Толкование на Апокалипсис
Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре (Откр. 1:1).
От автора
Когда слышатся слова «апокалипсис», «апокалиптический», то ужас, ожидание чего-то жуткого и неотвратимого охватывает человека. Взору Апостола на острове в Эгейском море открывается Христом Апокалипсис – это откровение Иисуса Христа… Прошло 15 лет с тех пор, как была написана последняя страница этого «Толкования» безо всякой надежды на публикацию. Прошло время. Изменилось общество, изменились и мы. Есть богословие и книги, приходящие к нам из профессорских кабинетов, библиотек и аудиторий знаменитых школ. Есть богословие тех, кто молится в монастырях и кельях, подвизается в иноческом благочестии. Есть слова и речи, возглашаемые со святительских кафедр.
Но есть и еще один вид богословия – богословие советских времен, когда идеологический (и не только) пресс безбожия подавлял всё и вся, когда недоступны были библиотеки и книги академий; когда далеки и нечасты были монастыри, когда оторвана была от людей наша отеческая православная наука. Однако, несмотря ни на что, сохранялись тогда среди людей не только вера и благочестие, но и жажда познания Слова Божия и желание поделиться познанным. Писались и книги без какой-либо надежды, что когда-то они будут изданы.
Предлагаемая книга – из тех времен. Написал ее молодой диакон по благословению своего духовного наставника, Игнатия Лапкина, обратившего его в православие, наставлявшего его в святоотеческом разумении Писания, а также по благословению духовного отца своего… протоиерея Александра Пивоварова. Написал ее в Кызыле, в центре Азии, в 1979-1982 годах. В те годы она была начитана на магнитофонные ленты (продолжительность звучания – 24 часа) и распространялась по многим городам бывшего Советского Союза. Эти кассеты тайно прослушивались жаждущими разумения Слова Божия, изымались при обысках. Это будет первая публикация через 15 лет после создания. Если через это кому-то откроется Христос, если кому-то еще более полюбится ОТКРОВЕНИЕ Того – Кто возлюбил нас, Того – Кто есть и был и грядет, и не хочет остаться сокрытым, то главное произошло.
(Об авторе : Фаст Геннадий Генрихович – протоиерей, настоятель Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены, миссионер, богослов. Родился в 1954. Из семьи немцев-меннонитов. В православие обратился в 1977 году. Выпускник Томского университета, где затем трудился научниым сотрудником кафедры теоретической физики. В сан диакона рукоположен в 1980 году, во пресвитера в 1982. Кандидат богословских наук Московской Духовной Академии. Ныне благочинный церквей Енисейского округа Красноярской епархии. Имеет пятерых детей.).
ВСТУПЛЕНИЕ
На эту книгу существует много совершенно разноречивых толкований. Ее толкованием занимаются даже атеисты. Особое внимание уделяют сегодня ей сектанты различных течений, строя зачастую на Откровении само основание своего вероучения. Причина противоречивости различных толкований Апокалипсиса состоит в том, что человек пытается своим рассудком постичь богооткровенную истину. А Откровение было открыто Духом Божиим, поэтому Им же только и может быть истолковано. Святой Ириней Лионский писал: «Ибо где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там и Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина». Откровение дано Церкви Духом и Духом же Церковь дает толкование. Только толкование Церкви может быть истинным.
В этой работе преследовались три цели.
Первая – изложить толкования на Апокалипсис святых отцов православной Церкви, просвещенных Духом Святым. Изложение это основывается на творениях святых: Папия Иерапольского (I-II вв.), Иустина Философа (167 г.), Иринея Лионского (202 г.), Ипполита Римского (III в.), Мефодия Патарского (312 г.), Кирилла Иерусалимского (380 г.), Ефрема Сирина (373 г.), Григория Богослова (389 г.), Иоанна Златоуста (407 г.), Андрея Кесарийского (V в.), Иоанна Дамаскина (776 г.) и др.
Лучшим основанием является толкование святого Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Оно сравнительно кратко, но раскрывает самые ключевые моменты. Все остальные толкования можно фактически рассматривать как расширения и углубления его толкования. Его книга была взята за основу. Из позднейших толкований использована книга священника Н. Орлова «Апокалипсис св. Иоанна Богослова, опыт толкования», М., 1904 г. Мысли святых отцов иногда непосредственно цитируются, большей же частью просто излагаются без приведения конкретных цитат. Иногда излагаются и наши рассуждения, которые, однако, не касаются ключевых моментов и являются только расшифровкой толкований отдельных текстов, большей частью назиданиями.
Вторая цель – показать ложность некоторых толкований и учений, широко распространенных в сектантстве среди баптистов, меннонитов, пятидесятников, адвентистов, свидетелей Иеговы. В основном это их ложные учения: о семи периодах истории Церкви, о восхищении Церкви перед великой скорбью, о великой блуднице, под которой они дерзко понимают то саму святую апостольскую православную Церковь, то римский святительский престол, то экуменическое движение; также учения об антихристе, о тысячелетнем царстве (хилиазм), о Страшном Суде, о вечных муках.
Третья цель – изложить некоторые мысли, вскрывающие смысл и причины исторических событий, различных религиозных и других явлений в свете Откровения, а также духовно-нравственные назидания.
Помоги нам всем Бог!