на главную

 

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

Откр.12:1-2 – И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. Описание этого видения Иоанн начинает союзом «и». Вообще обращает на себя внимание частое употребление этого союза в Апокалипсисе. Так, например, из 22 глав в этой книге шестнадцать начинаются с союза «и», три главы со слов «после сего», и только три главы начинаются не со слов, выражающих связь с предыдущими (гл 1,2 и 9) И то вторая и девятая явно связаны по смыслу с предыдущим текстом. 1:20 кончается описанием семи церквей, а 2-я глава на­чинается с послания к первой из этих церквей, восьмая глава кончается трубой четвертого Ангела, а девятая начинается с трубы пятого Ангела. Так что без связующих слов и союзов остается только начало первой главы, как изначаль­ной. Неверно понимание, будто это служит указанием на то, что Апокалипсис раскрывает нам историю мира в хронологической последовательности, или же, что это каждый раз указывает на непосредственную связь последующего с пре­дыдущим. Исходя из таких точек зрения, невозможно согласовать толкования одного видения с другим без явного насилия над текстом, всевозможных натя­жек, а то и нелепых искажений самого вероучения. Разуметь же указанный нами факт надо как указание на последовательную смену одного видения, явленно­му Иоанну, другим. Также это указывает на то, что Апокалипсис есть единое, целостное Откровение, полученное от одного и того же Духа в одно и то же время.

Итак, Иоанн описывает, что явилось ему знамение. Кроме этого случая, Иоанн называет явленное ему «знамением» еще в 12:3 и 15:1. Этим сам тайнозритель указывает на то, что видение должно пониматься не буквально, а символически, и каждый штрих видения имеет определенное значение. Иоанн на­зывает это знамение великим и тем не только отличает его от последующего знамения (12:3), но и указывает на его особое значение и глубокий смысл. Знамение явилось на небе. Этим указывается не столько на то, что Иоанн ви­дел жену (объект видения) именно на небе, так как потом он видел ее уже на земле (ст. 13), сколько на то, что эта жена небесного происхождения.

Кто же эта жена, явившаяся в небесной славе? «Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце...?» (Песн. 6:10). В протестант­ской среде существует понимание, будто это ветхозаветная церковь или изра­ильский народ. Однако описание небесной славы жены не соответствует ветхо­заветной церкви, оно гораздо более приличествует Церкви новозаветной. Если это церковь ветхозаветная, то как же дальше рассматривать явное указание на время антихриста (3,5 года)?! То есть здесь явное несоответствие. Нет также никаких оснований понимать под женой исключительно только евреев последне­го времени, обратившихся ко Христу. Святые отцы под этой апокалиптической женой видят либо Пресвятую Деву Марию, Матерь Божию, либо новозаветную христианскую Церковь. Причем на Деву Марию здесь есть только определен­ные указания, точное же соответствие каждой детали знамения мы находим в образе христианской Церкви.

Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Это Дева Мария, Матерь Божия, Которой «сотворил... ве­личие Сильный» (Лк. 1:49). Она превознесена превыше херувимов и серафи­мов и всех чинов ангельских (звезд небесных), она Богом венчанная Царица Небесная. Матери Небесного Царя – Иисуса Христа прилично и именоваться Царицей Небесной. Двенадцать Апостолов, как двенадцать звезд, венчают Ее пречистую главу, ибо по всей вселенной разнесли учение Ее божественного Сына. Это о Ней поет псалмопевец: «Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте... и возжелает Царь красоты твоей» (Пс. 44:10,12). Неизреченная неотмирная красота Приснодевы! «Ликуй ныне и веселися, Сионе: Ты же чистая красуйся, Богородице, о восстании рождества Твоего». Не должно смущать и то, что Дева называется Женою. Так и Апостол гово­рит, что Христос «родился от жены» (Гал. 4:4), а пророк – что от Девы (Ис. 7:14). Она – Дева как сохранившаяся нетленной, не претерпевшая по­вреждения девства ни в зачатии, ни в рождестве. Она – Жена как родившая Сына.

Так еще и про­рок Исаия говорил: «Се Дева во чреве примет и родит» (Ис. 7:14). Она имела во чреве Имевшего в деснице Своей всю вселенную. Дальнейшие слова одна­ко нельзя разуметь буквально, как муки рождения Ею Христа. Дева Мария «без нетления Бога Слова рождшая» не испытала болей и мук рождения, какие испытывают все жены. Но старец Симеон сказал Ей: «и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35). Невыносимую боль и муку о Рожденном Ею Ей при­шлось претерпеть у Креста, видя Его страдания и смерть. Тогда оружие про­шло Ей душу, но сколь часто оно и прежде ранило Ее: роды в пещере, первая колыбель – ясли для животных, гонение Ирода, худое и злое отношение лю­дей к Сыну. Она даже готова была оторвать Его от служения (Мк. 3:30-31), столь велика была Ее боль и мука о Сыне. Вот они, боли и муки рождения!

Другое и основное значение этого знамения: жена – Церковь Христова. Церковь в Писании именуется Невестой или Женой Христовой. Так Апостол Павел сравнивает отношения мужа и жены с Христом и Церковью (Еф.5:25-33). В Апокалипсисе (19:7) Церковь прямо называется женою Агнца. Поэтому неверно мнение, будто в Писании Церковь предстаёт только как Невеста, а женою означается только израильский народ. Существует таинственная связь между Пречистой Девой – Матерью Божией и Церковью. Как Мария родила Христа и через то стала женою, но, родив непорочно, осталась Девой, так и Церковь. Она – Невеста Христова, чистая Дева, обрученная Христу (2 Кор. 11:2), но она же и жена, «Матерь всем нам» (Гал. 4:26), рождающая от Духа Божия чад Божиих. Как Дева Мария родила от Духа, так и Церковь рождает от Духа. Как Дева родила Христа, так и Церковь рождает Христа в душах верующих. И там, и там девство сочетается с материнством, там и там рождается Бог. Через Богородицу Бог сошел к людям и соединился с ними. Через Церковь люди восходят к Богу и соединяются с Ним. Таинство брака – отблеск таинства Христа и Церкви (Еф. 5:32). Как жена взята от ребра мужа, когда он спал, так и на Кресте, когда уснул сном смерти божественный Стра­далец (ср. Мф. 9:24), второй Адам, Муж совершенный, то от Его прободенного пречистого ребра истекли вода и кровь (таинство крещения и причастия). И из этих потоков изошла Церковь, жена Христова. Она Его возлюбленная, с Нею Он становится единой плотью и единым духом (Еф. 5:30; 1 Кор. 6:17). «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и бу­дут двое одна плоть» (Еф. 5:31), так и Христос готов оставить Отца Небесно­го и Пречистую Матерь Свою и прийти снова на землю, чтобы навечно и все­цело соединиться со Своей женою, Церковью искупленной.

