на главную

 

ГЛАВА ПЯТАЯ

Откр.5:1 – И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. Сначала Иоанн видит просто Сидящего. Но вглядевшись, он замечает в деснице, в правой руке Его книгу. Книгу эту можно представить себе в виде свитка. В древности папирус или пергамент скатывали в свиток и так он хра­нился. Книга, виденная святым Иоанном, была исписана внутри и снаружи и запечатана семью печатями.

Что означает эта книга? Можно указать на два ее значения. Во-первых, она указывает на премудрую Божию память, в которую, по Давиду, вписано всё. Разумеется и глубина Божественных судеб, записанных в эту книгу. Все судь­бы вселенной, народов, людей вписаны в тайную книгу Божию, которую ник­то не может прочитать. И все эти судьбы исключительно в деснице Божией. Ни вникнуть до конца в смысл судеб, ни изменить их никто не может. Семь печа­тей скрывают всё от нас, а десница Божия управляет.

С другой стороны, эта книга указывает на домостроительство Божие. Семь печатей указывают на то, что ни постичь, ни тем более совершить это домостро­ительство нашего спасения никто из тварей, даже небесных, не может. Всё до­мостроительство спасения в деснице Божией.

Откр.5:2-3 – И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. Кто достоин и может вникнуть в тайны судеб Божиих? Кто достоин и мо­жет совершить домостроительство спасения вселенной? И никто не мог, не на­шлось никого ни на небе (ни праведники Божий, ни силы бесплотные), ни на земле (никакой человек, даже самый великий и праведный, ни тем более жи­вотное), ни под землею из преисподних сил, кто бы мог совершить это. Низ­вергнутые с неба, они не в силах теперь взойти и взять таинственную книгу из десницы Того, на Кого восстали. Посему и для демонов теперь сокрыты тайны судеб, они не имеют предведения, они не постигают ни Промысла Божия, ни путей Его. Так никто, ни из небесных, ни из земных, ни из преисподних, не может вскрыть книгу судеб Божиих. Значит, и не может совершить домостро­ительства спасения. И не только раскрыть сию книгу никто не мог, но даже и посмотреть в нее.

Когда этот сильный Ангел воскликнул: кто достоин раскрыть? – то Иоанн, видимо, стал оглядываться: так кто же? Он смотрит с надеждой, от Ангелов, до херувимов и серафимов возносится его взор – но не смог никто.

Откр.5:4 – И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. Апостол Иоанн настолько проникался созерцанием тайн Божественных су­деб, настолько глубоко чувствовал необходимость спасительной благодати, что когда увидел, что никто не может ни читать эту книгу, ни даже посмотреть в нее, то заплакал. Не увидел Авраам своего многочисленного потомства, но хотя бы на многочисленные звёзды было указано ему (Быт. 15:5). Не вошел Мои­сей в Ханаан, но хоть с горы издалека увидел Землю обетованную. Здесь же никого не нашлось достойного заглянуть в эту книгу. А люди, и безбожники особенно, часто говорят: а вы мне покажите, и я буду верить! Невозможно, недостойны! Даже на небесах никто не достоин проникнуть в эти таинства.

