ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО
ТОМ ВТОРОЙ
КНИГА ВТОРАЯ
Набор и обработка текста инока Ираклия (Криворучко), Киево-Печерская лавра
Беседы о св. Апостоле Павле
1. БЕСЕДА
ПЕРВАЯ. Духовная
красота св. апостола Павла - Он в необычайной степени соединил в себе все, что
есть великого и доброго, не только между людьми, но даже и между ангелами. -
Он имел все добродетели Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Иова, Моисея, Давида,
Илии и Иоанна Крестителя, а также и ангелов.
2. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Св.
апостол Павел осуществлял добродетель во всех ее отношениях и исполнял ее без
всяких видов ни на земное возмездие, ни даже на небесное. - Он не избегал страданий,
а даже искал их и наслаждался ими; скорбел из-за спасения всех вообще и каждого
в отдельности. - На земле он жил, как будто будучи на небе. - Он сподобился
самых великих милостей и самых знаменательных даров благодати. - Наконец он
есть превосходный образец добродетели, который не недоступен и всем нам.
3.
БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Величие
человеколюбия св. ап. Павла. - Он любил врагов и тех, кто делал ему зло, желал
спасения иудеям, воздвигавшим на него гонения. - Это человеколюбие внушало ему
великую нежность как к соотечественникам, так и к иноплеменникам, желание спасения
всем людям, побуждало его к щедрой помощи нуждающимся. - Он не только был одушевлен
человеколюбием, но был сам воплощенной любовью. - Мы должны подражать великому
апостолу в этой главнейшей добродетели.
4.
БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ. Призвание
св. ап. Павла к апостольству. - Верность, которую он сохранял бывшему ему призванию
свыше. - Причины успешного распространения веры в мире, несмотря на немощность
проповедников. - Мужество и успехи ап. Павла в деле проповедания Евангелия.
5.
БЕСЕДА ПЯТАЯ. Похвала
добродетелям св. ап. Павла. - Никакое препятствие не могло ни ослабить, ни остановить
их совершения. - Средства, которыми апостол пользовался для достижения своей
цели. - Формы, в которых выражалась его ревность о спасении всех людей. - Применительность
их к временам и лицам, насколько это было возможно.
6. БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Опровержение некоторых укоров, делаемых св. апостолу Павлу за то, что он в некоторых случаях боялся ударов и смерти; иногда позволял себе произносить проклятия и наносить оскорбления. - Все это не только не унижает великого апостола, а содействует возвышению его славы.
7.
БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. При всем величии добродетелей
св. апостола Павла, мы все можем достигать их, потому что и он был подобострастный
нам человек. - Ревность и уверенность, которые он внушал своим ученикам и которые
тем более возрастали, чем сильнее ему препятствовали, заключая его в узы. -
Все препятствия и стеснения содействовали только большему успеху его проповеди.
8.
Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие.
Похвалы св. Мелетию, поселившему
в антиохийцах великую любовь к нему, и антиохийцам, сохраняющим эту любовь.
- Проявления этой любви при вступлении св. Мелетия на кафедру. - Обстоятельства
изгнания святого из Антиохии - пример любви ко врагам. - Изгнание усиливает
еще более любовь к святителю, проявления ее при возвращении его. - Путешествие
св. Мелетия в Константинополь, кончина на вселенском соборе и принесение мощей
его в Антиохию. Утоление преемником скорби о кончине святого и еще большее усиление
любви к почившему и памяти о нем. Св. Мелетий - ходатай перед Богом за антиохийцев.
9.
Похвальная беседа о святом мучение Лукиане.
Малочисленность слушателей сравнительно
с предшествующим праздником; увещание постоянно посещать церковь и разъяснение
пользы для души от пребывания в церкви. Мученичество - крещение. Мучение св.
Лукиана голодом, тяжесть этого рода муки. Единственный ответ мученика на суде:
я - христианин. Значение этого ответа в устах христианина. Увещание презирать
роскошь и смело исповедовать Христа.
10.
О св. священномученике Вавиле.
Св. Вавила - епископ Антиохии и
мученик. Возможность для мученика подвигов и по смерти, удостоверяющая воскресение.
