на главную

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

В седьмой главе имеется некоторое отступление в последовательном описа­нии вскрытия Агнцем печатей таинственной книги. Вскрытие седьмой печати будет описано в начале восьмой главы. А пока Апостолу показываются две кар­тины искупленных: о 144 000 запечатленных и о великом множестве убеленных с пальмовыми ветвями.

Откр.7:1 – И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. После явления Иоанну вскрытия шестой печати. (Речь идет о смене одного видения другим, а не о хронологии описываемых событий). Видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли. Четыре – число земли, этого мира. В этом мире четыре стихии (см. 4:7); четыре стороны све­та: север, юг, запад, восток; четыре времени года: весна, лето, осень, зима. Теория относительности рассматривает наш мир, как четырехмерный простран­ственно-временной континуум.

Апостолу Петру пред посланием на проповедь язычникам на все четыре стороны света было явлено – «как бы большое полотно, привязанное за четыре угла» (Деян. 10:11) со всевозможными нечистыми животными. Так и во всех четы­рех концах земли благовествуется Четвероевангелие Христово.

Имеют своих Ангелов и люди, и народы, и стихии (см. 4:7). Так и здесь стоят четыре мировых Ангела, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. Мир – земля, море, леса сохраняются исключительно силою ангельскою. Еще держатся Ангелами ветры, способные разрушить и уничтожить всё, но придет день, и отпущены будут эти четыре ветра и тогда потрясены будут стихии, солнце, луна, звезды, рухнут государства и народы... Но в этом видении Иоанна мир еще храним от разру­шения. Это указывает также и на благодатное действие, мир, и тишину, водворяемые христианством на земле. Если бы не христианство, то мир давно сме­шался бы и рухнул от дьявольских ветров войн, беззаконий и грехов. Но не все еще запечатлены благодатью Божией – и удерживаются разрушительные силы. Об отпущении этих ветров так говорит Апостол Павел фессалоникийцам: «И ныне вы знаете, что не допускает открываться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающей теперь» (2Фес.2:6-7).

Откр.7:2 – И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря. И видел я иного Ангела – не из тех четырех – восходящего от востока солнца. Раннее утро. Только прошла ночная темень, и на востоке солнца начал брезжить рассвет. Ярко светит звезда утренняя. Всё это – указания на Христа, рассеявшего мрак язычества, безбожия и греха. От востока солнца – это зна­чит от Христа. Как утренний луч, предваряющий восход солнца, так является этот Ангел от Христа. Этот Ангел – заря, возвещающая начало нового и чудес­ного дня. С чем является сей Ангел? Он имеет печать Бога живаго. Это таин­ственная печать жизни, которую налагает Бог через Ангела на избранных Сво­их. О самом Христе сказано, что в крещении «на Нем положил печать Свою Отец-Бог» (Ин. 6:27). А теперь «в Нем (во Христе) и вы... запечатлены обето­ванным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его» (Еф. 1:13-14). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазав­ший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21). Это есть печать дара Духа Святого, помазание. Интересно, что Ангелы являются соучастниками и сослужителями в церковных таинствах. В таинстве исповеди ангельские небесные хоры ликуют о покаянии грешника (Лк. 15:10). А в крещении человеку, возрожденному от воды и духа, дается Ангел-хранитель. Так и здесь, в святом миропомазании, от востока солнца, от Христа, является Ангел с печатью Животворящего Духа и запечатлевает ею. С этим Ангелом можно сравнить и самого священника, Ангела церкви (2:1 и др.), совершающего таинство, помазующего крещенного святым миром или возлага­ющего на него руки (2 Кор. 1:21; 1 Ин. 2:20,27; Деян. 8:17; 19:6). Эта печать Духа Святого отделяет верных от нечестивых, как и пишет Апостол Павел: «Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих», и «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2:19). По­добие явленному Иоанну видел и пророк Иезекииль: «Пусть приблизятся кара­тели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей. И вот шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губи­тельное оружие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца. И пришли и стали подле медного жертвенника. И слава Бога Израилева сошла с херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе его при­бор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего» (Иез. 9:1-6). Под этой печатью святой Андрей Кесарийский разумел крест и крестное знамение. Он писал, что «в пришествии антихриста печать животворящего кре­ста отличит неверных от верных, непосрамленно носящих звание Христово».

