ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ
Откр.22:1-2 – И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. Это видение реки воды жизни схоже с древними пророчествами святых пророков Иоиля, Иезекииля и Захарии. «И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим», – пишет пророк Иоиль. (Зах. 14:7-8).
Некогда, когда Бог сотворил человека, «из Едема выходила река для орошения рая» (Быт. 2:10). Едем – место особого пребывания Бога с людьми. Изгнанный из рая падший человек лишился и вод той реки. Ему стали доступны только четыре потока, происшедшие от той реки (Быт. 2:10-14). Но вот крест Христов соединяет четыре конца Вселенной, и от него, как некогда от «древа жизни посреди рая», истекает новая река воды живой. Нынешняя Церковь – это и есть новый Эдем.
Чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца, есть Дух Святой, третья ипостась Пресвятой Троицы. «Рекой воды жизни» Дух Святой именуется Самим Спасителем: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды Живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:37-39). С водой жизни сравнивается Дух Святой, когда говорится о Его излиянии, ибо изливать можно воду и вообще жидкость. «Излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоиль. 2:28-29). «Дар Святаго Духа излился и на язычников» (Деян. 10:45). Сравнивая Духа Святого с водой жизни, святой Апостол Павел пишет, что «все напоены одним Духом» (1Кор.12:13). Об этих водах Духа Святого пел еще в древности святой Давид: Господь «водит меня к водам тихим» (Пс. 22:2). И Иоанн в Апокалипсисе видел, что «Агнец, Который среди престола , будет пасти их и водить их на живые источники вод» (7:17). И, вообще, существует таинственная онтологическая связь Духа Святого и видимой стихии вод. Только в воде рождается всякая земная жизнь, так и в животворящем Духе рождается жизнь вечная. Еще при сотворении мира «дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Водою всё очищается, омывается и животворится. Так и в христианской Церкви освящается вода для освящения всего, и духовного, и телесного, благодатью Духа Святого. И само возрождение для вечной жизни совершается в водном крещении, в рождении от воды и Духа (Ин. 3:5). Эта чистая вода, животворящая и светлая, как кристалл, струится в новом Иерусалиме, исходящая от престола Бога и Агнца. Об этом так пишет Андрей Кесарийский: «Чистая река воды жизни сейчас в Церкви есть крещение возрождения. Омываемые в нем Духом Святым соделываются чище снега и кристалла. В вышнем Иерусалиме эта река есть исходящий от Бога-Отца Животворящий Дух, Который чрез Ангела и чрез высочайшие, именуемые престолами Божества, силы напояет Святой город». Чистота, жизнь и светлость характеризуют реку жизни – Духа Святого. В благодатных струях Духа всякая душа очищается, животворяется и просветляется светом неба. Прииди, жаждущий, и пей воду жизни!
В Ветхом Завете людям открылся Бог-Отец. Сына Божия, Мессию, только ждали, не имея о Нем полного ведения. Духа же Святого разумели в основном только как Духа Отца. В Ветхом Завете знали единого Бога, Троицу же смутно и гадательно прозревали пророки. В Новом Завете миру открылся Сын Божий. И центром, как богословия, так и молитвенной духовной жизни, является Сын – вторая ипостась Троицы. В Новом Завете раскрывается миру вся единосущная и нераздельная Троица. Не только воплощается Сын, но и изливается Дух Святой. Но если и раскрыта вся Троица в ее единосущии и триипостасности, то всё-таки ипостась Духа Святого остается еще в тени. Нам более открыта благодать Духа Святого, чем Его ипостась. Когда же завершится откровение Нового Завета вторым пришествием Христовым, завершится откровение Сына Его видимым пришествием для всех и исторгнут будет грех, тогда наступит, если дозволительно так выразиться, третий завет Бога с людьми. Тогда во всей полноте равно раскроются все три ипостаси. Ныне есть «баня возрождения и обновления Святым Духом» в крещении для каждого человека (Тит. 3:5). Когда же придет Сын Человеческий и совершит Суд в огненной реке (крещение огнем), то потом от престола Бога и Агнца изольется река воды жизни Духа Святого (крещение Духом) и будет «баня возрождения и обновления Святым Духом» всего мира. Так в последний день Христос совершит крещение огнем и Духом всей Вселенной (см. Мф. 3:11). Ей гряди, Господи, и Дух Истины!
Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки... – мы заключаем, что исходящая от престола река воды жизни, текла посредине золотой улицы города (см. 21:21), напояя его жителей. Город – это Церковь ныне, это паки-Церковь вечности. То, что река воды жизни течет посреди улицы города, означает, что Дух Святой внутренне присущ Церкви, является Её внутренним и сокровенным. «Сокровище благих», – всегда именует Его Церковь в своей молитве «Царю Небесный». Дух Святой – это жизнь Церкви. По словам святого Иринея Лионского, «где Церковь, там и Дух Святой, и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать». Входя апостольскими вратами в город-Церковь, каждый обретает возможность припасть к этой дивной реке. В этом граде «все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13), текущим по его улице. Как некогда Ангел в видении вводил пророка Иезекииля всё глубже и глубже в живительную воду реки, текущей от храма: сначала по лодыжку, потом по колено, потом по поясницу, а потом должен был оторваться от земли и плыть в потоке; так и ты, душа, ступай по этой золотой улице города-Церкви. Входи всё глубже и глубже в поток божественной благодати Духа Святого, пока не оторвешься от земли и целиком не окунешься вся в эти благодатные воды, и будешь уже не по воде ступать, но плыть в потоке. Именно этого достигали святые. Об этом возревнуй и ты (Еф. 5:18). Но всегда помни: река течет по улице города, Дух Святой подается в Церкви.
«У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляться в пищу, а листья на врачевание» (Иез. 47:12).
По ту и по другую сторону реки, древо жизни. Эти слова можно понимать двояко. Либо надо действительно понимать как одно древо по ту и по другую сторону реки, и тогда мы снова сталкиваемся со сверхразумностью, ибо разум не может ни помыслить, ни представить такое. Это вроде тайны Троицы, где «одно равно трем», или тайны боговоплощения, где один и тот же и Бог, и Человек. Будучи в одном лице, Христос одновременно и вездесущий Бог, и находящийся в определенном месте земли Человек. Воистину, древо жизни по ту и по другую сторону. (Можно вообще сказать, что всякий догмат представляется нашему разуму антиномично, как синтез тезиса и антитезиса, как «древо жизни по ту и по другую сторону»).
Можно разуметь и так, что по обеим берегам реки вдоль золотой улицы города будут расти многие дерева. Так понимать можно на основании пророчества Иезекииля: «У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева...» (Иез. 47:12). В таком случае выражение древо жизни употреблено в родовом смысле. Как мы иногда говорим: «Вдоль той реки растет береза», – разумея не одно дерево, а много дерев этого рода. Как некогда в раю, в Эдеме, так и в вечности, в новом Иерусалиме будет насаждено древо жизни. О том, что есть это древо, и что значит вкушение от него, см. в толковании ст. 2:7.
Древо жизни – это древо креста, жизнь – это Христос (Ин. 14:6). Плоды древа – пречистая плоть Богочеловека. Если в ст. 2:7 было подробно разъяснено вкушение от этого древа в земной Церкви, то теперь мы видим, что и в вечность перейдет это таинственное вкушение. Древо жизни таинственно и неизъяснимо, величественно и благодатно проходит через Эдем, Церковь земную и вечность. Через это древо реально и истинно тварь соединяется с Творцом, время с вечностью, земля с небом. Корни древа – в земле, крона – возносится к небу. От плодов его – жизнь.
Ежемесячное плодоношение древа означает обилие божественной благодати и непрерывность богообщения людей через таинственное вкушение этих плодов. Там не будет греховной зимы, прекращающей благодатную жизнь, там не будет духовного голода.
Число двенадцать означает как непрерывность (ежемесячно, круглый год), так и число Апостолов. Благодатные плоды древа жизни подаются в Церкви через апостольскую проповедь и священнодействия. Церковь апостольская не только в этом веке, но и в будущем. Это мы видим и в двенадцати основаниях, двенадцати именах, двенадцати вратах города и в двенадцатиричном плодоношении древа жизни.
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6). Насытятся от древа жизни.