Отступничество Юлиана, его усилия истребить христианство; невозможность этого,
доказанная событиями. Перенесение мощей святого из предместья, по требованию
оракула. Не мертвое тело есть скверна, а злая воля. Страх Юлиана перед мощами
мученика. Сожжение капища Аполлона молнией. Похвала усердию антиохийцев и епископа
их к мученику.
11.
Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана.
Предсказание Господа о совершении чудес последователями
Его, невозможное в язычестве. Приношение людей в жертву обличает происхождение
язычества от демонов. Беспредельная благость Спасителя. Деяния Апостолов свидетельствуют
об исполнении предсказания Господа, а истинность их повествования удостоверяется
и современным состоянием христианства и язычества, и первоначальным успехом
проповеди апостолов. Гнусное убийство римским царем взятого в заложники мира
царского сына. Бог не тотчас наказывает грешников, давая время и случай для
покаяния. Св. Вавила не допускает этого царя войти в церковь. Правомерность
этого подвига сравнительно с угодливостью языческих жрецов и хвастливой, но
пустой смелостью иных философов. Необходимость охранять законы Божии и при вероятной
безуспешности этого охранения. Развитие греха в душе при невнимании к нему.
Заключение св. Вавилы в темницу, скорбь его о погибели нечестивого царя, кончина
и завещание положить в гроб и узы в свидетельство того, что поношение за Христа
- истинная слава. Возможность для мученика подвигов и по смерти, ибо Бог оставляет
на земле мощи святых для возбуждения именно живых к добродетели. Перенесение
мощей в Дафну, предместье, бывшее по самому мифу о Дафне обычным местом разгула,
прекращает силой мученика этот разгул и принуждает к молчанию бывший здесь оракул
Аполлона. Воцарение Юлиана, его языческий образ жизни; его приказ, по требованию
оракула, удалить из Дафны гробницу мученика обличает страх перед мучеником и
демона и Юлиана. Примеры наказания Богом гонителей. Молния сожигает капище Аполлона
в Дафне при таких обстоятельствах, которые делают несомненным, что это было
наказание от Бога. Речь Ливания по поводу этого события и разбор ее. Премудрость
Божия проявилась в сохранении остатков капища в назидание потомкам, а благость
- в том, что удар направлен не на царя прямо, которому даны и другие знамения
для обращения его к истине. Неудачная попытка Юлиана восстановить Иерусалиский
храм, старание вызвать внутренние раздоры в христианстве, бедствия похода персов
и смерть Юлиана. Благость и премудрость Божия проявились в том, что крайние
бедствия постигли Юлиана лишь в конце, когда он упорно оставался неисправимым,
хотя Бог и предвидел эту неисправимость, и в том, что бесполезные для него самого
бедствия эти дают урок всем остальным людям.
12.
Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине.
Попытки Юлиана истреблять христианство,
не воздвигая открытого гонения, которое лишь укрепляет христиан. Выражение свв.
мучениками скорби о таком положении христианства, заключение в темницу за это,
собрания христиан там, безуспешные попытки соблазнить их наградами к отречению
от Христа, тайная казнь их ночью и погребение христианами. Заключительная похвала
мученикам.
Похвальная беседа о св. мученице Пелагии, в Антиохии пострадавшей.
13. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Мужество мучеников - следствие пришествия Христа. Св. Пелагия, для сохранения девства, добровольной смертью спаслась от схвативших ее для представления в суд воинов. Мужество ее в этом, божественная помощь ей, посрамление гонителей, слава мученицы по смерти. Увещание подражать мученице, презревшей ради Христа жизнь, воздержанием от удовольствий жизни. Должно удерживать собратий от беспорядочного провождения времени, а самим полезно, возвращаясь из храма, вспоминать подвиги мученицы.
14. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Посрамление диавола отроковицей, захваченной уже воинами, но смертью спасшейся от поругания. Вера и мужество мученицы разрушили коварство диавола. Увещание к воздержанию от страстей.
15.
Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу.
