Вопрос 652: 2 т. Каково духовное состояние в монастырях России. Можно ли идти туда, поступив в монашество?
Вопрос 1170: 3 т. Как Вы оцениваете монастырь, который описывается в романе Виктора Гюго «Отверженные» в 1-м томе?
Вопрос 1241: 4 т. Вы постоянно говорите, что монашество, как явление, не имеет своего оправдания в Новом Завете. А как же святые отцы, монахи, такие как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Ефрем Сирин, и Вы сами начитывали жития святых и восхищались их подвигом. Такие отзывы о монашестве не сеют ли соблазн в молодых сердцах и не подрывают ли доверия к трудам этих святых отцов?
Вопрос 1512: 6 т. Как же вы говорите, что молчальничество и отшельничество не имеет основания на страницах Библии? Откуда же тогда эти молчальники взяли свои уставы; и у них были ученики, которые тоже учились всю жизнь молчать? И разве Бог не услышал их? Они прославлены не только чудотворениями в жизни, но и от их мощей исцелялись больные.
Вопрос 1833: 7 т. В житиях часто упоминают о том, что когда начинали прославлять кого-то из них при их жизни, то он уходили еще дальше в глубь лесов, чтобы сокрыться от славы человеческой. Это действительно у них было, или только для виду они так делали, чтобы и из этой скромности создать себе посмертную славуВопрос 1835: 7 т. В житиях описывается, что был постоянный поис святости в людях: что более всего привлекало самих отшельников в других?
Вопрос 1836: 7 т. Почему Вы отрицаете необходимость чудес, таких как мироточивые иконы, исцеление от мощей и т.п. Христос же совершал чудеса, и «Жития святых» переполнены этими же благословениями и они явно были от Бога и укрепляли веру, и люди от чудес обращались на путь спасения? Чем вызвано Ваше неприятие чудес?
Вопрос 1919: 7 т. Отшельники боролись всю жизнь с гордостью, самомнением и превозношением. Удавалось ли им этого добиться?
Вопрос 1922: 7 т. У человека есть чувство веселия и смеха. Как святые смотрели на эти качества и способности?
Вопрос 1935: 7 т. Чем могли монахи доказать, что само монашество установлено Христом?
Вопрос 1963: 7 т. Из гонителя Савла получился Апостол Павел; а из монахов, отшельников получались ли Павлы, проповедники? И наоборот, из проповедника уходил ли кто вновь к молчальничеству и к скрытности в пещерку?
Вопрос 1984: 7 т. Если даже верить житиям, что всё так и было, то, читая про деятельность прославленных святых, можно ли заметить, что их деятельность сходится с требованиями библейскими? Тем ли они занимались там, или просто устраивали образцовые хозяйства и молились, строя храмы и кельи?
Вопрос 2001: 8 т. Кто или что гнало людей, далеко не глупых, верующих в Бога, в леса, в горы, в топь, в ущелья? Чего они хотели этим добиться?
Вопрос 2004: 8 т. Каким образом могли добиться монахи такого доверия к себе? Любое их слово принималось, как истина в последней инстанции.
Вопрос 2005: 8 т. Как
появляются новые кандидаты в монахи?
Вопрос 2007: 8 т. Бросив всё в
мире, одевшись в чёрную одежду, делались ли принявшие иночество
мудрее и милостивее, справедливее, - не говорю здесь о спасении, а
просто по-человечески, сносны ли были они при общежительном
житии?
Вопрос 2014: 8 т. О
монашестве у меня было самое возвышенное мнение, и я вполне могла
стать монашкой; меня даже влекло к тому и местные иеромонахи речь о том вели,
что угоднее всего Богу посвятить себя целиком, а это возможно только в
монашестве. А тут вот Вы стали говорить, что монашество – учреждение не
Евангельское, измыслено по человеческим замыслам. Не ошибаетесь ли Вы?
Кто-то еще так понимает, как говорите Вы, или это всё Ваши собственные
наработки, Ваше собственное мнение? Есть ли у Вас единомышленники в понимании
«монашеского» вопроса?
Вопрос 2024: 8 т. Для чего
был установлен срок испытания для приема в монастырь? И почему потом не стали
придерживаться этих сроков, а стали принимать
сразу?
Вопрос 2034: 8 т. Чьим
указаниям следовали основатели монашества, каким духом они прозревали будущее
своего детища? Было ли хотя какое-то представление о последствиях у тех, кто
изобретал монашество, что это серьёзно и очень, и очень
надолго?
Вопрос 2040: 8 т. Если
предположить, что самый прямой путь к Богу через изучение и
исполнение слов Его, а это и есть цель
монашества, то почему те страны, где подвизались в
пустынях столпы монашества, отпали от христианства? Почему Библия не была
популярной книгой среди тех, кто полностью отрешился от мира? Им
бы только и заниматься Библией.