Откр.7:3 – Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. Еще не настало время великих бедствий и удерживаются разрушительные ветры. За грехи людей пострадает и природа, «потому что тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:20-21). Время бедствий, о которых здесь говорится, отчасти было при разрушении Иерусалима. И тогда избранные печатью Божией христиане вовремя оставили город Иеруса­лим и бежали в Пеллу и, по свидетельству историков, никто из них не пострадал. Страшные разрушительные ветры римских легионов обрушились на иудеев. Но более всего это совершится при антихристе, когда немногие, не принявшие печа­ти антихристовой, но запечатленные Богом, будут охранены Господом. Сегод­ня – время благоприятно, еще удерживается лукавый от своего великого неис­товства. Но чувствуется уже дыхание ветров, потому – бодрствуйте!

Откр.7:4 – И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. В главе 14:3-5 написано, что эти 144000 представляют собой искупленных от земли христиан, запечатленных Духом и Животворящим Крестом Господним. Само число символично, как и все числа Апокалипсиса. 144000 = 12*12000 – по 12 тысяч из каждого колена Израилева. Представить это число можно и так: 144000 = 12*12*1000. Тут мы видим 12 патриархов ветхозаветного Израиля и поставленных вместо них «князьями всей земли» (Пс. 44:7) 12 Апостолов. Это – образ ветхозаветной и новозаветной Церкви. С другой стороны, это можно разуметь и как сугубую проповедь апостольскую (12*12), тысячекратно умноженную в их преемниках и всех чадах их. У Бога от века начертано чис­ло Его избранников: Рим. 11:25; Апок. 6:11; 7:4.

От каждого колена перечисляются 12.000. По значению имени родоначаль­ника каждого колена можно говорить о характере запечатленных чад Церкви. Жития святых предоставляют множество подвижников этих различных видов благочестия.

Откр.7:5 – Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч. Примечательно, что ко­лена перечисляются не по старшинству, а первым называется Иуда. Грех Ру­вима в отношении к отцу своему и жестокость Симеона и Левия к жителям го­рода Еммора и Сихема не позволили им стать родоначальниками Христа. По­тому им стал четвертый сын Иакова Иуда. Для Апокалипсиса важно не стар­шинство сыновей Иакова, а откровение Иисуса Христа. Поэтому это благосло­венное колено перечисляется первым.

«Иуда» означает «исповедание», через которое бывают отличаемы спасае­мые исповеданием Христовым. Это исповедавшие Христа – Льва Иудина. Исповедники христовой веры святой Церкви нескончаемою вереницею проходят они перед нами: верный свидетель Антипа (2:13), Максим Исповедник...

Из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч. «Рувим» означает «сын видения». Этим означаются приобретшие сердечной чистотой духовное видение. Это мужи просветленные и духовные, прозорливые, пророки. Таких даров спо­добились многие подвижники и пустынножители. Таковы были подвижники земли русской, как преподобный Сергий Радонежский, праведный Иоанн Крон­штадтский. И многие духовные старцы.

Из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч. «Гад» означает «искуше­ние». Искушениями знаменуются, подобно многострадальному Иову, многие праведники. Это претерпевшие в своей жизни великие страдания, скорби и ис­кушения. Нескончаема вереница христианских мучеников. Особенно первых времен, а также времен последних, чьи имена еще не вошли в мартиролог цер­ковный.

Откр.7:6 – Из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч. «Асир» означает «бла­женство». Это те, кто через духовные подвиги и добродетельную жизнь стяжали внутреннее блаженство. Это и сподобившиеся вечного блаженства и стояния одесную Отца. Многих Церковь именует блаженными: блаженный Августин, блаженный Феофилакт, Василий Блаженный, прекрасный храм его имени ук­рашает Красную площадь у московского Кремля.