Мученические подвиги доступны всем
- мужам и женам. Св. Игнатий - и епископ, и апостол, и мученик. Игнатий поставлен
в епископа самими апостолами, следовательно - обладал всеми добродетелями, которых
требовал от епископа Павел; он управлял церковью в самое трудное время, при
гонениях извне и неустроенности еще внутри, - управлял антиохийской, очень большой,
церковью, - преемствовал самому ап. Петру. Гонения диавол направляет на предстоятелей,
чтобы ослабить церковь, и предает их смерти вдали от их церквей, чтобы и их
утомить долгим путем, и церквам не дать хорошего примера; но Бог путешествие
Игнатия в Рим обратил в средство научения и укрепления в истине и римлян, и
всех попутных церквей. Мученическая смерть - очевидное доказательство воскресения
Христа, особенно столь публичная, как смерть св. Игнатия. Торжественное перенесение
его мощей в Антиохию еще увеличило пользу для церкви от его путешествия в Рим.
Увещание прибегать к гробнице мученика и в счастьи и и в несчастьи, ибо это
спасительно для всех и всегда.
16.
Похвала св. отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой.
Ублажать людей можно только после
их смерти, потому что все на земле изменчиво. Мертвые и вообще блаженны более
живых; а особенно - умершие за Христа. Св. Евстафий умер во Фракии, церковь
ему в Антиохии, все присутствующие - памятники его, ибо в них - его благоухание.
Св. Евстафий - мученик, хотя умер своей смертью. Жертвоприношение Исаака - прообраз
бескровной жертвы христианской. Деятельность св. Евстафия против ариан и изгнание
его. Бог попускает гонение на церковь, чтобы показать силу истины, преуспевающей
во время гонений, и немощь ересей и язычества, разрушающихся и в мирное для
них время. Св. Евстафий и в изгнании продолжает заботиться о церкви до времени
св. Мелетия.
Похвальные слова о св. мученике Романе.
17. СЛОВО ПЕРВОЕ. Общение между мучениками и всеми другими членами церкви в силу любви, соединяющей всех. Сорадование труднее сострадания, оно уничтожает зависть. Любовь выше даже мученичества. Св. Роман соединял любовь с мученичеством; в жестокое гонение он ободряет и укрепляет христиан; диавол отсекает ему язык, чтобы верующие лишились его наставлений, а сам он не подтвердил бы увещаний своих смертью и мучился бы, не имея возмозности подкреплять падающих, но Бог дарует мученику и без языка дар слова, как и всегда Он злоумышления диавола обращает в благодеяния для человека. Это чудо - доказательство возможности воскресения тела, подобно чуду с жезлом Аарона. Увещание к ревности о спасении, потому что Бог несомненно спасет, лишь бы люди исполнили, что с их стороны нужно для этого.
18. СЛОВО ВТОРОЕ. Подобное буре гонение на церковь; мужество св. Романа на различных мучениях; ребенок спрошенный признает истину христианства; св. Роману отрезан язык, но он и без языка продолжает говорить. Это чудо обличает Македония, доказывает возможность дара языков. Картина встречи св. Романом гонителя, молитва его ко Господу и речь к мучителю, не прерываемая и отсечением языка.
Беседы о святых Маккавеях
19. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Мощи святых устрашают демонов. - Благодать дает мужество мученикам. - Сила души матери Маккавеев. - Матери христианские должны подражать ее примеру и наставлять своих детей в добрых правилах. - Стойкость этой святой женщины не дает извинения тем старым или молодым мужчинам, у которых недостает мужества в виду испытаний гонительства.
20. БЕСЕДА ВТОРАЯ. Мы не можем должным образом восхвалять мучеников. - Но мы должны стараться о том. - Похвала младшему из св. мучеников Маккавеев. Сравнение его с Исааком. - Величие души матери Маккавеев. Увещание христианам подражать ей.
21.
БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. Похвала
старцу Елеазару, семи братьям-мученикам и их матери. - Противоположность между
неслыханной жертвой этой святой женщины и малодушием некоторых христиан, жалеющих
иногда пожертвовать даже немного серебра.
Еще о Маккавеях. Отрывок, извлечение из трактата св. Иоанна Дамаскина "об
иконах".
22.
Похвальная беседа о св. мученицах Вернике, Просдоке и Домнине.
