на главную

 

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Здесь описывается вскрытие Агнцем печатей, которыми запечатлена была книга в деснице Всевышнего. Дальнейшее в Апокалипсисе (до 18-й главы) мож­но рассматривать как «три семерки»: семь печатей, семь труб и семь чаш. Те­перь рассмотрим вскрытие семи печатей. Через это картина неба, показанная Иоанну (картина А), соединяется с картиной земли (картина В), которая еще совсем не показана, но постепенно будет наполняться всё новыми и новыми образами. Открываются печати небесной книги и показывается, что через это происходит на земле.

Снятие первой печати, означающее апостольское учение.

Откр.6:1 – И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Первые четыре печати схожи. Каждый раз, как будет вскрываться печать, одно из четырех животных будет громовым голосом призывать Иоанна подой­ти и посмотреть. Поскольку далее ясно будут перечислены второе, третье и четвертое животные, то ясно, что здесь одно из четырех животных – первое, подобное льву. Этим означена царственная власть Апостолов над демонами, т.к. вскрытие первой печати и показывает апостольскую проповедь. Иди и смотри – говорит святому Иоанну Лев. Иоанн подходит.

Откр.6:2 – Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Первые четыре печати, к рассмотрению которых будут при­зывать четверо животных, показывают нам четырех всадников на конях раз­ного цвета. Последние три печати будут своеобразны. Вот выходит конь бе­лый. Этим означена апостольская проповедь Евангелия. Конь белый указывает на светлость и нравственное совершенство Апостолов, вышедших на проповедь Евангелия. С Елеонской горы посылает их на это Божественный Учитель: «И будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Как быст­рый конь, обходят Апостолы за тридцать лет землю от Испании до Индии и от Эфиопии до Скифии. Всадник, имеющий лук, – этим и означена собствен­но евангельская проповедь Апостолов, которая как стрела поражала сердца людей и покоряла их Единому Живому Богу и Спасителю Господу Иисусу Христу.

«Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя» (Песн. 1:8) – говорит Христос о Своей Церкви. А пророк Аввакум го­ворит о Господе: «Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спаситель­ные. Ты обнажил лук Твой... увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна останови­лись на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием свер­кающих копьев Твоих» (Авв.3:8-11). О событиях при Иисусе Навине вспо­минает пророк Аввакум, но не указывает ли это на Иисуса Назорея, взошед­шего в лице Своих Апостолов на спасительную колесницу Четвероевангелия, пред которыми, когда они обнажили лук своей проповеди, вострепетали горы иудеев и ринулись воды язычества?! Бездна, в которую низвержен был чрез Крест лукавый, не подала ли голос свой, и не подняли ли высоко руки свои сдающиеся пред Апостолами бесы, которых те изгоняли именем Иисуса?! Солнце и луна, все светила эллинской философии, не остановились ли они на месте своем в Ареопаге пред светом летающих стрел апостольских пропове­дей, вспомним Апостола Павла в Афинах?!

И дан был ему венец. Увенчанный правдою и духовным царством лик апос­тольский вышел он как победоносный на победоносную империю Римскую и покорил ее закланному Агнцу. Вскормленные волчицею покоряются вскормлен­ным Агнцем. Есть предание, что основатели Рима Ромул и Рем были вскормлены волчицею. Апостолы и христиане же вскормлены плотью и кровью закланного Агнца. И чтобы победить. Этим указывается и победная, добровольная, мучени­ческая кончина Апостолов, и то, что вышли они, победоносные, на проповедь не для того, чтобы потерпеть поражение, а чтобы победить. Действительно, «бездна... высоко подняла руки свои» (Авв.3:10), дрогнула земля, рухнуло язычество. Погасли идольские капища, водрузился Крест. Полчища демонов низвергают свои знамена, крестоносное же «знамя Его надо мною» (Песн. 2:4), – поет душа, пораженная стрелою апостольскою и победившая во Христе!

Откр.6:3 – И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. Здесь пойдет речь о войне, о той брани, которую поведут неверные против верующих, о священных жертвах мучеников, поэтому и призывает Господь Иоанна посмотреть на это второе животное – тельца, животное жертвенное.