Как на земле плоды древа служат для насыщения, а листья – для врачевания, так будет и там. Иоанн пишет: и листья дерева – для исцеления народов. Эти слова нередко вызывают недоумение. Неужели в будущем веке будут болезни, страдания и даже грехи, от которых нужно будет исцеляться? Разумеется нет, ибо ясно сказано: «ни плача, ни воплей, ни болезней» уже не будет. Да и сразу после слов об «исцелении народов» Иоанн дальше пишет: «И ничего уже не будет проклятого» (ст. 3). Иные на основании этих слов заключают, что и в будущем веке будет еще неравенство людей перед Богом. Некоторые будут мол жить в новом Иерусалиме и иметь полное блаженство, а другие будут жить только лишь на новой земле и будут листьями древа жизни исцеляться от своего несовершенства. И вообще, многие сектанты создают сложные системы «расселения» праведников в вечности. Одни будут храмом Бога, другие будут жить в новом Иерусалиме, иные – на новой земле. Все эти хитросплетения и мудрствования, разумеется, не имеют никакого основания в Писании и являются следствием их чрезвычайно путаных и противоречивых учений. Мы уже видели, что имея различную славу, в вечности все, тем не менее, будут равны перед Богом, все будут спасены (21:24). Новый Иерусалим – средоточие всей обновленной твари, место престола Божия, Церковь вечности. И нельзя говорить, что одни будут жить в нем, а другие – вне. «Вне» города, ясно сказано, будут не «несовершенные в спасении», а «псы и чародеи, и любодеи, и убийцы» (22:15), то есть все сыны геенны. Невошедшие в город вообще не войдут в вечное блаженство, а будут в геенне. Новая земля, новое небо, новый Иерусалим – всё это будет одинаково доступно всем, достигшим небесного Ханаана. Все места в вечности: от новой земли до самого сокровенного – до престола Божия, будут доступны всем. Каждый будет иметь возможность пребывать везде.
Слова об исцелении народов от листьев древа жизни Андрей Кесарийский объясняет как «тончайшее, превысшее и пресветлое разумение Божественных судеб... Эти листья будут во исцеление неведения тех народов, которые стоят низшими в делании добродетелей». То есть здесь, в этой земной жизни, народы болеют неведением, различными грехами и слабостями, а также и буквально телесными болезнями и недугами. От всего этого в будущем веке народы исцеляются через листья древа жизни. Если питание от плодов древа жизни будет всегдашним (двенадцать раз в год новые плоды), то исцеление листьями древа жизни будет одноразовым событием. Однажды совершится это, чтобы навечно исцелить народы от всех их телесных и душевных болезней. С другой стороны, в этой земной жизни под исцеляющими листьями древа жизни можно разуметь листья книги Священного Писания, от которых бывает великое исцеление читающим.
Андрей Кесарийский дает еще другое значение древа жизни, плодов и листьев. Он пишет: «Река напояет насажденных при ней святых, названных древом жизни по образу Древа Жизни – Христа». Этому особенно будет соответствовать мысль о том, что дерев было много, но все они одного рода. О таком блаженном муже пел святой Давид: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет» (Пс. 1:3). Святой Давид говорит здесь о тех же признаках святого человека: древо при потоке воды, плоды, листья. Андрей Кесарийский пишет так: «Древо жизни – двенадцать Апостолов по причине их причастия истинного древа жизни. Плоды их – суть принесшие 100-кратный плод, листья – 6-кратный, народы – 30-кратный. По разным плодам и слава будет разная. То, что древо в единственном числе, говорит о единстве святых в сопребывании и разумении».
Так последней страницей Писания завершается учение его первых страниц: о реке, древе, плодах и листьях рая. Изгнанный из рая возвращается в него. Потерянное возмещается сторицей. Слава Богу! Аллилуйя!
Откр.22:3 – И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. Об этом же пишет пророк Захария: «И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно» (Зах. 14:11). Проклятием змия, грехопадением Адама и Евы ознаменовалось изгнание из рая. Упразднением всякого проклятия (анафемы) и всего проклятого ознаменуется начало вечности, нового рая. На Страшном Суде Господь скажет тем, «которые по левую сторону: идите от Меня проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Огонь геенны – вот конец всему проклятому. Там оно и будет. В небесном же городе ничего уже не будет проклятого. Через грех Адама проклятие вошло во весь род человеческий. Через крест Христов, оно упраздняется. Христос, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, ...взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол. 2:14). Склонись, человек, перед этим крестом и получи разрешение от клятвы, тяготеющей над тобой! Войди апостольскими вратами в город Церкви, где ничего уже нет проклятого.
