ГЛАВА ПЯТАЯ
Откр.5:1 – И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. Сначала Иоанн видит просто Сидящего. Но вглядевшись, он замечает в деснице, в правой руке Его книгу. Книгу эту можно представить себе в виде свитка. В древности папирус или пергамент скатывали в свиток и так он хранился. Книга, виденная святым Иоанном, была исписана внутри и снаружи и запечатана семью печатями.
Что означает эта книга? Можно указать на два ее значения. Во-первых, она указывает на премудрую Божию память, в которую, по Давиду, вписано всё. Разумеется и глубина Божественных судеб, записанных в эту книгу. Все судьбы вселенной, народов, людей вписаны в тайную книгу Божию, которую никто не может прочитать. И все эти судьбы исключительно в деснице Божией. Ни вникнуть до конца в смысл судеб, ни изменить их никто не может. Семь печатей скрывают всё от нас, а десница Божия управляет.
С другой стороны, эта книга указывает на домостроительство Божие. Семь печатей указывают на то, что ни постичь, ни тем более совершить это домостроительство нашего спасения никто из тварей, даже небесных, не может. Всё домостроительство спасения в деснице Божией.
Откр.5:2-3 – И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. Кто достоин и может вникнуть в тайны судеб Божиих? Кто достоин и может совершить домостроительство спасения вселенной? И никто не мог, не нашлось никого ни на небе (ни праведники Божий, ни силы бесплотные), ни на земле (никакой человек, даже самый великий и праведный, ни тем более животное), ни под землею из преисподних сил, кто бы мог совершить это. Низвергнутые с неба, они не в силах теперь взойти и взять таинственную книгу из десницы Того, на Кого восстали. Посему и для демонов теперь сокрыты тайны судеб, они не имеют предведения, они не постигают ни Промысла Божия, ни путей Его. Так никто, ни из небесных, ни из земных, ни из преисподних, не может вскрыть книгу судеб Божиих. Значит, и не может совершить домостроительства спасения. И не только раскрыть сию книгу никто не мог, но даже и посмотреть в нее.
Когда этот сильный Ангел воскликнул: кто достоин раскрыть? – то Иоанн, видимо, стал оглядываться: так кто же? Он смотрит с надеждой, от Ангелов, до херувимов и серафимов возносится его взор – но не смог никто.
Откр.5:4 – И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. Апостол Иоанн настолько проникался созерцанием тайн Божественных судеб, настолько глубоко чувствовал необходимость спасительной благодати, что когда увидел, что никто не может ни читать эту книгу, ни даже посмотреть в нее, то заплакал. Не увидел Авраам своего многочисленного потомства, но хотя бы на многочисленные звёзды было указано ему (Быт. 15:5). Не вошел Моисей в Ханаан, но хоть с горы издалека увидел Землю обетованную. Здесь же никого не нашлось достойного заглянуть в эту книгу. А люди, и безбожники особенно, часто говорят: а вы мне покажите, и я буду верить! Невозможно, недостойны! Даже на небесах никто не достоин проникнуть в эти таинства.
Откр.5:5 – И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. Никто не мог этого совершить. Но нашелся знающий Того, Кто это может. Интересно, что знает это не один из Ангелов, ни даже Архангел Гавриил – вестник тайн Божиих, а один из старцев, один из искупленных верующих, один из Церкви, может быть из ветхозаветных патриархов или Апостолов. Может быть это Апостол Петр, ранее других исповедавший Христа Сыном Божиим. Так прославленные земные раньше узнают Спасителя, чем чины небесные. И вот говорит ему один из старцев: не плачь, утешься, я укажу тебе Достойного. Мы видим и дивную высоту души Иоанна, который не о земном плакал, а о небесном. Так должны просветлеть и наши очи, чтобы из них, как воды чистые, излились потоки слёз о небесном. Мы видим, что сам Апостол Иоанн не только созерцает, но участвует в являемых ему видениях. Он сам переносится туда, рассматривает, вступает в разговор, плачет, сокрушаясь, его утешают. Интересно еще отметить, что Божественному тайнозрителю не раз показываются образы Апостолов, а ведь он сам один из них! Вот, лев… Сначала Иоанн этого даже не увидел. В четвертой главе он всё описал, что увидел сразу. Теперь же ему указывается на Достойного совершить то, чего никто не достоин. Вот, лев от колена Иудина. Здесь вспоминается пророчество Иакова. Когда он перед своей смертью благословлял своих сыновей, то, благословляя Иуду, сказал ему: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт.49:9). Провидел Иаков, что от этого колена восстанет Лев, побеждающий мир. От Пречистой Девы Марии из колена Иудина восстал Христос, этот Лев, поразивший всякого супостата, славно воцарившийся. Он же назван и корень Давидов. Подобно этому читаем и у Исаии (11:1). «И произойдет отрасль от корня Иессеева (Иессей – отец Давида) и ветвь произрастет от корня его» (ср. Ис. 11:10; Рим. 15:12).