Из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч. «Неффалим» оз­начает «молитва». Этим означаются прилепляющиеся к Богу непрестанной мо­литвой. Таковы были многие древние пустынножители, странники, как Симе­он Столпник, проведший в молитве на столпе 47 лет. Или великий молитвен­ник земли русской Серафим Саровский, 1000 дней и ночей в молитве стоявший на камне.

Из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч. «Манассия» озна­чает «забвение». Это те, кто ради Божественного угождения оставляют всё: оте­ческие дома, семьи, богатства, славу, мирские занятия. Например, святой Фран­циск Ассизский, ради Христа оставивший всё, возлюбивший более всего на земле нищету. Оставил в забвении всё, ибо пред ним был только Христос. Память о Его страданиях была столь сильна и постоянна в святом Франциске, что на теле его открылись раны Христовы. А сколько юродивых Христа ради, в забвении оставив всё, принимали на себя насмешки и поругания и были в глазах людей как безумные.

Откр.7:7 – Из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч. «Симеон» означает «послушание». Это Богом оправдываемые за повиновение Его заповедям. Люди, полностью побеждавшие свою волю в послушании. Таковыми были многие ино­ки, как, например Сергий Послушливый (XIII в.). Его мощи почивают в Ближ­них пещерах Киево-Печерской лавры.

 «Левий» означает «при­нятый». Это принятие Христом за священнодостойную жизнь. Левий поставлен восьмым. В этом сокровенный смысл, ибо в восьмой день (первый день новой недели) поставляется Христом новое священство. Вечером первого дня недели приходит Христос к ученикам и поставляет их на священное служение, дает им к тому благодатный дар Духа Святого (Ин. 20:19-23). Прошла ветхозаветная неделя, первый круг дней. И вот в первый день новой недели, в день восьмой «с переменою священства» (Евр. 7:12) переменяется ветхий закон на новый. Это угодившие Богу в священнослужении. Таковы были и великие иерархи, как свя­тые: Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Злато­уст, или святители Алексий, митрополит Московский, Димитрий, митрополит Ростовский.

 «Иссахар» означа­ет «награда». Это получающие великую награду за добродетельное житие на земле. Не видели ли уготавливающуюся им на небесах награду первомученик Стефан, Апостол Павел (Деян. 7:56; 2 Тим. 4:8)?! Не великой ли наградой было святому Сергию, игумену Радонежскому, обетование от Бога, что, как великое множество птиц, распространятся иноки его обители?! Велика награда небесная детей Божиих.

Откр.7:8 – Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. – «Завулон» означает «жилище силы» или «благоухание». Это люди, ставшие жилищем Божией силы, как и Христос говорил, что «облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49). Это ставшие, как говорит Апостол Павел, «Христовым благоуханием Богу» (2 Кор. 2:15). Не обителью ли силы Божией и духовным благоуханием в земной долине плача были многие монастыри, многие угодники Божий? Вспомним преподобного Серафима Саровского, который открыл Н. А. Мотовилову даже физическое восприятие благоухания и света Духа Святого. Это такие, о которых, как о Мардохее, может быть сказано, что он был «великим у Иудеев и любимым у множества братьев своих, ибо искал добра народу своему» (Есф. 10:3).

 «Иосиф» означает «приложение». Это те, кто вместе с Царством небесным по слову Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33), получили многие земные блага. Так, Иосиф искал только верно­сти своему Богу, а Бог дал ему быть вторым после фараона в Египте – величайшей державе того времени. Иные Христа ради оставляли всё, что име­ли. Другие обильно благославлялись земными благами, стояли у кормила зем­ных государств, оставаясь верными Христу. Таковы святая царица Елена, мать императора Константина, король франков Карл Великий, равноапостоль­ный князь Владимир, крестивший Русь, благоверный князь Александр Нев­ский, или московская княгиня Евдокия (в монашестве Евфросинья), по смер­ти своего мужа, Дмитрия Донского, втайне под пышными княжескими одеж­дами носившая вериги.