Откр.5:5 – И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. Никто не мог этого совершить. Но нашелся знающий Того, Кто это может. Интересно, что знает это не один из Ангелов, ни даже Архангел Гавриил – вестник тайн Божиих, а один из старцев, один из искупленных верующих, один из Церкви, может быть из ветхозаветных патриархов или Апостолов. Может быть это Апостол Петр, ранее других исповедавший Христа Сыном Божиим. Так прославленные земные раньше узнают Спасителя, чем чины небесные. И вот говорит ему один из старцев: не плачь, утешься, я укажу тебе Достойного. Мы видим и дивную высоту души Иоанна, который не о земном плакал, а о небес­ном. Так должны просветлеть и наши очи, чтобы из них, как воды чистые, излились потоки слёз о небесном. Мы видим, что сам Апостол Иоанн не только созерцает, но участвует в являемых ему видениях. Он сам переносится туда, рассматривает, вступает в разговор, плачет, сокрушаясь, его утешают. Интерес­но еще отметить, что Божественному тайнозрителю не раз показываются обра­зы Апостолов, а ведь он сам один из них! Вот, лев… Сна­чала Иоанн этого даже не увидел. В четвертой главе он всё описал, что увидел сразу. Теперь же ему указывается на Достойного совершить то, чего никто не достоин. Вот, лев от колена Иудина. Здесь вспоминается пророчество Иакова. Когда он перед своей смертью благословлял своих сыновей, то, благослов­ляя Иуду, сказал ему: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт.49:9). Про­видел Иаков, что от этого колена восстанет Лев, побеждающий мир. От Пречи­стой Девы Марии из колена Иудина восстал Христос, этот Лев, поразивший всякого супостата, славно воцарившийся. Он же назван и корень Давидов. Подобно этому читаем и у Исаии (11:1). «И произойдет отрасль от корня Иессеева (Иессей – отец Давида) и ветвь произрастет от корня его» (ср. Ис. 11:10; Рим. 15:12).

Это означает, что, по человеческому естеству, Христос есть корень Давидов, как происшедший из рода Давидова, ибо читаем о Пречистой Матери как о «Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк.1:27). А по Божественной Своей сути, Христос – корень Дави­дов, как сотворивший и произрастивший из Себя этого царя-пророка. И вот Христос, сей Лев от колена Иудина, корень Давидов, победил. Он победил того, кто сделал недостойными вселенную и всех ее обитателей не только читать тай­ную книгу Божию, но и просто приступать к престолу благодати. Он победил сатану, посеявшего мрак и невежество, грех и богоотступничество. Христос победил его на Кресте и лишил власти. Там, на Голгофе, Христос Своею Кро­вью одержал великую победу над всеми силами ада. И может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.

Христос, победивший сатану и мрак неведения, может теперь, как Сын Человеческий, проникнуть в тайны Божии и открыть их людям. Лишив чрез Крест сатану его силы, связав его, Он может совершить домостроительство спасения, снять эти семь печатей, спасти людей, совершить семь таинств веры.

Откр.5:6 – И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. Иоанн ищет глазами могущественного царственного льва, но видит: вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев сто­ял Агнец как бы закланный. Не грозного льва, а как бы закланного Агнца видит святой Апостол. О, как дорого нам «это лето благоприятное» (Лк. 4:19), когда Христос Сын Божий, грозный лев только для демонов и всей власти, для нас же кроткий «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

«Нет в Нем ни вида, ни величия... Он был презрен и умален пред людь­ми... Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исце­лились... Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как Агнец пред стригущим Его безгла­сен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:2-7). На Голгофском Кресте был сей Агнец заклан за грех мира. На небе Он как бы закланный, то есть Он уже не мертвый, Он воскресший, но раны Его – крестные в Его вознесенном теле. Так Голгофский Агнец восшел на небо «показал Себя Ангелам» (1 Тим. 3:16), «прошел небеса» (Евр. 4:14) и «навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10:12). На протяжении дальнейших глав пред Иоанном будет раскрываться эта картина: Христос всё время будет в виде Агнца. Так мы видим престол, Сидящего на нем Бога Отца, Христа Агнца, видим семь огненных светильников Духа Святого. Вокруг Троицы – 4 животных, 24 старца и простирается стеклянное море. Такова пока открывшаяся пред нами картина. Божественного Агнца Иоанн видит посреди престола, не рядом с престолом, а «посреди престола» «Едино­родный Сын, сущий в недре Отчем» (Ин. 1:18); и посреди старцев, то есть посреди Церкви небесной, посреди Апостолов и ветхозаветных патриархов по­добно тому, как раньше Он явился посреди семи золотых светильников, посре­ди Церкви земной.