Это означает, что, по человеческому естеству, Христос есть корень Давидов, как происшедший из рода Давидова, ибо читаем о Пречистой Матери как о «Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк.1:27). А по Божественной Своей сути, Христос – корень Давидов, как сотворивший и произрастивший из Себя этого царя-пророка. И вот Христос, сей Лев от колена Иудина, корень Давидов, победил. Он победил того, кто сделал недостойными вселенную и всех ее обитателей не только читать тайную книгу Божию, но и просто приступать к престолу благодати. Он победил сатану, посеявшего мрак и невежество, грех и богоотступничество. Христос победил его на Кресте и лишил власти. Там, на Голгофе, Христос Своею Кровью одержал великую победу над всеми силами ада. И может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.
Христос, победивший сатану и мрак неведения, может теперь, как Сын Человеческий, проникнуть в тайны Божии и открыть их людям. Лишив чрез Крест сатану его силы, связав его, Он может совершить домостроительство спасения, снять эти семь печатей, спасти людей, совершить семь таинств веры.
Откр.5:6 – И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. Иоанн ищет глазами могущественного царственного льва, но видит: вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный. Не грозного льва, а как бы закланного Агнца видит святой Апостол. О, как дорого нам «это лето благоприятное» (Лк. 4:19), когда Христос Сын Божий, грозный лев только для демонов и всей власти, для нас же кроткий «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).
«Нет в Нем ни вида, ни величия... Он был презрен и умален пред людьми... Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как Агнец пред стригущим Его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:2-7). На Голгофском Кресте был сей Агнец заклан за грех мира. На небе Он как бы закланный, то есть Он уже не мертвый, Он воскресший, но раны Его – крестные в Его вознесенном теле. Так Голгофский Агнец восшел на небо «показал Себя Ангелам» (1 Тим. 3:16), «прошел небеса» (Евр. 4:14) и «навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10:12). На протяжении дальнейших глав пред Иоанном будет раскрываться эта картина: Христос всё время будет в виде Агнца. Так мы видим престол, Сидящего на нем Бога Отца, Христа Агнца, видим семь огненных светильников Духа Святого. Вокруг Троицы – 4 животных, 24 старца и простирается стеклянное море. Такова пока открывшаяся пред нами картина. Божественного Агнца Иоанн видит посреди престола, не рядом с престолом, а «посреди престола» «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (Ин. 1:18); и посреди старцев, то есть посреди Церкви небесной, посреди Апостолов и ветхозаветных патриархов подобно тому, как раньше Он явился посреди семи золотых светильников, посреди Церкви земной.
Агнец, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. Видим семь Христовых Духов, о которых говорит пророк Исаия (Ис. 11:2): «и почиет на нем (на Христе) Дух Господень, (1) дух премудрости и (2) разума, (3) дух совета и (4) крепости, (5) дух ведения и (6) благочестия; и (7) страхом Господним исполнится». Вот они – семь духов Божиих. Говорит об этом и пророк Захария: «И возвратился тот Ангел, который говорил со мною (с Захарией), и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его... те семь, это очи Господа, которые объемлют взором всю землю» (Зах. 4:1-2,10). Очи Христа Агнца взирают на весь мир и объемлют его. Но если виденье нашими глазами заключается в том, что свет от предметов попадает в наши глаза, то виденье Божие заключается, наоборот, в том, что небесные лучи, семь духов, исходят из очей Его и посылаются во всю землю. Как елей из той чашечки наверху истекает по трубочкам в семь лампад, так и Полнота Духа Святого, этот Божественный елей, из Христа – истекает через семь таинств, как через семь трубочек в семь лампад – семисвечник, который есть Церковь Бога Живого на земле.