Ныне Церкви дан суд разрешать от клятвы (анафемы) и возлагать ее (Мф. 18:17-18). Потому только в Церкви – освобождение от клятвы. Как жалки поэтому все сектантские общества, сулящие своим чадам разрешение от клятвы, дать же его не могущие. Жалкое ослепление и заблуждение! Они, как дети, играющие во взрослых, подражают тому, что делается в Церкви. Как дети, песчаной «кашей» кормящие кукол, ею же они «питают» своих чад. Они, сами давно оказавшись «вне города», в области проклятой, пытаются проклинать и отлучать неподчиняющихся им. Избави нас Бог от такого! Да избавит Бог и всякого от анафемы церковной! Ибо, что связано Церковью на земле, то будет связано и на небе. А ничто проклятое не войдет в небесный Иерусалим.
Словам ничего уже не будет проклятого можно придать еще другое значение. Проклятие=анафема=отлучение. Сейчас люди от многого отлучены. Многое им недоступно, но ведомо и достижимо только Богу. Тогда же не будет ничего, отлученного от людей, они будут иметь свободный и совершенный доступ ко всему. Всё проклятое и отлученное будет исторгнуто из города. В нем установится теснейшее общение Творца с прославленной тварью. Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. В служении Богу смысл жизни человека. «Вы обратились к Богу от идолов, – пишет Апостол Павел, – чтобы служить Богу живому и истинному». Но если теперь к служению Богу Апостол присоединяет и второе наше назначение в жизни: «и ожидать с небес Сына Его» (1Фес.1:9-10), то там узрят лице Его (ст.4), там будет непосредственное и блаженное служение спасенных Своему Спасителю (Агнцу), Которого и узрят. Там тварь будет служить своему Творцу (Богу), видя Его. Когда Адам был изгнан из рая, то вместе с проклятием получил назначение трудиться со скорбью и потом (Быт. 3:17-19). Поэтому напрасны все попытки неверующих видеть в труде смысл и назначение жизни, жить ради творческого труда. Ныне труд необходим и жизнь без него немыслима. Но и он проклят. А может ли в проклятом, в скорбях и поте быть цель? В Гефсиманском саду из уст божественного Страдальца сорвалось: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мк. 14:34). И в том борении «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44). Гефсиманская скорбь и кровавый пот сняли проклятие скорби и пота с труда человека. Теперь в Церкви Христовой человеку открывается блаженное и радостное поприще служения Богу, истинная диакония, а не призрачная мира сего. Неразумные представляют себе вечность как некое блаженное безделие, как непрерывный отдых и «вкушение райских яблок». Такое понимание глубоко чуждо Писанию и сокровенному чаянию христиан. Вечность – это вечно-блаженное и всерадостное служение Богу. Это труд, освобожденный от проклятия. (Сравни: «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов...»). Что может дать миру «проклятьем заклейменный раб», кроме опять-таки проклятия и рабства греху?! Кроме последующего за этим вечного проклятия и рабства!
Откр.22:4 – И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. Служащие Богу в вечности узрят лице Его. О лицезрении Бога см. толкование ст. 4:2. Это великая тайна: не видя, видеть Невидимого! Интересно еще отметить, что Иоанн пишет: рабы Его, служить Ему, лице Его, имя Его. Везде о Нем говорится в единственном числе, хотя это относится к Богу и Ангцу. В этом указание на единосущие Троицы. «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30). Бог и Агнец – не два Бога, а один, лицо Которого и узрят праведные.
И имя Его будет на челах их. Начертание имени Божия на челах святых мы не раз видели в Апокалипсисе. См. 2:17; 3:12; 14:1. Известно, что ветхозаветный первосвященник носил на челе своем на кидаре золотую дощечку с надписью «святыня Господня» (Исх. 28:36-38). Так имя Божие «золотыми буквами» начертывается на челе (уме) праведных, на их ликах, в их сердцах, во всем их существе.
Откр.22:5 – И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. 1. Отсутствие ночи. 2. Исчезновение нужды в естественных светилах. 3. Свет Божества. 4. Освещение Им спасенных.