Агнец, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божи­их, посланных во всю землю. Видим семь Христовых Духов, о которых го­ворит пророк Исаия (Ис. 11:2): «и почиет на нем (на Христе) Дух Господень, (1) дух премудрости и (2) разума, (3) дух совета и (4) крепости, (5) дух ведения и (6) благочестия; и (7) страхом Господним исполнится». Вот они – семь духов Божиих. Говорит об этом и пророк Захария: «И возвратился тот Ангел, который говорил со мною (с Захарией), и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отве­чал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его... те семь, это очи Господа, которые объемлют взором всю землю» (Зах. 4:1-2,10). Очи Христа Агнца взирают на весь мир и объемлют его. Но если ви­денье нашими глазами заключается в том, что свет от предметов попадает в наши глаза, то виденье Божие заключается, наоборот, в том, что небесные лучи, семь духов, исходят из очей Его и посылаются во всю землю. Как елей из той чашечки наверху истекает по трубочкам в семь лампад, так и Полнота Духа Святого, этот Божественный елей, из Христа – истекает через семь таинств, как через семь трубочек в семь лампад – семисвечник, который есть Церковь Бога Живого на земле.

Так семь духов Божиих изливаются из Того, на Ком «почиет Дух Господень» в Его Тело – Его святую Церковь, «на всякую плоть» (Деян. 2:17), и посы­лаются во всю землю. «Я посылаю вас, – говорит Христос, и, сказав это, ду­нул и говорит им (Апостолам): Примите Духа Святого» (Ин. 20:21-22). Апос­толы же, исшед из Иерусалима, и позднее преемники их, разнесли огонь этого Божественного семисвечника по всей земле. И так будет, доколе «земля будет наполнена ведением Господа как воды наполняют море» (Ис. 11:9).

Здесь можно сказать о сектантах. Рядом с семью лампадами золотого светильника – святой Церковью – воздвигают они свои, иные светильники, не соединенные ни с верх­ней чашечкою (Христом), ни с семью трубочками (семью таинствами)! Упор­но ищут они иные пути для достижения этого елея. Не сдвинет ли Господь све­тильники, не Им поставленные?

Откр.5:7 – И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. Агнец, Которого Иоанн сначала и не видел, теперь вступает в действие. Прошла Голгофа, Крест. Агнец был распят, заклан за грехи мира. Наконец сатана связан. И Христос побеждает, воскресает во славе. И уже не закланный, а как бы закланный, оставляет Он землю, возносится на небеса, проходит их, приступает к престолу Божию и берет из десницы Сидящего на нем Отца Сво­его книгу. Он – достоин! Умерший и Воскресший, Он теперь достоин как Человек проникнуть в тайны Божии, как Богочеловек совершить домостроитель­ство спасения. И как достойный берет из десницы Божией эту книгу. Еще не начал Он ее читать, не вскрыл еще ни одной ее печати, а только еще взял.

Откр.5:8 – И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем. Это небесная торжествующая Церковь поклоняется Христу. Не благодеяние, не открытие тайны, а только один вид Христа, как бы заклан­ного Агнца, подходящего к престолу и берущего книгу, повергает их ниц. По­клоняются небесные жители пред Всевышним в предчувствии и предвидении великого, что должно совершиться. Они падают ниц, имея каждый гусли. Спа­сенные всем своим существом славят Творца и Спасителя. Они прославлены, не надорванные и хрипящие голоса у них, а поющие песни новые и небесные. Но им и этого еще недостаточно, чтобы прославить Бога. И они берут гусли, чтобы более прославить Христа.