 «Вениамин» оз­начает «сын болезни», пополняющий число запечатленных через скорби. В ро­дильных скорбях и болезни умирает Рахиль, рождая Вениамина и тем допол­няя число сыновей Иакова до двенадцати. Это спасаемые чрез веру из иуде­ев при кончине века. Это тот остаток Израиля, о спасении которого говорит Апостол Павел римлянам (Рим. 2:25-26). Умирает Рахиль – вошло «полное число язычников» и рождается сын болезни и скорбей антихристовых, кото­рые охватят всю землю. Обращаются ко Христу евреи, в скорбях великих восполняют полное число семени апостольского (12*12000=144000). Воспол­нено число сыновей Бога Израилева. Имена этих святых мы еще не можем привести, они пока еще только в «месяцеслове небесном» – в Книге Жизни.

Таковы двенадцать колен Израиля Божия. На двенадцати вратах небес­ного Иерусалима будут «написаны имена двенадцати колен Израилевых» (21:12). Исповедание, видение, искушение, блаженство, молитва, забвение, по­слушание, священнодействие, награда, сила и благоухание, приложение, бо­лезни – вот двенадцать ворот, которыми нам надлежит войти в небесный Иерусалим.

Весьма странно и невероятно толкуют это видение о 144000 запечатлен­ных «Свидетели Иеговы». По их понятию, эти 144000 искупленных были в 1914 году взяты на небо. Теперь оставшиеся «верные свидетели Иеговы» ждут последних событий, особенно битвы Армагеддон. Толкование насквозь лож­ное, чрезвычайно быстро распространившееся в наш век. К ним относятся слова Апостола Павла: «и слово их, как рак, будет распространяться... отсту­пили от истины, говоря, что воскресение уже было и разрушают в некото­рых веру» (2 Тим. 2:17-18). О том, что будет только одно всеобщее воскре­сение мертвых в последний день, расскажем в толковании на 20-ю главу.

Приложение I

Приложение II

Откр.7:9 – После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. Перед вскрытием седьмой печати Иоанну показывается еще одно видение ис­купленных. После сего – означает не то, что эти в белых одеждах будут пос­ле тех 144 000 запечатленных, а то, что после того, как он, Иоанн, видел 144 000 запечатленных, он видит теперь новое явление. Так неверно понятие «свидетелей Иеговы», что после вознесения 144 000 (бывшего якобы в 1914 г.) будут теперь спасаться еще остальные.

Так продолжает дорисовываться картина престола и Агн­ца с окружающими 24-мя старцами и четырьмя животными Теперь перед пре­столом Иоанну открывается великое и невообразимое множество искупленных чад Божьих из всех народов. Престол и Агнец являются нам часто вместе и не­раздельно. Это указывает на единство и равночастность Отца и Сына. Это ве­ликое множество Иоанн видит в белых одеждах. Дальше мы увидим, что это прошедшие через страдания, о которых Исаия говорил, что они получили «вме­сто унылого духа – славную одежду» (Ис. 61:3). Это взывавшие, как царь Давид: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега» (Пс. 50:9). Это – последовавшие словам Господа: «Омойтесь, очиститесь; уда­лите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро... Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1:16-18). Это – в крещении получившие новые и белые ризы спасения (Ис. 61:10) и сохранившие их в чистоте и непорочности через всю жизнь и все страдания. Они и на небе обле­каются в белые одежды, как это неоднократно открывает Апокалипсис.

Пальмовые ветви – знак победы и дают­ся победителям. Вот и древняя победительница Ханаанского царя Иавина про­рочица Девора «жила под пальмою Девориною... и приходили к ней туда сыны Израилевы на суд» (Суд. 4:5). Когда город Иерусалим встречал своего царя Христа, то «взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осан­на! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:13). Так и здесь видим победивших в страданиях, убелённых кровью Агнца «с пальмо­выми ветвями в руках своих». Воистину, «праведник цветет, как пальма» (Пс. 91:13), и не только в веке этом, но и в веке будущем.