Так семь духов Божиих изливаются из Того, на Ком «почиет Дух Господень» в Его Тело – Его святую Церковь, «на всякую плоть» (Деян. 2:17), и посылаются во всю землю. «Я посылаю вас, – говорит Христос, и, сказав это, дунул и говорит им (Апостолам): Примите Духа Святого» (Ин. 20:21-22). Апостолы же, исшед из Иерусалима, и позднее преемники их, разнесли огонь этого Божественного семисвечника по всей земле. И так будет, доколе «земля будет наполнена ведением Господа как воды наполняют море» (Ис. 11:9).
Здесь можно сказать о сектантах. Рядом с семью лампадами золотого светильника – святой Церковью – воздвигают они свои, иные светильники, не соединенные ни с верхней чашечкою (Христом), ни с семью трубочками (семью таинствами)! Упорно ищут они иные пути для достижения этого елея. Не сдвинет ли Господь светильники, не Им поставленные?
Откр.5:7 – И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. Агнец, Которого Иоанн сначала и не видел, теперь вступает в действие. Прошла Голгофа, Крест. Агнец был распят, заклан за грехи мира. Наконец сатана связан. И Христос побеждает, воскресает во славе. И уже не закланный, а как бы закланный, оставляет Он землю, возносится на небеса, проходит их, приступает к престолу Божию и берет из десницы Сидящего на нем Отца Своего книгу. Он – достоин! Умерший и Воскресший, Он теперь достоин как Человек проникнуть в тайны Божии, как Богочеловек совершить домостроительство спасения. И как достойный берет из десницы Божией эту книгу. Еще не начал Он ее читать, не вскрыл еще ни одной ее печати, а только еще взял.
Откр.5:8 – И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем. Это небесная торжествующая Церковь поклоняется Христу. Не благодеяние, не открытие тайны, а только один вид Христа, как бы закланного Агнца, подходящего к престолу и берущего книгу, повергает их ниц. Поклоняются небесные жители пред Всевышним в предчувствии и предвидении великого, что должно совершиться. Они падают ниц, имея каждый гусли. Спасенные всем своим существом славят Творца и Спасителя. Они прославлены, не надорванные и хрипящие голоса у них, а поющие песни новые и небесные. Но им и этого еще недостаточно, чтобы прославить Бога. И они берут гусли, чтобы более прославить Христа.
Гусли означают здесь не только музыкальное сопровождение, но и гармоническое, благозвучное Божественное славословие. Интересно отметить, что музыкальные инструменты употреблялись в ветхозаветном богослужении (как мы видим, и в небесном). Православие же в своем стремлении к строгости и безыскусности полностью отказалось от музыки на богослужениях. На западе же, в католичестве, стала со временем употребляться органная музыка. И земная Церковь, подражая небесной, не ограничивается как бы только собою, но всеми средствами (храмы, иконы) старается славить Бога. Апостол Павел говорит, что христиане есть Христово благоухание (2 Кор. 2:15). Как из золотых чаш, из сердца и помышлений христианина возносится Богу фимиам молитв и добрых дел.
Точнейшее же рассмотрение этого видения вскрывает нам более таинственную мысль. Мы здесь видим четырех животных и 24 старца, то есть небесную Церковь, пред престолом и Агнцем с золотыми чашами, из которых воскуряется Богу фимиам молитв святых. Святые прославленные ходатайствуют о святых страдающих. Поэтому и призывает земная Церковь святых небесных. Поэтому и говорит Апостол Павел, что христиане «приступили... к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12: 23). Поэтому и взываем к угодникам Божиим, как усердно ходатайствующим о нас и приносящим наши молитвы к престолу и к Агнцу. «Много может усиленная молитва праведного» – говорит святой Иаков (5:16). Вот они – «духи праведников», принятые Богом, и кто может молиться усерднее, чем они, «достигшие совершенства»?! Да не оскудеют чаши с нашими молитвами в их руках! Какой могущественной молитвенной силы лишают себя не призывающие святых! Молитвы святых, то есть и земные христиане, как освященные кровью Иисуса Христа, называются «святыми». Святыми они называются не по своему достоинству, а по Божественному избранию, по отделенности своей от мира, по освящению, получаемому от Того, Кто един свят, Господь Иисус Христос.
В народе иногда разделяют христиан на «святых» и простых. Святые пусть живут по Евангелию, а мы как-нибудь. Так ведь нет спасения «как-нибудь»! И Богу угодны молитвы святых. А «кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Пр.28:9). «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Пр.15:8). «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь... когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение (ваших жертв) отвратительно для Меня» (Ис. 1:11-13).