Откр.6:4 – И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. Красный цвет обозначает и ревность пострадавших за Христа, и есть знак кровопролития, которому над­лежит быть. Христос сказал уче­никам: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Так учение Христа, как большой меч, взя­ло мир с земли, и началась невиданная страшная брань по всей земле. Про­исходит она и в каждом человеке. «Дьявол с Богом борется, – говорит Дос­тоевский, – а поле брани – сердца людей». Учение Христа разделило лю­дей на верных Ему и неверующих, отвергнувших благочестие. Потекла река­ми мученическая кровь христиан. И не от меча ли гонителей мученически умерли святые Апостолы Иаков, Варфоломей и Павел? И не мученически ли кончили жизнь остальные Апостолы и великое множество первых христиан? А сколь много их было в последующие времена! Кто считал число христианских мучеников?! А кто сочтет тех, которым надлежит быть убитым великим мечом гонения антихристова?! Тогда мирное житие для христиан будет отня­то от всей земли!

Указывается здесь и на войны, которым надлежит быть. Предупреждал Хри­стос: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть». (Мф. 24:6). Дано взять мир с земли – указа­ние на всемирные войны (см. 3:10). Не ведали того Апостолы, как это может осу­ществиться, ибо не было такого до них и быть не могло при тех средствах. Но Божественный Агнец снял печать неведения и указывал Иоанну Телец, стоящий у престола, на всё это. Дважды в нашем веке во всемирных войнах мир был взят со всей земли. И вот к концу второй мировой войны выковывается уже и боль­шой меч атомного оружия, быстро и без труда могущий уничтожить весь мир. Мы не знаем, до какой еще величины вырастет этот меч, когда при антихристе, при страшной битве Армагеддона совершится самая страшная резня народов, когда «меч каждого человека будет против брата его» (Иез. 38:21), когда трупы и по­кроют землю так, что «дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очи­стить землю. И весь народ земли будет хоронить их» (Иез. 39:12-13).

Откр.6:5 – И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. Здесь говорит третье животное, видом как человек, оно призывает Иоанна, указывая ему на немощь человеческую по плоти, ибо предвещает голод, и по духу – ибо указывается на падение в вере нетвердо во Христа уверовавших.

Откр.6:6 – И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. Так возвещается это бедствие. Конь вороной, то есть чёрный, оз­начает скорбь, ибо будет она велика. Как чёрный конь, придет голод на вселен­ную. У всадника мера в руке, ибо не будет каждому хлеба по нужде его, а будет каждому отмерено, и отмерено весьма мало. Мы видим, что дороже всего ста­новится хлеб (мера пшеницы за динарий), то есть будет хлебный голод. Так, действительно, великий голод был в осажденном римлянами Иерусалиме (70 год). История повествует, что от голода матери съедали даже своих детей. Но еще больший голод принесет антихристов конь чёрный, когда каждому будет отмерено. Обещают сегодняшние лжепророки, что каждому будет по потребностям; но придет великая скорбь и не по потребностям будут мерить, а по скуд­ной мере чёрного всадника. Интересно, что говорит голос Иоанну: елея же и вина не повреждай. На­бросившиеся на вино обезумеют совершенно. Обуздывающему свою плоть в постах и самому налагающему себе меру легче тогда будет пережить скудную меру голодных времен.

И еще одно значение имеет виденное здесь Иоанном. Показан плач об от­павших от веры. Это – година чёрная. Она собственно никогда и не покида­ла землю. «Вот, тьма покрывает землю, и мрак – народы» (Ис. 60:2). Толь­ко временами эта тьма сгущается, а временами – рассеивается. Тяжкая и чёрная година охватит вселенную и при антихристе. Не принявшие его не смогут ни покупать, ни продавать, и будет голод великий. И вот в такие-то времена многие неутвержденные в вере отпадут. Но есть и стоящие твердо. Их и означает мера пшеницы за динарий, то есть тех, чья вера вполне оце­нена. Это та многоплодная пшеница, которая будет убрана в житницы Отца Небесного (Мф. 13:30). Но есть и ячмень, и здесь уже три меры ячменя за динарий. То есть вера иных оказалась в три раза дешевле. Невысоко оценил ее всадник, имеющий меру в руке своей. Легка вера этих людей и отпадают они в искушениях. «Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким» (Дан. 5:27). Они подобны такому ячменю, который «не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонения за слово, тотчас соблазняет­ся» (Мф. 13:21).