Дерзновение мучениц - плод смерти
Христовой, упразднившей страх смерти. Авраам, страшась смерти, называл в Египте
Сарру сестрой, а не женой. Несправедливость упрека, будто бы Авраам при этом
жертвовал целомудрием жены ради спасения своей жизни. Иаков и Илия также боялись
смерти, а ныне жены презирают ее, потому что тогда смерть была грозным наказанием,
ныне же она - переход к лучшей жизни, ко Христу. По умершим ныне не плачут,
а поют - символ радости. Св. мученицы во время жестокого гонения покидают родной
город, жертвуя всем ради спасения веры, и Бог охраняет их в пути; жизнь их в
Едессе, усиление гонения согласно с предсказанием Христа; цель этого предсказания.
Муж и отец их является гонителем и схватывает их, но по пути они уходят ночью
от воинов и бросаются в реку, принимая истинное крещение. Тяжесть такого подвига,
особенно для их матери; не пыток боялась она, но желала охранить дочерей от
поруганий, а эти оказали высшую степень послушания матери.
23.
Слово о четверодневном Лазаре.
Спаситель воскресил Лазаря перед
Своими страданиями для того, чтобы удостоверить неразлучное соединение в Себе
Божества с человечеством, предстоящее воскресение Свое и будущее воскресение
всех людей. Похвалы мученицам применительно к обстоятельствам их кончины.
24.
Беседа о мучениках, а также о сокрушении и милостыне.
Превосходство церковных праздников
перед мирскими зрелищами. Души святых - колесница Божия и храм. Равенство города
и села в деле религии. Изобилие мучеников в селе возмещает недостаток учителей;
мученики и молча учат и убедительнее проповедников они. Их тела оставлены Богом
на земле, чтобы люди люди приходя к ним облегчали душу от житейских треволнений.
Недостойно причащающиеся распинают Христа. Самоосуждение строгое и плач о грехах
избавляют от будущего суда. Поучение церковное - светильник для души; и по выходе
из церкви, куда диавол не имеет доступа, надо сохранять этот свет и проводить
учение в жизнь, не увлекаясь, в особенности, богатством и роскошью.
25.
Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно.
Оправдание строгости проповедника
в обличении недостойно причащающихся. - Цель проповедника - не удалить от чаши
Господней, а привлекать к ней для достойного причащения. - Проповедник не должен
скрывать недостатков слушателей, иначе не будет пользы от проповеди. - Не нужно
забывать даже грехов уже прощенных. - Памятование о них полезно. - Нужно постоянно
каяться в них с сокрушением сердечным.
26.
Беседа о мучениках.
Праздновать в честь мучеников надо
подражанием их, чистотой совести. Хорошее дело - посещать гробницы мучеников,
но надо и после богослужения сохранять благоговение к мученикам. Пьяница не
наследует царства Божия и здесь не испытывает настоящего удовольствия. У гробов
мучеников можно иметь свое, духовное наслаждение и должно учиться мужеству,
борьбе со страстями, а не предаваться чувственным удовольствиям.
27.
Похвальное слово о св. мученике Юлиане.
Слава мучеников на земле и несомненность большей
еще славы на небе. Награда за земные подвиги отложена Богом для того, чтобы
она была вечной и чтобы ожидание ее облегчало и самые подвиги. История св. Юлиана:
его происхождение, продолжительность исповедничества и добрые последствия от
этого для самого мученика и для других христиан; последние мучения и смерть,
уподобившая Юлиана Даниилу во рве львином и Ною в ковчеге. Тела святых оставлены
на земле в научение нам. Увещание слушателям воздержаться от участия на другой
день в разгульном празднестве в Дафне; превосходство настоящего праздника перед
завтрашним и по роду удовольствий, и по результатам. Увещание тем, кто сам не
пойдет завтра в Дафну, позаботиться, не боясь ложного стыда, остановить и идущих
туда на дороге еще и привести их в храм мученика.
28.
Похвала св. мученику Варлааму.
Похвала истинная мученикам - подражание
им. Можно и без гонения подражать им - бороться с огнем страстей. Диавол медленностью
мучений и необычностью их пытается победить мучеников. На руку св. Варлаама
кладут горячие уголья и ладан над жертвенником идола. Уронить ладан на жертвенник
при этом не было бы отречением от Христа, но мученик, при помощи Божией, не
уронил. Увещание всем всегда сохранять в памяти образ мучеников, как оружие
в житейской борьбе с увлечениями чем-либо видимым, и таким образом подражать
мученикам.