Жена, облеченная в солнце правды, во Христа. В Него облекаемся в святом крещении, Им украшаемся. «Для вас, благоговеющие пред именем Моим, взой­дет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2). Этим небесным светом облечена Церковь. На иконах чело святых окружено ореолом света. Это не про­сто символ, а онтологическая реальность. Небесный свет есть внутренняя приро­да святых. «Вы – свет мира», – говорит Христос (Мф. 5:14). Вы должны явить миру нетварный свет Фавора. Но если Христос Сам и был этим Светом истинным (Ин. 1:9), то святые, Церковь только облечены им, являют собой не свой свет, а свет Неба, Солнца правды. Этот свет, которым облечены святые, не раз делался видимым для людей. На Моисея, беседовавшего на Синае с Богом, народ даже смотреть не мог, такое сияние исходило от него. Неотмирный свет видел, напри­мер, Николай Мотовилов вокруг своего учителя – преподобного Серафима Са­ровского, русского святого XIX века. Да и вообще всякому духовно виден боже­ственный свет святой Церкви, её святынь и праведников.

Далее еще описывается неотвратимая слава жены-Церкви и её красота. Под ногами ее луна. Под луной можно разуметь подлунный мир, мирскую жизнь, изменяющуюся подобно луне. Всё это оказалось под ногами жены, то есть побеж­дается и попирается ею. Однако в нашем случае солнце и луна не противопостав­ляются, но сопоставляются как взаимодополняющие друг друга. Поэтому более точным будет разумение, что и солнце, и луна здесь являют славу и красоту Цер­кви. Солнце как большее светило украшает саму жену; луна как меньшее – ук­рашает ее подножие. Святость и свет облекают не только Саму жену-Церковь, но и всё, на что она ступает, к чему так или иначе касается. Глядя на эту жену, не­вольно воскликнешь: «Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, свет­лая, как солнце...?» (Песн. 6:10). Но и это еще не вся ее краса! Облеченная в солнце и украшенная луною, она еще венчается и звездами небесными. И на гла­ве ее венец из двенадцати звезд. Венец – знак победы, сплетенный из двенад­цати звезд – двенадцати Апостолов, двенадцати догматов апостольского учения. Как небесные звезды, осветили Апостолы вселенную светом Христова учения. Увенчанная таким славным венцом, Церковь-победительница «побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4), «и врата ада не одоле­ют ее» (Мф. 16:18). Русский писатель Ф. М. Достоевский обронил как-то такие слова: «Красота спасет мир». Где же найти эту спасительную красоту? Она в свя­той, апостольской, православной Церкви! Это та жена, облеченная в солнце, под ногами которой – луна, и на голове двенадцать звезд.

Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. Это о рожде­нии Церковью своих духовных чад. В Церкви совершается рождение от воды и духа (Ин. 3:5), здесь душевное перерождается в духовное, грешное – в свя­тое. Церковь – матерь всем нам (Гал. 4:26). «Не имеющий материю Церкви, не может иметь Отцем своим Бога», – говорил Киприан Карфагенский. Это духовное рождение людей проходит нелегко. Как здесь сказано, что жена – Церковь кричала от болей и мук рождения, так и Апостол Павел писал галатам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразит­ся в вас Христос» (Гал. 4:19). Сколько мук претерпевают пастыри Церкви, ду­ховно рождая чад крещением, проповедью, наставлениями! Сколько молитв и неусыпного труда надо положить, чтобы обратить грешника, чтобы преобразить его, доколе не изобразится в нем Христос! «Имевшие во чреве» знают эти боли. Знаете ли вы их? Или в вашем чреве только пища тленная и суета мирская? О таковых будет сказано: «Были беременны, мучились, и рождали как бы ве­тер; спасение не доставили земле» (Ис. 26:18).

Откр.12:3 – И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Вместе с первым знамением жены Иоанн видит другое знамение – знаме­ние красного дракона. В противоположность Церкви и Матери Божией теперь является сам сатана (ст. 9). Это знамение так же, как и предыдущее, явилось на небе, то есть жену, облеченную в солнце и красного дракона Иоанн видит в одном и том же месте. Под небом здесь можно разуметь воздух (Андрей Кесарийский). Апостол Павел пишет о «духах злобы поднебесных» (Еф. 6:12) и о сатане как о «князе, господствующем в воздухе» (Еф. 2:2). Воздух, земная атмосфера – сегодняшнее место особого пребывания нечистых духов и сатаны. Иначе еще видение дракона на небе можно понимать как указание на пребы­вание на небе Люцифера, ангела света до его грехопадения, когда он еще был «херувим осеняющий, из среды огнистых камней» (Иез. 28:16).

Знамение красного дракона отличается от знамения жены тем, что то оха­рактеризовано как великое знамение, а это просто знамение. Этим указывает­ся на противоположность являемого здесь, а также на то, что хотя страшен и ужасен дракон, но всё равно велика сила жены-Церкви и Матери Божией про­тив него. Дракон – это непосредственно сам сатана и дьявол, о чем прямо сказано в 9-м стихе. Поэтому всякие другие толкования, видящие в драконе символ чего-то иного, например, какого-нибудь государства, не могут быть приняты. Это, конечно, не исключает той мысли, что сатана, красный дракон, может особо действовать через некоторые государства и некоторых государственных деяте­лей. Интересна народная легенда об императоре Нероне, этом прообразе анти­христа и гонителя христиан, по которой он в качестве амулета носил шкуру змея и жизнь его, когда он еще был младенцем, была спасена змеем. И в нынешние времена безбожие, как большой красный дракон, устремляется на борьбу с Церковью, желая пожрать ее.

Сатана по праву является в виде дракона. В виде змея сатана приступил к Еве, чтобы искусить ее ко греху (Быт.3; 2Кор.11:3). Впоследствии дьявол ста­новится всё более мрачным и страшным, и потому сравнивается уже не со змеем, а с драконом. Дракон – змееподобное животное, отличающееся необыкновенной величиной и силой. В народном веровании оно обратилось в чудовище – стра­шилище. Этот образ и взят для описания сатаны. Победа Бога над сатаной час­то описывается в виде победы над морским чудовищем или драконом. Так чита­ем мы у пророка Исаии: «В тот день поразит Господь мечем Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изги­бающегося, и убьет чудовище морское» (Ис. 27:1). А вот слова псалмопевца: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли! Ты расторг си­лою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты сокрушил голову леви­афана, отдал его в пищу людям пустыни» (Пс. 73:12-14). Подобное этому видит и Иоанн. Сокрушается сатана, красный дракон, древний змий, Богом питаются «люди пустыни», жена-Церковь, бежавшая в пустыню. Фараон, царь Египетский, служит в Писании часто прообразом сатаны. О нём читаем: «Так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, фараон, царь Египетский, большой крокодил, который, лежа среди рек своих, говоришь: «моя река, и я создал ее для себя». Но Я вло­жу крюк в челюсти твои и к чешуе твоей прилеплю рыб из рек твоих (нечистые силы, бесы из царства сатаны-дракона. – Г.Ф.), и вытащу тебя из рек твоих со всею рыбою рек твоих, прилипшею к чешуе твоей; и брошу тебя в пустыне, тебя и всю рыбу из рек твоих, ты упадешь на открытое поле, не уберут и не подберут тебя; отдам тебя на съедение зверям земным и птицам небесным. И узнают все обитатели Египта (все обитатели ада и этого греховного мира. – Г.Ф.), что Я – Господь» (Иез. 29:3-6). Подробное описание этого чудовища мы находим также в книге Иова гл. 40-41. Все эти описания свидетельствуют о ве­ликой и могучей силе дракона – сатаны, почему и Иоанн называет его большим. Другая характеристика дракона – красный, буквально означает «цвет огня». Этим подчеркивается его ангельское существо, ведь он был «денница, сын зари» (Ис. 14:12), «херувим осеняющий, из среды огнистых камней» (Иез. 28:16), а падшие ангелы сохранили свою природу, свое естество. Красный цвет огня указывает также на «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Кроме того, красный цвет – это цвет крови и убийства, ибо дья­вол... «человекоубийца от начала» (Ин. 8:44). Он совратил Еву в раю вкусить запретный плод и в тот день «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5:12). Он был виновен в первом кровопролитии, ибо «Каин был от лукавого и убил брата своего» (1 Ин. 3:12).