Вопрос 2049: 8 т. Кто больше всего не
согласен с вашими высказываниями в адрес
монашества?
Вопрос 2053:
8 т. Если, как повествуют некоторые жития,
знание Св. Писания приводит к принятию монашества, то выходит, что
не-монахи Писания не знали? Не могли бы Вы указать, где в Писаниях
говорится о спасении через монашество?
Вопрос 2061: 8 т.
Монашество всегда было украшением Церкви, во все века и во
всех религиях мира. Почему же Вы это не
учитываете?
Вопрос 2062: 8 т. Неужели ничего нет про
монашество в Библии?
Вопрос 2069: 8 т. По каким признакам Вы
установили, что монашество нежизненно?
Вопрос 2072: 8 т. Не говорит ли Вам
приложение к имени святого «Великий» о величии его подвига и пользы для
Церкви?
Вопрос 2078: 8 т. Существуют ли препятствия
и ограничения для принятия иночества?
Вопрос 2085: 8 т. Святые много
говорили о смирении, испытывали себя на разных послушаниях. Разве этому нельзя
научиться в миру?
Вопрос 2088: 8 т. Кол.
2:20-23 - «Итак, если вы со Христом умерли для стихий
мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
"не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" [что всё истлевает от
употребления], по заповедям и учению человеческому? Это имеет
только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в
некотором небрежении о насыщении плоти». Если это место хотя бы читали
пустынножители, то как они могут полагать «заслужить» себе спасение
строго противоположными «подвигами»?
Вопрос 2089: 8 т.
Сегодня строят монастыри, и в них подвизается какой-то народ. Кто их
туда зовёт, или откуда они берутся и зачем? Они много ходят по
магазинам, и всё что-то выпрашивают.
Вопрос 2091: 8 т. Разве поработать Христу
можно только в монастыре?
Вопрос 2092: 8 т. По каким
уставам жили монахи в монастырях, кто эти уставы им составлял, и
насколько они употребимы в нашей сегодняшней
жизни?
Вопрос 2160: 8 т. На что ссылаются иноки, защищая институт монашества; какие из этих доказательств действительны сегодня?
Вопрос 2175: 8 т. На чём
основано Ваше двойственное отношение к некоторым святым: то Вы ставите его в
пример, то отрицаете его самое великое достижение -
монашество?
Вопрос 2177: 8 т. Разве монахи не такие же
люди, разве они не плачут, когда прощаются или болеют?
Вопрос 2185: 8 т. Вы такой
радикал от рождения или этому уже научились за годы страданий и
гонений?
Вопрос 2188: 8 т. Зачем
некоторые юродствовали? И почему Церковь этот вид дурачества стала
считать подвигом?
Вопрос 2214: 9 т. Вы не просто коснулись
темы монашества, а раскопали все «Жития»; и неужели думаете, что что-то
измените, что вот так сразу монахи и монашки пойдут проповедывать по России? Мне
кажется, что против Вас они не просто будут злиться, а будут проклинать и еще
что похуже того.
Вопрос 2392: 10 т. Может быть, монахи,
которые рыли под Киевом пещеры не имели подражателей, прочие же
всё-таки проповедовали?
Вопрос 2414: 11 т. Почему Бог не дал знак
Антонию Великому, что монашество Ему неугодно? А
так же других великих монахов почему Бог не обличил, хотя мы читаем
в житиях, что Бог говорил с ними?
Вопрос 2440: 11 т. Чем вызвано
такое «дерзкое» предисловие в 7 томе «…открытым оком» по отношении Вас от Вашего
сотрудника о. Нафанаила? Были ли ещё выпады его против
Вас?
Вопрос 2777: 13 т. Коль уже у нас есть
монастыри и монашество, то как Вы видите образ монашествующих в
современных условиях, чтобы была польза и монаху, и окружающим? На мой взгляд,
совсем закрыть монастырь всё же жалко, но заселять нужно их только
престарелыми и овдовевшими людьми, а молодёжь, если и есть, то лет до 40-50 не
связывать никакими обетами и постригами. Попался хороший человек в Господе,
женитесь и живите с Богом! А как Вы думаете? Или где-то этот вопрос уже есть в
Ваших книгах? Все Ваши книги полностью я ещё не скоро прочту. Я знаю, что Вы
прикажете нести им “Благую весть”. Но, общаясь с жёнами, им и вправду с
блудным бесом крепко драться придётся, а сил-то
нету.
Вопрос 2818: 13 т. Вы говорите, что монахи
должны идти в мир, проповедывать и нести социальное служение в
миру. Но они же молятся не только за себя, но и за страну и, даже больше того,
за весь мир. Разве это не по Евангелию?
