2. Бедствия приготовляют нам
великую награду, почему Бог и попускает на нас страдания. - Пример трех отроков
в пещи вавилонской. - 3-4. Во все времена Господь попускал соблазн и гонения,
чтобы лучше проявить Свое могущество и Свою мудрость. - 5. Заключение: Олимпиада
должна изгнать из своей души скорбь, которую причиняют ей настоящие смятения.
К ней же письмо 2.
1. Опасно предаваться унынию. - 2. Пример: ап. Павел, отлучив коринфского грешника,
потом примирил его с церковью, чтобы не дать ему впасть в отчаяние. - 3. Душу
Олимпиады должна занимать мысль о муках ада или, скорее, о небесном счастье.
- 4. Пусть она почерпает утешение в воспоминании своих добрых дел и в надежде
на вечную награду. - 5-6. Возвышенная похвала трезвенности, терпению, скромности
и другим добродетелям Олимпиады. - 7. Похвала девственности. - 8-10. Вставочное
рассуждение об Иове и его бедствиях. Возвращение к предмету. - 11-13. Утешение
Олимпиады, скорбевшей об отсутствии святителя.
К ней же письмо 3.
Печаль есть самое ужасное из всех бедствий. - Она ужаснее самой смерти. - Доказательство
этой мысли на нескольких примерах. - Страдания более служат основой для заслуг,
чем даже добрые дела. Размышления о страданиях Иова, ап. Павла и Иосифа.
К ней же письмо 4.
Святитель извещает Олимпиаду, что несмотря на суровость зимы, он находится в
добром здоровье. - Совет Олимпиаде не пренебрегать ничем для своего излечения.
- Польза от страданий, причиняемых болезнью. - Примера Иова, Лазаря, Тимофея.
Увещание ей изгнать из своей души удручающую ее скорбь.
К ней же письмо 5.
Святитель хвалит Олимпиаду за ее терпение. - Увещание ей не терять мужества.
- Праведные могущественны и счастливы даже среди гонений. - Злые немощны и несчастливы
даже во время своих успехов. - Доказательством этого могут служить Авель и Каин.
619-621
К ней же письмо 6.
Похвала мужеству Олимпиады. - Ее мужество возрастает вместе с гонением. - Мысль
о стольких заслугах должна наполнить ее радостью и блаженством.
К ней же письмо 7.
Злой человек не может избегнуть суда своей совести. - Пример Иуды, брата Иосифа.
- Пример Иуды Искариота. - Добродетель заслуживает вечного блаженства и получает
награду даже еще здесь. - Вот чем должна утешаться Олимпиада среди претерпеваемых
ею гонений.
К ней же письмо 8.
Святитель указывает Олимпиаде несколько побуждений к ее утешению. - Повсюду
знающие ее выражали сочувствие ее страданиям. - Пусть она помышляет о наградах,
ожидающих в будущей жизни. - Жаловаться и скорбеть могут только злые люди.
К ней же письмо 9.
Страдания нужно переносить с терпением.
К ней же письмо 10.
Святитель упрекает Олимпиаду за то, что она пишет к нему недостаточно часто.
К ней же письмо 11.
Спокойствие святителя среди своих страданий. - Он просит Олимпиаду писать к
нему чаще.
К ней же письмо 12.
Святитель извещает о своем прибытии в Кесарию. Он поправился здоровьем и хвалится
теми необычайными заботами, которыми он окружен от своих друзей и почитателей.
К ней же письмо 13.
Святитель рассказывает Олимпиаде все, что он потерпел до прибытия в Кукуз. -
Затем он говорит о сочувствии, которое он встречает в этой местности, и о тех
попечениях, которыми он постоянно окружен там.
К ней же письмо 14.
В нем рассказывается о том, что случилось со святителем в Кесарии.
К ней же письмо 15.
Святитель увещевает Олимпиаду не страшиться гонений и извещает ее, что он еще
не совсем выздоровел.
К ней же письмо 16.
Рассуждение о том, что Бог посылает благочестивым людям и радости и страдания.
К ней же письмо 17.
Святитель хвалит Олимпиаду за ее мужество и самоотречение.