29.
Похвала св. великомученице Дросиде и о памятовании смерти.
Посещение пригородного храма -
прогулка за город. Вид гробниц напоминает о смерти, непрочности всего земного,
необходимости готовиться здесь к вечности. Воспоминание о мучениках смиряет
высокое мнение о себе, предохраняет и от отчаяния. Смерть мучеников - доказательство
воскресения Христова, обличение бессилия бесов, осуждение их неблагодарности
к Творцу. Воспоминание о подвигах мучеников побуждает людей к добродетели. Противопоставление
смерти мучениц падению Евы. Обстоятельства кончины св. Дросиды и прославление
ее. Увещание не заботиться о месте погребения своего. Иосиф, своим завещанием
о перенесении костей, предупреждал обоготворение его египтянами и утверждал
в евреях веру в обетования Божии. Увещание не заботиться о роскошном погребении.
Богатые похороны грешника, загробная судьба его и дурная слава о нем на земле.
Смерть бедняка праведного, его погребение ангелами, прославление Богом и память
благодарная о нем на земле.
30.
Похвала египетским мученикам.
В богоборном Египте - изобилие
мучеников, так что и другие страны он наделяет ими. Мощи святых лучше оружия
ограждают город от видимых врагов и Самого Бога разгневавшегося могут преклонить
на милость. Тяжесть мучений. Мучители, при всем неистовстве, не только не похитили
душевных сокровищ мучеников, но даже умножили их. Диавол умножал мучения, чтобы
одолеть подвижников, а Бог попускал это, чтобы более прославить их. Страдания
мучеников в рудниках, самые тяжкие по существу дела, легки для них по их душевному
настроению. Увещание - взирая на мучеников, не искать в этой жизни наслаждений,
но трудами и скорбями снискивать блага вечные.
31.
Беседа о св. священномученике Фоке и против еретиков.
Перенесение мощей священномученика, призыв участвовать
в празднестве. Борьба с еретиками направляется не против людей, но против заблуждения,
не губит людей, а лечит их. Кротость Христа перед рабом первосвященника. Обличение
Иеровоама пророком - пример долготерпения Божия и урок людям прощать личные
обиды. Церковь всех призывает и, если увещания еретикам бесполезны, виной их
развращенная воля. Еретики перетолковывают Св. Писание себе только в погибель,
не вредя ни Богу своими хулами, ни достоинству Писания. Св. Писание не Отцу
только усвояет имя Бог, но и Сыну. Имя Господь не ниже имени Бог.
32.
Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим.
Мученики равны ангелам; через мученичество
смерть стала для человека приобретением и величайшее зло, нанесенное диаволом,
премудрость Божия обратила в добро людям. Мученичество - и ликование, и битва,
более обычных сражений ужасная, при беззащитности мучеников. Победа в нем безоружных
над вооруженными. Мученичество - лествица на небо; тяжесть мучений, несравнимая,
однако, с величием награды за них: они и сами награда - общение в страданиях
Христа, награждаются еще и в будущем веке. Восхождение мучеников на небеса,
к престолу Господа, принимающего их, как друзей. Способы приготовления к мученичеству
в мирное время. Подвиги добродетели облегчаются мыслью о награде и сами - награда.
Сладость ночной молитвы. Увещание всегда помнить о мучениках и украшать этим
душу свою, как жилище Царя Небесного.
33.
Беседа после землетрясения.
Любовь проповедника к своей пастве.
- Благочестие жителей Антиохии. - Плоды перенесения бедствий. - Насколько верующие
сделались лучше под влиянием покаяния, к которому побудило их землетрясение.
- Утишение гнева Божия. - Пороки богатых навлекли это наказание, добродетели
бедных - спасли город.
34.
О предательстве Иуды.
Беседа произнесена в предместье Антиохии Дафны,
и по некоторым особенностям слога некоторые исследователи относят ее к dubia.
- В ней излагается кратко история предательства Иуды, о чем более подробные
беседы смотри выше.