Откр.7:10 – И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! Гонимые на зем­ле, восклицают на небе! Как понимать выражение: спасение Богу нашему? О каком спасении Богу может быть речь? Говорил Христос: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся. Крещением дол­жен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12:49-50). Мысль о Своей жертвенной смерти и жажда спасения людей бесконечно томи­ла Христа. Он жаждал испить сию чашу (Ин. 19:28), погрузиться (крестить­ся) в сии воды бесконечных страданий, дабы ими потом очистить и омыть мир, спасти его. Томится Христос, видя страдания людей, видя грех мира. И, как мы иногда говорим о праведном человеке: нет ему спасения от его зложелате­лей и несправедливости. Так и Бог томится: когда же, наконец, будет исторгнут грех и исчезнут страдания?! Но вот кончается история мира. Дьявол, грех и последователи его исторгаются. Уничтожаются беззакония. Наступило спасение Богу от Его древнего врага, клеветника праведных (12:10), не дававшего ни­кому покоя. Наше спасение Бог воспринимает, как Свое. Праведник даже бо­лее мучится, видя грех своих родных и близких, чем когда сам претерпевает какие-нибудь страдания, и покаяние их воспринимает, как будто свое спасение. Потому и восклицают искупленные: спасение Богу нашему и Агнцу! Ему спа­сение от наших грехов и страданий, которые томили Его.

Откр.7:11-12 – И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. В славословие искупленных вливаются Ангелы – вот единая Церковь лю­дей и Ангелов. Видя искупленных славящих Бога, Ангелы не могут остаться в стороне. Аминь – истинно так, подтверждают и Ангелы, падают перед престо­лом и возносят славословие подобное тому, что они возносили и в 5:12. И здесь перечисляются те же семь качеств, семь жемчужин, как и там. Только одна разница – вместо «богатства» в 5:12, здесь «благодарение». И славословие это возносится вечно.

Откр.7:13 – И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?

«Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как сол­нце, грозная, как полки со знаменами?» «Кто это восходит от пустыни, опира­ясь на своего возлюбленного?» (Песн. 6:10; 8:5). Хотя со стороны Иоанна и не было еще вопроса, но уже отвечает один из старцев, провидя, что Иоанн зата­ил этот вопрос в себе. Но не сразу отвечает старец, а задает Иоанну его же вопрос, тем возбуждая его к исследованию виденного. Но Иоанн благоразумно предпочитает не сам отвечать на этот вопрос, а выслушать старца.

Откр.7:14 – Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. Я сказал ему: ты знаешь, господин, ты знаешь это много лучше меня, ты и ответь. Интересно и обращение: господин. Не божеское оказывает почтение, а подобающее этому небесному старцу. Так мы видим, что вполне прилично и подобает обращение к человеку – «господин». В Церкви так принято обращать­ся к епископу. Например, в многолетии: «Великого господина и отца нашего... святейшего патриарха Московского и всея Руси и господина нашего преосвященнейшего... епископа...» Или пение на архиерейском служении: «Ис полла эти, дэспота» (на многая лета, господин). Сектанты отвергают подобные обращения к пастырям, обвиняя православных в оказании божеской почести людям. Но не божескую почесть оказывает Церковь своим пастырям, а ту, которую им дал Христос. Господь молился и говорил Своему Отцу: «Славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17:22). И соответственно чести, которую Христос дал пастырям, обращаемся мы к ним. Мир устроен Богом иерархично, и в нём су­ществует чиноначалие.