Но вот слышим мы милосердный голос от небесного престола (ибо посреди четырех животных не иное что, как престол): елея же и вина не повреждай. Уходит маловерный из Иерусалима – из святой Церкви – в Иерихон мирской суе­ты и довольствия и, попав к разбойникам греха и безбожия, падает в вере. Не о них ли притча о милосердном самарянине (Лк. 10:30-35)? Но не оставляет его Господь. Посылает милосердного самарянина, и тот исцеляет падшего елеем утешения и вином обличения. Так милосердны должны быть и мы к падшим в вере, не отвращаться от них, не повреждать елея и вина, но возливать их им на раны.

В храмах на праздничных службах священник благословляет хлебы пшенич­ные, пшеницу, вино и елей. Благословляет их нам в снедь и в духовное исце­ление и укрепление. Благословенна пшеница – ибо это в вере устоявшие. Нет здесь ячменя – ибо это падшие, но есть вино и елей, исцеляющие падших.

Откр.6:7 – И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. Высокий полёт и стремительное падение на добычу четвертого животного, орла летящего, указывает на то, что язвы приходят свыше, от гнева Божия, в наказание нечестивых и воздаяние справедливости. Как орёл уносит добычу, так смерть уносит людей. Как орлы слетаются на труп, так четвертое животное, подобно орлу летящему, показывает Иоанну картину смерти.

Откр.6:8 – И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными. Картины войны и голода, ранее показанные Иоанну (вторая и третья печа­ти), сменяются картиной смерти. Смерть – вот венец всего земного. Смерть – бессмысленна, страшна, нежеланна. Четвёртый конь бледный – образ смерти и мёртвенности. И на этом коне всадник, которому имя «смерть». От многого в жизни уходит человек. Но не от этого всадника. Этот всадник настигает всех. Иным он долго даёт уходить от себя, иных настигает стремительно. И уравни­вает всех. Слава, ум, честь, богатство, простота, бесчестие, нищета – всё срав­нивается. Короны и ордена, бархат и лохмотья – всё остается здесь. И лежит зловонный, недвижимый, бледный труп. Вид кладбища печален. Там – настиг­нутые всадником, которому имя «смерть». Когда-то эти люди жили, боролись, любили, ненавидели, грешили, к чему-то стремились – теперь лишь тоскливо завывает ветер над горестными холмиками...

И ад следовал за ним. Скошены колосья и тут же собираются. Куда? Пи­сание говорит об аде и рае, геенне и новом небе, новой земле и новом Иеруса­лиме, о сиюминутном и вечности. В жизни мы часто говорим «ад» и «рай», имея в виду потустороннюю вечную жизнь в мучениях или в блаженстве. Если же быть догматически точными, то надо различать состояние до Страшного Суда и после. До Суда и кончины века есть ад и рай как места пребывания душ усоп­ших людей. Слово «ад» по-гречески означает подземное царство или царство умерших. По-еврейски оно звучит «шеол». До спасительной жертвы Христа на Кресте души всех умерших сходили в ад. Херувим с огненным об­ращающимся мечом охранял ворота рая и никто в них не мог войти. Но и пра­ведного, и неправедного, «одна участь постигает их всех» (Ек. 2:14). О том была и великая печаль. «Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем» (Ек.9:3). И не только в смерти уравнивались все, но и после нее шли все в одно место.

Потому и псалмопевец Давид говорил о себе: «сойду ли в преисподнюю» (Пс. 138:8). Об этом посмертном бытии в шеоле (аду) говорит Екклезиаст как «о днях темных, которых будет много» (11:8).