...Топчутся нами церковные дворы, воскуряется ладан, не исчезают жертвы с панихидных столов. Но принимаются ли все наши молитвы, не оскудевают ли чаши наших небесных ходатаев, поскольку не приятный фимиам, а едкий, мерзкий дым возносится зачастую от нас?! Святые молитвы угодны Богу, и только святые входят в обители Божии (21:27). Канонизированный же Церковью лик святых – это те особые угодники Божий, которые великими делами благочестия прославлялись на земле, и достоверно известно, что они приняты Богом, а потому и призываются в молитвах святой Церкви. Скажем и мы вместе с Апостолами: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:13-14).
Оставила небесная Церковь свои престолы, низложила свои венцы, поклоняясь Богу и Агнцу, воспела песнь. Но ей и этого недостаточно – взяла гусли. Но и этого недостаточно – взяла молитвы земных, чтобы все и всё единым собором возвеличили Бога.
Откр.5:9-10 – И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. Человек пришел к Богу. В его устах смолкают дикие и непотребные напевы, он научается песни новой. О ней говорит псалмопевец: «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (Пс. 149:1). Новый гимн звучит в возрожденном сердце. Но с какой новой силой он звучит там, у престола Всевышнего! О дальних странах, ратных подвигах, о потерянной любви – поют певцы в долине земной. О чем же поете вы, святые, у престола на небе? Какая новая песнь родилась в вашем сердце? Не научите ли вы и нас воспеть эту песнь новую? Так слушайте же, о чем поют небеса: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати. Не было достойного ни на небе, ни на земле, ни под землею, – но вот небо и земля поют Агнцу-Христу: «Аксиос! Достоин! Достоин!» Достоин вникнуть в тайны Божий и вскрыть их. Достоин совершить домостроительство спасения!
И сейчас Церковь, подходя к посвящению служителей тайн Божиих, поёт: аксиос! Но это достоинство земных обретается только достоинством Небесного Агнца, Которому небесные поют: Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени! Вот она, песнь новая! Отверженного земными воспевает небо! Воплощенный Бог приносит Себя в жертву миру. Это важнейшее из всех событий несмолкаемо и боголепно воспевает земная Церковь. Но нужна еще новая песнь Церкви небесной, чтобы воздать достойную славу Искупителю. Кровь Иисуса Христа, Божественного Агнца – вот та дорогая цена, которою мы искуплены Богу (1Кор. 6:20). Искупление Христово простирается на все народы. Нет веры русской или немецкой, есть вера Христова во всех народах, есть Кровь Агнца-Христа, омывшая иудея, эллина, немца, русского, китайца, человека белого и черного, красного и желтого. Из всех народов собирает Христос Свою Церковь.
Здесь надо указать на неверное понимание указывающих на это и подобные места Нового Завета и говорящих, что Христос соберет Свою Церковь из верующих всех исповеданий. Этого нигде в Библии не написано. Не из всех вер, а из всех народов соберет Христос Своих. О всех же народах сказано: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5). Еретики же даже один народ раскалывают на множество вер. Церковь все народы собирает в одну веру, веру апостольскую, хранимую поныне.
...И дальше поет Церковь Христу: Ты искупил нас... Об этом духовном царстве и священстве христиан уже было сказано (см. 1:6). Так поет ликующая при виде Агнца Церковь. Из слов этой песни мы ясно видим, что четверо животных и 24 старца – это и есть Церковь.
Откр.5:11-12 – И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев. Святой Иоанн видит, как картина всё более дополняется. В центре – престол. На нем Сидящий и Агнец. Семь светильников горят пред престолом – Отец, Сын и Дух Святой, Пресвятая Троица. Сливаясь с престолом, вокруг него – четверо животных – существо Церкви – и высшие Ангелы. Далее вокруг престола 24 старца – Церковь. Следующий круг – Ангелы, которых теперь видит Апостол. Великое множество Ангелов окружало престол, животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч. «Тьма» – это десять тысяч. Тьма тем – это сто миллионов. Скорее же под этим числом надо разуметь весьма огромное количество. Этим же числом означает и пророк Даниил Ангелов, стоящих пред престолом Божиим (Дан. 7:10).