Как линза собирает в фокусе лучи падающего на нее света, так последние слова апокалиптического видения собирают воедино все лучи Божественного света, рассеянные в предыдущих словах тайнозрителя. Как заходящее на западе солнце бросает последний луч уходящему дню и исчезает за горизонтом, так и этими словами брошен последний луч в духоносные очи тайнозрителя, с ними и гаснет последнее видение Апокалипсиса.
Последний раз воззрев на вечный свет, тайнозритель еще раз добавляет о спасенных: и будут царствовать во веки веков. Некогда архангел Гавриил возвестил Пречистой Деве, что Христос «будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:33). Это всегда исповедует Церковь в своем Символе веры: «Его же Царствию не будет конца». А праведных Бог соделывает царями и священниками и будут они царствовать с Ним во веки веков. Над чем будут царствовать святые в вечности? Греха или лукавых сил уже не будет, чтобы над ними царствовать. Но будет иное вечное Царство славы. Бог сотворил человека венцом и владыкой мира. Однако через свое падение человек потерял это блаженное царство, поработил всю тварь греху и страданиям. Христос освобождает Вселенную от рабства греху и восстанавливает блаженное царство Нового мира, в котором человек вновь обретает свое изначальное назначение царя и владыки. И это царство не будет нарушено ничем, святые будут царствовать со Христом во веки веков. Ей, аминь.
На этом закончилось последнее видение Апокалипсиса. Стихи 22:6-21 представляют собой уже не апокалиптическое видение, но послесловие Иоанна на земле, находящегося на острове Патмос рядом со своим учеником Прохором.
(Далее дается толкование только по Андрею Кесарийскому).
Откр.22:6 – И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. Верны и истинны потому, что их произносит Сама Истина. Указав всё виденное и изъясненное как бы через Ангела, теперь Он говорит от Своего лица. Если Бог пророков есть Христос, пославший Ангела Своего показать рабам Своим будущее чрез блаженного Иоанна, созерцавшего это видение, то, очевидно, лишь применительно к домостроительству Апостол говорит впереди, что Откровение дано Сыну ради плоти. Так как неужели Бог пророков, Который посылает Ангелов в качестве служебных духов для открытия рабам Своим будущего, не знает ни дня, ни часа кончины и только теперь узнает от Отца, Он, имеющий, как Бог, сокровища тайные премудрости и разума? От лица Его Евангелист дальше говорит:
Откр.22:7 – Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Предлагать Божественные повеления как бы от своего лица имеют обыкновение и другие пророки. Слова гряду скоро указывают или на краткость этой жизни в сравнении с будущей, или же на внезапность и быстроту смерти, которая, как преставление отсюда, является концом для каждого. И так как неизвестно, в какой час приходит вор, то и заповедано нам бодрствовать и иметь чресла препоясанными и светильники горящими (Лк. 12: 35) жизнью по Боге и светить ближним. Будем поэтому непрестанно с сокрушенным сердцем умолять Бога избавить нас от гонителей, чтобы, когда они покорят нас, Ангелы, принимающие души наши, не взяли их неготовыми, да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего] (Пс. 7:3), чтобы душа каждого, опутанная узами земных дел и не выносящая разлучения с ними, не возвратилась к ним напрасно, и, принужденная Ангелами по Божию повелению оставить их, не оплакивала бы бесполезно время, которым она пренебрегала. Но, воспевая непрестанно песнь Давида: спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои (Пс. 118:60), услышим в награду за их исполнение слова Божии: войди в радость господина твоего (Мф. 25:21). С Ним подобает слава Отцу со Святым Духом, честь и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Откр.22:8-9 – Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись. Это свойство апостольской души, потому что, как он сказал в Евангелии: и истинно есть свидетельство его (Ин. 19:35), так же и здесь по изложении виденного уверяет, что он сам видел и слышал предсказанное. Показал и благословение Ангела, раскрывшего видение, что он поклонение его не принял, а благоразумно отнес и передал его Владыке.
Откр.22:10 – И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. До сих пор он передавал слова Ангела, а теперь говорит от лица Владыки Христа. Книга эта достойна для чтения верующих, потому что она направляет читающих к истинной жизни указанием наказаний, уготованных грешникам, и покоя, обетованного святым.
Откр.22:11-12 – Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Пусть никто не думает, что Он поощряет этими словами к неправде, осквернению и обидам, но, указывая на свободу воли и сохраняя ее непринужденность, Он как бы говорит: «пусть каждый поступает по своему желанию; Я не принуждаю его». И, указывая, что за каждым делом будет соответствующий ему конец.