Праведный Иов говорит о своем отходе «в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов. 10:21). Хотя состояние разных душ там в аду и было раз­ным. Так, Исаия описывает вхождение в ад царя вавилонского. «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем... все они (умершие цари и вожди) будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! И ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордость твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви покров твой» (Ис. 14:9-11). Но иначе видит свое схождение в ад Давид: «сойду ли в преис­поднюю – и там Ты (Господи)» (Пс. 138:8). Праведные там успокаивались. Вот мы видим Самуила, потревоженного через аэндорскую волшебницу Саулом. «Сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?» (1 Цар. 28:15). То есть по смерти он нашел упокоение. На разное состояние в аду указал и Сам Спаситель, рассказывая о богаче и бедном Лазаре (Лк. 16:19-31). Но участь у всех была одна, пока не явился Сокрушитель главы змиевой, Христос, Который «нисходил... в преисподние места земли»; «пленил плен» (Еф. 4:9), победил ад. Христос «был умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:19). О чем Апостол Петр так говорит: «для того и мертвым было благовествуемо» (1 Пет. 4:6). Но вот, слышим победный клич Апостола Пав­ла: «поглощена смерть победою. Смерть, где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:54-55). А тайновидец Иоанн видит Христа, имеющего ключи «ада и смерти» (1:18). Так ад оказался плененным. Ныне праведные во Христе на­следуют по обетованию жизнь в раю. «Ты сегодня же будешь со Мною в раю» – сказал Христос разбойнику на кресте (Лк. 23:43). Для людей же не­честивых за смертью следует ад (6:8). Однако сейчас и в раю еще блаженство не совершенное, как говорит Апостол Павел. И там еще не достигли совершен­ства (Евр. 11:40), и в аду мучения не окончательны, ибо взятый в плен ад (Еф. 4:8) будет еще ввержен в озеро огненное – геенну. Так от рая надо от­личать новое небо и новую землю, вечное блаженство; а от ада, где ныне «не­кое страшное ожидание суда», надо отличать «ярость огня», геенну, куда ад будет ввержен (Откр. 20:14).

И вот, видит Иоанн смерть и ад, за нею следующий. И дана ему власть над четвертою частью земли, то есть погибнет четвертая часть людей. Если по на­шему времени, то получается как раз один миллиард. Умерщвлять мечом – великие войны, и голодом и мором и зверями земными. Вся эта убийственная сила обратится на людей. То будет великая кара Божия!

Так описано вскрытие первых печатей. Они схожи между собой тем, что каждый раз одно животное призывает святого Иоанна подойти и посмотреть. Вид животного соответствует тому, что является пред глазами Апостола. Каж­дый раз выходят всадники на конях разных цветов (белый, рыжий, черный, бледный).

Откр.6:9 – И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. Пред нами мученики. Их души Иоанн видит под жертвенником. Так здесь называется место нынешнего пребывания душ убиенных мучеников. Место пре­бывания праведных до Христа называлось «лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Ав­раам – отец верующих (Рим. 4:11), и чадами его были праведники ветхозавет­ные (Ин. 8:33), в лоне его они и упокаивались. Оно было местом упокоения праведных в аду. Теперь пришел Христос. Его жертва изменила мир. Он умер на Кресте, и Крест становится Всемирным Жертвенником, на котором совершил Божественную литургию небесный Архиерей по чину Мелхиседека. Христос «пленил плен», вывел души праведных из ада и упокоил их у подножия Кре­ста – этого великого жертвенника. Как тела христиан упокаиваются под дере­вянным крестом, так и души их в раю упокоеваются «под жертвенником», под Крестом Христовым. Здесь собственно речь о мучениках, которые, подобно Апостолу Павлу, «соделались жертвою» (Фил. 2:17) и теперь находятся под жертвенником небесным.