Далее Иоанн описывает, что дракон был с семью головами и десятью ро­гами, и на головах его семь диадим. Это также соответствует народному пред­ставлению о семиглавом драконе-чудовище. Но здесь в Апокалипсисе образ се­миглавого дракона имеет вполне самостоятельное и определенное значение. Во-первых, здесь мы видим некоторое сходство с тем, что и Христос являлся в виде агнца с семью рогами и с семью очами (5:6). Сатана в виде семиглавого драко­на представляет собой князя мира сего. Семь глав означают дьявольскую муд­рость века сего; или же это семь лукавейших сил дьявола, противоположных силам духовным семи духов Божиих (5:6). Семь даров Духа Святого исходят от Бога и ими он освящает верующих. О враге же благочестия сказано, что «семь мерзостей в сердце его» (Прит. 26:25), которые вложил в него семиглавый дракон. В противоположность семи дарам Духа Святого у сатаны семь мерзостей и семь смертных грехов, которыми он совращает и губит людей (гор­дость, сребролюбие, блуд, зависть, гнев, уныние и леность).

О семи духах злых, входящих в сердце человека, говорил и Господь (Лк. 11:26). Кроме того, эти семь глав указывают также на семь великих царств в истории человечества, через которые сатана водворял свое царство на земле. Об этих семи царствах подробнее будет сказано позднее.


13.05.2020

Десять рогов означают могущество дьявола как властителя мира сего. Пе­ред пришествием антихриста действительно будут десять царей. Трое из них будут сломлены антихристом, а остальные примут его. В дальнейшем это бу­дет рассмотрено подробнее. Иначе еще под десятью рогами можно разуметь десять грехов против десяти заповедей Божиих. Каким образом десять рогов размещены на семи главах дракона, на это в тексте нет никаких указаний.

И на головах его семь диадим. Диадима как царское головное украшение в отличие от венца победителя, употреблялась всегда как символ царской вла­сти и господства. Так опять сатана предстанет как властелин этого мира, нося­щий греховные венцы, «князь, господствующий в воздухе» (Еф. 2:2).

Откр.12:4 – Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. Далее читаем о сатане-драконе, что хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Подобно как в 9,10,19 у демонов, так здесь, у сатаны, видим силу его в хвосте. Как обыкновенный змей-дракон, сатана дей­ствует хвостом. Это можно рассматривать как указание на то, что вредоносная сила его разлита по всему его существу, до кончика хвоста, а также это пока­зывает его особую мерзость и чудовищность.

Под низвержением драконом звёзд на землю описывается первое грехопаде­ние сатаны и падших ангелов. Звездами в Писании часто означаются существа неземные, небесные, Ангелы Божии. Люцифер, ангел света, денница, сын зари «говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих (то есть Ангелов) вознесу престол мой и сяду на горе... буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14). Так «от красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я (Бог) повергну тебя на землю» (Иез. 28:17). Гордость, первое движение греха (голова дракона), вознесла его превыше звезд Божиих, Ангелов. Но Бог низринул возгордившегося. И тогда при своем падении, вознесшийся выше Ангелов своим хвостом, то есть последним движением греха – завистью, увлек с неба третью часть звезд, оставшихся ниже его. Теперь уже из зависти он не мог потерпеть, что один только он будет повер­жен на землю на позор, и поверг их на землю. Начал с величественного – гла­вы гордости, кончил ничтожным – хвостом зависти. Вознесся от гордости выше Ангелов. Падая, от зависти увлек и их за собой. Но не все Ангелы последовали сатане, а только третья часть их. Это и есть ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище (Иуд. 1:6). Так из всех Ангелов тре­тья часть превратилась в демонов. Небожители оказались на земле, сменив небесные мудрствование на земное. Они уже не могли больше остаться там, где престол Божий, где святые премирные небесные силы. То, что сатана увлек своих ангелов и поверг их именно на землю, можно объяснить существующим мнением, что еще до грехопадения он был поставлен управлять именно землею, а потому именно она оказалась «безвидна и пуста», и во тьме (Быт.1:2) ангел света, оторвавшись от Бога – самосущего Света (1Ин.1:5), превратился в ангела тьмы, земля погрузилась во тьму, а... увлеченные сатаной ангелы ока­зались «под мраком» (Иуд.1:6) и стали «мироправителями тьмы века сего» (Еф.6:12).

Под третьей частью звезд можно также разуметь согрешивших против од­ного лица Пресвятой Троицы. И не потому ли, что Люцифер восстал против Сына Божия, именно второму Лицу Троицы ещё прежде создания мира было предопределено совершить спасение и победить сатану (Еф. 1:4-5)?! Заря про­исходит от солнца. Но не захотел ли сын зари стать выше произведшего зарю Солнца правды – Христа Сына Божия?..

Еще одно значение можно усмотреть в этом знамении. Подобными же сло­вами пророк Даниил описал войну сирийского царя Антиоха Епифана (175-164 до Р. X.) с израильтянами. «И вознесся (Антиох. – Г.Ф.) до воинства небес­ного (израильтян – Г.Ф.), и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их, и даже вознесся на Вождя воинства сего» (Дан. 8:10-11). Подоб­но этому сатана, древний змий, после того как на голгофском Кресте была со­крушена его глава, ополчается бранью на новозаветный Израиль, на христиан, которые по просвещению в святом крещении образно названы звездами. И как некогда сатана с неба поверг на землю часть ангелов, так и теперь движением хвоста повергает неутверждённых христиан от небесного мудрствования к зем­ному. Антиох Епифан был также прообразом антихриста. Поэтому здесь мож­но особенно разуметь совращение верующих при антихристе.

Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. Разумеется, перед женою – Пречистой Девой Марией. Мы видим здесь указание на рождение Ею божественного Мла­денца Иисуса Христа. Деве еще только надлежало родить, а дракон сей уже стал перед женою... дабы когда она родит, пожрать ее младенца. О том, что семя жены сокрушит сатане голову, он знал еще из Едема из пророчества, дан­ного Богом (Быт. 3:15). Знал он это из многочисленных пророчеств и преоб­разований Ветхого Завета. Знал, может, и непосредственно от Бога или Анге­лов Его. И вот древний змий, дракон стал, чтобы жалить пяту. Он зорко сле­дит за всем происходящим и всячески стремится не допустить появления в мир Спасителя. Вот, наконец, он видит, что Дева приняла во чреве от Духа Свято­го и Ей надлежит родить. Вздрогнул сатана, ибо понял, что грядет в мир со­крушитель его главы. Тогда в неутомимой ярости он становится пред женою, чтобы, когда она родит, пожрать ее младенца. Он не может предотвратить рождение Младенца, но надеется Его пожрать. Он занимает все места в Вифлеемской гостинице, чтобы Младенец родился в суровых условиях и, возмож­но, не выжил. Он подвигает сердце царя Ирода истребить 14 тысяч младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, чтобы уничтожить Одного. Как страшный искуситель он встречает вышедшего из иорданских вод Мессию, чтобы соблаз­нить Его. Он стремится пожрать Его руками иудеев, прибегает к помощи рим­лян, входит в сердце апостола Иуды, пригвождает Христа на Крест, запечат­левает Его во гробе. Как же страшный дракон ищет Его крови, ищет, чтобы пожрать Его!

Разумея под женою Церковь, мы видим здесь, как дьявол препятствует духов­ному рождению чад Церкви. Пожрать, как и в 1Пет.5:8, означает нравственно развратить и духовно погубить. Свою работу над погублением возрождаемой в Церкви души лукавый начинает достаточно рано. Еще только надлежит родиться в человеке духовному младенцу, а он уже стоит и ждет. Человек идет ко Христу, Церковь уже готова родить человека для вечной жизни, а сатана, не сумев пре­дотвратить духовное рождение, уже стоит и ждет, чтобы сразу же, изначально погубить еще неокрепшего младенца. Потому Апостол и печалился: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонив­шись от простоты во Христе» (2 Кор. 11:2-3). Христос вышел из крещальных вод Иордана, и тут же началось сорокадневное искушение Его сатаной. Так бывает и у христиан. Уверует человек, покается, родится в водах крещения, и часто сразу же начинается искушение. Бывает даже, что буквально сорок дней длится такое искушение. Или такое явление. Родители несут крестить дитя. Спрашиваешь: «Почему решили крестить младенца?» Отвечают: «Иначе бабка не согласится лечить (заговаривать)». Вот он змий, ожидающий, когда родится младенец, что­бы сразу его пожрать. Только родится душа для вечности, и сразу несут ее к пре­скверному и, излечив тело, оскверняют душу нечистой силой.

Откр.12:5 – И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. Точнее с греческого надо перевести не младенца мужеского пола, а «сына-мужа» (так и переведено по-славянски). Здесь не столько указывается пол рож­денного, сколько то, что рожден Сын, мужественный характером.

Дева Мария родила в Вифлеемской пещере младенца мужеского пола, Сына-мужа, «Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного... от Бога сила­ми и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него» (Деян. 2:22). О Нем сказал Иоанн Креститель: «За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1:30). Ему сказал Бог Отец: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2:7-9). Ему надлежит пасти все народы жезлом железным. Через Свою Церковь Христос пасет теперь все народы. Своих слуг епископов Он поставил «князьями по всей земле» (Пс. 44:17). Так этот божественный Сын-Муж совер­шил дело спасения на земле. И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. Не претерпев никакого вреда от сатаны-дракона, Сын Пречистой Девы, ис­купив человечество от гибели, был восхищен с Елеонской горы на облаках на небо, «и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19).

Дальнейшее описание апокалиптической жены уже не соответствует тому, что это есть Богородица. Так что здесь имелись только некоторые указания на Нее. Точное же соответствие с этим образом жены мы находим в христианской Церкви. Жена-Церковь Словом Божиим и таинствами рождает чад Своих для веч­ной жизни. Младенцы мужеского пола, или сыны-мужи – это верные хрис­тиане, пришедшие «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Это – достигающие зрелого и совершенного возраста в духовной жизни, это – чада Церкви, не ослабленные похотями. Это сыны-мужи, гото­вые мужественно претерпеть всякое страдание ради Христа. Такие верные сыны Церкви были всегда. Но особо будет необходимо их мужество и свидетельство в тяжелое антихристово время. Этим верным христианам надлежит пасти все народы жезлом железным. Это верные «фиатирцы», которым сказано: «дам власть над язычниками, и будут пасти их жезлом железным: как сосуды гли­няные они сокрушатся» (2:26-27). Это духовная власть Христа над народа­ми, осуществляемая Им через Церковь, через ее учение, духовную силу и осо­бенно через священноначалие. Духовная сила Церкви и ее чад подобно желез­ному жезлу сокрушает препятствия, покоряет свое истине и пасёт все наро­ды. И восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. Этих своих верных рабов Господь восхищает к Себе и престолу Своему, то есть к высшим ангель­ским силам. Это означает, что Господь приближает их к Себе, Своей милости и Своим Ангелам. К этим верным рабам Божиим обращены слова Апостола: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение» (1Кор.10:13). Когда искушение становится непосильным, то быстро приходит Господь и восхищает от него Своих рабов к Себе. Это и есть восхищение верных к Богу. Кроме того, святые, живя на земле, бывают восхищаемы духом в небесные сферы, как мы и читаем об Апосто­лах Павле и Иоанне (2Кор.12:2; Откр.1:10; 4,1), или как Ангел Господень восхитил Филиппа (Деян. 8:39). Да и всегда душа праведника бывает восхи­щена от сего мира и живет небесным. Прем.4:10-11 – «Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его». В последний же день все верные чада жены-Церкви, мужественно противостоящие всем козням лукавого, и уже умер­шие и оставшиеся к тому времени в живых, «восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будут» (1Фес.4:17).