Вопрос 2825: 14 т. Неужели сидящим в затворе
не приходила мысль о том, что больше от него было бы пользы для других, если бы
он благовествовал миру, а не сидел в пещере? И если такие мысли приходили, то
почему же они не претворили их в действие?
Вопрос 2831: 14 т. Вы говорите, что в монашестве процветала гордость, что они мнили о себе, что их подвиги выше подвигов семейных людей. А разве это не так? Хотя сами монахи о себе всегда говорят в уничижительных тонах: рабы рабов и прегрешнейшие псы.
Вопрос 2842: 14 т. Какое влияние на народ и
на заезжих сектантов оказывают наши древние обители, как под Киевом и под
Псковом?
Вопрос 2844: 14 т. Почему Вы обвиняете
монашество в нарушении Евангельских повелений идти и проповедывать, что-де они
молчали тысячи лет. А как Кирилл и Мефодий, они же монахи были? Молчальничство –
это не уставное монашеское, а подвиг лишь отдельных
подвижников.
Вопрос 2846: 14 т. Отдаление от мира
уничтожало ли в монахах память о соблазнах по женской
линии?
Вопрос 2849: 14 т. Почему при описании жизни
монахов так часто показывается, что они боролись с демонами, распознавая их
козни. А если не распознавали, то чем это кончалось для
них?
Вопрос 2856: 14 т. Где предел послушания
своему наставнику и полагался ли он в уставах монастырских? И как можно к такому
беспрекословному послушанию приготовиться, чтобы не отклониться от заповеди о
любви к ближнему?
Вопрос 2867: 14 т. Разрешалось ли монахам
искать истолкователей Библии, если до чего-то не смог сам человек
дойти?
Вопрос 2873: 14 т. Если сравнить монахинь
тогдашних и сегодняшних сестёр-мирян, то кто крепче душою?
Вопрос 2881: 14 т. Понимало ли государство Российское всю опасность от строительства монастырей, что в них глушится Евангельская вера?
Вопрос 3042: 16 Т. Если монахам было
показано, что живущие в мире выше их по праведности, то почему же они не взяли
за образец тех мирских людей?
Вопрос 3063: 16 т. Вы говорили, что по
житиям святых монахи самых верующих убеждали принять монашество и тем
обескровливали народ. А есть ли свидетельства об этом от самого
народа?
Вопрос 3101: 17 т. Кто более всего ратует за
монашество в виде отшельничества, созерцательности, где полное уединение на
вершинах гор?
Вопрос: 3124: 17 т. Вы говорили, что не
следует уходить в пустыню, а нужно идти в мир и служить людям, проповедуя
всем Евангелие? Так почему же монахи этого не
делали? Среди них были и учёные люди, как Игнатий Брянчанинов. Он разве не звал
иноков в мир, служить ближним?
Вопрос3131: 17 т. Почему же
труженики-монахи, нарывшие километры подземных пещер, не хотели идти на
проповедь?
Вопрос: 3141: 17 т. Как Вы доходили до
сознания того, что монастыри совершенно не Евангельское устроение? Что
способствовало таким выводам?
Вопрос 3259: 18 т. Какие
главные доводы приводят почитатели монашества в защиту этого
явления?
Вопрос 3423: 21 т. Когда женщины пробирались
тайно в мужские монастыри, то под каким имеем они причащались
там?
Вопрос 3486: 22 т. Приходилось ли Вам видеть, как в монастыре воспитывают такое послушание, что всё сделают, не обижаются?
Вопрос 3535: 23
т. Сегодняшнее монашество на
своей вершине, на Афоне, пересмотрело ли хотя бы главное в своей деятельности –
чтобы выйти к миру с благовестием?
Вопрос 3601: 24 т. Еврейский вопрос так
запутан, что лучше бы ничего не видеть и не знать, а жить бы как попроще. И всё
же, почему к евреям такое презрительное очень часто
слышишь?
Вопрос 3613: 24 т. Чем всё-таки оправдывали
подвиги молчальничества даже особо чтимые святые? Не могли же они не знать
учения Христова, где прославляется сеяние Евангелия. Взять того же Серафима
Саровского, он же тоже молчал.
Вопрос 4017: 29 т. Столько прозорливых в
церкви, но почему никто не говорит, почему так часто горят храмы и монастыри?
Может, не одна причина – замкнуло электропроводку; а может, у нас что-то
замкнуло — и мы давно слепые?
Вопрос 4019: 29 т. Раньше было так, что кому
тяжко в патриархии, имели отдушину — уйти в зарубежную часть Церкви. А как ныне,
куда недовольному деваться?