Пред нами начинает раскрываться картина Б (см. Приложение II), картина небесного жертвенника и храма, которая будет постепенно сливаться с картиной А, картиной престола. Это собственно одна картина, постепенно открывающаяся святому тайнозрителю Иоанну. Можно даже представить, что Иоанн все это ви­дит по образу ветхозаветной скинии. Тогда престол с Сидящим на нем представ­ляется на месте святого святых – а этот жертвенник, который теперь показан Апостолу Иоанну, – жертвенник всесожжения (Лев. 4:7; 5:9), стоящий на дворе народа для принесения на нем жертв. Внизу этого жертвенника, как жертвы уже принесенные и сожженные, находились души умерших людей, убиенных за сло­во Божие, которое проповедовали и которого придерживались в жизни. И за свидетельство (мученик по-гречески «свидетель»), и за то, что свидетельствовали до конца, и за то, что подтвердили искренность своей веры смертью. Легко свидетельствовать, когда нет гонений. Помоги, Господи, свидетельство­вать и тогда, когда это надо запечатлевать мученичеством.

Откр.6:10 – И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? Может возникнуть вопрос: а как же любовь к врагам? Да, пока они были на земле, они любили своих врагов, благотворили им и молились за них. Пер­вый христианский мученик архидиакон Стефан, побиваемый камнями, громко молился о своих убийцах: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян. 7:60). Но не вечно это благоприятное время, оно сменяется временем Суда. Как говорит Виктор Гюго, человек свободен здесь, но ответствен там. Не злобная мстительность, а святая справедливость взывает о воздаянии. «Говорит кровь Авелева» (Евр. 12:24), взывает к небу о правосудии, доколе «придет на вас (гонителей) вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного» (Мф. 23:35). В возгласе убиенных мучеников слышится и некоторое недоумение, и мольба о праведном суде, о славе Божественного правосудия: доколе, Владыка Святый и Истинный, не воцарится святость и истина?! Таков закон справедливости: неправедность отрицается, неправедный осуждается.

Откр.6:11 – И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. Но не настало еще время, а убиенным даны были каждому из них одежды белые. Мученики облачаются в белые одежды чистоты и невинности, в светлость добродетелей, в славу того мира. Мы уже не раз видели, что эта белая одеж­да, эта риза нетления обретается в водах святого крещения. А если человек обратился ко Христу где-нибудь в тюрьме и не имел возможности принять кре­щение, и его за исповедание веры ведут на казнь? Какое он может иметь упо­вание? Церковь всегда веровала, что таковым их мученичество вменяется в крещение, их кровь – в воду, омывающую грех. Сам Господь о Своей крест­ной смерти говорит: «Я буду... креститься крещением». А ученикам своим Он предвещает: «И крещением, которым Я крещусь (мученичеством), будете кре­ститься» (Мф. 20:22-23). И вот мы видим облаченных в белые одежды креще­ных мученичеством. Потому столь вожделенно мученичество для христиан, что столь высоко вознаграждается.

И сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время. Еще не наста­ло время суда и возмездия, и святые души должны еще покоиться некоторое время. В сравнении с вечностью и в пророческом видении это время кажется весьма малым. Пока и сотрудники их, и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. Первохристианские мученики, которых видит Иоанн, должны успокоиться, ибо не вошло еще полное число мучеников в небесные обители. Еще грядут бесконечные вереницы мучеников последующих гонений: от римских императоров, от мусульман, от безбожников. Еще грядут множество убиенных в великой скорби антихристовой. Еще не до конца пропиталась зем­ля кровью праведной. У Бога же в Его книге тайн от века предначертано то число убиенных, которое началось с Авеля, потом с христианского первомученика архидиакона Стефана и когда-то завершится оно последним мучеником времен антихриста, имени которого мы еще не знаем. Успокойтесь, убиенные за Христа, еще не все совершили свой подвиг. Когда же исполнится это число, тогда и начнется Страшный Суд Божий.

Откр.6:12 – И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. Тайна за тайной открыва­ются перед Иоанном. Всё дальнейшее, описанное под вскрытием шестой печа­ти, можно разуметь буквально как изменения, которые произойдут в естественном порядке вещей. С другой стороны, это образное описание религиозно-нрав­ственных перемен последнего времени. Оно подходит и к разорению, бывшему при Веспасиане и Тите, но в большей мере ко времени антихриста.