Гусли означают здесь не только музыкальное сопровождение, но и гармони­ческое, благозвучное Божественное славословие. Интересно отметить, что музыкальные инструменты употреблялись в ветхозаветном богослужении (как мы ви­дим, и в небесном). Православие же в своем стремлении к строгости и безыскусности полностью отказалось от музыки на богослужениях. На западе же, в като­личестве, стала со временем употребляться органная музыка. И земная Церковь, подражая небесной, не ограничивается как бы только собою, но всеми средства­ми (храмы, иконы) старается славить Бога. Апостол Павел говорит, что христиане есть Хри­стово благоухание (2 Кор. 2:15). Как из золотых чаш, из сердца и помышлений христианина возносится Богу фимиам молитв и добрых дел.

Точнейшее же рассмотрение этого видения вскрывает нам более таинствен­ную мысль. Мы здесь видим четырех животных и 24 старца, то есть небесную Церковь, пред престолом и Агнцем с золотыми чашами, из которых воскуряет­ся Богу фимиам молитв святых. Святые прославленные ходатайствуют о свя­тых страдающих. Поэтому и призывает земная Церковь святых небесных. Поэтому и говорит Апостол Павел, что христиане «приступили... к духам правед­ников, достигших совершенства» (Евр. 12: 23). Поэтому и взываем к угодни­кам Божиим, как усердно ходатайствующим о нас и приносящим наши молит­вы к престолу и к Агнцу. «Много может усиленная молитва праведного» – говорит святой Иаков (5:16). Вот они – «духи праведников», принятые Богом, и кто может молиться усерднее, чем они, «достигшие совершенства»?! Да не оскудеют чаши с нашими молитвами в их руках! Какой могущественной молит­венной силы лишают себя не призывающие святых! Молитвы святых, то есть и земные христиане, как освященные кровью Иисуса Христа, называются «свя­тыми». Святыми они называются не по своему достоинству, а по Божественно­му избранию, по отделенности своей от мира, по освящению, получаемому от Того, Кто един свят, Господь Иисус Христос.

В народе иногда разделяют христиан на «святых» и простых. Святые пусть живут по Евангелию, а мы как-нибудь. Так ведь нет спасения «как-нибудь»! И Богу угодны молитвы святых. А «кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Пр.28:9). «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Пр.15:8). «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь... когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение (ваших жертв) отвратительно для Меня» (Ис. 1:11-13).

...Топчутся нами церковные дворы, воскуряется ладан, не исчезают жерт­вы с панихидных столов. Но принимаются ли все наши молитвы, не оскудева­ют ли чаши наших небесных ходатаев, поскольку не приятный фимиам, а ед­кий, мерзкий дым возносится зачастую от нас?! Святые молитвы угодны Богу, и только святые входят в обители Божии (21:27). Канонизированный же Цер­ковью лик святых – это те особые угодники Божий, которые великими дела­ми благочестия прославлялись на земле, и достоверно известно, что они при­няты Богом, а потому и призываются в молитвах святой Церкви. Скажем и мы вместе с Апостолами: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забы­вая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3:13-14).

Оставила небесная Церковь свои престолы, низложила свои венцы, покло­няясь Богу и Агнцу, воспела песнь. Но ей и этого недостаточно – взяла гус­ли. Но и этого недостаточно – взяла молитвы земных, чтобы все и всё единым собором возвеличили Бога.

Откр.5:9-10 – И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. Человек пришел к Богу. В его устах смолкают дикие и непотребные напевы, он научается песни новой. О ней говорит псалмопевец: «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (Пс. 149:1). Но­вый гимн звучит в возрожденном сердце. Но с какой новой силой он звучит там, у престола Всевышнего! О дальних странах, ратных подвигах, о потерянной любви – поют певцы в долине земной. О чем же поете вы, святые, у престола на небе? Какая новая песнь родилась в вашем сердце? Не научите ли вы и нас воспеть эту песнь новую? Так слушайте же, о чем поют небеса: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати. Не было достойного ни на небе, ни на земле, ни под землею, – но вот небо и земля поют Агнцу-Христу: «Аксиос! Достоин! Достоин!» Достоин вникнуть в тайны Божий и вскрыть их. Достоин совершить домостроительство спасения!