Откр.12:6 – А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. Дракон, древний змий, хотел пожрать чадо, рождаемое женою-Церковью. Но Господь восхитил дитя ее. А жена убежала в пустыню. Так как мы имеем здесь знамение, то это бегство может рассматриваться образно. Дьявол желает пожрать чад Церкви вовлечением их в прелесть и суету житейскую. Он готов питать совра­щаемых им всеми благами мирской жизни. Пустыня – это место, лишенное всех средств для существования и всех богатств. В пустыню убегает Церковь от иску­шений сатаны. Пустыня – это неотмирность Церкви. Как Израиль был выведен из Египта и странствовал в пустыне, питаемый манною и водою, чудесно источа­емою камнем, так и Церковь убегает от всякой мирской суеты, от житейских благ и всего, что предлагает мир. «Царство Мое не от мира сего» – говорит Христос (Ин. 18:36). «Не любите мира, ни того, что в мире» (1Ин.2:15), – учит Апостол Иоанн. Уходя из мира, Церковь с точки зрения мира оказывается как бы в пус­тыне. Но именно там приготовлено было для нее место от Бога. Там, в жизни, удаленной от мира, от греха и разврата, от увеселений и зрелищ, от безумного времяпровождения, от мирской славы, богатства и власти; там – в молитвенном уединении, в благочестии, в постах и бдениях, в трудах, в служении ближнему, в честном и Богом освященном браке, в монашеских кельях и пустынях – там при­готовлено тебе, душа, возлюбившая Господа, место. Не ищи, душа, мест, приготов­ленных тебе искусителем для твоей погибели, но ищи места пустынного, уготов­ленного Богом. Ныне говорят: что за жизнь без женщин, без вина, без табака, без мяса, без зрелищ, кино, театра, телевизора?! О, душа, беги от этих египетских пиршеств в пустыню воздержания и смирения. Там для нее место от Бога, что­бы питали ее там. Возлюби эту пустынную пищу, которою тебя там будет питать Сам Бог. Там «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходя­щим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Потому «возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1Пет.2:2). В этом мире «всякий пью­щий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источни­ком воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13-14). Зовет Христос: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей... Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:37,39). «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную.... Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:27,51,54). Вот божественная пища, которою Он питает Свою Церковь в пустыне, где уготовал ей место. В этой пустыне нет потоков слов суетной мудро­сти этого века, но есть «глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68), «словесное молоко» Слова Божия, питающего сердце. В этой пустыне нет всевозможных вод, услаща­ющих язык и охлаждающих его в жару, но есть святая вода, есть святая агиасма – Богоявленская вода, освящающая всех, услаждающая душу и охлаждающая ее в зное земных невзгод. Здесь нет благовонных мастей и духов, но есть святое миро – благоухание Духа Святого. Нет жиров, утучняющих чрево, но есть свя­той елей, умащающий главу и благословляющий человека. Здесь нет изобилия яств и питий, но есть плоть и кровь Богочеловека, питающие в жизнь вечную. Взирай, душа, на таких пустынников, как святые Антоний Великий, Макарий Великий, Мария Египетская и многих других и их молитвами да дарует и тебе Господь силы бежать из мира суеты и греха в спасительную пустыню!

Тысячу двести шестьдесят дней – это 42 месяца, или три с половиной года царствования антихриста. Рассвирепевший дракон, выпущенный перед кончиной века на короткое время творить беспрепятственно свои козни, на­правит в первую очередь все свои силы на борьбу с Церковью, чтобы пожрать всех чад ее. Церковь будет единственным настоящим противником антихрис­та. Никакие общественные системы, государства, финансовые силы, никакие учения и другие религии не устоят перед ним. Только Церковь противоста­нет ему, только ее чада не примут печати. Но внешне и ее победит антихрист. «Будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7). Из среды людей Церковь убежит в пустыню. Тогда не будет ни одного христианского госу­дарства, ни одного помазанного государя, не будет действовать ни один храм, умолкнет проповедь Слова Божьего (Ам. 8:12). И вот – дивное утешение! В это страшное время для Церкви приготовлено... место от Бога. Не най­дут больше люди для нее у себя место, но найдет Бог! Господь уже уготовал ей место в пустыне, уже нашел пещеры и ущелья гор, те далекие непроходи­мые леса, где укроются верные Ему. И не погибнуть в эти места убежит Цер­ковь, но чтобы питали ее там. Как небесная манна питала странствующих в пустыне израильтян, как вороны приносили пищу Илье-пророку у потока Хорафа, так будет Господь, Небесный Муж, питать Свою жену-Церковь. Там, в этих местах, не исчезнет и не нарушится Слово Божие, «ни одна йота или ни одна черта не пройдет из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5:18), то есть пока не придет Христос на землю. И не только словесная пища не будет отнята от верных, но и таинственная. Будут пастыри и будут причастники «хлеба сего» и «чаши сей» «доколе Он придет» (1Кор.11:26). Этим вели­ким испытаниям подвергнет Господь «разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени» (Дан. 11:35). И тогда придет Хрис­тос и воззовет: «Вот зима уже прошла; дождь миновал, перестал... Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно» (Песн. 2:11,13-14). Тогда восклик­нут люди, думавшие, что нет больше Церкви на земле, да и Ангелы Божий от удивления воскликнут: «Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, оку­риваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника?» (Песн. 8:5; 3:6). Так, убелённая в страданиях этой страшной годины, Цер­ковь-Невеста Христова восходит от пустыни, опираясь на возлюбленного сво­его, на Христа. Так жена-Церковь встретит начало, весну вечности.



14.05.2020

Откр.12:7-9 – И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. Святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») поставлен Господом над всеми девятью ангельскими чинами, почему они и названы: Ангелы его. Во всем Священном Писании мы видим его во главе Ангелов, ведущим войну с сатаной и всеми нечистыми силами. Неизменно Господь посылал победу Своему верному служи­телю. Потому и на иконах Архистратиг Божий Михаил изображается попира­ющим ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в пра­вой – копьё с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Писание представляет Архистратига Михаила как особого покровителя еврейского народа. Он помогал в борьбе с Ангелом-покровителем Персидского царства, сражаясь ради еврейского народа (Дан.10:13). В борь­бе за еврейский народ против ангелов Персии и Греции Ангел, явившийся про­року Даниилу, говорит: «И нет никого, кто поддерживал бы меня в том кроме Михаила, князя вашего» (Дан. 10:21). «Князя вашего» то есть еврейского. Потому и сказано пророку Даниилу: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (Дан. 12:1). Иоанну же Архистра­тиг Михаил представляется борющимся с сатаной, обольщающим всю вселен­ную, то есть он покровительствует уже народу Божию из всех народов земли, всему роду христианскому (ст. 11). По церковному Преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу в день его 8 ноября, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Он предводительствовал Израилю во время странствования в пустыне в столпе облачном и огненном. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5:13-16). Его сила явилась в уничтожении 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19:35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора (2Мак. 15), и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в огненную печь (Дан. 3:92-95). По воле Божией Ар­хистратиг перенёс пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Да­ниилу, заключенному во рве со львами (Дан. 14:33-39). Также читаем мы, что «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд. 1:9). О неоднократном заступничестве Архистратига Михаила свидетель­ствует и история христианской Церкви. Так, например, явлением Пресвятой Богородицы и Архистратига Михаила было остановлено у Великого Новгорода нашествие монголо-татарских полчищ хана Батыя (Волоколамский патерик).