И вот, произошло великое землетрясение – что бы это значило? – скорее всего вообще сотрясение, изменяющее порядок вещей. Всё последующее пред­ставлено как следствие этого сотрясения. На зем­летрясение, как таковое, скорее всего указывает конец 14 стиха (горы и остро­ва двинулись с своих мест). Результатом же сотрясения являются изменения во всем мире: в солнце, луне, звездах. Об этой перемене дел, о великом сотрясе­нии, говорит пророк Аггей: «Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы» (Агг. 2:6-7). Христос «ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как со­творенного» (Евр. 12:26-27).

Далее описываются события этого великого сотрясения последнего времени. И солнце стало мрачно как власяница. Как и у Исаии пророка сказано: «Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их» (Ис. 50:3). И луна сделалась как кровь.

Так и пророк Иоиль говорит: «Солнце и луна померкнут и звезды потеря­ют блеск свой. И возгремит Господь... содрогнутся небо и земля» (Иоил. 3:15-16). Говорил о всем этом и Сам Христос: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф. 24:29). Возможно, и буквально будут страшные космические катастрофы; а, с другой стороны, как объясняет блаженный Кирилл, чёрный цвет солнца и темно-кровавый цвет луны указывают на душевный мрак тех, которых достиг­нет гнев Божий. Тогда погаснут все светила, и великие мира сего померкнут.

И сейчас при солнечном затмении солнце омрачается, как в власяницу облачив­шись. А при лунном затмении луна становится красной. Так при апокалипти­ческом красном цвете луны в последнее время, когда всё померкнет, рухнет и изменится, всё, чему люди поклонялись, сделается мрачным и обнажит свой зловещий цвет крови. Скрывается свет солнца и луны для одних, коим предстоит навсегда погру­зиться в вечный мрак. Скрывается он и для других, ибо им предстоит жить в ином сиянии – непосредственном сиянии света Бога и Агнца.

Откр.6:13 – И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. Так сейчас наблюдаются иногда метеорные потоки. Тогда же, возможно, ве­ликие катастрофы будут в звездных мирах. В Ветхом Завете читаем, как Антиох Епифан «вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звёзд, и попрал их» (Дан. 8:10). Израильтяне были этими звезда­ми, этим воинством небесным, ибо исполняли волю Небесного. Так же случи­лось и при разорении Веспасиана и Тита. Падение звезд небесных на землю – это также указание на прельщение верующих (падение небесных на землю), ибо сатана сделает всё возможное, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24).

Церковь – смоковница, потрясаемая сильным ветром гонения, роняет не­зрелые смоквы свои, еще неразвившиеся в зное искушений и не услащенные бла­годатью. Отпадают неутвержденные и неискренние в вере. А с другой стороны, как незрелые смоквы, падут тогда все земные авторитеты, эти звезды кино и футбола, светила политики и науки, кормчие государств. Они думают, что они звезды, светящие миру на небосклоне, но они всего лишь незрелые смоквы, которые сорвет сильный ветер.

Откр.6:14 – И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И небо скрылось, свившись как свиток. Подобное описывает Исаия: «Истле­ет все небесное воинство (звезды); и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы» (Ис. 34:4). Таинственное значение этого видения. С одной сто­роны, это продолжение описания космических катастроф. Великие изменения в мирах звездных, солнце и луне продолжаются катастрофами атмосферы. Не ис­чезнет она, но после помрачения солнца и луны скроется от глаз людей, будет во мраке сокрыта от них и бесполезна для них. С другой стороны, этим показывается, что не нетлению и погибели подлежит небо в последний день, но как бы неко­ему свиванию и превращению в лучшее (ср. 20:11; 21:1). Прежнее небо бежа­ло – свилось, как свиток, и явилось новое. Святой Ириней Лионский в пятом об­личительном слове пишет: «Не погибнет и не истребляется ни сущность и ни су­щество создания (ибо истинен и крепок создавший его), «но проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:31), в котором совершено преступление».