Здесь пред­стоят престолу Агнца испытавшие и прошедшие великие скорби на земле. Это святые мученики Христовы. Под великой скорбью можно разуметь великие страдания во все времена, которые претерпевали христиане, но преимущественно это великая скорбь времен антихриста, которая будет длиться три с половиной года. Но что же привело эти множества к престолу Божию? Что убелило их одежды? Даже не то, что они прошли через великую скорбь, а то, что они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. Не их собствен­ные страдания, а Кровь Агнца омыла их. Никто не спасается собственными страданиями, а только жертвою Христа. Только «Кровь Иисуса Христа, Сына Его очищает нас от всякого греха» (1Ин 1:7). Потому поспешите принять эту баню, омывающую нашу одежду и убеляющую ее. Поспешите к роднику крови Хри­стовой, ибо только там найдете спасение. Нет иных путей, спасающих нас. Все наши собственные потуги ни к чему не приведут. Чем христианство отличается от всех других религий? Всякая религия старается связать человека с Богом. Всякая религия есть путь человека к Богу. Этих путей много. Но есть только один путь Бога к человеку. Этим путем является Христос (Ин 14:6). Всякая религия многое предпринимает, чтобы привести людей к Богу. Но только одно предпринял Бог, чтобы соединиться с людьми, – воплотился Сам. Многое имеет всякая религия, но ни одна, кроме христианства, не может указать на Спасителя. Всё, что предлагают другие религии для спасения: вера, молитва, добрые дела, обряды, – это пусть не без Божией помощи, дела самого человека. Воз­мездие же за грех – смерть (Рим 6:23). Все умирают за свои грехи, даже ве­личайшие пророки. Умерли и основатели нехристианских религий: Будда, Кон­фуций, Магомет. Как же спастись? Мы «все под грехом» (Рим 3:9), и зна­чит, спастись невозможно вообще никак, в том числе и никакой верой. На воп­рос «так кто же может спастись?» Иисус ответил: «Человекам это невозмож­но» (Мф 19:25-26). Но вот Он умирает за нас и освобождает нас. Поэтому-то только кровь Иисуса Христа и спасает. И даже не вера в нее, а она сама. По­тому и евхаристия, приобщение тела и крови Христовой, есть центр всего. Сна­чала воплотился Бог, а теперь мы «соделались причастниками Божеского есте­ства» (2 Пет 1:4). Потому с верой и покаянием придите все к источнику бес­смертия – крови Христовой.

Неверно понимают баптисты и другие сектанты, что Церковь будет возне­сена до великой скорби; здесь Иоанн видит тех, кто в великой скорби антихри­стовой познает Христа, мученически умрет за Него и спасется. Неверно потому, что об этом в Писании нигде нет ни слова. Далее потому, что везде мы видим, что при антихристе Церковь еще на земле В толковании 20-й главы будет показано, что будет одно воскресение из мертвых, а не два. Кроме того, у баптистов возникает еще одна странная мысль, что для спасения этих людей нужен будет не обычный евангельский путь спасения, а нужна обязательно мученическая кончина, кровь. Этой мысли в Писании нигде нет. Она противо­речит ему. В Апокалипсисе подчеркивается не мученичество, а то, что омылись и убелились кровью Агнца.

Откр.7:15 – За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. За это они пребывают ныне перед престолом Бога. Только за это, а не за иное, они спасены. Иные полагают, что спасение можно чем-то заработать: коли­чеством добрых дел, поклонов, заказных обедней, милостыней, а возможно, и сво­им мученичеством. Это непонимание того, что мы сами ничем не можем спастись, «потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его» (Рим 3:23-25). А всё, что мы как верую­щие делаем, не само по себе нас спасает, а является средством для оправдания нас кровью Христовой. Оправдывает и спасает только Сам Христос Своею благода­тью. Существует протестантское ложное понимание, которое в свое время актив­но начал проповедывать вождь реформации Мартин Лютер, что спасение обретается не добрыми делами, но исключительно только верою во Христа. Этого Писа­ние нигде не говорит. Сказано, что спасает только Христос по Своей благодати, а не только вера в Него. Нам же для принятия дара спасения от Христа необхо­димы и вера, и таинства, и добрые дела. Через это мы спасаемся Христом. И вот эти искупленные, читаем мы, пребывают ныне перед престолом Бога.