И сейчас Церковь, подходя к посвящению служителей тайн Божиих, поёт: аксиос! Но это достоинство земных обретается только достоинством Небесно­го Агнца, Которому небесные поют: Ты был заклан, и Кровию Своею иску­пил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени! Вот она, песнь новая! Отверженного земными воспевает небо! Воплощенный Бог приносит Себя в жертву миру. Это важнейшее из всех событий несмолкаемо и боголепно воспевает земная Церковь. Но нужна еще новая песнь Церкви небесной, чтобы воздать достойную славу Искупителю. Кровь Иисуса Христа, Боже­ственного Агнца – вот та дорогая цена, которою мы искуплены Богу (1Кор. 6:20). Искупление Христово простирается на все народы. Нет веры русской или немецкой, есть вера Христова во всех народах, есть Кровь Агн­ца-Христа, омывшая иудея, эллина, немца, русского, китайца, человека бе­лого и черного, красного и желтого. Из всех народов собирает Христос Свою Церковь.

Здесь надо указать на неверное понимание указывающих на это и подобные места Нового Завета и говорящих, что Христос соберет Свою Церковь из веру­ющих всех исповеданий. Этого нигде в Библии не написано. Не из всех вер, а из всех народов соберет Христос Своих. О всех же народах сказано: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5). Еретики же даже один народ раскалывают на множество вер. Церковь все народы собирает в одну веру, веру апостольскую, хранимую поныне.

...И дальше поет Церковь Христу: Ты искупил нас... Об этом духовном царстве и священстве христиан уже было сказано (см. 1:6). Так поет ликующая при виде Агнца Церковь. Из слов этой песни мы ясно видим, что четверо животных и 24 старца – это и есть Церковь.

Откр.5:11-12 – И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев. Святой Иоанн видит, как картина всё более дополняется. В цент­ре – престол. На нем Сидящий и Агнец. Семь светильников горят пред пре­столом – Отец, Сын и Дух Святой, Пресвятая Троица. Сливаясь с престо­лом, вокруг него – четверо животных – существо Церкви – и высшие Ангелы. Далее вокруг престола 24 старца – Церковь. Следующий круг – Ан­гелы, которых теперь видит Апостол. Великое множество Ангелов окружало престол, животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч. «Тьма» – это десять тысяч. Тьма тем – это сто миллионов. Скорее же под этим числом надо разуметь весьма огромное количество. Этим же числом оз­начает и пророк Даниил Ангелов, стоящих пред престолом Божиим (Дан. 7:10).

Которые, то есть эти сонмища Ангелов, говорили. Видим, что в эту но­вую песнь включаются теперь и небесные воинства духов бесплотных. Досто­ин Агнец закланный, – именно через заклание, чрез Голгофу и Крест, ста­новится Агнец достойным принять силу над имевшим державу смерти, ибо связал сильного (сатану) (Мф. 12:29). Теперь Христос принимает силу над сатаной, бесами, адом и всем миром. А что, разве раньше Он такой силы не имел? Как Сын Божий имел всегда. Но «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3:8). И уже как Сыну Человеческо­му чрез Крест дается Ему «всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). И богатство. Ради нас Христос был «как отпрыск и как росток из сухой зем­ли... и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53:2). Ради нас Он обнищал и «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2:7). «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9:58). Голгофский же Крест удостаивает Его неизреченных и великих богатств. Все сокро­вища неба и земли принадлежат теперь Ему. Господь говорил, что раб не больше своего господина, а сколь часто мы, христиане, прилепляемся к бо­гатству земному и служим маммоне! Не говорил ли Христос всё оставлять ради Него, и тогда сторицею будет воздано. Тот будет достоин там принять богатства, кто оставляет их здесь. Вспомним жития святых, сколь многие из них всё оставляли ради Христа. Все они стяжали себе великие богатства на небе. А какое нищенское состояние на небе зарабатыва­ем мы себе своим многостяжательством и обольщением земным? Поэтому не надо говорить, что слова Христа об оставлении всего только для подвижни­ков. Первые христиане показали, что исполнять эти слова должны все (Деян. 4:32). Не стоит делать себе вход в Царство Небесное узким и малым, как отверстие игольного ушка (Мф. 19:24)!