О какой же войне повествует здесь святой тайнозритель Иоанн? Её можно отнести к первому низвержению дьявола и последовавших за ним ангелов (см. ст. 4) с неба. Об этом пишет пророк Иезекииль: «Ты был пома­занным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (то есть Ангелов). Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония... и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней (светлых Ангелов. – Г.Ф.). От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иез. 28:14-17). Об этом же и говорит и пророк Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные буду подо­бен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:12-15). Люцифер, ангел, восстал на Бога и произошла на небе война. На небе, в этом царстве света и мира, он дерзнул устроить войну. Даже сейчас на земле грешные люди и то не желают войны. Он же устроил ее на небе. Но божествен­ные Ангелы с Архистратигом Михаилом не потерпели гордости Люцифера и низвергли его с его сообщниками из своей среды. Так началась брань сатаны с Богом, тьмы со светом. Начавшись в тот день, эта брань окончится в день Страшного Суда. Всё же это время дьявол с Богом борется и, невидимо для наших плотских очей, идет война Ангелов светлых с ангелами тьмы. Но в пер­вом же сражении, учиненном на небе, тёмные силы не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. Желающему взойти выше звезд Божиих (Ангелов) и вознести престол свой на горе, на высотах облачных и быть подобным Все­вышнему не нашлось уже и последнего места на небе. Архистратигом Михаи­лом и его небесным воинством низвержен был великий дракон, древний змий... на землю, и ангелы его низвержены с ним. Так бывшие на небе оказались под небом на земле и стали «начальствами и властями, мироправителями тьмы века сего, духами злобы поднебесными» (Еф. 6:12). Следствия этого страшно­го падения и низвержения с неба мы находим на первой же странице Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною...» (Быт. 1:2).

Андрей Кесарийский пишет, «что по устроении чувственного мира за гор­дость и зависть он (сатана) так низвержен, что ему «вверено» было прежнее начальство воздушное» (Еф. 6:12). А Папий, муж апостольский, пишет: «не­которым из них, то есть из прежних Божественных ангелов, позволил владеть и управлять устроением земли и поручил начальствовать хорошо... но... случи­лось, что они ни во что обратили свой чин». Так бывший подобным светлой утренней звезде стал подобным пресмыкающейся по земле твари – змею. Древ­ний змий действительно древний, так как свою обольстительную деятельность начал еще с прародителей рода человеческого и даже еще ранее – среди ан­гельских чинов. Называемый диаволом, что означает «клеветник», ибо он Еве клеветал на Самого Бога, а потом всегда клеветал Богу на людей (Иов.1-2; Зах.3:1-3). Иначе еще по-еврейски сатана, что означает «противник», ибо противится воле Божией и спасению людей, обольщающий всю все­ленную. Ему не достаточно своего собственного падения. Он стремится погубить вместе с собой всю вселенную, как и Исаия говорит, что он «вселенную сделал пустынею» (Ис. 14:17). Как он этого достигает? Посредством обольщения. Насильно покорять себе людей сатане не дано. Он не может завладеть человеком без свободного согласия на то самого человека. Поэтому он пускает в ход для борьбы страшный яд обольщения. Ужаленный сатаной (1Кор. 15:56) и отравленный этим ядом, становится достоянием древнего змия. Поэтому пре­лесть – это самое страшное из всех греховных состояний. Блудник и убийца могут покаяться, прельщенный – никогда, пока не выйдет из этого состояния. О грехе прелести можно очень много прочитать в аскетической литературе свя­тых отцов. Мы укажем только на такой момент. Ныне слово «прелесть» в рус­ском языке стало синонимом слова «красота». И это не случайно, это не про­стое изменение значения слова, произошедшее с течением времени. Это имеет глубокие корни. Отождествление слова «красота» со словом «прелесть» свиде­тельствует об утрате людьми способности к различению того, что именуется кра­сотою, и что именуется прелестью. Свидетельствует о неспособности различать истинно красивое и безобразное, представленное сатаной в виде красивого. Это неспособность отличать реальность от миража. Это свидетельство того, что люди ныне находятся в страшном состоянии прелести. Жизнь в Боге – кра­сота, жизнь без Бога – прелесть. Вот несколько примеров. Небо – красота, коммунизм – прелесть. На первый взгляд, атеисты не предлагают ничего пло­хого. Коммунизм вроде красив, имеет вид красоты. Но он таковым не являет­ся, он – прелесть. Прельщённые картиной коммунизма уходят от Бога, от Веч­ной Красоты и навечно гибнут. Поскольку сатана не может насильно овладеть человеком, то он вынужден показывать ему нечто похожее на красоту, ибо иначе человек сам за ним не пойдет. Потому и Апостол писал: «Боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились... И неудиви­тельно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не вели­кое дело, если служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их» (2Кор.11:3,14-15).

Существует другое понимание значения описываемой здесь Иоанном войны на небе. Это крестная победа Спасителя над сатаной, это осуществление обетования, данного Богом... на заре человечества: «И сказал Господь Бог змею: ...вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Борьба сатаны со Христом началась со времени грехопадения Ден­ницы и продолжалась во всю последующую историю. Но вот рожденный Не­бесным Отцом, рождается Женою. Тридцать три года длится решающее сраже­ние, завершившееся голгофским Крестом. Телесным очам была видна та брань, которую воздвигали иудеи против Сына Человеческого. Но одновременно происходила война всех небесных сил против сил преисподней. Возникает вопрос, как могла Крестная победа Спасителя низвергнуть сатану с его ангелами с неба, если они уже были свергнуты оттуда сразу после своего грехопадения? Действи­тельно, уже тогда воинство Архистратига Михаила свергло сатану с неба, но он еще не был лишен определенного доступа туда, но, наоборот, всегда там являлся и клеветал на праведников. Так клеветал сатана перед Господом на праведни­ка Иова (Иов. 1:6-12; 2:1-7). Во времена израильского царя Ахава было пророку Михею такое видение «Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его, и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, что­бы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лжи­вым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так» (3Цар. 22:19-22). Или вот видение пророка Захарии: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И ска­зал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим!» (Зах. 3:1-2). Итак мы видим, что сатана, хотя и низверженный с неба, всё-таки имел туда еще определённый доступ со своими ан­гелами. И только Крест Христов положил конец этому доступу, как и Сам Гос­подь сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию» (Лк. 10:18-19). Здесь мы ясно видим, что вся земная жизнь Спасителя была одновременно и невиди­мой бранью с сатаной и его воинством, в результате которой они были низвержены с неба и посрамлены.

Эта брань ангелов просматривается и в Евангелии. Ангел возвещает о рож­дении Христа Деве Марии (Лк. 1:26-38), Ангелы славословят перед пастухами при рождении Христа (Лк. 2:8-15), после крещения сатана искушает Христа в пустыне, а потом Ангелы служат Христу (Мф. 4:1-11), Христос изгоняет бесов. Особенно примечателен случай с бесноватыми в Гергесинской земле. Глаза ви­дели только исцеление бесноватых, и что стадо свиней ринулось с крутизны в море. Но тут на самом деле шла невидимая битва. Бесы испугались, что будут прежде времени мучимы и посланы в бездну. Здесь шла брань, в бездну же они были низвергнуты на Кресте (Мф. 8:28-34; Лк. 8:26-39). Или случай, когда через Петра ко Христу подступает сатана (Мф. 16:23). В Гефсиманском саду во время страшных мук укреплял Христа Ангел (Лк. 22:43). Так шла война Ангелов Архистратига Михаила с ангелами сатаны. Но вот настал день низвер­жения прелукавых сил. «Ибо идет князь мира сего, и во Мне (во Христе) не имеет ничего» (Ин. 14:30), не мог сатана заставить Христа согрешить, и пото­му: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли (на Крест. – Г.Ф.), всех привлеку к Себе» (Ин. 12:31-32). «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Так сатана оказался окончательно поверженным на землю, «у врага совсем не стало оружия» (Пс. 9:7), и «ангелов, не сохранивших своего досто­инства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком на суд великого дня» (Иуд.1:6). Небесное воинство кровью Христовой, Крестом Его победило все темные силы ада. Так Крест Христов очистил не только зем­лю, но в известном смысле и небо, куда еще имели доступ лукавые силы, что­бы обвинять и клеветать на праведных. Теперь же кровью Его умиротворено земное и небесное, и соединено «под главою Христом» (Кол. 1:20, Еф. 1:10). Местом обитания демонов являются теперь уже только преисподняя и земля, на которой сатана больше не является князем, ибо «изгнан вон».