Творения св. Иоанна Златоуста, отнесенные в издании Миня к отделу Dubia, т.е. Возбуждающих сомнение в их принадлежности святителю:
35.
В память Васса.
Поучение
должно приносить пользу говорящему и слушающим, а мученик в похвалах людей не
имеет нужды. Ужас землетрясения и милосердие Божие к людям, даже возбудившим
грехами своими гнев Его. Разъяснение от лица Господа слов "кроток есмь
и смирен сердцем" через противопоставление смирения смирения Господа воплотившегося
высокомерию людей и Его Божественной славы уничиженному Его состоянию, воспринятому
добровольно, ради спасения людей, для научения их смирению. Увещание к смирению
и напоминание о праведном суде по смерти. Изображение этого суда, притчи о неразумных
девах и увещание воспользоваться настоящей жизнью для покаяния.
36.
Слово об ап. Петре и пророке Илие.
Почему
священники должны противиться главным грехам. - Петру позволяется впасть в грех,
чтобы был снисходителен к другим. - Илии Бог попустил впасть в грех, чтобы милосерднее
был к другим. - Почему Бог предпочел людям людей, а не ангелов. - Обман языческих
жрецов.
37.
О блаженном Аврааме.
В церковных
делах старость не препятствует. - Почему Авраам не открыл своей жене намерения
принесть Исаака в жертву. - Внушается слушателям родительская любовь. - Великие
дела Бог предзнаменовал per umbras.
38.
Похвала св. первомученице и равноапостольной Фекле.
Дни
памяти святых должны напоминать нам их деяния. Св. Фекла - дева и мученица.
Девство особый вид мученичества, так как требует постоянной борьбы со страстями.
Высота девства: оно свободно от бесчисленных забот, неразлучных с брачной жизнью,
свободно и от наказания, возвещенного Еве, оно предначинает на земле еще жизнь
небесную. Св. Феклу убеждают все вступить в брак, но безуспешно. Опасность,
угрожавшая ей на пути к ап. Палу. - Упование на Бога.
О судьбе и провидении шесть слов
39. СЛОВО ПЕРВОЕ. Истинное спокойствие дает только праведно настроенный дух. - Кого нужно считать блаженными.
40. СЛОВО ВТОРОЕ. Богохульство - великое преступление. - Различные виды богохульства. - Судьба или свободная воля руководит жизнью человеческой.
41. СЛОВО ТРЕТЬЕ. Опровержение мнения, что судьба управляет всеми.
42. СЛОВО ЧЕТЕРТОЕ. О будущем суде.
43. СЛОВО ПЯТОЕ. О судьбе и провидении.
44. СЛОВО ШЕСТОЕ. О судьбе или против прожорливости.
О молитве
45. СЛОВО ПЕРВОЕ. Нужно радоваться, что святые оставили нам писанные образцы молитв. - Необходимость молитвы. - Давид - царь и пророк, вооруженный молитвами.
46. СЛОВО ВТОРОЕ. Кто молится, тот беседует с Богом.
Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных
47.
Беседа о пророчестве Захарии и о зачатии Елисаветы.
48. Похвала на зачатие св. Иоанна пророка Предтечи и
Крестителя.
49. На Благовещение преславной Владычицы нашей Богородицы.
50. Беседа на слова: "Изыде повеление от кесаря
Августа", и на внесение в перепись святой Богородицы.
51. О святом Иоанне Предтече.
52. На праздник св. Богоявления.
53. Слово о Сретении Господа нашего Иисуса Христа, и
о Богородице, и о Симеоне.
54. На святую и великую пятницу.
55. О честном и животворящем кресте и о преступлении
первых людей.
56. На тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.
2. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его.
57.
Беседа о том, что аскету не должно предаваться шутливости и забавам.
58. Слово о посте и милостыне.
59. Феодора падшего письменный ответ святому отцу нашему
и вселенскому учителю Иоанну Златоусту.
60. Седьмое слово о священстве.
61. Слово о том, что ученику надлежит быть кротким.
62. Беседа о том, что должно избегать притворного и неистинного
вида.
63. К иудеям, и эллинам и еретикам.
64. Весьма полезное слово о вере, и о законе природы
и о Св. Духе.
65. О Святой и Единосущной Троице.