Многие говорят: если не будем работать в воскресенье – дети по миру пой­дут. И невдомёк им, что по миру греха идут их дети от того, что они работают в воскресенье, а не молятся. Если воскресная работа не благословлена, то наработанное в воскресенье сгниет в понедельник. Кто с Богом живет, того и Бог никогда не оставит.

И премудрость. Это разуметь надо не по Божественному, а по человеческому естеству Христову. Некогда как младенец Он «возрастал, исполняясь пре­мудрости» (Лк. 2:40). Учителя иудейские «дивились разуму и ответам» (Лк. 2:47) двенадцатилетнего Отрока. Теперь же небо и земля и все лики ан­гельские изумляются Агнцу, берущему из десницы Всевышнего таинственную книгу и достойному перенять всякую премудрость. Ибо по плоти Христос удо­стаивается всеведения.

И крепость. «И нарекут имя Ему: Бог Крепкий», – говорит пророк Исаия (9:6). И неумолчно взывает Церковь: Святый Боже, Святый Крепкий... В Нем всякая крепость, и никто не может Его сокрушить. Он даже рабам Своим го­ворит, что даст им власть над язычниками, и будут пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся (2:26-27). Так получает крепость «Муж скорбей и изведавший болезни», Который «взял на Себя наши немощи и по­нес наши болезни» (Ис. 53:3-4). Поэтому не унывайте, братия, в немощах, ибо и крепость великую подает Господь. И честь. «Он был презрен и умален пред людьми» (Ис. 53:3), а теперь принимает честь от Ангелов, будучи превознесен превыше небес.

И славу. Славу воздают Ему небеса. Кто ты, убогий человек, заживо начи­нающий гнить, когда бесславишь Христа, Того, Кому тьма Ангелов воздает сла­ву?! Небеса исполнены ангельским славословием Христу.

И благословение. Как может Христос принять благословение и от кого? Он его ни от кого не принимает. «Без всякого  же прекословия меньший благо­словляется большим» (Евр. 7:7), а Он – Всевышний. Как Сын Человечес­кий, Он принимает благословение от Отца. И еще более: Он Сам Себя уни­жает, называя Себя «меньшим» в отношении к Иоанну Крестителю (Мф. 11:11), и принимает от него крещение. Но вот Он превознесен одесную Отца и... приемлет благословение – в каком смысле? Вот богатый дает ми­лостыню нищему. Чем может воздать нищий богатому? Ничем, но сердце нищего благословляет милостивого. Так благодарно благословляет тварь Твор­ца, так благословляет душа своего Господа. Сила, богатство, премудрость, крепость, честь, слава и благословение – вот семь жемчужин, которые Хри­стос, нас ради, через Свое заклание, оставил, а теперь как Сын Человечес­кий принимает при ангельском пении.

Откр.5:13 – И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. Вся вселенная, вся тварь поклоняется Творцу и Спасителю и славит Его.

Откр.5:14 – И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков. Этому славословию всей твари высшие Ангелы и сам характер, существо Церкви в лице Евангелистов говорят: аминь, истинно да будет так. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков. Так видим мы, что и Ангелы, и люди искупленные, и небо, и земля, и что под землею – всё вместе собирается в единое стадо, име­ющее одного Пастыря, – Христа, совокупившего разделенное, собравшего рассеянное, разрушившего всякие разделяющие преграды. Всё вместе образует еди­ный собор вокруг Бога.

Hosted by uCoz

Предыдущая глава

Следующая глава

Предисловие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22