Что может быть выше этого? Не один раз сподобляются они быть у престола Божия, но пребывают у него постоянно! Неотлучно пребывают перед Богом. Так «ходившие пред Богом» (Быт. 5:22) на земле, пребывают перед Ним и на небе. И служат Ему день и ночь в храме Его. Вот достойное занятие небесных жи­телей – непрерывное служение Богу. Какая неизреченная радость в служении Богу еще на земле – каково же будет там! День и ночь – вовсе не означает, что там в вечности есть дни и ночи, смена времен. Этими словами показывает­ся только непрерывность пребывания искупленных святых перед престолом Божиим и их служения Богу. Возможно, под ночью разумеются здесь и сокро­венные и глубокие тайны, а под днём – всё ясное и удобовосприимчивое. Здесь мы видим также, как продолжает дорисовываться картина Б (картина небесного храма) и сливаться с картиной А (картина престола и Агнца). Если в 6:9 мы видим жертвенник, то теперь видим весь храм, и престол, который действитель­но можно себе представить в Святом Святых.

Однако блаженство искупленных в белых одеждах, которое видит Иоанн, еще не есть окончательное. Потому небесный старец, указав на достигнутое этим множеством людей на земле (омытие и убеление одежд), на имеющееся у них ныне (пребывание и служение перед престолом Бога), раскрывает и то, что их еще ждёт в будущем, когда после последнего Суда начнётся вечность. Об этом старец говорит уже в будущем времени: и Сидящий на престоле будет обитать в них. Уже ныне, во время страданий, верующие сподобляются быть обителью Божией, как и Христос говорил: «и Мы (Отец и Сын) придём к нему и оби­тель у него сотворим» (Ин. 14:23). Так, например, Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (107 г.) не­престанно повторял и имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой отвечал, что носит это имя в своем сердце, «а Кто запечатлен в моем сердце, Того я устами исповедую». Когда Игнатий Богоносец был растер­зан львами, сердце его оказалось нетронутым. Разрезав сердце мученика, языч­ники увидели на внутренних сторонах его золотую надпись: «Иисус Христос». Но в Апокалипсисе спасенным страдальцам обещается еще большее. Тот, Кто сидит на небесном престоле, чей лик даже Писание не описывает, Которого не вмещают ни небо, ни земля, Тот обещает вселиться в них. О таинство неизре­ченное! И когда это совершится, то...

Откр.7:16 – Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной. В вечности искупленные не бу­дут алкать, ибо будут питаться от древа жизни. Они не будут жаждать, ибо при­падут к источникам воды живой. Они не будут более терпеть бедствия, изображенные здесь палящим солнцем и зноем. Время страданий для них прошло. Они прошли через великую скорбь, и теперь наследовали спасение. Причиной их грядущего блаженного состояния является Сам Бог.

Откр.7:17 – Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.

Ибо Агнец, Который среди престола – Христос, восседший одесную Отца, единосущный со Отцом и с Ним спрославляемый, будет пасти их. Не от напа­дений волков будет тогда Пастырь ограждать стадо, ибо все враги будут уже истреблены (1 Кор. 15:26) и ввержены в геенну. Не от них будет охранять Агнец-Христос Своих агнцев, но будет водить их на живые источники вод. Агнец становится Пастырем. То будут небесные пажити, чистые и плодоносные. Там будут источники воды живой, к которым припадут, кто ныне «будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Потому прибегайте чаще ныне к воде живой, дабы утолить ею всякую жажду в жизни вечной. Источники этих вод означают приобщение к божественному разумению и вообще обилие благодати божественного Духа (Ин. 7:37-39). И отрет Бог всякую слезу с очей их. Сейчас время плача. Христос говорил: бла­женны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5:4). Здесь плач – там утешение. И даже усопшим праведным предстоят слёзы. Еще предстоит Страшный Суд, когда возрыдают все племена земные и явными сделаются дела. Но обещает Бог искупленным, что в вечности, после Суда (ср. 21:4) отрет Бог всякую слезу. То будет дивное утешение. Прозрачна и чиста слеза покаянная, слеза умиления. Слёзы осушит Бог (ср. 21:1 «моря уже нет»), но останется душа очищенная, чистая и прозрачная, мерцающая в небесном свете и излучающая тепло.

Hosted by uCoz

Предыдущая глава

Следующая глава

Предисловие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22