 

 

 

Откр.12:10 – И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. И услышал я громкий голос, говорящий на небе. Люди, стоявшие у Кре­ста, слышали громкий голос Иисуса: совершилось! (Ин. 19:30; Мф. 27:48). И как эхом отозвалось небо. Этот громкий голос небожителей, говорящий на небе, слышит теперь Иоанн. Это славословие подобно тому, что звучит в гл. 7:9-12 и 5:12. Ныне настало спасение миру через Крест Христов и сила Божия изливается в мир. Настала Пятидесятница и облеклись рабы Божий «силою свыше» (Лук. 24:49). Ныне настало «толикое спасение... при засвидетель­ствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле» (Евр. 2:3-4). И Царство Бога нашего и власть Христа Его. Через Крест было основано Царство Бога – святая христианская Церковь и власть Христа в ней, ибо Христос – глава Церкви.

Христа Его, то есть Отца. Иисус является Помазанником, Христом у Своего Отца, «ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Ин.6:27). Далее повествуется, что побуди­ло небожителей к славословию такого содержания. Дьявол и означает «клеветник». Как мы уже видели, до своего низвержения Крестом Христовым он предстоял перед Богом и клеветал на праведных. И это злостное и мерзкое дело он совершал неутомимо день и ночь. Сколь неприят­но бывает даже нам, грешным, когда мы слышим клевету, сколь же велико было торжество небожителей, когда наконец-то очищено было небо от этого клевет­ника. Теперь «кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин.1:7). Теперь сатана и слуги его не могут обвинять рабов Божиих в гре­хах и клеветать на них, ибо Христос, «простив нам все грехи, истребив учени­ем бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от сре­ды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:13-15). Рукописание са­таны, бывшее против братии, уничтожено, разодрано и пригвождено ко Крес­ту, клеветник низвержен и подвержен позору.

Откр.12:11 – Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Они победили его кровию Агнца. Как и чем можно победить сатану? Чем сделать его клевету напрасной и недействительной? Кровию Агнца, «которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его» (Рим.3:25). Христос «взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:28). Кровь Агнца побеждает великого дракона и делает обвинения его против братьев ложью и клеветой, ничего не значащей у Бога. И в приобще­нии к святой крови Христовой в евхаристической чаше мы омываемся от грехов и получаем залог для спасения и победы. Получив эти дары, необходимо теперь с помощью их потрудиться и словом свидетельства своего. О даре спа­сения надо свидетельствовать. «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10:32). Но необходимо не только свидетельство словом, но и свидетельство всей жизнью. Победившие сатану не возлюбили души своей (то есть жизни своей) даже до смерти. «Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу (жизнь) свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:38-39). Готовность всё отдать за Христа, даже свою жизнь – вот путь к спасению и победе над дьяволом-клеветником. Лучше умереть, чем от­казаться от веры или согрешить!

Откр.12:12 – Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени. Совершилось дело спасения, низвергнут с неба древний змий – дьявол, и так веселитесь, небеса и обитающие на них! Очищение неба от нечистого при­водит к великому веселью небес и обитающих на них. Что разумеется здесь под небесами и кто, обитающие на них? Небеса – это «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36), это Царство Христово, Его святая Церковь, небесная и зем­ная. Обитают там все силы небесные, Ангелы Божии и «духи праведников, до­стигших совершенства» (Евр. 12:23). Но здесь можно разуметь и земных чле­нов Церкви Христовой, тех, чье «жительство – на небесах» (Флп. 3:20), кто не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего (Евр. 13:14), кто ходя по земле, обитает на небе. Итак, все чада небес, живущие там или здесь, весели­тесь! – ибо очищена ваша обитель. Но горе живущим на земле и на море, мудрствующим земное и обуреваемым в море житейском, живущим на земле и морских островах. Это все те, о которых сказано: «они мыслят о земном» (Флп. 3:19). Живущие на земле, но помышляющие о горнем, а не о земном (Кол. 3:20), побеждают сатану и потому не относятся к тем, которым здесь возглашается горе. Им говорится не «горе», но веселитесь, «радуйтесь» (Флп. 4:4). Мудрствующим земное действительно горе, потому что к вам со­шел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени. Ког­да дьявол в первый раз был низвергнут Архангелом Михаилом с небес, то он сошел на землю в сильной ярости и сразу же начал свою пагубную деятель­ность. Только были сотворены первые люди Адам и Ева, и он сразу приступил к их искушению. В сильной ярости стал губить человечество, зная, что немного остается ему времени. Нам только кажется, что история мира – долгая. На самом деле – это момент в вечности, и дьявол это понимает. Но вот сатана решительно и окончательно сокрушается Крестом Христовым, навсегда низвер­гается с неба и, как говорит святой Иустин мученик, что «по пришествии Хри­стовом и осуждении в геенну стал еще более хулителем, хотя ранее хулил Бога, но не так бесстыдно. Потому о нем говорится, что во зле «сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов» (Иов. 41:16). Теперь в сильной ярости «диавол ходит, как рыка­ющий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). На голгофском Кресте древнему змею была сокрушена глава (Быт. 3:15). Грех, жало смерти (1Кор. 15:55) – вырвано. А известно, если обычной змее раздавить голову, то хвост еще долго шевелится. Так и здесь. Жало смерти вырвано, глава древнего змия сокруше­на, и тогда в бессильной ярости «хвост его увлек с неба третью часть звезд» (ст. 4) с церковного небосвода, поверг в земное мудрствование слабых в вере. Ра­неный зверь всегда свиреп и опасен, таков и низверженный сатана в своей ярос­ти. Ярость – признак бессилия и поражения. Сильный и побеждающий – не яростен. Ярость сатаны усугубляется знанием того, что немного остается ему времени. Он прекрасно знает всё Писание и пророчества и видит, как сбывается всё одно за другим. И это ведет его не к покаянию, ибо к нему он навечно не­способен, а к ярости. Особенно велика будет эта ярость в кончину века. Когда он еще раз, на краткое время – три с половиной года, будет освобождён на зем­ле. Горе тогда живущим земным мудрованием, великое горе!