Евреи вместо книг употребляли свитки, сворачивание которых означало не уничтожение их, но сокрытие написанного. Небо-свиток видит Иоанн. Значит, небеса не исчезнут, а подобно человеку перейдут в новое состояние. «В начале Ты, Господи, основал землю и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменят­ся» (Евр. 1:10-12). Приближается пришествие Господне, и само небо, свившись как свиток, отвращается от земли, погрязшей и утонувшей в грехах.

Бесшумно и неожиданно скрылось небо, свившись как свиток, так неожи­данно будет и пришествие Христово на Суд. Безмолвно взирало небо на все события истории человеческой, всё записало, что видело под солнцем. Но вот, кончилась история, и, как прочитанная книга, обратно свилось в свиток небо.

Под небом разумеются и Ангелы, которые, видя бездну беззаконий, грехов и страданий последнего времени, не смогут более взирать и отвратят в печали лики свои.

И всякая гора и остров двинулись с мест своих. Великие землетрясения бу­дут тогда, а может, и оживут вулканы. О том и Сам Господь предупреждал, что будут «землетрясения по местам» (Мф. 24:7). Чтобы пробудить нас от нашего духовного сна и заставить бодрствовать, пред пришествием Христа Бог заставляет сотрясаться саму землю. Но не от наших ли беззаконий содрогается земля?!

Под горами можно также разуметь царей и владык, а под островами – их народы. Можно понимать и пастырей с их церквами. Всё поколеблется и сдви­нется с привычных своих мест.

Откр.6:15 – И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор. Грянули все эти бедствия – и цари земные, и вельможи, и богатые, и ты­сяченачальники, и сильные (здесь имеются в виду сильные по искусству, а не по физической силе), и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор. Все земные обитатели всех сословий будут в ужасе от проис­ходящего. Из перечисления сословий мы видим также, что организация и струк­тура общества так до конца мира принципиально и не изменится. Проходят века и тысячелетия, меняются формы человеческого общежития, но неизменной ос­тается его несправедливая и грешная суть. Общество, зараженное проказой греха, не может исцелиться само по себе. Не помогут тут ни реформы, ни ре­волюции, ни наука. Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). А где нет Христа, там нет истины и справедливости. Поэтому зем­ные царства и общества обречены на извечную несправедливость, покуда не положит этому конец Страшный День Суда. Потому Церковь не за справедли­вое общество и права человека борется, а призывает людей к покаянию. Зовет их в мире этом жить миром иным. Но тонет в мирском шуме этот зов, только во всё большую бездну беззаконий ввергается общество. Но наступит день, когда в крайнем отчаянии все сословия, скрывшись в пещеры и ущелья гор (тошно станет в городах до невозможного), начнут взывать

Откр.6:16 – И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца. Сегодня люди всё это не хотят видеть, не хотят признавать. Огульно всё отрицают и живут, как во дни Ноевы. Гонятся за наслаждениями, не пред­чувствуя страшной катастрофы. Как жителям Содома, им все эти предосте­режения смешны (Быт. 19:14), а уже сгущаются тучи, готовые излить огонь и серу. Тогда возопиют все. Но кончится время покаяния. И те, кто не жела­ет ныне взывать к Богу, Ангелам, святым, воззовут тогда к мертвым стихиям, горам и камням. И не о спасении воззовут к Всевышнему, но чтобы хоть мёртвые камни, засыпав их, скрыли бы грозный лик Сидящего на престоле Бога-Отца и отвратили гнев Агнца-Христа. Сегодня – время покаяния. Се­годня Христос любвеобильно простирает ко всем Свои пронзенные руки. Тогда же кончится лето благоприятное (Иер. 8:20), жатва прошла, а мы не спасе­ны – остается только гнев Агнца.

Откр.6:17 – Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? Наступает Страшный Суд. Изливается гнев Божий. Кто может устоять? Никто.

Hosted by uCoz

Предыдущая глава

Следующая глава

Предисловие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22