Откр.22:13 – Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
Альфа и Омега означает, что как по началу нет ничего старейшего Его, так и власти Его и Божественному Царству не будет конца. И выше не раз говорено, что Христос есть Альфа и Омега, как Первый по Божеству и Последний по человечеству.
Откр.22:14 – Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. Соблюдающие заповеди Божии воистину блаженны, потому что они будут иметь власть во блаженной жизни упокоиться на древе жизни – Христе, Боге нашем, насыщаться и услаждаться созерцанием Его, и этому тогда не в силах будет воспрепятствовать ничто лукавое. Вратами апостольскими, то есть чрез их учение, они войдут в вышний град дверью истинною (Ин.10:9), не перелазят инде (Ин.10:1), подобно наемникам-пастырям, а будут введены Привратником жизни.
Откр.22:15 – А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. Псами называются здесь бесстыдные, неверные и вообще злые делатели, оплакиваемые Апостолом, а вместе с тем и возвратившиеся после крещения на свою блевотину. За это они будут отчуждены от вышнего города наравне с убийцами, прелюбодеями и идолопоклонниками.
Откр.22:16 – Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. Здесь свидетельствуется о достоинстве Владыки, посылающего Ангела. Слово «свидетельствовать» употреблено вместо «засвидетельствовать». Христос – корень Давида, как Бог, как происшедший от него, есть род его. Звезда утренняя и денница. Христос же, воссиявший нам заутра Тридневен и имеющий явиться святым, после настоящей жизни в утро всеобщего воскресения установит нескончаемый день.
Откр.22:17 – И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.
Невеста – Церковь и обитающий в ней Дух говорят в сердцах наших: Авва отче, и призывают пришествие Единородного Сына Божия. Также и всякий верующий, слушающий учение, молится Богу Отцу: да приидет Царствие Твое (Мф. 6:10). Жажда к питью жизни нужна для прочного обладания приобретенным. А особенно потому, что дар подается не тем, которые недостойны его величия, хотя несколько и трудятся, а приносящим благий разум, разжженный более серебра и золота, а также и телесный труд.
Откр.22:18-19 – И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Страшное проклятие на извратителей Божественного Писания; дерзкое безрассудство их, злонравие и самолюбие лишат их благ будущего века. И он предостерегает нас, чтобы мы не претерпели того же и для этого не прибавляли и не убавляли, но слова Писания почитали достовернейшими и славнейшими аттических сочинений и диалектических силлогизмов. Потому что и в них, если находится что-либо несообразное с истиною, то обыкновенно прибегают к свидетельству автора этих сочинений. Но разницу величия знаменитых у нас и у них трудно даже представить в уме. Я думаю, что она более, чем между светом и тьмою.
Откр.22:20 – Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Апостол говорит: «и я, свидетельствующий о сем, взываю: к Тебе, Жизни нашей, иду, и Сам Ты прииди, Господи!» Но, может быть, слова свидетельствующий сие сказаны и от лица Христа, то есть Он говорит: «Я, Свидетельствуемый, приду скоро», а Апостол отвечает: гряди, Господи, Иисусе!
Откр.22:21 – Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Пришествие Христа желательно для святых, как приносящее за собою множество наград. Поэтому и книга эта, приводящая к блаженной кончине и покою читающих ее, есть святая, боговдохновенная. Теперь же мы вкратце изложим ее назначение. Сказанное о семи церквах научает нас терпению в бедах, любви к доброделанию и другим добродетелям. Узнаем также о храбрости и мужестве мучеников, страшном наказании неверных, плодоношении семени Евангельского, отпадении слабых и маловерных. Указывается и на человеколюбие Ангелов, держащих Евангелие и проповедующих его сущим на земле.
«У нас, оттого, что нет никого совершенно здорового в вере, но все больны, – одни более, другие менее, – никто не в состоянии пособить лежащим. Так, если бы кто со стороны пришел к нам и хорошо узнал и заповеди Христовы и расстройство нашей жизни, то не знаю, каких бы еще мог он представить себе других врагов Христа хуже нас; потому что мы идем такою дорогою, как будто решились идти против заповедей Его!» Иоанн Златоуст.