Откр.12:13 – Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. Вроде как сначала не мог этому поверить. Не мог поверить, что война на небе окончательно про­играна. Но вот он убеждается в том, что действительно низвержен на землю, видит это, и тогда с дьявольской неутомимостью начал преследовать жену, ко­торая родила младенца мужеского пола. Здесь мы видим то же самое собы­тие, что в 6-м стихе.

Откр.12:14 – И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. Жена-Церковь летела в пустыню, то есть удалилась от мирской жизни в свое место от лица змия. Место, уготованное Богом для Своей Церкви, – не мир с его суетой, и потому Церковь улетает от лица змия, от сатаны, всех дел его, всех ангелов его и всей гордыни его. Там, удаленная от мира, Церковь питалась божественной пищей. Для этого бегства из мира даны были жене два крыла большого орла, то есть два Завета (Ветхий и Новый), дабы перенесясь на высоту в пустыню, она воспиталась в жительстве, чуждом всякого удоволь­ствия. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов – вот два крыла боль­шого орла, которыми Церковь уносится из мира в спасительную пустыню жизни с Богом. Там Церковь питалась божественным учением и таинствами. Христи­анин, не читающий и не слушающий Писания, – это птица без крыльев, не могущая взлететь от земного мудрствования. Принимающие только один какой-нибудь Завет (таковы иудеи, принимающие только Ветхий Завет и таковы были некоторые древние ереси, принимающие только Новый Завет и отвергающие Ветхий), как птица на одном крыле, никогда не могут взлететь к истинному ведению Бога и к жизни в Нем.

С другой стороны, бегство Церкви от дракона в пустыню подобно исходу Израиля из Египта от фараона в Аравийскую пустыню. Бог говорил тогда Сво­ему народу: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» (Исх. 19:4). Господь нашел народ Свой «в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орёл вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет и носит их на перьях сво­их» (Втор. 32:10-11). А потому и взывают дети Божий: «Как драгоценна ми­лость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны» (Пс. 35:8).

Само выражение в продолжение вре­мени, времен и полвремени одинаково с Дан. 7:25 и 12:7 и означает год, два года и полгода, то есть три с половиной года. Это и есть те 1260 дней, или 42 месяца царствования антихриста. Тогда под двумя крылами большого орла можно разуметь и двух свидетелей – пророков Илию и Еноха, проповедью которых жена-Церковь и будет спасаться в то время.

Но змий-сатана не удовлетворился тем, что исторг Церковь из среды наро­да и государств, он знает, что она продолжает существовать в потаенных пус­тынных местах и хочет и там ее уничтожить. Это будет в антихристово время.

Откр.12:15 – И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Видя улетавшую от него жену, змий пустил из пасти своей вслед нее воду, чтобы увлечь ее водой. Образ взят из природы, как змей, улавливая, испуска­ет яд. И дракон пускает не мало воды, а воду как реку. Так сатана бросает на борьбу с Церковью все свои силы, всех своих лукавых демонов. Извергает из пасти своей потоки лжеучений и антихристианской пропаганды, желая ими потопить истину, утверждаемую Церковью. Не удовлетворяясь только словес­ными средствами, сатана извергает и реки искушений. Убежавшим в спаситель­ную пустыню он предлагает свои губительные воды, дабы увлечь верных ре­кою мирских удовольствий. Но и этим не удовлетворяется и тогда желает по­топить христиан силой своих войск, которые, как наводящие потоки, устрем­ляются на Церковь (ср. Ис. 8:8; Иер. 47:2; Дан. 9:26). И тогда вполне мож­но будет приложить слова пророка Исаии (8:8) об Иудее к Церкви: «Пойдет (лукавый) по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется – дойдет до шеи, и распростертие крыльев ее (два крыла большого орла) будет во всю широту земли Твоей, Еммануил!»

Откр.12:16 – Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. Несмотря на все попытки сатаны уничтожить Церковь, Господь ее чудно хранит. При этом Он обычно прибегает не к сверхъестественным средствам, что подчеркнуто тем, что не небо, а земля помогла жене – Церкви. Вся история христианской Церкви свидетельствует о том, как сами жизненные условия, го­сударственные и общественные перевороты и прочее содействовали Церкви в ее процветании и сохранении от бедствий. Земля помогла жене-Церкви то даль­ностью расстояний, то безводием и засухой, то чем-то иным от гонителей. Так часто смертоносные потоки лукавого даже и не достигали Церкви, а были по­глощаемы внешними условиями и событиями. Земля, данная человеку Богом (Быт. 1:28), помогает ему вернуться к Нему. Так, особенно при антихристе, общественные события и сама природа поглотят истребительные реки гонений и сохранят верных. Об одном особом событии этого рода в кончину века пи­шет пророк Захария: «И станут ноги Его  в тот день на горе Елеопской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отой­дет к северу, а половина ее – к югу. И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила; и вы побежите, как бежали от земле­трясения во дни Озии, царя Иудейского; и придет Господь и все святые с Ним» (Зах. 14:4-5). Елеонская гора расщепится на две части и тем послужит ко спа­сению жителям Иерусалима. Да и сам Господь говорит о времени антихриста: «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24:16), а горы поглотят губительную реку из пасти сатаны и спасут Церковь.

Можно также усмотреть еще и иное значение этих слов – иносказательное. Под землею можно разуметь смиренномудрие святых. Так Авраам сказал о себе: «Я прах и пепел» (Быт. 18:27). Некогда святому Антонию Великому было откры­то Ангелом, что ничто так не пресекает и не сокрушает силы дьявола, как смире­ние. Смирение святых – вот земля, поглощающая реки сатанинских искушений и обольщений. Стяжи смирение, и ты в безопасности от пасти дракона.

Откр.12:17 – И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. Так всегда бывает: когда жертва уходит неуловленной, то гонителя охватывает дикая ярость и злоба, которую он го­тов выместить на любом, кто ему попадется. Христианские сыны-мужи вос­хищаются от преследователя-дракона к престолу Божию, улетают на крыльях большого орла. Тогда сатана-дракон пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свиде­тельство Иисуса Христа. В отличие от того Сына-мужа, рожденного женой, прочими от семени ее – называются просто верующие, живущие в миру. Они не столь мужественны, не являются красой Церкви. Их не называют святы­ми. Они занимаются мирской деятельностью и не столь резко выделяются из общей массы. В определенной степени они привязаны к земному. Но тем не менее, они тоже от семени жены-Церкви, тоже крещены тем же Духом в то же Тело (1Кор. 12:13), они тоже чада Церкви и являются сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. Они подобны тем семи тысячам израильтянам, которых не знал пророк Илия, но знал Бог (3Цар. 19:18). Не имевшие свидетельства пророка, имели свидетельство Божие. И Церковь, как чадолюбивая Мать, не отказывается от этих своих чад, ибо они от семени ее. И дьявол не считает их своими, ибо они не преклони­ли своих колен перед ним, и вступают в брань с ним. «Но и из них, – пи­шет Андрей Кесарийский, – многие победят его, ибо истинной любовью воз­любили Христа».

Hosted by uCoz

Предыдущая глава

Следующая глава

Предисловие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22