Которые, то есть эти сонмища Ангелов, говорили. Видим, что в эту новую песнь включаются теперь и небесные воинства духов бесплотных. Достоин Агнец закланный, – именно через заклание, чрез Голгофу и Крест, становится Агнец достойным принять силу над имевшим державу смерти, ибо связал сильного (сатану) (Мф. 12:29). Теперь Христос принимает силу над сатаной, бесами, адом и всем миром. А что, разве раньше Он такой силы не имел? Как Сын Божий имел всегда. Но «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3:8). И уже как Сыну Человеческому чрез Крест дается Ему «всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). И богатство. Ради нас Христос был «как отпрыск и как росток из сухой земли... и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53:2). Ради нас Он обнищал и «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2:7). «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9:58). Голгофский же Крест удостаивает Его неизреченных и великих богатств. Все сокровища неба и земли принадлежат теперь Ему. Господь говорил, что раб не больше своего господина, а сколь часто мы, христиане, прилепляемся к богатству земному и служим маммоне! Не говорил ли Христос всё оставлять ради Него, и тогда сторицею будет воздано. Тот будет достоин там принять богатства, кто оставляет их здесь. Вспомним жития святых, сколь многие из них всё оставляли ради Христа. Все они стяжали себе великие богатства на небе. А какое нищенское состояние на небе зарабатываем мы себе своим многостяжательством и обольщением земным? Поэтому не надо говорить, что слова Христа об оставлении всего только для подвижников. Первые христиане показали, что исполнять эти слова должны все (Деян. 4:32). Не стоит делать себе вход в Царство Небесное узким и малым, как отверстие игольного ушка (Мф. 19:24)!
Многие говорят: если не будем работать в воскресенье – дети по миру пойдут. И невдомёк им, что по миру греха идут их дети от того, что они работают в воскресенье, а не молятся. Если воскресная работа не благословлена, то наработанное в воскресенье сгниет в понедельник. Кто с Богом живет, того и Бог никогда не оставит.
И премудрость. Это разуметь надо не по Божественному, а по человеческому естеству Христову. Некогда как младенец Он «возрастал, исполняясь премудрости» (Лк. 2:40). Учителя иудейские «дивились разуму и ответам» (Лк. 2:47) двенадцатилетнего Отрока. Теперь же небо и земля и все лики ангельские изумляются Агнцу, берущему из десницы Всевышнего таинственную книгу и достойному перенять всякую премудрость. Ибо по плоти Христос удостаивается всеведения.
И крепость. «И нарекут имя Ему: Бог Крепкий», – говорит пророк Исаия (9:6). И неумолчно взывает Церковь: Святый Боже, Святый Крепкий... В Нем всякая крепость, и никто не может Его сокрушить. Он даже рабам Своим говорит, что даст им власть над язычниками, и будут пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся (2:26-27). Так получает крепость «Муж скорбей и изведавший болезни», Который «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53:3-4). Поэтому не унывайте, братия, в немощах, ибо и крепость великую подает Господь. И честь. «Он был презрен и умален пред людьми» (Ис. 53:3), а теперь принимает честь от Ангелов, будучи превознесен превыше небес.
И славу. Славу воздают Ему небеса. Кто ты, убогий человек, заживо начинающий гнить, когда бесславишь Христа, Того, Кому тьма Ангелов воздает славу?! Небеса исполнены ангельским славословием Христу.
И благословение. Как может Христос принять благословение и от кого? Он его ни от кого не принимает. «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр. 7:7), а Он – Всевышний. Как Сын Человеческий, Он принимает благословение от Отца. И еще более: Он Сам Себя унижает, называя Себя «меньшим» в отношении к Иоанну Крестителю (Мф. 11:11), и принимает от него крещение. Но вот Он превознесен одесную Отца и... приемлет благословение – в каком смысле? Вот богатый дает милостыню нищему. Чем может воздать нищий богатому? Ничем, но сердце нищего благословляет милостивого. Так благодарно благословляет тварь Творца, так благословляет душа своего Господа. Сила, богатство, премудрость, крепость, честь, слава и благословение – вот семь жемчужин, которые Христос, нас ради, через Свое заклание, оставил, а теперь как Сын Человеческий принимает при ангельском пении.
Откр.5:13 – И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. Вся вселенная, вся тварь поклоняется Творцу и Спасителю и славит Его.
Откр.5:14 – И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков. Этому славословию всей твари высшие Ангелы и сам характер, существо Церкви в лице Евангелистов говорят: аминь, истинно да будет так. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков. Так видим мы, что и Ангелы, и люди искупленные, и небо, и земля, и что под землею – всё вместе собирается в единое стадо, имеющее одного Пастыря, – Христа, совокупившего разделенное, собравшего рассеянное, разрушившего всякие разделяющие преграды. Всё вместе образует единый собор вокруг Бога.